Казакова А.П., проф., акад. РАЕН, Бурдина Н.Г., канд.пед.ншманец В.И., д.т.н., проф.

ПЕДАГОГИКА ХХ1 ВЕКА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ

Естественным результатом противостояния народов друг другу в ХХ-ом веке  было создание сильных централизованных государств, призванных обеспечивать:

·        образование, здравоохранение, социальную защиту населения;

·        охрану границ и территориальную целостность ресурсной базы стран;

·        неуклонный рост благосостояния народа, поддерживающий веру в завтрашний день у рядовых граждан;

·        вскрытие внутренних и внешних резервов, которые могут обеспечить всё искомое.

·        Отсутствие достаточной заботы государств о духовном, этическом, эстетическом и экологическом воспитании населения, разрыв в преемственности традиционного поведения поколений привели к смещению приоритетов с духовно-нравственных на материально-технические.

Кризисное состояние  России широко освещается в прессе у нас и за рубежом.   Отмечаются такие ключевые факторы, как:

·        ликвидация отраслевого планирования в 1991 году и резкая смена правового поля при сохранившейся традиции пирамидального сбора налогов и централизованного управления общенародным достоянием привели к криминальной обстановке в органах центральной власти;

·        неспособность власти, обескровившей Россию, обеспечить минимальные социальные гарантий населению страны и свои б вооружённые силы судьбы, лишив тем самым себя поддержки и со стороны военных;

·        экономика России полностью разрушена, а её природные ресурсы варварски расхищаются.

·        Восстановление нарушенных территориальных образований, терроризируемых преступными элементами, с одной стороны, дискредитация существующей центральной власти в глазах основной массы населения страны, с другой, - наметили тенденцию к созданию общин нового типа и разработке системы общинного взаимодействия и самоуправления в целях выживания. Идея сохранения мира и ликвидации межконфессиональных и межэтнических конфликтов, получивших искусственное разжигание в странах СНГ в интересах лиц, привыкших жить по принципу: «Разделяй и властвуй», побудило к разработке и реализации программы ЮНЕСКО «Культура мира».

Союз ученых и педагогов России (СУПЕР), активно работающий в области новых видов энергии (гравитационной, психической), учитывая бесперспективность ядерной энергетики и истощение основных энергетических источников (нефти, газа, угля), уделяет большое внимание личности человека на пороге перехода в  ноосферную эпоху, которая сможет создать безопасные  энергетические источники. Сложившаяся ситуация побудила нас сконцентрировать внимание на  ближайшем будущем – ХХ1 веке. Это будущее определят сегодняшние дети.

По данным Комитета Госдумы РФ по здравоохранению в 1997 году более 90% детей, рождённых в России, имели патологические нарушения в организме  (физическом теле). Нарушение экологического равновесия в природе – одна из важнейших, но не единственная причина. Понимание причин нарушения функции или разрушения материи под влиянием внешних искусственных и естественных энергоинформационных воздействий в организме человека с момента его зарождения – это принципиально новый подход в организации системы развития подрастающего поколения с реабилитационно-оздоровительной средой.

Реально создание такой воспитательной, образовательной и оздоровительной среды, где обучение населения позволит устранить причины возникновения нарушений.  Это будет  обучение  по «программе жизнь человека» на всех её стадиях: девочка-девушка-женщина-мать-бабушка; мальчик-юноша-мужчина-отец-дедушка.   В решении этой проблемы могут быть полезна методика А.А. Уманской, защищенная патентами в 70-х годах.

С твёрдой уверенностью в том, что «Образование спасёт Мир» приносим на суд читателей своё понимание роли педагогической науки на современном этапе развития  человечества:

Педагогическая наука - это наука об управлении развитием личности, точнее – наука о создании условий для самораскрытия творческого потенциала личности и создания духовно-интеллектуального ресурса общества.

Педагогическая наука – синтетическая, она призвана обеспечивать реализацию принципов развития личности: системности, непрерывности, преемственности, адаптивности, гуманизации и экологизации. Принцип экологизации процесса развития личности возник как следствие нарушения обозначенных первых пяти и призван обеспечить спасение человека как биологического вида в связи с созданным самим человеком для себя самоубийственных условий бытия.

