Маслова Н.В.
  

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИИ
НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

практика образования, методологические, гносеологические,  научно-теоретические основы образования

Содержание

Понятия  и определения

Воспитание целостного мышления

Задачи образования

 

 Создание передовой системы образования – это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России на пути в XXI век.

 

Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России, разработанной Академией естественных наук в 1993–1995 гг., и исходит из её базовых понятий и принципов.

Концепция ноосферного образования – это система научно-теоретических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования  и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода.

Концепция ноосферного образования является конвергенцией естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик образования конца XX в.

Концепция отвечает на следующие вопросы времени:

1.    Каковы научно-теоретические, гносеологические, методологические основы образования?

2.    Как практически организовать педагогическое пространство, чтобы обрести необходимые условия и оптимальные технологии в подлинно экологичном, гуманном образовательном процессе?

3.    Как организовать жизнеспособную систему управления образованием в рамках программ сквозного развития всех звеньев воспитательно-образовательного процесса  (семья–сад–школа–вуз)?

4.    Как экономично организовать саморазвивающийся процесс образования?

5.    Как избежать авторитаризма и неподвижности системы образования?

6.    Как вести перестройку педагогического процесса, технологии образования в сторону гармонизации и экологизации образования на этапе ноосферного перехода?

7.    Как в существующей системе подготовки и переподготовки педагогических кадров организовать учебный процесс так, чтобы в короткое время дать толчок к естественной трансформации  мышления, методологии и мировоззрения каждого отдельного педагога?

8.    Как сориентировать человека в современном обществе?

В концепции представлено неразрывное единство 4-х частей: научно-теоретической, гносеологической, методологической и практической. Структура концепции ноосферного образования представлена на схеме  1.


Схема  1

       Содержание концепции раскрывается в следующей последовательности:

v               Понятия и определения.

v               Цели, задачи, принципы ноосферного ноосферного образования.

v               Технология ноосферного образования.

v               Методика преподавания учебных дисциплин.

v               Учебники для ноосферного образования.

v               Педагог нового поколения.

v               О программе перехода к ноосферному образованию.          образования.

v               Научно-теоретические основы ноосферного образования.

v               Теория познания  на современном этапе.

v               Методология

ПОНЯТИЯ  И  ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Образование  индивидуальный либо коллективный процесс созидания  ОБРАЗА  ЧЕЛОВЕКА; формирование субъектом образования  ОБРАЗА  САМОГО  СЕБЯ  (самоидентификация) посредством индивидуального усвоения и переработки знаний, умений и навыков, выработанных человечеством о природе–обществе–человеке.

Знание – это информационно–образное отражение в сознании индивида закономерных, воспроизводимых связей между единицами объективного и субъективного миров.

Самоидентификация – способ бытия, при котором предполагается всестороннее полное использование всех сущностных сил и способностей человека в процессе его вживания в мир, в актах приятия или неприятия той или иной экзистенциальной позиции и системы ценностей, того или иного общественного устройства.  Иначе говоря, самоидентификация – присвоение человеком системы жизненных смыслов и установок, которые бытуют в обществе.  (Понятия самооценки, самореализации, самоутверждения личности не являются синонимами самоидентификации, они несут свою специфическую функционально–смысловую нагрузку, указывают на рассудочные акты мышления человека).

Образование и воспитание составляют единый процесс воспитания мышления человека.

Воспитание в семье и обществе имеет целью дать человеку представления и навыки для ориентации в мире людей.  Это система этических и моральных норм, правил поведения и т.п.

v               Образование в начальной, средней и высшей школе имеет целью дать человеку знания, методы, инструменты для ориентации в мире мысли, идей, знаний, жизнедеятельности.  Как видим, воспитание и образование имеют разные целевые установки в сферах приложения знаний.  Объединяет эти два процесса сам объект воспитания и образования – человек, и единая задача воспитания и образования – получение знаний (независимо от сферы приложения).  Воспитание и образование оказывают воздействие на сознание, подсознание и сверхсознание человека.

Образование и воспитание представляют собой единый процесс (воздействие на человека) и различаются только по сфере приложения обретённых знаний.  Природа их произрастает из одного корня.  В последнее время всё сильнее осознаётся разница между образованными и воспитанными людьми.  Повысилась информированность общества, однако, как свидетельствует практика, это процесс односторонний, негармоничный.  Люди используют полученную информацию, не ведая о последствиях своей деятельности.  "Хромает" осознание роли человека в природе. Однобокая информированность приводит к  некорректной постановке целей и задач образования. Отсюда вытекает результат последующей деятельности человека, выбор им средств для  достижения своих либо общественных целей.

По сути дела в процессе воспитания и образования происходит воздействие на мышление человека, воспитание мышления.  В этом смысле действительно, разделённые ныне процессы составляют единое образование – образование человека.

