Ноосферное развитие России - стратегические задачи

(тезисы программы Ярославской региональной общественной организации «Ноохора»)

 

ЦЕЛЬ

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМА СТАРТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

К СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ

О НООХОРЕ

*********

ЦЕЛЬ

19.    Глубокий системный кризис земной цивилизации, грозящий катастрофическими событиями глобального масштаба, ставит мировое сообщество перед необходимостью переосмыслить исторический опыт и найти новые формы существования, приемлемые в создавшихся обстоятельствах.

20.    Разрушительные процессы в сегодняшней России - одно из проявлений и следствий этого неустойчивого состояния цивилизации. Остановить их, не считаясь с тем, что происходит в мире, не увязывая наших действий с планетарными общественными и биосферными процессами, невозможно.

21.    Первопричина кризиса - извечный конфликт биологического и духовного начала в человеке, до крайности обостренный достижениями технократического разума. Стихия техногенеза охватывает планету,  когда человек духовно еще не готов к глобальной роли Хранителя биосферы - естественной и ничем не заменимой среды его обитания как биологического вида. При высочайшем уровне интеллектуального и духовного наследия человечества  массовое сознание остается в плену родо-племенных и узкогрупповых эгоистических стереотипов, упорно приспосабливая  к ним гибнущий мир. Нравственные и правовые нормы, регулирующие поведение людей, заперты в границах региональных цивилизаций и вырваны из потока времени. В отсутствие этики полномерной, - рассчитанной на вечное существование человечества и органически встроенной в коллективное сознание всех народов Земли, - разум обречен обслуживать животные инстинкты, подстегивая рост примитивных потребностей и превращаясь в убийственное для всего живого орудие внутривидовой конкуренции за ресурсы.

22.    Ответственность за происходящее разрушение среды обитания лежит на  финансово-промышленных и правящих элитах государств и созданных ими транснациональных структурах.  Насаждаемый сверху  культ потребительства углубляет  пропасть между странами-лидерами и теряющим всякую перспективу большинством населения Земли. Безотчетно принимая установку "после нас хоть потоп", человечество жадно живет сегодняшним днем и слишком медленно осознает, что  кризис уже переходит  в катастрофу.

23.    В мире, где не считаются с дальним, любовь к ближнему беспомощна, эгоистична и близорука. Ее недостаточно для того, чтобы сплотить землян перед лицом даже явной угрозы гибели биосферы и цивилизации. Между тем остановить  катастрофу можно лишь согласованными усилиями мирового сообщества в рамках специальной программы, увязывающей оперативную антикризисную деятельность с фундаментальными принципами развития.

24.    Единая общечеловеческая программа развития мыслима и осуществима лишь при условии, что люди выработают единое представление о базовых ценностях и выводимой из них главной цели (векторе) развития. Такая цель видится нам в создании на планете условий для постоянного самосовершенствования человечества как носителя Духа и Разума  -  глобальной творческой и жизнеоберегающей силы.

25.    "Ноохора" берет на себя ответственность утверждать, что данная Цель - необходимый ориентир при выработке общечеловеческого императива нравственности и главный системообразующий фактор рациональной программы развития. Любые другие цели развития ведут человечество к неразрешимым конфликтам с Природой и внутренним противоречиям.  Сформулированная Цель органически объемлет цели сохранения человека как биологического вида и сохранения биосферы Земли и является в этом смысле естественной.

 

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ

 

19.    Согласиться с Целью - значит признать, что права и свободы человека, декларируемые сегодня как общечеловеческие ценности, осуществимы лишь при  равенстве прав всех народов и поколений на полноценную среду обитания. Достичь этого можно лишь на пути управляемого развития цивилизации, понимаемого как программно организованное движение к Цели. Стихийная эволюция общества при современной технической мощи неизбежно ведет к превышению пределов роста, природным и социальным катаклизмам и всеобщей деградации.

20.    Управляемое ("искусственное")    развитие,    в    отличие от неуправляемого, предполагает четкое и полное определение понятий объекта и субъекта развития.

