В. Спартин

НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

О формировании ноосферного менталитета

 

Содержание

1. Характерологические черты ноосферного мышления и сознания

2. Ноосферное образование - необходимый элемент идеологии и практики ноосферного движения

3. «Критическое мышление» - основа педагогических технологий и образовательных программ нового времени

4. Телеология ноосферного образования: цели образования должны быть связаны с высшими целями человечества

5. О национальной модели ноосферного образования

6. Стратегии и технологии перехода от знаниевой парадигмы к деятельностной

7. Эпистемический подход - основа построения учебных программ ноосферного образования.

 

1. Характерологические черты ноосферного мышления и сознания

Радикальное изменение массового сознания, пораженного вирусом потребительства, возможно только при условии, что место ценностей, признанных обществом потребления в качестве единственно реальных, займут ценности иные, входящие в состав историко-культурной парадигмы. Содержательным ядром этого состава сегодня становится идеология и практика ноосферного развития.

Определенную научную базу для построения теории ноосферного развития заложили в своих работах Н.Ф. Федоров, Э.К. Циолковский, В.И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, Н.Н. Моисеев и др. Однако для формирования такой теории как завершенной системы научных взглядов и практических действий необходимы солидарные усилия современных ученых и практиков, философов и психологов, достигших достаточно высокого уровня ноосферного мышления. Отсюда - актуальность ноосферного движения как организационной формы консолидации «ноосферщиков».

«Ноосферное мышление» - термин новый, и содержание его приходится раскрывать в логике гипотетического построения.

Наиболее существенными (доминантными) семантическими компонентами понятия «ноосферное мышление» представляются следующие:

·  Высокий уровень критичности.

·Установка на создание продуктов, улучшающих состояние биосферы.

·Проективность.

·Установка на кооперативное решение научных и производственных задач.

·Доминантность на постановку и решение нестандартных задач.

·Установка на понимание (опирающееся на обширные познания) процессов, происходящих в природе и человеческом обществе.

Поскольку мышление есть активность сознания, следует определить хотя бы основные характеристики ноосферного сознания.

Понимание необходимости коэволюции человека и природы (Н.Н. Моисеев) - важнейшее условие формирования ноосферного сознания. Направленность на кооперативное взаимодействие с природой и другими людьми становится, таким образом, основной характеристикой ноосферного человека (т.е. человека, обладающего деятельностным ноосферным сознанием).

Ноосферный человек - этернист (термин В.С. Лысенко) - это человек, осознающий себя бессмертной частицей бессмертного человечества.

Его отличительная черта - высочайшая ответственность перед предками и потомками (в сущности - перед всем человечеством в бесконечной исторической протяженности его существования).

Свое назначение он видит в реализации идей, отрицающих все, что служит уничтожению жизни, и утверждающих все, что способствует ее поддержанию и развитию. Максимальное расширение пространства своей интеллектуальной и духовной жизни, активная, действенная ответственность за все, что происходит на планете, - такова культурная позиция ноосферного человека.

Глобальная перспектива, т.е. видение и понимание всего, что происходит на планете и в человечестве, осознание динамики мира, его разнообразия и взаимозависимостей, - еще одна важная характеристика ноосферного сознания. Направленность на здоровый образ жизни - неотъемлемая черта ноосферного сознания.

Ноосферный человек не может не заботиться о поддержании высокого уровня своего здоровья, но это значит, что он вынужден стремиться к тому, чтобы и непосредственная среда его обитания была здоровой - экологически, социально, нравственно. Здоровый образ жизни предполагает, в частности, отказ от любых излишеств в быту, характерных для потребительского «модуса вивенди».

Ноосферный человек принимает вещи прежде всего в их функциональном значении, оставляя вещам только одну эстетику - конструктивную, эстетику удобства пользования вещью.

Понятно, что ноосферное сознание сегодня - не очень распространенное явление. Сделать его распространенным можно только через большую и хорошо организованную просветительскую работу, центральное место в которой должно занять ноосферное образование.

2. Ноосферное образование - необходимый элемент идеологии и практики ноосферного движения

Термин «ноосферное развитие» имеет, по меньшей мере, два смысла, соотнесенных с двумя процессами в биосфере. Один связан с естественной (стихийной) эволюцией природы и человечества, с уже возникшей сферой разума, другой - с предстоящими программными действиями «ноосферщиков», способными вызывать такие изменения в биосфере, которые не наносят ей вреда, способствуя, напротив, гармонизации коэволюционного процесса.

