Письмо Э.В.  Ильенкова А.В.Суворову  от 12 августа 1974г.

 

Дорогой Саша!

Получил твое письмо, и оно заставило меня очень и очень задуматься.   Имею в виду письмо про одиночество и "выводы". Дорогой ты мой человек,   на проблемы, которые ты наставил, я думаю, что сам Гегель не сумел бы   дать окончательного и конкретного ответа. По существу, ведь речь идет   о том, зачем человечество вообще вышло из животного состояния и обрело   себе такую хлопотную способность, как сознание. Зачем? Я искренне   думаю, что на этот вопрос ("зачем"?) ответа нет. У материалиста,   разумеется, марксизм вообще, как верно говорил Ленин, прочно стоит на   почве вопроса "почему?", и на этот вопрос можно питать надежду найти   ответ.

Зачем существует солнце? Зачем существует Жизнь? Любой ответ на эти   вопросы будет относиться к области фантазии, плохой или хорошей   поэзии. Таких ответов навыдумано миллион, иногда остроумных, иногда   поповски-тупых. И пессимистических, и казенно-оптимистических.   Единственно, на чем может тут сойтись материалист с идеалистом, или   фантазером, так это то, что сознание - как факт - величайшее из чудес   мироздания (только, пожалуй, кибернетики считают, что им раз плюнуть,   чтобы его объяснить).

Ты верно и остро понял, что проблемы, в которые ты уперся, абсолютно   ничего специфического для слепоглухого не составляют. Не буду   лицемерить и говорить, что зрение и слух - вообще маловажные вещи, что   в силу известной диалектической истины - "нет худа без добра" - ты в   свои двадцать один год уже дорос до такого сознания, которым дай бы   бог обладать миллиардам зрячеслышащих.

Зная тебя, знаю, что сладеньких   утешений ты не примешь, что ты к ним глух. Я понимаю, что слепоглухота   не создает ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, которая   не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их - больше   она не делает ничего. И поэтому ты в свои двадцать лет осознал и   выразил их острее, чем большинство зрячеслышащих с высшим   образованием, - так остро, как очень немногим удавалось их осознать.   Поверь мне, это вовсе не льстивый комплимент, продиктованный желанием   как-то скрасить твои мучительные размышления и настроения.  

Сознание - не только чудо из чудес, - это и крест, - гораздо больше   мыслителей (и не только мыслителей). Всерьез полагаю, что без этого   "проклятого" дара божьего человек был бы счастливее и что вся боль   мира существует, собственно, только в сознании. Недаром ведь, когда   вырезают хотя бы аппендикс, стараются на это время сознание погасить.  

В той же книге, где сказано, что человек не единым хлебом жив, сказано   также: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания,   умножает скорбь..." (это из Библии, из главы "Экклезиаст", т.е.   по-русски "проповедник"). С этими же идеями связана и старинная   сентенция, что на самоубийство способен только человек (о скорпионах   это давно разоблаченная сказка). Не удивляйся, что я тебе цитирую   Библию, - это ведь вовсе не поповская книга, каковою ее сделали попы.  

Это величайшее поэтическое произведение, равное "Илиаде", и "Эдде", -   и "Экклезиаст" (как звали его на самом деле, никто уже, наверное, не   узнает) - был очень большим поэтом. Это ему принадлежит определение   мира и жизни как "суета сует и всяческой суеты". Пожалуй, это самый   большой пессимист из всех поэтов. Но и очень неглупый. Знаешь ли ты,   что его слова: "Кто копает яму, тот упадет в нее". И: "Кто разрушает   ограду, того ужалит змея"?.. И еще сотни афоризмов, вошедших во все   языки и культуры мира? Вот еще образчик (думаю, что и не подозревал,   что это - все тот же "Экклезиаст"): "Лучше слушать обличения мудрого,   чем слушать песни глупых". И: "Не будь поспешен на гнев, потому что   гнев гнездится в сердце глупых", "ибо как сноведения бывают при   множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов".   Прости, я рискую перепечатать всю поэму.

Саша, я это все к тому, что сознание - это не только чудо и крест, а и   тончайший предмет в мироздании - тончайший, и поэтому его могут   сгубить вещи, которых другой предмет и не почувствует. И не от "силы   воли", как говорили некоторые негодяи, "мыслители", а только от того,   что не хватило ума и мужества, некоторые человеки "укокошивали себя".   Сознание, или "дух", как его называли и называют, есть - Гегель -   "способность выносить напряжение противоречия". Собственно, это просто   другая дефиниция сознания.

Тяжкая оно, сознание, вещь, когда мир не устроен по-человечески, а ты   знаешь, как он может быть устроен. А тебя не слушают, над тобой даже   смеются, обзывают "утопистом". Нельзя ни в коем случае поддаваться   минутам отчаяния. Я прожил пятьдесят лет и знаю, - они все же   проходят, и даже думать о "выходе" из игры не нужно. Пока есть капли   силы - надо бороться. За то, что ты считаешь мудрым и человечным.  

Опять тот же Экклезиаст: "Время плакать, и время смеяться; время   сетовать, и время плясать". Твердо верю, что настанет и твое время   плясать, даже если и настало твое время плакать. Пройдет.   "У мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме". И это   Экклезиаст, который не был знаком с проблемой слепоглухоты, а как поэт   понял, согласись, суть дела умнее, чем матушка-Зима...      Если бы ты был действительно один - одинок, - я не имел бы права   советовать тебе мужество сознания. Ты не один, славный и мудрый мой   друг. Приедешь - будем говорить с тобой долго и всерьез.

Твой Э.В.

Письмо получено от А.А.Овсейцева, переписывающегося с А.В.Суворовым, адресатом этого письма. Ред.