Подпись: Историческое и культурное наследие
 

 


С.Р.Микулинский[i]

 

ИСТОРИЯ НАУКИ И ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА ВЕРНАДСКОГО

НАУЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ О ЗЕМЛЕ

В.И. Вернадский не просто обогатил обширную область знания, которую ныне называют науками о Земле, но настолько преобразовал их теоретические основы, что без его учения о БИОСФЕРЕ и БИОГЕОХИМИЧЕСКИХ процессах, о роли живого вещества в жизни нашей планеты сегодня нельзя представить этих наук. Он глубже, чем кто бы то ни было, осознал связь между ГЕОЛОГИЕЙ, МИНЕРАЛОГИЕЙ, КРИСТАЛЛОГРАФИЕЙ, ГИДРОГЕОЛОГИЕЙ, ГИДРОХИМИЕЙ, ПОЧВОВЕДЕНИЕМ, ГЕОГРАФИЕЙ, БИОЛОГИЕЙ, КОСМОХИМИЕЙ и всех их - с ФИЗИКОЙ и ХИМИЕЙ, понимал необходимость их тесного взаимодействия.

Вернадский видел проблемы комплексно и глобально. Там, где кто-то видит лишь частный, специальный вопрос, он любое явление рассматривал в контексте взаимосвязи с другими явлениями, в контексте планетарного процесса.

КОМПЛЕКСНОСТЬ - характерная черта исследований Вернадского.

Вернадский заложил фундамент для новых научных направлений в науке:

                   - ГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИНЕРАЛОГИЯ,

                   - РАДИОГЕОЛОГИЯ,

                   - ГИДРОГЕОХИМИЯ,

                   - ГЕОХИМИЯ,

                   - БИОГЕОХИМИЯ,

для учений о БИОСФЕРЕ и планетарной роли ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА, на базе которых осуществляется синтез различных отраслей знания, например, БИОГЕОЦЕНОЛОГИИ.

С большой силой и глубиной Вернадский показал влияние человеческой деятельности на природу, на среду обитания и экологию человека, на глобальные процессы на нашей планете. Он доказал, что в результате развития НАУКИ и ТЕХНИКИ (ТЕХНОЛОГИИ) человеческая деятельность стала по своей мощи сравнима с геологическими факторами.

НАУКА, ТЕХНИКА, совершенствование средств ОБЩЕНИЯ, СВЯЗИ и ТРАНСПОРТА покончили с былой  изолированностью отдельных областей Земли. НАУЧНЫЕ знания и ТЕХНИКА, созданные человеком, превратились, по выражению Вернадского, в ПЛАНЕТНОЕ ЯВЛЕНИЕ не только в том смысле, что их результаты быстро становятся достоянием всего человечества, но также и в том, - это важно осознать всему человечеству, - что они наравне с естественными силами природы определяют дальнейшие судьбы нашей планеты.

В ХХ веке наряду с БИОСФЕРОЙ возникла ТЕХНОСФЕРА. Ее воздействие на жизнь планеты будет расти. А это требует не просто РАЗУМНОСТИ с точки зрения ЗДРАВОГО СМЫСЛА, осмотрительности в действиях, но и НАУЧНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ, серьезного НАУЧНОГО АНАЛИЗА и на их основе строгого регулирования практической деятельности человечества и его отношений с природой, КОМПЛЕКСНОГО и ГЛОБАЛЬНОГО подхода к оценке влияния последствий нашей деятельности на природу. При этом  Вернадский имел в виду не одну лишь производственно-практическую, но и СОЦИАЛЬНУЮ сферу деятельности человечества, в том числе разрушительные последствия ВОЙН, опасность недоверия и вражды между народами.

ВЕРНАДСКИЙ О ФИЛОСОФИИ

Вернадский на протяжении всей жизни много и специально занимался проблемами философии.

В 1902 г. он писал:

"...Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса - стороны, совершенно неизбежные  и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, прекратился бы живой рост другой... Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии, как  корней и жизненной атмосферы научного искания".

Вернадский постоянно изучал, анализировал и сопоставлял учения различных философских школ, притом не только европейских, но и школ Востока, творчески осмысливал ТЕОРИЮ ПОЗНАНИЯ, соотношение ЭМПИРИЧЕСКОГО и ТЕОРЕТИЧЕСКОГО в НАУЧНОМ исследовании, соотношение ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ФИЛОСОФИИ, РЕЛИГИИ и ИСКУССТВА, постоянно возвращался к мысли о глобальной роли НАУКИ, ее влиянии на будущее человечества, нашей планеты и Космоса.