 Первый процесс, по-видимому, следует признать неуправляемым, второй в принципе может и должен принять управляемый характер. Оба одинаково требуют глубокого изучения. Поэтому ноосферология - необходимая наука нового времени, без нее ноосферное движение будет теоретически слепым. Результаты, полученные учеными-ноосферологами, не могут быть достоянием только научного сообщества и области технологии. Они должны становиться также достоянием образовательных учреждений, входить в учебные программы школ и вузов.

Развертывание, становление и развитие системы ноосферного образования станет необходимой составной частью движения за преобразование жизни человечества на принципах ноосферного мышления.

Научно-педагогическая база для создания системы ноосферного образования уже складывается, - например, в рамках таких образовательных моделей, как глобальное образование (Global Education), международный школьный бакалавриат (International Baccalaureate), экологическое образование. Однако общими недостатками этих и других моделей, с позиций ноосферной идеологии, являются:

v   их направленность на прагматизацию результатов учебного процесса;

v    жесткая привязка к известному;  

v   опора на знания, умения и навыки и, наконец, последнее и главное -

v   отсутствие постановки высших онтологических и экзистенциальных целей.

В то же время названные образовательные модели содержат важные для ноосферного образования принципы, опора на которые может способствовать формированию новой системы обучения и воспитания, соответствующей эпохе ноосферного развития.

3. «Критическое мышление» - основа педагогических технологий и образовательных программ нового времени

Строго говоря, так называемое критическое мышление (critical thinking), так же как и творческое мышление, - это и есть мышление в собственном смысле слова. Иного мышления, кроме критического и творческого (креативного), просто не бывает. Иное мышление - это псевдо-мышление, квази-мышление, пред-мышление (что угодно, только не мышление как таковое).

По-видимому, все эти атрибуты - «критическое», «креативное», «аналитическое», «холистическое» (холодинамическое), «эвристическое» и проч. - стали неразлучными спутниками понятия «мышление» по той причине, что интеллектуальная элита в ХХ веке отчетливо увидела кризис сознания современного человека, выражающийся в неумении огромного большинства людей решать задачи - и теоретические, и практические, особенно если задачи - нестандартные.

Качество (культура) мышления проявляется именно в решении разнообразных задач, когда требуются критичность, проективность, эвристичность, креативность - признаки-свойства подлинного мышления. Тем не менее, терминологическое словосочетание «критическое мышление» (как и «творческое», и «эвристическое») имеет право на существование.

Современное образование не знает другого способа ставить подлинное, культурное мышление студентам (в самом широком смысле слова «студент»), кроме как учить их подвергать сомнению любые суждения, с которыми они сталкиваются в учебном процессе и в повседневной жизни, оценивая правильность этих суждения. Но и этот способ применяется крайне редко. Поэтому на начальном этапе формирования системы ноосферного образования крайне важно обращение к образовательным моделям, в которых упор делается на развитие у студентов «критического мышления».

Педагогические технологии таких моделей основаны на диалогическом принципе. Для учебного процесса этих моделей характерны ситуации:

v   когда учитель провоцирует дискуссии по спорным вопросам, имеющим особое значение для учащихся, подвергает вместе с ними сомнению очевидные, казалось бы, истины,

v   когда студенты проектируют свою учебную деятельность на основе осознанной мотивации...

4. Телеология ноосферного образования: цели образования должны быть связаны с высшими целями человечества

Замечательный русский мыслитель Н.Ф. Федоров считал, что современная философия должна быть проективной. Это суждение можно вполне перенести на сферу образования. Мы вправе утверждать, что образование должно строиться на проективной основе. Но возникает вопрос: что именно должно проектировать образование?

Самый простой ответ на этот вопрос - современное образование должно проектировать ноосферное сознание, ноосферного человека, принципы ноосферного поведения человека в биосфере.

Спросим еще раз: «Что такое «ноосферное сознание»? Прежде всего это -          осознание человеком своей принадлежности ко всему человеческому роду (Федоров, Бердяев) во всей его исторической протяженности, осознание ответственности «сына человеческого» перед всеми его предками и потомками, осознание необходимости строить свою жизнь так, чтобы не посрамить себя перед своим родом, то есть перед всеми предками и потомками. Такое осознание выражает высшую степень разумности человека.

Ноосферный человек - это тот, кто чувствами и разумом воспринимает себя как бессмертную органическую частицу бессмертной жизни, воплощенной в человечестве. Отсюда особая ответственность человека перед своей семьей - человечеством. Прочность семьи, ее стабильность зависят прежде всего от ее здоровья, от качества «внутрисемейных» отношений, - следовательно, первейший долг каждого члена общечеловеческой семьи - поддерживать и укреплять здоровье человечества. Здоровье физическое, умственное, нравственное, социальное. Но поскольку здоровье человечества во многом зависит от здоровья природы, то совершенно естественно, что забота о здоровье биосферы - первейший человеческий долг, императивная цель человечества.

