САММИТ «РИО + 10»: ОБЩЕМИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ[1]

***

Менее полугода осталось до всемирного саммита по устойчивому развитию «Рио+10» в Йоханнесбурге. На саммите планируется оценить прогресс, достигнутый мировым сообществом за десятилетие по выполнению решений Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в. 1982 г., а также рассмотреть глобальные проблемы развития человечества в XXI веке. О подготовке к этому событию рассказал заместитель Руководителя Департамента экономики природопользования, охраны окружающей среды и программ ликвидации чрезвычайных ситуаций Минэкономразвития России ГАВРИЛОВ Всеволод Валерианович.

***

- Всеволод Валерианович, с чем же наша страна подходит к этому знаменательному международному событию?

- В своё время Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, ориентированная в основном на внедрение «экологического фактора» в развитие экономики и социальной сферы, но, к сожалению, многие положения этой Концепции не были реализованы.

В настоящее время, когда заново осмысливается вся стратегия развития нашей страны, Правительством Российской Федерации приняты Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в создании и обсуждении которых принимали участие видные учёные и государственные деятели. Этот документ разработан  с учётом рекомендаций ООН по устойчивому развитию и определяет основные ориентиры экономического роста, улучшения социальных условий жизни граждан России, осуществления государственной экологической политики.

Позицию же Правительства Российской Федерации по подготовке и проведению Всемирного саммита можно охарактеризовать следующим образом. Основных целей две: достижение глобальных договорённостей по преодолению экологического вызова планете и дальнейшее продвижение геостратегических, и, в первую очередь, экономических интересов России на международной арене.

Нашими геополитическими интересами являются интеграция в мировое экономическое пространство, в рамках которого Россия должна занять подобающее великой державе место в производстве высокотехнологической продукции и интеллектуальных услуг; решение проблем внешнего долга; подъём социальных условии жизни россиян до уровня, соответствующего стандартам развитых стран; обеспечение глобальной политической стабильности.

- Изменилось  ли за 10 лет само понятие устойчивого развития?

- Да, оно претерпело определённую трансформацию. На передний план сегодня выходят факторы глобализации, борьбы с бедностью, экономического развития и социального партнерства в увязке с необходимостью решения глобальных экологических проблем.

- А как оцениваются практические результаты конференции в Рио-де-Жанейро 92-го года?

- Необходимо отметить, что многие обязательства и обещания. данные на конференции в Рио-де-Жанейро, оказались невыполненными. Так, было принято решение стабилизировать к 2000 году выбросы парниковых газов на уровне 1990 года. Однако фактически в большинстве стран произошёл их рост. Например, только в США выбросы СО, увеличились с 1990 по 2000 год более чем на 12%.

Давались обещания увеличить объём официальной помощи странами - членами ОЭСР для развития до 0,7% ВВП. Фактически же на эти цели расходуется всего около 0,3%. Обязательства выполнили лишь отдельные страны: то же самое с решением проблемы долгового бремени развивающихся стран, с передачей им передовых технологий: очевидно, что до сих пор не выработаны реалистические подходы к решению этих проблем

Выход США из Киотского протокола ставит под угрозу срыва реализацию важнейшей глобальной конвенции об изменении климата Предпринимаемые в одностороннем порядке такие действия неизбежно подорвут доверие партнеров по переговорам или даже разрушат фундамент, на котором стоит Повестка дня на  XXI век.

Можно сделать основной вывод, что благие пожелания начала 90-х годов так и остались в основном на бумаге. Это означает, что мировому сообществу еще предстоит выработать механизм глобальной кооперации в цепях перехода к устойчивому  развитию.

- Так какими же видит Россия пути преодоления тех вызовов, о  которых Вы говоритею Например,  процесс глобализации? Это хорошо или плохо?

 - Процесс глобализации - это объективная реальность, от которой уйти нельзя. Но он должен быть ориентирован на обеспечение устойчивого развития всех саран мира. Это означает соблюдение национальных интересов при вступлении в международные торговые соглашения и конвенции, снятие ограничений и обеспечение беспрепятственного доступа на  рынки товаров из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Наряду с угрозами, о которых сейчас идет много дискуссий, глобализация как мировая экономическая тенденция несет в себе преимущества, суть которых сводится к содействию ускоренному экономическому развитию. Декларацию по этому вопросу следует одобрить на саммите.

Важнейшей задачей глобального прогресса должно стать снижение различий между странами, прежде всего в уровне жизни населения. Борьба с бедностью на планете является важнейшей задачей, решение которой может бить обеспечено путём развития национальных экономик и интеграции развивающихся стран в мировое экономическое пространство. Основой роста должны стань прямые инвестиции. Усилия национальных правительств и международных финансовых организаций следует направить на стимулирование деловой активности. Этот тезис уже нашёл отражение в заявлении министров стран Европейской экономической комиссии ООН.

Ключевым моментом международного диалога должно стать рассмотрение принципов глобального партнерства стран в целях обеспечения устойчивого развития. Развитые и развивающиеся страны должны взять на себя определённые обязательства исходя из их вклада в поддержание планетарной устойчивости биосферы. Методологической основой расчёта таких обязательств может стать оценка «глобальных экологических услуг», то есть индивидуального вклада каждой страны в поддержание мирового экологического баланса. Продвижение этой позиции на саммите даст Российской Федерации определённые преимущества, так как наша страна обладает значительным потенциалом ненарушенных экосистем и вносит существенный вклад (оцениваемый международными специалистами как 10% от общемирового) в поддержание глобального экологического равновесия. В качестве механизмов поддержки развития следует рассматривать конверсию внешних долгов за осуществление природоохранных мероприятий на национальном уровне.

- А какие конкретные действия осуществляются нами сейчас по подготовке к саммиту?

- На региональном уровне Россия активно участвовала в осуществляемой подготовке европейского (по линии Европейской экономической комиссии ООН) и азиатско-тихоокеанского (по линии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана) вкладов в подготовительный процесс к саммиту. В итоговых документах, принятых на совещаниях по линии этих двух региональных комиссий ООН, членом которых является Россия, удалось добиться адекватного отражения наших принципиальных подходов к концепции устойчивого развития, а также учёта интересов и потребностей стран с «переходной» экономикой. Для определения совместной позиции по проблемам устойчивого развития запланированы и проводятся консультации с государствами СНГ.

В целях активизации подготовки к саммиту Генеральный секретарь ООН организует проведение консультаций с главами государств ведущих стран мира. Соответствующее предложение получила и Российская Федерация.

Основная работа в системе организаций ООН по подготовке к Всемирному саммиту начата с середины января 2002 года, в ходе её до июня 2002 года планируется подготовить проекты основных документов, выносимых на саммит.

Ожидается также предварительное обсуждение двух итоговых документов саммита - политической декларации глав государств и правительств, а также документа о добровольных обязательствах отдельных корпораций, стран, регионов по дальнейшему продвижению к устойчивому развитию.

На национальном же уровне Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 года №809-р Минэкономразвития России, МИДу России и МПР России поручено образовать Национальный подготовительный комитет, включив в него заинтересованных представителей Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, деловых и научных кругов. Все те предложения по позиции Российской Федерации, о которых я говорил выше, и станут предметом рассмотрения Национального подготовительного комитета.



[1] Бсседу вела Ольга Шевелева.  Беседа опубликована в газете «Спасение» №7 (265) в феврале 2002 года.