Философские искания Вернадского были долгими и сложными.

Философские исследования ученого раздвигали горизонты его естественнонаучных представлений, помогали в выработке метода исследования, взгляда на мир, а его естественнонаучные исследования влияли на его философские и социальные воззрения.

ИСТОРИЯ   НАУКИ  И  НАУЧНОЕ   МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Вернадский был убежден, что лучший способ раскрыть содержание, проблемы, состояние и перспективы какой-либо науки, это рассмотреть ее исторически, в развитии. Если вначале это было связано с его работой по подготовке курсов минералогии и кристаллографии, то постепенно у него зрела мысль о более широком значении ИСТОРИИ НАУКИ.

"У меня выясняется все больше  и больше план истории развития человеческого знания, Написать его надо много лет - можно бы, казалось, потратить на это всю жизнь".

На изучение ИСТОРИИ НАУКИ Вернадский смотрел уже не только с точки зрения ее важности для углубления знаний в области той или иной частной науки, но и для НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

"Меня  интересует не одна прагматическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Ничего подобного нет в литературе. Меня завлекает мысль о возможности некоторых обобщений в этой области и о возможности этим историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами".

"Меня  все более занимает мысль: посвятить серьезно свои силы работе над историей развития науки. Это не были только мечтания. За ними стоял большой труд и конкретно, хотя пока и фрагментарно, сформулированная программа исследования коренных вопросов о значении личности и уровня общества (политической жизни) для развития науки, о способах открытия научных истин (особенно любопытно изучить тех лиц, которые делали открытия задолго до их настоящего признания наукой). Мне кажется, изучая открытия в области науки, делаемые независимо разными людьми при разной обстановке, - возможно глубже проникнуть в законы развития сознания (познания) в мире".

В то время (1893), когда Вернадский высказывал эти мысли, теоретические проблемы ИСТОРИИ НАУКИ еще по существу никем серьезно не ставился. Правда, о ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ НАУК писал еще Конт, но его рассуждения были слишком ОБЩИ и не могли произвести впечатления на Вернадского, тем более, что он весьма низко оценивал философию позитивизма.

С начала 90-х гг. Х1Х в. и до конца жизни Вернадский не оставлял работы по ИСТОРИИ НАУКИ. Помимо планов, подготовительных набросков, выписок, конспектов были подготовлены им рукописи крупных монографий: "Очерки по истории современного научного мировоззрения", "Очерки по истории  естествознания в России в ХУ111 столетия", "Академия наук в первое столетие своей истории" и другие работы.

В мае 1921 г. Вернадский выступил на общем собрании Академии наук с речью об организации исследований по истории науки, философии и технике. Он обосновал важное научное, общекультурное и идеологическое значение этих исследований и предложил создать при Академии наук постоянную Комиссию по истории НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ. Бессменным председателем ее стал В.И. Вернадский. В 1932 г. на базе Комиссии, как и намечал Вернадский, возник Институт истории науки и техники. С тех пор много сделано. Наступила пора глубокого изучения истории самой ИСТОРИИ НАУКИ как научной дисциплины, органически вписывающейся в развитие ЕДИНОЙ НАУКИ.

Как и любая наука, история естествознания и техники имеет свою историю. Ее изучение ускорит критический анализ накопленных знаний, раскроет противоречия и неясности в объяснении и оценке тех или иных событий в развитии науки и техники, вытолкнет на поверхность новые проблемы, будет способствовать разработке теоретических основ историко-научных исследований, а в конечном счете и ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Можно с уверенностью утверждать, что ИСТОРИЯ НАУКИ как особая наука имеет в нашей стране значительно более длительную историю, чем это до сих пор казалось. Русские ученые были среди тех, кто закладывал ее фундамент, формулировал ее проблемы и задачи, создавал образцы историко-научных исследований.

ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ НАУКИ

Вернадский писал: "История техники и естествознания, являясь специальной областью науки, представляет специфические требования к кадрам, занятым на этом участке. Эти научные кадры, наряду со знаниями в области своей узкой специальности, должны иметь широкую научную подготовку в области  экономики, истории и философии. Методы историко-технических и историко-научных исследований существенно отличаются от методов научной работы в технических и естественных институтах АН. Эти методы определяются существом дисциплины и изучением источников, не играющих заметной роли в других научных учреждениях АН".

