Леонид Шарашкин[i]

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ:

ВЗГЛЯД ЭКОНОМИСТА   

 

Введение

Обустройство хозяйства

Потребление

Цель озеленения потребления

Образ жизни

Костыли: экологизация спроса

Костыли: экологизация предложения

*****************************************

Введение

Доказать можно все, что угодно, даже противоположные суждения.  Поэтому, излагая мысли о путях экологизации российского потребителя, я  не стремлюсь ничего доказать. Убеждение - навязывание своего мнения  другому человеку. Поэтому я не стремлюсь никого убедить. Просто есть  проблема, и я попытаюсь изложить свое видение способов ее решения.    Что внутри, то и снаружи.   

Все многообразие глобальных проблем человечества: войны,  преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; загрязнение  воздуха, воды и земли, разрушение экосистем есть лишь проявление  внутреннего неблагополучия современного человека.

Поэтому попытки  решения любой из этих проблем без понимания и учета ее психологических  истоков могут привести только, в лучшем случае, к неполному и  временному улучшению ситуации.    Экономика и экология, любая экологическая проблема вытекает из  неправильной (с точки зрения сохранения целостности  экосистем) организации хозяйственной деятельности человека.

В свою  очередь, хозяйственная деятельность человека направлена на  удовлетворение безграничных, как утверждает большинство экономистов,  потребностей человека. Так как экономика - это наука об организации  человеком домашнего хозяйства, все, что связано с воздействием  хозяйственного процесса на окружающую среду - проблема также и  экономическая. Экономиста будет интересовать, во-первых, почему  хозяйственная деятельность человека не обеспечивает целостности  экосистем, и, во-вторых, почему потребности человека (удовлетворению  которых служит производство) безграничны (то есть входят в  противоречие с возможностями экосистем).   

Обустройство хозяйства

В экономической науке считается, что при росте  масштабов производства снижаются издержки на единицу продукции, а,  следовательно, огромные заводы или плантации экономически более  привлекательны, чем маленькие мастерские или частные сады. Получается,  что теперь человечеству для обеспечения себя всем необходимым нужна  мировая экономика и международная торговля, хотя еще совсем недавно  подавляющее большинство товаров производились из местного материала  при использовании местного труда для местного потребления.

Проблеме  оптимального масштаба хозяйственной деятельности уделяется лишь  незначительное внимание. Кроме того, рыночная система снимает с  человека ответственность за его действия. Немногие потребители  осознают связь между чтением газеты и сведением лесов, использованием  автомобиля (бензин) и залитыми нефтью землями Западной Сибири, и т. п. 

Экономический анализ сосредоточен на количественных показателях, таких  как цена, спрос, предложение и отбрасывает качественные показатели.  Хотя изначально экономика - это всего лишь наука о том, как человеку  обеспечить себя всем необходимым, сегодня она стала мерилом  деятельности человека и основной целью его существования. Понятно, что  при такой организации хозяйственной деятельности она неизбежно наносит  значительный вред окружающей среде.   

Потребление 

Для современной экономической теории потребление -  конечная цель хозяйственного процесса. Все, что предшествует  потреблению, не так важно, как полезность, извлекаемая потребителем из  продукта. Кроме того, принимается как не требующая доказательств  аксиома то, что человеческие потребности безграничны, и чем больше он  имеет, тем лучше. В этом свете становится понятно, почему  цивилизованное общество столь озабочено проблемой экономического  роста. Между тем, большинство потребностей современного человека  обусловлены его психическим неблагополучием, вытекающим из  неправильного образа жизни и неправильного обращения с ним в  младенчестве и детстве (см., в частности, Jean Liedloff, "The  Continuum Concept").

Кроме того, сегодня совершенно очевидно, что рост  потребления не приводит к увеличению благополучия человека (за  исключением условий крайней бедности). Объемы потребления имеют  относительно меньшую важность по сравнению со способностью человека  получать от этого потребления удовольствие (см., в частности, Herman  Daly, "Steady-state Economics").   