21.    Понятие объекта развития тесно связано с Целью. Принятая как руководство к действию, она порождает программу, задача которой - сделать человечество способным воспроизводить себя в допустимом по ресурсным ограничениям количестве и таком качестве, которое исключает употребление разума во зло человеку и в ущерб среде его обитания. Это значит, что развитию, то есть совершенствованию в системе критериев, связанной с Целью, подлежат прежде всего такие свойства людей, как здоровье (физическое, психическое и генетическое), духовность, интеллект, гражданская ответственность, предприимчивость, профессионализм и другие, определяющие качество воспроизводства человека как культурного хозяина планеты.

22.    Главное условие успешного решения этой задачи - признание нерасторжимого единства народонаселения планеты и среды его обитания и, следовательно, необходимости их сопряженного развития. Религии мира не могли предотвратить кризис цивилизации: они заняты совершенствованием ("спасением") только личности. Между тем население многомерно: люди существуют еще и  как биологические индивиды, граждане, собственники, члены семей и во многих других качествах, составляя неотъемлемую часть собственной среды обитания. Посредством множества отношений они включены в устойчивые территориальные общности, популяции. Последнее особенно важно. Человек может спастись и в одиночку, человечество же в своем культурно-этническом многообразии - только путем совершенствования, развития таких территориальных групп. Улучшать среду - значит устранять в ней помехи их всестороннему развитию. Задача устойчивого воспроизводства населения, способного активно участвовать в процессе улучшения собственного качества, решается  программами преобразования социогеографической действительности, взятой во всем многообразии ее элементов, их свойств и отношений. Изолированные экологические, экономические и другие отраслевые программы в современном мире обречены на стратегическую неудачу.

23.    Единственно возможным глобальным объектом развития в рамках поставленной задачи является целостная ноосфера (от гр. ноос - дух, разум) в понимании В.И.Вернадского - биосфера, включающая человека разумного, полномерная среда обитания человечества. Процесс ее совершенствования по программам, порождаемым Целью, естественно именовать ноосферным развитием (НР). Близкий по значению популярный термин устойчивое развитие мы считаем менее удачным.

24.    Ноосфера неоднородна и представляет собой иерархически организованное множество разновеликих долей, которые удобно называть ноохорами (в переводе с греческого "ноохора" - страна или пространство разума). Это места обитания людей, территории, приспособленные для общественного производства и потребления. Ноосфера - глобальная система ноохор. Следовательно, программа развития ноосферы не может быть ничем иным, как системой тесно взаимодействующих программ развития таких территорий  национального, регионального и локального уровня.

25.    Даже малая доля ноосферы - чрезвычайно сложное образование. В ней соединяются природа, население, хозяйство, быт, культура, право, политика, другие социальные институты. Бесчисленные потоки вещества, энергии и информации связывают ее с другими ноохорами. Поэтому даже локальная программа в русле НР предъявляет исключительно высокие требования к интеллектуальному и информационному обеспечению. Удовлетворительное качество такой программы - реалистичность, экономичность и безопасность - достижимо только на базе специального знания и опыта.

26.    В отсутствие методологической, теоретической и фактологической базы невозможно, в частности, построить экономическую систему, адекватную поставленной задаче. Традиционная рыночная экономика несовместима с ноосферным развитием. В процессе осуществления программ НР рыночные механизмы регуляции производства и потребления должны быть реконструированы и встроены в одну систему с нерыночными координационно-согласительными механизмами. Без фундаментального знания о столь сложных объектах управления, как ноохоры, эту задачу в приемлемые сроки решить не удастся.

27.    Субъект развития - это система управления программами развития. Она состоит из  органов местного самоуправления всех уровней и взаимодействующих с ними государственных и надгосударственных управляющих структур. Местное самоуправление - основополагающий институт общества на пути ноосферного развития.

28.    Мировой опыт отраслевого управления социальной действительностью с привлечением новейших достижений информатики и телекоммуникации дает основание среди инструментов, необходимых субъекту НР, отводить особое место компьютеризованной системе выработки управляющих решений. Эта система должно создаваться специально для интеллектуального и информационного обеспечения программ НР и совершенствоваться по мере поступления информации о состоянии управляемого объекта и качестве реализуемых решений. Речь идет не об электронном сверхразуме, орудии тоталитарной власти, а об открытом человеко-машинном интеллекте, иерархически воплощенном в органах местного самоуправления и их производных более высокого ранга.

