ИСТОРИЯ НАУКИ И ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА ВЕРНАДСКОГО

ИСТОРИЯ НАУКИ И ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА ВЕРНАДСКОГО

НАУЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ О ЗЕМЛЕ

ВЕРНАДСКИЙ О ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИЯ   НАУКИ  И  НАУЧНОЕ   МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ НАУКИ

ИСТОРИЯ НАУК - ОДНА ИЗ ФОРМ ВЫЯСНЕНИЯ НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

 

НАУЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ О ЗЕМЛЕ

В.И. Вернадский не просто обогатил обширную область знания, которую ныне называют науками о Земле, но настолько преобразовал их теоретические основы, что без его учения о биосфере и биогеохимических процессах, о роли живого вещества в жизни нашей планеты сегодня нельзя представить этих наук. Он глубже, чем кто бы то ни было, осознал связь между геологией, минералогией, кристаллографией, гидрогеологией, гидрохимией, почвоведением, географией, биологией, космохимией и всех их - с физикой и химией, понимал необходимость их тесного взаимодействия.

Вернадский видел проблемы комплексно и глобально. Там, где кто-то видел в явлении частный случай, он его рассматривал в контексте взаимосвязи с другими явлениями, в контексте планетарного процесса. Комплексность - характерная черта исследований Вернадского.

Вернадский заложил фундамент для новых научных направлений в науке: это

·                      генетическая минералогия,

·                      радиогеология,

·                      гидрогеохимия,

·                      геохимия,

·                       биогеохимия,

Он заложил фундамент  учения о биосфере и планетарной роли живого вещества, на базе которого осуществляется синтез различных отраслей знания, например, биогеоценологии.

С большой силой и глубиной Вернадский показал влияние человеческой деятельности на природу, на среду обитания, на глобальные процессы на нашей планете. Он доказал, что в результате развития науки и техники (технологии) человеческая деятельность стала по своей мощи сравнима с геологическими факторами.

Наука, техника, совершенствование средств общения, связи и транспорта покончили с былой  изолированностью отдельных областей Земли. Научные знания и техника, созданные человеком, превратились, по выражению Вернадского, в планетное явление. Не только в том смысле, что их результаты быстро становятся достоянием всего человечества, но также и в том, что они наравне с естественными силами природы определяют дальнейшие судьбы нашей планеты.

В ХХ веке  биосфера стала местом формирования техносферы. Ее воздействие на жизнь планеты будет расти. А это требует не просто разумности с точки зрения здравого смысла, осмотрительности в действиях, но и научного предвидения, серьезного научного анализа и на их основе строгого регулирования практической деятельности человечества и его отношений с природой, комплексного и глобального подхода к оценке влияния последствий нашей деятельности на природу. При этом  Вернадский имел в виду не одну лишь производственно-практическую, но и социальную сферу деятельности человечества, в том числе разрушительные последствия войн, опасность недоверия и вражды между народами.

ВЕРНАДСКИЙ О ФИЛОСОФИИ

Вернадский на протяжении всей жизни много и специально занимался проблемами философии. В 1902 г. он писал: "...Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса - стороны, совершенно неизбежные  и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, прекратился бы живой рост другой... Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии, как  корней и жизненной атмосферы научного искания".

Вернадский постоянно изучал, анализировал и сопоставлял учения различных философских школ, притом не только европейских, но и школ Востока, творчески осмысливал теорию познания, соотношение эмпирического и теоретического в научном исследовании, соотношение естествознания, философии, религии и искусства, постоянно возвращался к мысли о глобальной роли науки, ее влиянии на будущее человечества, нашей планеты и Космоса.

Философские искания Вернадского были долгими и сложными. Они ученого раздвигали горизонты его естественнонаучных представлений, помогали в выработке метода исследования, взгляда на мир, а его естественнонаучные исследования влияли на его философские и социальные воззрения.