Современное состояние мирового сообщества далеко от достижения этой цели. Все глубже человечество погружается в трясину потребительства. Наряду с выдающимися достижениями в области медицины, компьютерной техники, автоматизированных систем, производства предметов бытового спроса, чудовищно растет производство продукции, не только не имеющей отношения к здоровью потребителей, но и прямо наносящей ущерб здоровью.  

Примеры: акцентирование внимания потребителей массовой информации на плотской, сексуальной стороне повседневной жизни, создающее в массовом сознании иллюзию сверхценности эроса; производство косметических, моющих и других средств. Растут преступность, сепаратизм, ширится распространение наркотиков, оружия, проституции - и тщетны попытки мирового сообщества найти противоядие против этих эпидемий. Все это заставляет думать, что отсутствует главное - точное объяснение причин поразивших человечество болезней.

Однако такие объяснения существуют.

Во-первых, это теория социальной значимости индивида и связанная с ней теория прибавочных ценностей (В. Лысенко).

Во-вторых, это разрабатываемая тем же автором философия этернизма (человек в актуальности и вечности).

В-третьих, это унитарный принцип.

В-четвертых, - закон социально-аксиологического соответствия.

Введение в содержание образования указанных теорий в качестве предмета изучения будет способствовать достижению основной цели образования, соответствующей высшим целям человечества, - воспитанию культуры общения, понимания и деятельности.

Движение по этому вектору неизбежно приведет к коренному изменению содержания «практического разума», сформирует подлинно ноосферное мышление.

Важную роль в воспитании культуры общения, понимания и деятельности сыграет разработанная А.Ю. Афанасьевым типология психотипов (психе-йога), овладение которой помогает строить грамотные (здоровые!) в социально-психологическом плане отношения между людьми, в том числе между педагогами и студентами.

Итак, с одной стороны, объяснение истинных причин потребительства как «закона» (псевдозакона) повседневной жизни и, с другой стороны, проектирование модели здоровой жизни на базе современных достижений философии, социологии, психологии, физиологии и педагогики - именно это станет телеологическим принципом построения образовательных программ эпохи ноосферного развития.

5. О национальной модели ноосферного образования

Роль России в ноосферном движении приобретает исключительное значение ввиду ее особого культурно-исторического наследия, неиссякаемой духовности ее народа.

Можно без преувеличения утверждать, что российская модель ноосферного образования - ключ к трансформации мирового образования. Вместе с тем, очевидно, что точно так же, как страна Россия синтезировала в своей культуре множество культур составляющих ее этносов и драгоценные особенности национальных культур всего мира, так и российский вариант ноосферного образования должен строиться на основе синтеза лучших достижений не только отечественного (что само собой разумеется), но и мирового образовательного опыта. Большое значение имеет осмысление и применение в российском ноосферном образовании японского опыта дошкольного и школьного обучения и воспитания, равно как изучение и принятие некоторых особенностей японской культуры.

Изучение философской и педагогическойя культур Китая, Индии, стран Арабского Востока также должно вкючаться в образовательные программы ноосферного движения.

Особого внимания заслуживает такая многонациональная и проблемная страна, как США. В ней, несмотря на огромное этническое и этнокультурное разнообразие, а может быть, как раз благодаря ему, происходит интенсивный интеграционный процесс, ведущий к складыванию единой американской нации. В то же время нигде в мире так не развиты и не закреплены потребительские установки, как в США. Изучение социокультурной ситуации в этой стране сравнительно с тем, что происходит в России, позволит найти и использовать факторы, благоприятные для развития российского ноосферного образования, одновременно избегая влияний потребительской психологии.

Однако наиболее существенным для разработки российской модели ноосферного образования является изучение и освоение историко-культурного пласта, практически не освоенного до сих пор, - педагогики отечественной культуры.

Творчество русских писателей, поэтов, мыслителей, ученых (в том числе их эпистолярное наследие) содержит огромной величины педагогический заряд. Это убедительно показал в своих работах педагог, ученый, писатель и художник Ю.П. Азаров, подготовивший двухтомный труд «Педагогика отечественной культуры».