Педагогическая наука – наука синтеза – объединяет достижения всех наук на новом качественном уровне и в максимально доступной форме «доставляет» новейшие знания обучающемуся.  Акцент на синтез в педагогической науке определяет её специфическую особенность в наличии двух систем методов: аналитических, изучающих объективную реальность, в которой происходит процесс познания, и методов воздействия, целью которых является обеспечение максимального усвоения знаний. Первая система методов строится и базируется на результатах современных наук. Поскольку предметом исследования является «человек как объект познания» (К.Д.Ушинский) и активный субъект в преобразующем личность педагогическом эксперименте (А.С. Макаренко), эту составляющую педагогической науки призвана обеспечивать педагогическая психология.

Система методов воздействия включает в себя не только личность педагога, но и референтную (значимую для обучающегося) группу (родители, друзья) и среду обитания, в которой для воспитания личности, самораскрытия творческого потенциала нет мелочей, ибо любая «мелочь» может стать главной в выборе ценностных приоритетов при определённой ситуации, вызванной циклом развития природы. общества и конкретной личности человека.

Подготовка производственного человека потребовала развития в системе воспитания личности таких способов воздействия, как: поощрение, наказание, принуждение, научение и т.д.- соответствующие диалектическому и историческому материализму Х1Х-ХХ веков. Конец ХХ века ознаменован открытиями в различных отраслях знаний - принципиально меняющих мировоззренческую парадигму, а, следовательно, требующую коренного пересмотра ключевых позиций педагогической науки, обслуживающей системы просвещения, образования, воспитания и профессиональной подготовки развивающейся личности.

Переход в ноосферу неразрывно связан с ноосферным сознанием личности, базу для которого подготовил «русский космизм» – учение о всеединстве макро- и микрокосма. По мнению А.Н. Зелинского, это всеединство образует психокосмическую систему, объединяющую феноменальный и внефеноменальный планы бытия.

Познание внефеноменального плана осуществляется двумя путями: метафизическим, требующим особого настроя сознания, который является главным методом религии, и научным, в основе которого лежат эксперимент и опыт, объясняющие противоречия сознания и жизни. Отношения между людьми в социуме базируются на здравом смысле.

Здравый смысл вбирает в себя опыт поколений, переданный человеку в виде традиций (не писаных законов) воспитанием, накопленный опыт общественных отношений и интуицию, помогающую ориентироваться в окружающей реальности. Существенные различия в понимании механизма осуществления нерасторжимой связи мирового целого с конкретным человеком, по мнению П.А. Флоренского, зависят от психофизиологического состояния человека.

В мировоззрении В.И. Вернадского звено микрокосма человека специально не рассматривается. Квинтэссенцией его учения при глубинном анализе космопланетарных процессов является организация монолита живого вещества. Оно имеет глубокое соответствие философским системам Индии, в которых анализируются представления о космичности и вечности жизни, о единстве живого вещества, человека и природы, о круговоротах и взаимопревращениях косного и живого вещества. «Эти представления пронизывают психокосмическую систему буддизма, учение о санскаре, о вечных, космических взаимопревращениях живых существ и т.д.

Отсюда вытекает этика сострадания к живому, имеющая объективированное и экологическое звучание. Это - тот фонд идей, который должен широко учитываться при разработке культурологических основ нового мышления, установлении приоритета общечеловеческих интересов на пути к общечеловеческой цивилизации» (В.П. Казначеев, Е.А. Спирин. Космопланетарный феномен человека»  М.»Наука», 1991, стр.73).

Для развития педагогической науки большое значение имеют работы А.Л. Чижевского, изучавшего фазы солнечной активности и их влияние на живое вещество земли. Эти исследования подтверждают значение «солнечного культа» цивилизации майя, египтян и инков, древних славян, для которых солнце было не только источником и защитником жизни, но и посредником при передаче информации, направленной к нему и через него из других звёздных систем.

