В.Н.Негода, О.В.Ратанова, Ю.В.Сафрошкин, П.И.Соснин,В.И.Тур, В.В.Шишкин

О ПРОЕКТЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА УЛГТУ

"Ноосферное развитие и земная ноосфера"

 

Авторская инициативная  группа  в середине 2001г приняла предложение отметить наступление 21 века и нового тысячелетия Ноосферы (как  хотелось  бы) вкладом УЛГТУ в активизацию ноосферного развития (НР) - постановкой в порядке эксперимента факультативного курса "Ноосферное развитие и земная ноосфера (ЗН)" (приложение),  открытого в т.ч. для свободного посещения желающими из других ВУЗов и учреждений Ульяновска

При этом, исходя из многопрофильности факультетов УЛГТУ, была определена иерархия задач курса:

- Комплексно раскрыть идеи НР как в метафизическом плане (цели и смысл развития),  так и в разных прикладных "земных" планах: от агро-,  мари-,  био-технологий до гармонизации всей жизнедеятельности людей  и перспективного расселения Земли.

-         Попытаться наметить путь смягчения известных противоречий духовного и земного аспектов НР (см. эпиграф Пушкина в приложении)

-         в интерпретации, доступной хотя бы для продвинутых студентов, с привязкой в т.ч.  к современным реалиям России.

-         Наметить  из слушателей рабочую группу,  которая могла бы создать и поддерживать на Портале УлГТУ долговременный сайт "НОО-развитие", доступный чтению и пополнению из других ВУЗов города (для начала).

-          По возможности ориентироваться и на СО-участие  в  Межрегиональном "Банке знаний и опыта НР" (если такой проект будет развиваться).

После предварительного согласования весьма ограниченного (по часами ресурсам) плана курса (приложение,  стр.2) с указанными сложными замыслом и задачами (и после оформления этого  на  уровне  ректората)  с осени 2001г были запущены параллельно процессы:

1)              Подготовка содержательной стороны занятий по плану (Ю.В.Сафрошкин);

2)              Сбор доступных в Интернете материалов,  корреспондирующих с темами занятий и их организация на учебном и вспомогательных сайтах УЛГТУ (В.Н.Негода, О.В.Ратанова, Ю.В.Сафрошкин);

3)              Организационные  аспекты  проведения курса (В.И.Тур,  В.В.Шишкин и факультативный)  до  мобилизации  (курс экспериментальный вне учебного плана) скудных ресурсов (подходящие аудитория и часы,  ПЭВМ, Интернет,  деньги,...).

Были намечены  кураторы от факультетов,  с которыми предполагалось регулярно подробно обсуждать подготовку и движение курса.

Предварительные экспертные  оценки  определили  "вилку"  возможного добровольного контингента  в 40-120 чел:  по 10-20 студентов, аспирантов и преподавателей от 4-х факультетов УЛГТУ;  по столько же из других ВУЗов вместе и изо всех учреждений города (допускалась  заинтересованность некоторых специалистов и управленцев).

Были подготовлены детальные планы первых занятий и иллюстративные материалы к ним,  а также размножены некоторые "раздаточные" материалы для более эффективной работы слушателей, например, краткие планы курса и отдельных занятий,  списки литературы и проблемных вопросов, словарь основных терминов. 

В  целом подготовка кураторами была признана удовлетворительной.  Поэтому,  с учетом оценок контингента и в надежде  на "стыковку"  всех указанных выше процессов к началу 1-го семестра,  была выделена аудитория и определен целесообразный график (регламент) занятий - раз в неделю по 3 часа:  2 часа лекций, а после них по 1 часу проблемно-дискуссионные семинары для совместной творческой  разработки  участниками интересных им проблемных вопросов (сформулированных в лекциях).

Перед самым стартом (намеченным на 13.02,  к  сожалению,  накануне Дня влюбленных) был развешен на досках десяток объявлений о курсе. Они оказались фактически незамеченными и в первые дни, и в следующие недели (до 7 марта) на фоне интенсивной рекламы отношений полов.

Поэтому было решено эту 1-ю попытку прочтения курса прекратить по неявке слушателей. Однако работу по курсу продолжить, сосредоточив ее: а) на формировании ноосферного раздела учебного сайта УЛГТУ; б) на подготовке к следующему учебному году (и,  возможно, второй попытке проведения курса) учебного пособия по курсу (с учетом  орг-графо-бумажно-финансово-технического обеспечения).

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:  Мнение  о  целесообразности данного курса (в информационном и мировоззренческом аспектах) сохраняется.

Проведение  подобного  курса как факультатива требует гораздо более серьезной (чем виделось вначале) оргработы: техобеспечения, рекламы.

В рамках конференции (например,  круглого стола  предполагается поделиться более подробно о методических аспектах курса, об означенных сложностях  1-й попытки его реализации и о намечаемом развитии работ по курсу по всем направлениям (см. выше).

ПРИЛОЖЕНИЕ: Аннотация и план курса УЛГТУ   "Ноосферное развитие и земная ноосфера"     EOF/3nokon2d.txt  ooooooo  lex1.2  20.03.02ЮВС/

 

ТЕЗИСЫ на МНПК "В.И.Вернадский: ноосферология и образование"    (117415, Москва, а/я84, А.И.Ревякину)     E-mail: Komprtan@tamb.ru; vfond@cnt.ru