6. Стратегии и технологии перехода от знаниевой парадигмы к деятельностной

Первое, что необходимо сделать разработчикам модели ноосферного образования, - это спроектировать реалистичный переход от знаниевой парадигмы (ЗП) к парадигме деятельностной (ДП). Несмотря на очевидный анахронизм ЗУНов (знаний, умений, навыков), они все еще продолжают оставаться в системе образования как первостепенная целевая установка. Информационная составляющая доминирует в учебных программах как школ, так и вузов, не только в России, но и во всем мире. Для деятельностных подходов к обучению места практически не остается. Отсюда понятно, что в знаниевой парадигме истинная цель образования - воспитание культуры общения, понимания и деятельности - не может быть реализована.

Переход от ЗП к ДП не может быть декретирован - это ясно. Действующие школьные и вузовские программы едва ли существенно изменятся в ближайшие пять или даже десять лет. Поэтому особое значение приобретают программы дополнительного образования. Введение в образовательную практику факультативных курсов, таких, например, как глобалистика (А.П. Федотов), трансцендентальный синтез искусств и наук (Ю.П. Азаров), эпистемология (теория знания), аутогностика, аксиология, герменевтика, - будут серьезно влиять на изменение содержания как образования в целом, так и педагогических технологий.

Необходимо подчеркнуть, что, поскольку сама идеология ноосферного движения находится в стадии становления, формирование содержания ноосферного образования и педагогических технологий - процесс длительный и непростой.

На начальной стадии (2000-2004 гг.) становления ноосферного образования в России необходима организация:

v       негосударственных специализированных школ и отдельных классов в традиционной общеобразовательной школе;

v       курсов и семинаров подготовки педагогов и менеджеров;

v       разработка и издание учебной и методической литературы;

v       популяризация идей ноосферного развития.

Следующая стадия (2004-2010 гг.) - строительство школ в ноосферных поселениях на основе принципиально новых архитектурных решений, организация образовательного процесса на базе приобретенного опыта.

Наконец, заключительная стадия - перевод всей российской системы образования (2010-2020 гг.) в парадигму ноосферного развития, в которой ноосферное образование станет просто нормальным образованием.

7. Эпистемический подход - основа построения учебных программ ноосферного образования.

Построение учебного процесса в ноосферной школе целесообразно осуществлять на основе эпистем - проблемно-познавательных тем. Воспитание человека, мыслящего системно, интегрально, образно, логично, - человека с развитым воображением, сочетающего рациональное и поэтичное (т.е. подлинного ученого) - эта задача решается с помощью эпистем, содержащих в свернутом виде огромную негомогенную информацию об объекте.

В качестве опорных эпистем предлагаются следующие: вода, воздух, земля, огонь, город, война, болезни, организм; любовь, Бог, вера; изменение, взаимосвязь, разнообразие. Эти эпистемы охватывают весь ареал проблематики, связанной с суперэпистемой Человек, раскрытие которой и станет содержанием бразования ХХI века - ноосферного образования.

Эпистемический подход позволяет ученику, в равной мере интенсивно используя правое и левое полушария, синтезировать логическое и образное в целостное единство развернутой эпистемы. В связи с этим можно говорить об эпистемическом мышлении как основе формирования ноосферного мышления и сознания.

Аналога названному подходу в мировой педагогической практике нет. В России в начале 90-х годов предпринимались попытки использовать эпистемический подход в практике обучения дошкольников и младших школьников (УВК №1634 «Эколь», Москва; школа глобального образования «Зеленый Шум», г.Волжский), однако, новизна и сложность этого подхода оказались очевидным образом слишком велики для успешной реализации его неподготовленными педагогами.

С другой стороны, многие региональные органы управления образованием в 90-е годы утратили возможность финансирования инновационных проектов. Сегодня имеются все предпосылки для реализации проектов создания учебных программ, учебников и учебных пособий, базирующихся на раскрытии эпистем, для всех ступеней средней общеобразовательной школы. Организация соответствующих курсов подготовки педагогов - также актуальная и выполнимая задача.

Новые учебники и пособия, в том числе методические, могут быть подготовлены силами ученых и методистов Российской академии естественных наук, а также многочисленных образовательных центров как московских, так и региональных.

Существенной особенностью учебно-методической литературы для классов и школ ноосферного образования является практико-ориентированный, деятельностный характер. «Ноосферный учебник» не должен содержать никакой информации, никаких заданий, которые не были бы связаны с реальной, повседневной жизнью учащихся, их практическими действиями, с жизнью их социальной среды.

Сама ноосферная школа - деятельностная школа, школа-производство, школа-лаборатория, школа-микрообщество. В то же время это не узко-прагматизированная школа, ее реальное пространство - весь мир. Она органически соединяет в себе актуальное и вечное (этернальное).

 

Наш адрес: rodsobr@newmail.ru