Раскрыть историю становления, развития и трансформации НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлениях человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА - так понимал Вернадский цель и назначение истории науки и техники. Раскрывая прошлое, ИСТОРИЯ НАУКИ помогает человеку лучше понять настоящее и увидеть перспективу, охватить взглядом все ПОЛЕ НАУКИ, осознать ее как ЖИВОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЦЕЛОЕ, взаимосвязи ее областей и место своих исследований в ней, роль и назначение НАУКИ в ОБЩЕСТВЕ, ее отношения с другими сферами человеческой деятельности.

ИСТОРИЯ НАУКИ рассматривается Вернадским как неотъемлемая часть социальной истории; основы и движущие силы НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ заключены в преобразующей практической деятельности человечества, труд миллионов простых людей, ремесленников, мореплавателей и т.д., их опыт и наблюдения, их отношение к окружающему миру создавали почву, на которой развивалась наука; последняя в самых своих истоках связана с техникой; НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки протекает в тесном взаимодействии с философией и другими формами духовной культуры; все это не исключает роли одаренных личностей в прогрессе науки, напротив, он осуществляется через их деятельность, они служат как бы его ступенями.

Наряду с общей историей естествознания и историей НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, Вернадский считал важнейшими задачами ИСТОРИИ НАУКИ также исследование истории ведущих проблем и отраслей науки, истории науки в отдельных странах, истории методов научного исследования, творчества отдельных выдающихся ученых и научных школ, истории отдельных открытий и их технических приложений, эволюции форм организации научной деятельности, изучение и публикацию источников по истории науки и техники.

"История науки не может являться безразличной для всякого исследователя. Натуралист и математик всегда должен знать прошлое своей науки, чтобы понимать ее настоящее. Только этим путем возможна правильная и полная оценка того, что добывается современной наукой, что, выставляется современной наукой, что выставляется ею как важное, истинное или нужное" (Вернадский).

ИСТОРИЯ НАУК - ОДНА ИЗ ФОРМ ВЫЯСНЕНИЯ НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

ИСТОРИЯ НАУКИ, философии и техники является "не только областью знаний, имеющей огромное значение для выяснения ИСТИНЫ, ее изучение необходимо и для правильной оценки современного знания и техники, и для создания столь необходимой, особенно у нас, преемственности научного творчества, осознанности значения и непрерывности научной работы в определенной, имеющей корни в научной мысли страны, области. В то же время изучение этих дисциплин... единит вместе всех разрозненно работающих специалистов, как в области чистого, так и всех отделов прикладного знания. Такое общение на общей работе само по себе является крупным достижением и культурной жизни страны" (Вернадский, 1921).

Вернадский неоднократно отмечал, что ИСТОРИЯ НАУКИ является "одной из форм выяснения научной истины". В особенности ее значение и роль возрастают в периоды крутой ломки научных представлений, или, как обычно говорят, научных революций.

"При крутом переломе понятий и пониманий происходящего, при массовом создании новых представлений и исканий неизбежно стремление связать их с прошлым. Часто это историческое изучение является единственной возможностью их быстрого проникновения в научную мысль и единственной формой критической оценки, позволяющей отличать ценное и постоянное в огромном материале этого рода, создаваемом человеческой мыслью. Значительная часть этого материала имеет преходящее значение и быстро исчезает. Чем скорее можно это понять, тем быстрее будет движение нашей мысли, рост нового научного миропонимания. Такой отбор научного и важного точнее и быстрее всего может быть произведен при историческом его изучении" (Вернадский, 1926).

Говоря о значении ИСТОРИИ НАУКИ для оценки наличных знаний и ускорения движения науки, Вернадский не отрицал того, что главным критерием проверки научных теорий является ЭКСПЕРИМЕНТ и ПРАКТИКА. Но он уловил и подчеркнул, что глубокий исторический анализ может помочь выяснению того, насколько современные представления согласуются с накопленным историческим опытом, знаниями, уже проверенными и подтвержденными, связать современное с прошлым, выявить закономерный характер нового шага науки, его смысл и значение, тем самым способствуя ускорению ВОСПРИЯТИЯ нового, что всегда сопряжено с большими трудностями, а, следовательно, и ускорению научно-технического прогресса.

Но этим, согласно Вернадскому, еще не ограничиваются значения и задачи истории естествознания и техники. Кроме своего научного значения "как одной из форм выяснения истины", "как орудия достижения нового" она имеет еще большое ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ значение.



[i] С.Р.Микулинский. В.И.Вернадский как историк науки. "В.И.Вернадский. Избранные труды по истории науки" М., Наука, 1981. Очерк 04. Материал  в электронной версии представил Овсейцев А.А. 04.01.2001г.