Цель озеленения потребления   

Усилия по экологизации российского  потребителя должны быть направлены в конечном итоге на снижение  воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.  Именно это - критерий оценки эффективности мер по экологизации  потребления.    Методы достижения цели   

Опыт западных стран показывает, что, несмотря на кажущиеся успехи в  создании экологически более ответственного производства и потребления,  воздействие человека на окружающую среду продолжает расти. Основная  причина этого - не изменившийся образ жизни населения развитых стран. 

Если структура производства и потребления остается неизменной, то  технические усовершенствования производства и потребления того или  иного продукта на фоне общего экономического роста не ведут к снижению  воздействия на окружающую среду.

Экологизация производства и  потребления - одна из проблем, не имеющих технического решения.  Радикальное решение проблемы - это рост осознанности человека,  сопровождаемый изменениями в образе жизни.   

Образ жизни   

Основа устойчивого образа жизни, при котором хозяйственная  деятельность человека производит минимальное воздействие на окружающую  среду, не изменилась за последние несколько тысячелетий. Лао-Цзы  говорил об этом так:    Пусть государство будет маленьким, а население - редким. Если [в  государстве] имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть  люди до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если [в  государстве] имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже  если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает  плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет  вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть  соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение  петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают  друг друга.   

То есть, говоря современным экономическим языком,  правильное обустройство хозяйства имеет следующие характеристики:     

·       местное самоуправление;   

·       сельский уклад жизни;  

·       низкая  географическая мобильность населения; 

·       отказ от сложных орудий труда; 

·       отказ от средств транспорта; 

·       мир; 

·       возврат к устной и  символической передаче знаний; 

·       высокая эффективность потребления;  

·       маломасштабное производство из местных материалов с использованием  местного труда для местного потребления.   

Переход к такому образу жизни может занять несколько десятилетий. Но  при разработке программ по экологизации российского потребления  необходимо иметь в виду такой образ жизни в качестве ориентира и  всячески поддерживать инициативы и идеологии, направленные на  изменение образа жизни в этом направлении.

Хотя сегодня такой уклад  жизни может казаться утопичным, на протяжении веков и тысячелетий  именно такой образ жизни (за исключением, быть может, мира) был нормой  для наших предков и, среди прочего, позволял им вести свое хозяйство с  минимальным воздействием на окружающую среду. Возврат к такому образу  жизни должен быть осознанным выбором каждого человека.

Широкое  распространение дачных участков и представления о родовом поместье  В. Мегре (серия  "Звенящие кедры России") позволяют говорить о привлекательности такого  образа жизни для миллионов россиян. Помощь наибольшему распространению  такого уклада жизни может включать в себя, в частности, следующее. 

Во-первых, собственный пример.

Во-вторых, комплексные программы,  направленные на устранение причин нищеты в сегодняшней российской  деревне. В частности, сегодня существуют следующие препятствия для  возвращения людей из городов в деревни:   

·        утрата традиционных знаний  по жизни на земле и правильному обустройству хозяйства;

·        городское  мировоззрение большей части населения и, в частности, лиц, принимающих  решения;

·        широкое распространение алкоголизма в деревнях;

·        кажущееся  отсутствие возможностей заработка в деревнях;

·        высокий уровень  преступности (особенно воровства) во многих сельских районах;

·        отсутствие общины и социальной жизни в деревнях;

·        восприятие сельской  жизни как тяжелой работы с малыми результатами;

·        низкая осознанность  экологических проблем (хотя горожане более всего страдают от  загрязнения окружающей среды);

·       отсутствие частной собственности на  землю;

·       отсутствие необходимой  информации.  

В-третьих, распространение информации об обустройстве хозяйства на  земле (в частности, экологическое строительство, создание среды  обитания для диких животных, и т. д.) и эффективных методах земледелия  без вспашки и без применения химикатов и сложных средств механизации. 

В-четвертых, изменение в подходах к рождению, воспитанию, и  образованию детей. В частности, правильный образ жизни и экологически ответственное потребление  предполагает бережное отношение к окружающему миру.