29.    До настоящего времени ноохоры почти не изучались как особый целостный объект познания, а тем более как объект управляемого развития с органически включенным в него управляющим субъектом. Для этого нужны силы множества разнопредметных специалистов, владеющих некоторым общим языком. Это язык особой концептуальной системы, целостного учения о местах обитания людей, их многообразии, устройстве, функционировании и развитии. Хотя такого учения еще нет, для его конструирования имеются необходимые предпосылки в виде фундаментальных и прикладных знаний, накопленных рядом наук о Земле, биоте, человеке и обществе. Системный междисциплинарный синтез этих знаний в лоне географии идет давно, но стихийно и крайне медленно.

СИСТЕМА СТАРТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

19.    Ускоренное создание учения о местах обитания людей - ноохорологии -стратегическая задача сил ноосферного развития.

20.    Приемлемые скорость и качество междисциплинарного синтеза в данной области возможны  при условии, что объединение специалистов получит лабораторную базу в виде особых полигонов - модельных территорий ноосферного развития (МТНР). Это своего рода полевые стационары ноохорологии, дающие возможность оперативно и экономично производить требуемую информацию и верифицировать теоретическое и прикладное знание, выработанное при ее анализе.

21.    Всякая такая территория должна планироваться и устраиваться с системных позиций как целостная ноохора - полноценная доля ноосферы. Тогда она будет одновременно и лабораторией новой дисциплины, и источником практического опыта НР, переносимого на все другие сходные с ней территории. При таком подходе изучение и развитие мест обитания людей составляют единый научно-производственный процесс, результат  которого  -  не только теория и технологии НР, но и реальный рост качества жизни.

22.    Полигоны ноосферного развития дают возможность сконцентрировать интеллектуальные силы и другие средства на сравнительно небольших участках и осуществить с минимальными издержками прорыв к теории и живому опыту НР. Это известная своей эффективностью стратегия "точечного" или "очагового" опережающего развития.

23.    Наличие нескольких объединенных в сеть МТНР с различной природной, хозяйственной и социокультурной спецификой позволит накопить опыт оптимизации взаимодействия разнотипных регионов. Устройство таких территорий на границах России и государств бывшего СССР с участием двух или более сторон может стать реальным фактором экономической, политической и социокультурной интеграции постсоветского пространства.

24.    Незамедлительное  создание сети модельных территорий ноосферного развития - еще одна стратегическая задача сил НР.

25.    "Ноохора" предлагает организовать такую сеть в России и сопредельных странах и готова участвовать в общественном управлении программами создания МТНР в нашей стране.

26.    Приступая к решению этой задачи, "Ноохора" исходит из следующих принципиальных положений:

27.    Назначение МТНР: 1) ускоренное, экономичное и безопасное накопление и распространение опыта ноосферного развития; 2) информатизация программ НР; 3) информатизация синергических междисциплинарных исследований по проблемам НР; 4) стимулирование гражданской активности населения и его вовлечение в процесс управления; 5) формирование кодекса нравственного отношения людей к среде обитания; 6) сохранение биологического и ландшафтного разнообразия; 7) сохранение и развитие сети особо охраняемых территорий (ООТ), в том числе природных (ООПТ).

28.    2. Рациональная сеть МТНР для страны планируется на основе ее многоаспектного эколого-социально-экономического (ноохорологического) районирования.  Выбор  первых полигонов   НР   возможен   путем   экспертного  изучения  имеющихся социогеографических и физико-географических карт страны  и  ближнего зарубежья  и  размещения  ООТ  разного назначения и ранга.

29.    Режим природопользования, социальная и экономическая политика на МТНР неизбежно вступают в противоречие с некоторыми нормами, действующими на всей территории страны. Единственный способ сделать это противоречие источником поступательного движения в заданном направлении - легитимировать его посредством федерального закона о модельных территориях ноосферного развития.

30.    Стартовая программа развития всякой территории, входящей в  сеть, включает концепцию НР территории, проект базы данных и знаний о ее природных ресурсах, производительных силах и рынке и разработанный на их основе системный пакет инвестиционных проектов, который оптимизируется по критериям, заданным концепцией НР.