ИСТОРИЯ   НАУКИ  И  НАУЧНОЕ   МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Вернадский был убежден, что лучший способ раскрыть содержание, проблемы, состояние и перспективы какой-либо науки, это рассмотреть ее исторически, в развитии. Если вначале это было связано с его работой по подготовке курсов минералогии и кристаллографии, то постепенно у него зрела мысль о более широком значении истории науки.

"У меня выясняется все больше  и больше план истории развития человеческого знания, Написать его надо много лет - можно бы, казалось, потратить на это всю жизнь".

На изучение истории науки Вернадский смотрел уже не только с точки зрения ее важности для углубления знаний в области той или иной частной науки, но и для научного мировоззрения.

"Меня  интересует не одна прагматическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Ничего подобного нет в литературе. Меня завлекает мысль о возможности некоторых обобщений в этой области и о возможности этим историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами".

«Меня  все более занимает мысль: посвятить серьезно свои силы работе над историей развития науки». Это не были только мечтания. За ними стоял большой труд и конкретная, хотя пока и фрагментарно сформулированная программа исследования  значения личности и уровня общества (политической жизни) для развития науки  и способов открытия научных истин. Он полагал, что особенно любопытно изучать тех лиц, которые делали открытия задолго до их настоящего признания наукой. Он писал: «Мне кажется, изучая открытия в области науки, делаемые независимо разными людьми при разной обстановке, - возможно глубже проникнуть в законы развития сознания (познания) в мире».

В то время (1893), когда Вернадский высказывал эти мысли, теоретические проблемы истории науки еще по существу никем серьезно не ставились. Правда, о всеобщей истории наук писал еще Конт, но его рассуждения были слишком общи и не могли произвести впечатления на Вернадского, тем более, что он весьма низко оценивал философию позитивизма.

С начала 90-х гг. Х1Х в. и до конца жизни Вернадский не оставлял работы по истории науки. Помимо планов, подготовительных набросков, выписок, конспектов были подготовлены им рукописи крупных монографий: "Очерки по истории современного научного мировоззрения", "Очерки по истории  естествознания в России в ХУ111 столетия", "Академия наук в первое столетие своей истории" и другие работы.

В мае 1921 г. Вернадский выступил на общем собрании Академии наук с речью об организации исследований по истории науки, философии и технике. Он обосновал важное научное, общекультурное и идеологическое значение этих исследований и предложил создать при Академии наук постоянную Комиссию по истории научных знаний. Бессменным председателем ее стал В.И. Вернадский. В 1932 г. на базе Комиссии, как и намечал Вернадский, возник Институт истории науки и техники. С тех пор много сделано. Наступила пора глубокого изучения истории самой истории науки как научной дисциплины, органически вписывающейся в развитие единой науки.

Как и любая наука, история естествознания и техники имеет свою историю. Ее изучение ускорит критический анализ накопленных знаний, раскроет противоречия и неясности в объяснении и оценке тех или иных событий в развитии науки и техники, вытолкнет на поверхность новые проблемы, будет способствовать разработке теоретических основ историко-научных исследований, а в конечном счете и теории развития науки.

Можно с уверенностью утверждать, что история науки как особая наука имеет в нашей стране значительно более длительную историю, чем это до сих пор казалось. Русские ученые были среди тех, кто закладывал ее фундамент, формулировал ее проблемы и задачи, создавал образцы историко-научных исследований.

ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ НАУКИ

Вернадский писал: "История техники и естествознания, являясь специальной областью науки, представляет специфические требования к кадрам, занятым на этом участке. Эти научные кадры, наряду со знаниями в области своей узкой специальности, должны иметь широкую научную подготовку в области  экономики, истории и философии. Методы историко-технических и историко-научных исследований существенно отличаются от методов научной работы в технических и естественных институтах АН. Эти методы определяются существом дисциплины и изучением источников, не играющих заметной роли в других научных учреждениях АН".

Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлениях человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и обстоятельства, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в научной картине мира - так понимал Вернадский цель и назначение истории науки и техники. Раскрывая прошлое, история науки помогает человеку лучше понять настоящее и увидеть перспективу, охватить взглядом все поле науки, осознать ее как живое развивающееся целое, взаимосвязи ее областей и место своих исследований в ней, роль и назначение науки в обществе, ее отношения с другими сферами человеческой деятельности.