«Солнечный культ, приписываемый древним майя, фактически является признанием и подтверждением того факта, что высшее знание и мудрость буквально передаются через Солнце или посредством периодических движений солнечных пятен.

Цолькин, или священный календарь -  средство для отслеживания информации через знание циклов солнечных пятен. Цолькин – это  и информационная матрица, обеспечивающая связь между, по крайней мере,  двумя звёздными системами, создавая поле двусторонней связи посредством солнечных пятен». (Хосе Аргуэльес. Фактор майя. «Зодиак», Томск, 1994, стр. 42).

В процессе соотношения между матрицей священного календаря майя, Цольцина, содержащего 260 элементов, и китайской книги перемен И-Цзин были выявлены 64 кодовых слов ДНК, генетического кода. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Евангелие от Иоанна). Ученые РАН установили сверхчувствительными приборами, что солитонные волны зарождаются в ДНК, и, проходя по ним, как по строчкам, изменяют свои характеристики, как бы впитывая наследственную информацию.

В педагогической науке следует обеспечивать комплексный подход в объединении: содержания деятельности систем воспитания, образования, просвещения, профессиональной подготовки   с организацией процесса управления этими системами в соответствии с методологией, обеспечивающей тесную связь разрабатываемых прогнозов и планов развития с объективными циклами развития природы и общества, а также выбором адекватного методического аппарата. Нравственность – стержень, условия и результат развития личности и социума.

Организация системы развития личности, точнее, самораскрытия её творческого потенциала, соответствующего ноосферному сознанию, побуждения к самоорганизации процесса познания,  выдвигает проблемы пересмотра арсенала методов воздействия на личность.

Педагогическая наука России, замкнувшаяся на системе общего школьного образования и на подготовке учительских кадров, пришла к состоянию, выраженному в русской пословице «Если по ржи сеять рожь, то рожь вырождается».

Система последипломного образования руководителей и специалистов народного хозяйства вынуждена была самостоятельно для своих нужд разрабатывать новые педагогические технологии, профессиональную педагогику и психологию. Приход в общеобразовательные школы и в ВУЗы преподавателей отраслевых ИПК, владеющих так называемыми «активными методами обучения», после разрушения  системы ПДО в производственной сфере, привнёс в общеобразовательные школы «новую струю», подхваченную наиболее инициативными школьными учителями.

В результате появился интегративный курс «Технология и творчество», различные модификации метода Занкова для начальной школы и многие другие новации. Попытки внедрить в общеобразовательную школу программы «половое воспитание школьников», «проталкивание» в содержание других школьных программ элементов, направленных на переключение сознания в сферу подсознания совершенно недопустимо на этапе перехода в ноосферу.

Система развития личности достаточно сложно поддаётся алгоритмизации в связи с наличием значительного количества «размытых», нечетких форм (организационных структур), оказывающих влияние на «тонкий план» личности. Личность Учителя Жизни была и останется ведущей в педагогических системах, т.к. оказывает на развивающегося не столько вербальное, сколько невербальное воздействие. Личный пример Учителя - прежде всего. «Каков поп, таков и приход».

Проблема подготовки творческого учителя, преподавателей ВУЗОВ и последипломного образования – проблема 3-го тысячелетия. Активный процесс массового расширения сознания, рождение детей в России с психическими свойствами, характеризующими наличие резервных возможностей человека, ожидаемые катаклизмы природного и техногенного характера - насущные проблемы современной педагогической науки, адаптирующей личность к данной цивилизации и обеспечивающей ей условия перехода на новый качественный уровень - в ноосферу.

На современном этапе постижения иного, непривычного грубому материализму смысла, ибо мысль, как доказывает современная наука, - материальна, требует принципиально нового подхода к оценке информации. Необходимо четко различать информацию ноосферного развития личности и информацию, необходимую для управления уже созданной человеком техногенной средой, грозящей своему творцу его уничтожением.

Усвоение первого типа информации требует самораскрытия творческого потенциала и соответствующих условий для этого, второй - допускает и использует технические средства обучения. 