Современные  практики деторождения не отвечают потребностям ребенка и формируют у  него враждебное отношение к окружающему миру. Следовательно,  необходимо широкое распространение практики мягких родов (о  воздействии опыта рождения на мировоззрение индивида смотри, в  частности, Отто Ранк, "Травма рождения", Станислав Гроф "За пределами  мозга", Jean Liedloff "The Continuum Concept", Frederick Leboyer "Pour  une naissance sans violence");   

первый год жизни - наиболее важный для формирования мировоззрения  ребенка. В городских условиях ребенка окружают по преимуществу мертвые  предметы, что снижает ценность живой природы в его глазах. Помочь в  формировании экологического мировоззрения могут условия и образ жизни  родителей, а также окружение ребенка;   

преподавание в средней и высшей школе основано на материалистической  идеологии и не только не обеспечивает детей и молодежь знаниями,  необходимыми для ведения правильного образа жизни, но и не позволяют  сформировать экологически ответственных людей. Следовательно, подходы  к образованию должны быть пересмотрены в самой основе.

Поскольку даже  разработка и эффективная реализация программ по изменению образа жизни  и маломасштабному развитию сельских районов не могут принести  сиюминутных результатов, необходимы и меры по экологизации  потребления, не затрагивающие основы образа жизни людей. Необходимость  во всех нижеизложенных способах экологизации потребления возникает  только из-за неспособности большинства людей осознанно выбрать  правильный образ жизни.

Другими словами, это костыли, которые еще  довольно долгое время будут необходимы человечеству, пока оно вновь не  научится стоять на земле без их помощи. Хотя эти меры будут иметь  меньшую по сравнению с изменением образа жизни эффективность (с точки  зрения снижения воздействия на окружающую среду), многие из них  необходимы и для того, чтобы со временем такие изменения стали  возможными.   

Костыли: экологизация спроса

Основная задача усилий по экологизации  спроса - это подвести потребителя к осознанию экологических  последствий производства (а также самого потребления и утилизации  использованного продукта).    Инструменты такого информирования включают: 

·        книги, хорошо формирующие экологическое мировоззрение (такие, как  "Gaia: a new look at life on Earth" by J. Lovelock; "Small is  Beautiful" by E.F. Schumacher и т. д.);     

·       экологические рейтинги предприятий промышленности, отражающие  степень воздействия той или иной компании на окружающую среду;

·       сертификация и маркировка (например, лесная сертификация, сертификация  органического земледелия);   

·       полная информация об экологических характеристиках продуктов  (включая, например, суммарное потребление электричества за весь срок  службы прибора);    

·       реклама, направленная на подчеркивание связи между потреблением  какого-либо продукта и экологическими последствиями его производства;   

·       пропаганда сдачи на переработку и вторичного использования бумаги,  металлов, стекла, пластика и т. д., а также использование продуктов из  переработанных материалов;   

·       пропаганда всевозможных изменений в  образе жизни и поведении человека, позволяющих снизить его воздействие  на окружающую среду (например, пользование общественным транспортом и  велосипедами, заканопачивание окон на зиму, и т. д.).   

Костыли: экологизация предложения   

Усилия по экологизации спроса должны  быть подкреплены соответствующей экологизацей предложения (то есть  обеспечения возможности экологически ответственного потребления). Меры  по экологизации производства, тесно привязанные к экологизации спроса,  включают:   

·        создание институтов экологически ответственного инвестирования,  через которые потребители путем размещения своих сбережений могут  поддержать экологически ответственные предприятия;     

·        информационную, PR и другую поддержку экологически ответственных  предприятий,   

·        информационную, PR, инвестиционную и другую поддержку экологически  ответственного малого бизнеса, особенно ориентированного на   использование возобновимых ресурсов (например, сбор, переработка, сбыт  продукции на основе дикоросов);   

·        лесная сертификация;   

·        сертификация органического земледелия (земледелия без использования  химических пестицидов, минеральных удобрений и генетически  модифицированных семян).

Опять же, необходимы изменения в системе  воспитания и образования (среди прочего, изменение содержания курсов  по экономике в ВУЗах - см. приложение), а также пересмотр приоритетов  экономического развития с крупного промышленного,  экспортно ориентированного производства на развитие местного  производства из местных материалов для местного потребления.         



[i] магистр государственного управления и  природоохранной политики (Indiana University, США);  специалист по  международным экономическим отношениям (МГИМО МИД РФ).