31.    Система управления программой МТНР состоит из следующих компонентов: 1) специальной общественной организации, или коалиции общественных организаций; 2) федерального органа государственной власти; 3) органов государственной власти регионального уровня; 4) органов местного самоуправления всех уровней; 5) органов управления предприятиями и службами, действующими на территории; 6) информационно-консультирующей системы, вырабатывающей проекты управляющих решений на основе картоположенной информации и многостороннего системного знания о данной территории и сети МТНР. Главные функции общественных организаций в этой системе - совершенствование органов местного самоуправления как ведущих субъектов деятельности по программе НР, развитие межсекторального взаимодействия в ее рамках и содействие созданию других институтов открытого общества в регионе.

32.    6. В высшей степени наукоемкая программа МТНР требует создания регионального научно-производственного и учебно-методического центра ноосферного развития. Основные функции центра: 1) теоретическое и технологическое обеспечение системы управления программой полигона (включая эксплуатацию и совершенствование информационно-консультирующей системы); 2) ноохорологическое образование и  воспитание,  подготовка  специалистов  по  управлению программами  НР;  3)  разработка  концепций,   программ,   проектов, технологий и технических средств развития территории; 4) многомерное системное описание и ноохорологическое  районирование  территории  с выделением  ООТ  разного  назначения и ранга;  5)  координация  междисциплинарных исследований по проблемам НР;

33.    Необходимый компонент информационно-консультирующей системы МТНР - банк  ресурсосберегающих и других ноосферных технологий.

34.    Всякая модельная территория сама создает капитал, необходимый для опережающего развития. Стартовые средства ограничены в основном суммой, достаточной для 1) разработки концепции НР территории, 2) создания регионального центра НР, 3) производства базы данных и знаний, 4) разработки пакета инвестиционных проектов и его маркетинга.

35.    Экономика МТНР организована по территориальному принципу: многоотраслевое хозяйство такой территории функционирует как целостный организм, единое многопрофильное предприятие.

36.    Стратегия неравномерного сетевого развития сохраняет свое значение и внутри МТНР на всех уровнях иерархии ноохор: там тоже создаются территории опережающего развития. При этом стартовыми средствами максимально поддерживаются сильнейшие (по природным ресурсам и производительным силам) ноохоры, т.к. они способны на относительно высокую скорость опережения и, следовательно, скорейшую наработку опыта и средств для более слабых. Рациональная сеть этих меньших полигонов планируется на основе ноохорологического районирования модельной территории.

37.    В соответствии с этими положениями вначале необходимы следующие действия по организации сети МТНР в России:

-         создание коалиции общественных организаций, инициирующих эту работу;

-         создание научно-производственного междисциплинарного объединения специалистов для исследования фундаментальных и прикладных проблем НР и методологического, теоретического, информационного и технологического обеспечения  программ НР;

-         разработка концепции НР страны и ее популяризация с целью достижения по этому вопросу общественного согласия;

-         разработка проекта федерального закона о модельных территориях ноосферного развития;

-         ноохорологическое районирование страны и планирование сети в первом приближении;

-         выбор нескольких территорий  для  устройства МТНР  первой очереди;

-         легитимация МТНР первой очереди указом Президента.

38.    Главными стартовыми составляющими программы МТНР первой очереди являются:

-         производство базы данных о территории, достаточной для ее эскизного страноведческого описания;

-         разработка концепции НР территории;

-         оптимизация сети ООТ;

-         разработка проекта устава территории;

-         создание регионального научно-производственного и учебно-методического центра НР;

-         разработка и апробация учебных программ по ноосферному развитию для средней и высшей школы и курсов повышения квалификации специалистов, занятых в службах качества населения и среды обитания и органах местного самоуправления;

-         разработка системного пакета инвестиционных проектов, нацеленных на мобилизацию внутренних факторов развития и производство необходимой для этого базы данных и знаний о природных ресурсах, производительных силах, рынке и других характеристиках территории; маркетинг проектов, привлечение инвестиций;

-         реализация проектов, дающих прибыль для дальнейшего развертывания программы НР данной территории и междисциплинарных исследований по проблемам НР.

39.    При выходе на бездотационное развитие  становятся возможными:

-         материальная поддержка местного самоуправления и его совершенствование на принципах НР;

-         материальная поддержка сети ООТ;

-         организация единой системы экологического, социального и экономического мониторинга на территории полигона и производство современной информационно-консультирующей системы с широкими возможностями телекоммуникационного доступа к информации;

-         внедрение через демонстрационные пилотные проекты в практику производства и потребления ресурсосберегающих и других прогрессивных технологий.

К СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ

40.    Разрушение и деградация России будут продолжаться до тех пор, пока на базе развертываемых программ ноосферного развития модельных территорий не начнет формироваться единая национальная программа, которая разрешит опасные противоречия между субъектами РФ и федеральным центром, снимет социальную напряженность, укрепит государство и поднимет геополитическое значение страны. На это у нас практически не осталось времени. К другим наиболее дефицитным в национальном масштабе ресурсам приходится отнести знание, волю и совесть.

41.    Мы обращаемся ко всем, кто сознает обреченность мира расточительного потребительства и сиюминутной выгоды. Мы обращаемся к специалистам, сохранившим профессиональное достоинство и не желающим ставить свое умение и талант на службу интересам хищной, но близорукой олигархии; к подлинным предпринимателям - наследникам лучших российских и мировых традиций, которым порядочность и самоуважение не позволяют добиваться успеха ценой разрушительной эксплуатации ресурсов; к тем представителям государственной власти и местного самоуправления, для кого власть - прежде всего средство защитить законность и правопорядок, без которых немыслимо управляемое развитие; к участникам общественных организаций, посвятившим себя делу защиты природы, человека и его духовного наследия.

42.    Чрезвычайные обстоятельства требуют от нас в предельно короткие сроки сформировать национальные силы ноосферного развития со своей идеологией, теоретической и информационной базой и системой локальных и региональных программ НР.

43.    Гибельным процессам распада можно и необходимо противостоять, объединяясь для разработки и осуществления этих программ.

44.    Организованное и скоординированное движение в направлении, заданном Целью, дает нам надежду выстоять в борьбе с силами хаоса и зла, помрачившими разум и души миллионов. Мы готовы помочь каждому, кто разделяет основные ценности намеченной здесь программы, найти в этом движении свое место.

45.    Россия, мы верим в тебя.

 

Правление "Ноохоры".   Сентябрь  1999 года, Борок.

 

О НООХОРЕ

Зарегистрирована в Отделе юстиции администрации Ярославской области 2 апреля 1997 г., регистрационное свидетельство N 621. Организация сложилась в процессе проведения эколого-социально-экономической экспертизы и разработки антикризисных программ для Восточно-Казахстанской области, а позднее для Верхневолжского региона. Опираясь на опыт классификационного движения в СССР - уникального междисциплинарного взаимодействия, организованного в 70-80-е годы некоторыми ее участниками, - "Ноохора" создает условия для синергических междисциплинарных исследований фундаментальных и прикладных проблем ноосферного развития. Ею разработана оригинальная концепция МНТР и накоплен практический опыт организации первой такой территории в России.

Первая модельная территория ноосферного развития создается на побережье Рыбинского водохранилища в пределах семи расположенных здесь районов трех областей РФ: Ярославской, Вологодской и  Тверской. По многообразию природных ре­сурсов и производительных сил, экологическим, социальным и экономическим характеристикам и проблемам данная территория сопоставима с субъ­ектом федерации и  типична для целого ряда регионов страны.

Программа "Побережье" разрабатывается и осуществляется с 1995 года. Она получила высокие оценки в Комитете по экологии Государственной Думы РФ (Решение Секции региональных проблем и охраняемых территорий Высшего экологического совета от 24.02.95) и ряде правительственных и неправительственных организаций, одобрена специальной межрегиональной научно-практической конференцией (Рыбинск, 21-23.06.95), поддержана главами администраций семи районов и г.Череповца (Решение от 21.12.95) и главами администраций трех областей (Соглашение N 46-22 от 19.03.96). Открыта для взаимодействия с любыми программами возрождения и развития России и ее регионов, в особенности с программами создания модельных территорий  НР в регионах с иными природно-ресурсными и социальными характеристиками.

 

152742 Ярославская обл., Некоузский р-н, п/о Борок, а/я 21

Тел.: 25 558, 25 322, 25 568; тел./факс: (0852) 25 38 45

E-mail:  kvl@ibiw.yaroslavl.ru; noochora@mail.ru