Дистантное обучение тесно связано с последними достижениями техники, телевидением и компьютером. Такой вид обучения целесообразен для обзорных лекций общеразвивающего типа, проведения заочных конференций с выдающимися учеными, телемостов и теледискуссий, для обучения конкретным навыкам, требующим профессионального мастерства и т.д. 

Дистантное обучение имеет следующие видимые ограничения:

·  Отсутствие единовременной обратной связи с массивом обучающихся в разных концах страны и зарубежья.

·  Нацеленность на информирование, что, как правило, действует в ущерб осмыслению информации и приводит скорее к негативным, чем к позитивным результатам.

·  Технические сложности в методическом плане. Они вызваны необходимостью обеспечения конъюнктуры спроса на компьютеры, без чего не могут совершенствоваться компьютерные технологии и быстро изменяющаяся техника, с одной стороны, но при этом затрудняется использование методических разработок, имеющих более длительные сроки создания и их  востребованности у потребителей - с другой.

Рост информационных процессов требует соответствующего применения методического аппарата (как исследовательской системы методов, так и методов воздействия), обеспечивающего постоянную сбалансированность правого и левого полушарий головного мозга, что является базой для перехода в новое – ноосферное измерение сознания человека. 

Общеизвестно, что новое – это забытое старое. Сегодня мысли А.С. Пушкина, изложенные в статье «О народном воспитании», чрезвычайно актуальны в связи с попытками целенаправленного разрушения общественной системы образования. «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, - сказано в высочайшем манифесте от 13 июля 1826 года,-  но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твёрдых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец – погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые  общественные бедствия.» (А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, т.7 стр. 356, М. 1962).

«А так как в России всё продажно, то экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров. Он походит на плохую таможенную заставу, в которую старые инвалиды пропускают за деньги тех, которые не умели проехать стороною» (Там же, стр.356). Актуальность этих слов А.С. Пушкина в наши дни – результат фактического прекращения финансирования системы общественного образования.    Поскольку воспитывает, прежде всего, личный пример Учителя, заповедь Пушкина: «Надлежит заранее внушить воспитанникам правила чести и человеколюбия»,- чрезвычайно актуальна для современного человечества.

Проблема измерения характера воздействий педагогических кадров на духовно-нравственное становление детей - проблема ноосферного уклада

Синтетический процесс развития личности и социума тесно связан с анализом условий, в которых личность развивается. Критерии оценки динамики процесса развития личности и социума должны соответствовать объективным законам эволюции человека и отражать эффективность каждого этапа.

Использование в качестве критериев оценки эффективности системы образования пресловутых ЗУН (знания, умения, навыки), одним из которых выступает измерение скорости чтения с секундомером в первом классе общеобразовательной школы, уже привели к искусственной задержке психического развития школьников в связи с разбалансированием правого и левого полушарий головного мозга, следствием чего является потеря здравого смысла.

В настоящее время в стадии экспериментальной апробации находится способ контроля гармоничного развития личности, позволяющий выявлять энерго-информационный потенциал личности, темп роста-прироста духовно-интеллектуального ресурса и степень его  реализации в созидательных процессах (А.П. Казакова).

4. Эффективность Жизни – оптимальность развития, предусматривает обеспечение  степени «свободы выбора» в пределах «золотого сечения», с одной стороны, и необходимого отклика в Душе человека, позволяющего ему реально действовать в диапазоне «золотого сечения» - с другой.

Проблема школьного учебника, обеспечивающего синтетическое восприятие  обучающимся своей роли на земле с обеспечением всеединства с Космосом, является самой насущной проблемой сегодняшнего дня. Русская классическая литература, основателем которой по праву считается А.С. Пушкин, создала необходимые условия развития направления «русского космизма», освоения космического пространства.