История науки рассматривается Вернадским как неотъемлемая часть социальной истории; основы и движущие силы научного познания заключены в преобразующей практической деятельности человечества, труд миллионов простых людей, ремесленников, мореплавателей и т.д. Их опыт и наблюдения, их отношение к окружающему миру создавали почву, на которой развивалась наука. Последняя в самых своих истоках связана с техникой; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки протекает в тесном взаимодействии с философией и другими формами духовной культуры. Все это не исключает роли одаренных личностей в прогрессе науки, напротив, он осуществляется через их деятельность, они служат как бы его ступенями.

Наряду с общей историей естествознания и историей научного мировоззрения, Вернадский считал важнейшими задачами истории науки также исследование истории ведущих проблем и отраслей науки, истории науки в отдельных странах, истории методов научного исследования, творчества отдельных выдающихся ученых и научных школ, истории отдельных открытий и их технических приложений, эволюции форм организации научной деятельности, изучение и публикацию источников по истории науки и техники.

"История науки не может являться безразличной для всякого исследователя. Натуралист и математик всегда должен знать прошлое своей науки, чтобы понимать ее настоящее. Только этим путем возможна правильная и полная оценка того, что добывается современной наукой, что, выставляется современной наукой, что выставляется ею как важное, истинное или нужное" (Вернадский).

ИСТОРИЯ НАУК - ОДНА ИЗ ФОРМ ВЫЯСНЕНИЯ НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

История науки, философии и техники является "не только областью знаний, имеющей огромное значение для выяснения истины; ее изучение необходимо и для правильной оценки современного знания и техники, и для создания столь необходимой, особенно у нас, преемственности научного творчества, осознанности значения и непрерывности научной работы в определенной, имеющей корни в научной мысли страны, области. В то же время изучение этих дисциплин... единит вместе всех разрозненно работающих специалистов как в области чистого, так и всех отделов прикладного знания. Такое общение на общей работе само по себе является крупным достижением и культурной жизни страны" (Вернадский, 1921).

Вернадский неоднократно отмечал, что история науки является "одной из форм выяснения научной истины". В особенности ее значение и роль возрастают в периоды крутой ломки научных представлений, или, как обычно говорят, научных революций.

"При крутом переломе понятий и пониманий происходящего, при массовом создании новых представлений и исканий неизбежно стремление связать их с прошлым. Часто это историческое изучение является единственной возможностью их быстрого проникновения в научную мысль и единственной формой критической оценки, позволяющей отличать ценное и постоянное в огромном материале этого рода, создаваемом человеческой мыслью. Значительная часть этого материала имеет преходящее значение и быстро исчезает. Чем скорее можно это понять, тем быстрее будет движение нашей мысли, рост нового научного миропонимания. Такой отбор научного и важного точнее и быстрее всего может быть произведен при историческом его изучении" (Вернадский, 1926).

Говоря о значении истории науки для оценки наличных знаний и ускорения движения науки, Вернадский не отрицал того, что главным критерием проверки научных теорий является эксперимент и практика. Но он уловил и подчеркнул, что глубокий исторический анализ может помочь выяснению того, насколько современные представления согласуются с накопленным историческим опытом, знаниями, уже проверенными и подтвержденными, связать современное с прошлым, выявить закономерный характер нового шага науки, его смысл и значение, тем самым способствуя ускорению восприятия нового, что всегда сопряжено с большими трудностями, а, следовательно, и ускорению научно-технического прогресса.

Но этим, согласно Вернадскому, еще не ограничиваются значения и задачи истории естествознания и техники. Кроме своего научного значения "как одной из форм выяснения истины", "как орудия достижения нового" она имеет еще большое идеологическое значение.

 

С.Р.Микулинский. В.И.Вернадский как историк науки. "В.И.Вернадский. Избранные труды по истории науки" М., Наука, 1981.

 

Материал предоставил  Овсейцев А.А. 04.01.2001г.