Русская классическая литература пронизана высокой нравственностью и гуманизмом, столь необходимым сегодня мировому сообществу для пересмотра своих жизненных позиций на этапе перехода в ноосферную эпоху. Сказки А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, басни И.А. Крылова, народные сказки, пословицы и поговорки – лучшие образцы нравственного воспитания. Они входят незаметно в жизнь каждого человека, как воздух, как вода. Мы настолько к ним привыкли, что даже не всегда осознаём, что они значат для нас. Переход в ноосферную эпоху – период активного переосмысления накопленного Россией духовного богатства в её литературе как составной части её культуры.  Благодарные потомки с благоговением готовятся к 200-летнему юбилею со дня рождения провозвестника космического всеединства Александра Сергеевича Пушкина.

Преодоление экологического и технологического кризисов возможно только при условии перехода на новые виды энергии, важнейшей из которой станет психическая энергия духовно-нравственных людей-творцов. Обеспечение условий здравостроительства и массового самораскрытия творческого потенциала личности для сохранения жизни на Земле во всех её формах, как это предусмотрено Законом об образовании в редакции 1993 года, - главная первоочередная задача государства и органов местного самоуправления.

В этих условиях возрастёт роль семьи, рода, народа, призванных обеспечить всестороннее гармоничное воспитание личности и адаптацию к местным условиям социума с традиционными формами проживания. Для восстановления семьи в качестве главной социообразующей ячейки необходимо подготовить новое учительство и организовать планомерную работу с родителями по их духовно-нравственному, физическому оздоровлению, обучению оптимизации и укреплению семейных отношений. 

В системе развития личности многонациональной России целесообразно использовать позитивно зарекомендовавшие себя формы:

·        Всемерное развитие  инициативы для созидательной деятельности и восстановления экологического равновесия в Природе и обществе.

·        Изучение русской классической литературы и искусства методом чувствознания, обеспечивающего постижение вневременной мудрости и опыта поколений, обобщенного образами этих произведений. Современная наука установила, что достаточно ежедневно в каждой семье вслух читать по 30 минут стихи и сказки в стихах А.С. Пушкина, чтобы значительно улучшить состояние здоровья членов семьи и противостоять дисгармоничным  невидимым энергетическим потокам от радио, телевидения, электроприборов.

·        Развитие смекалки в процессе внеклассной и внешкольной работы, обеспечивающих сбалансированность правого и левого полушарий головного мозга.

·        Возврат к программно-целевому развитию личности, обеспечивающему равные стартовые условия для каждого члена общества, имеющего индивидуальный код энергетического и информационного метаболизма, предусматривающего развитие в своём индивидуальном темпоритме в соответствии с Законом об образовании, принятым в 1993 году и гарантирующим это право личности.

·        Восстановление биосферного характера духовно-нравственного развития детей с полной ликвидацией суррогата секс –программ, внедряемых в общеобразовательную школу. Государственный запрет «сброса» через СМИ, особенно через ТВ, дисгармоничных звуковых и световых воздействий, насилия, секса на население, следствием которого являются: алкоголизм, наркомания, рост преступности в самых жестоких его формах.

·        Повышение роли физического воспитания, с помощью которого голодные и ослабленные дети войны смогли стать полноценными гражданами своей Родины и вывести отечественные науку и искусство на передовые рубежи.

·        Восстановление стройной системы увязки межпредметных связей учебных курсов в соответствии с возрастными этапами развития детей, созданной десятилетиями, с обновлением мировоззренческих позиций в связи с новыми научными открытиями для обеспечения эффективной реализации принципов: преемственности, непрерывности, адаптивности знаний возрастным этапам развития детей, гуманизации и экологизации процесса развития.

·        Восстановление в школе воспитательных функций гуманистических детских движений, имеющих интернациональную направленность, и школьного самоуправления, обусловленного традиционной формой проживания каждого социума.

·        Запрет использования в системе развития личности в общеобразовательной школе контроля по пресловутым ЗУН с привлечением к уголовной ответственности лиц, применяющих секундомер для проверки скорости чтения детей, что ведёт к разбалансированию правого и левого полушарий головного мозга, и как следствие, - к искусственной задержке психического развития.

Алгоритмизацию процесса работы обучающихся на уроке можно допускать только при освоении ими профессиональных навыков создания предметов овеществлённого труда.

Целеобразующей основой государственной политики системы развития личности должно стать воспитание целостного гармоничного человека, осознающего  ответственность за свои мысли, чувства, поступки перед обществом и природой, свою сопричастность к эволюции жизни, человека-творца, способного выйти за рамки традиционных научных представлений и направить свои энергию и талант на полную утилизацию отходов производства и экологическую очистку планеты Земля.

Основой развития личности должна стать культура народа, аккумулирующая в себе образ мысли и основной принцип жизни. Для народов многонациональной России этой базой является природосообразный принцип биосферно-ноосферного образа мыслей и соборный, общинный принцип жизни. Просвещение призвано оказать практическую помощь всем слоям населения в понимании особенностей перехода в новое тысячелетие, связанное с изменением световых потоков, космических воздействий на природу и человека.

Цель воспитания – развитие самоорганизующейся личности, ответственной за жизнедеятельность социума. Нравственность – способность личности к развитию в соответствии с изменяющимися циклами в природе и обществе. Нравственное поведение – результат воспитания. Образование в России – средство восприятия развивающейся личностью основных принципов и способов создания наукоёмких безотходных технологий с постоянной внутренней корреляцией (сверкой) соответствия базовым принципам мысли и жизни.   Стержнем системы развития личности должно стать духовно-нравственное самосовершенствование как универсальный путь жизни человека.

Здоровый образ жизни и физическая культура – основа полноценного развития личности

Основной целью учебников  переходного этапа, призванных обеспечить самораскрытие творческого потенциала личности каждого ребёнка независимо от национальности в общей семье народов России, является сохранение пропорций общей культуры народов, получившей название советской,   с особенности культур малых народов, обеспечивающих наиболее оптимальные способы адаптации к климатическим и природным условиям жизни каждого этноса. Главным критерием оценки качества учебников должно стать соблюдение пропорций между базовыми понятиями культуры и цивилизации с отклонениями в пределах «золотого сечения» в учебных циклах гуманитарного и естественного направлений.

      Механизм внедрения Доктрины развития личности на базе изложенных позиций должен обеспечивать гармоничное «встраивание» разрабатываемых элементов в действующую социально-экономическую действительность, бережно сохраняя все ростки позитивного опыта, обеспечивающего реализацию стратегических целей Доктрины.

Учитывая коррумпированность и профессиональную несостоятельность действующих органов управления государством с соответствующей тенденцией в системе общего и профессионального образования, необходимо ликвидировать все структуры стандартизации, обеспечив программно-целевое управление системой развития личности с контролем по конечным результатам, передав промежуточный контроль Попечительским советам при воспитательно-образовательных учреждениях и представительным органам власти, контролирующим исполнение бюджета. Вехами такого контроля должны стать интегральные показатели жизни каждой семьи – главной ячейки народа.

Исходную базовую сумму стоимости развития одного человека можно определить среднестатистическим путём деления всей суммы, выделяемой в бюджете на отрасль создания духовно-интеллектуального ресурса общества (в том числе на бюрократический аппарат, который подлежит сокращению в связи с введением единых интегральных оценок качества жизни и передачи функций контроля за качеством развития ребёнка органам местного самоуправления и Попечительским советам учебно-воспитательных учреждений) на общее число  воспитанников воспитательно-образовательных учреждений.

Полученная сумма будет основанием для составления бюджета на местах с предоставлением равных стартовых возможностей каждому ребёнку, а также возможности семьям выбирать наиболее подходящее воспитательно-образовательное учреждение, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

Необходимость создания учебно-воспитательных учреждений реабилитационно-оздоровительного типа по методике А.А. Уманской, исходя из потребностей конкретной территории, местное самоуправление, инициирующее население по месту жительства, быстрее и качественнее может решить эти вопросы, если деньги будут следовать за учеником, обеспечив тем самым здоровое соревнование между воспитательно-образовательными учреждениями различных форм собственности под непосредственным контролем Попечительских советов и представительных органов власти или органов местного самоуправления.