Система образования – социальный институт, включающий постановку цели, создание общих и специальных концепций образования, учебных программ, методик, методов, средств для реализации идеи образования: учебные заведения, их материально–техническое и финансовое обеспечение, систему подготовки и переподготовки педагогических и административных кадров, средства педагогической коммуникации (журналы, газеты, др. печатные издания, семинары, конференции и т.п.).

Философия образования включает представления об образовании как о системе подготовки человека к жизни: интеллектуального осмысления истории образования, его современного состояния и его возможных сценариев на будущее.  Философия образования обсуждает предельные основы образования и педагогики: место, смысл образования в универсуме жизни, понимание человека,  идеала образованности, смысла и особенностей педагогической деятельности.

Философия образования не является наукой или философией в чистом виде. Это выявление онтологических, гносеологических и аксиологических составляющих процесса образования. Она включает  необходимое обобщение социальной рефлексии, выраженной в философии, методологии, истории, культурологии, аксиологии и т.п.

Термин "философия образования" возник в последние годы и не является вполне устоявшимся.

Главное противоречие современной системы образования в России состоит в провозглашении высоких гуманистических целей, для достижения которых она создавалась, и невозможностью системы образования эффективно двигаться в этом направлении.

Причины главного противоречия системы образования:

v               неумение осознать стратегическую функцию образования в современном и будущем обществе;

v               неумение структурировать функции системы  образования (управленческая, методическая, воспитательная, преподавательская и др.);

v               неумение осознать образовательную технологию и методику с позиций современной науки;

v               неумение увидеть подлинные глубинные, т.е. природосообразные или биоадекватные задачи образования.

v               неинформированность педагогической  общественности о современных достижениях науки.

Кризис современной системы образования – объективный результат указанного противоречия. Кризис системы образования состоит в её невозможности функционировать так, чтобы обеспечить раскрытие  человеческого потенциала и нежелании человеческой личности (учащегося, учителя, родителя) действовать в условиях, нарушающих первородную целесообразность и возможность самореализации.

Кризис системы образования тесно связан с общим цивилизационным кризисом.  Он не может быть понят как результат только социальных, политических, узко понимаемых экологических или культурно–идеологических влияний в России.  Его корни уходят в глубь истории человечества и связаны с феноменом развития сознания человека.  Исторически сложившийся тип левополушарного, т.е. дискурсивно–логического мышления возобладал в человеческом обществе, начиная с конца V в. до н. э.  и преобладает до настоящего времени.

Структура цивилизационного кризиса  условно представлена на схеме  2.

Схема показывает исторически сложившийся крен в сторону дискурсивно–логического (левополушарного) мышления человека, нарушение баланса природных возможностей человека, что привело к дисгармонии установок человека в деятельности. В сумме это привело к цивилизационному кризису.


Схема  2

Очевидно, что никакое "латание" дыр и решение "проблем", связанных с дискурсивно–логическим мышлением, не приведёт к трансформации ситуации.  Кризис цивилизации конца XX в. – есть кризис мышления, точнее, левополушарного типа мышления.  Кризис мышления состоит в неэкологичной эксплуатации одной из частей цельного человеческого органа – мозга, в то время как другие симметрические органы человека работают гармонично.  Дисфункция правого полушария мозга привела к дисгармоничной работе цельного органа, что не отвечает принципу экологической целесообразности.

Вместе со сложившейся традицией опоры на дискурсивно–логическое мышление человечество приняло и принцип нецелесообразности социально–этического императива вместо ранее бытовавшего принципа экологического императива.


Схема 3

Экологический императив – объективно необходимый нравственный социально–антропологический принцип, являющийся императивом соразвития человека, природы и общества.

Согласно этому принципу личность, государство, общество не имеют права руководствоваться никакими нравственными принципами, кроме экологического императива, принимающего во внимание общие законы соразвития природы, человека, мозга, общества и процессы формирования ноосферы.

История цивилизации есть история стихийного развития, "господства" левополушарного мышления и энергетического критерия прогресса: аккумулирования энергии труда правящими классами.  В связи с преимущественным развитием неэкологичного (левополушарного, патологичного, неестественного, нездорового, антропосферного) мышления в современном индустриальном обществе все системы социума (образования, здравоохранения, политики) ориентированы на неэкологичное мышление человека.

Современный цивилизационный кризис показывает конец эпохи стихийного, неэкологичного развития.  Движение к экологичному развитию означает постепенное трансформирование однобокости мышления и энергетического критерия прогресса, утверждение общечеловеческого критерия прогресса на основе совершенствования качественных характеристик его мышления.

Переход к целостному экологичному мышлению является поворотным этапом в истории человечества на его пути в ноосферу (сферу разума) и является сутью ноосферного перехода.

Тип мышления – осознанная ориентация преимущественного использования функций головного мозга.  Существуют два основных типа мышления человека:

v               экологичный (двуполушарный);

v               неэкологичный (однополушарный).

Экологичное мышление (синонимы: гармоничное, естественное, универсальное, биосферное, здоровое, цельнодинамическое) определяется согласованностью с естественными законами Вселенной, т.к. в работу вовлечены совокупно левое и правое полушария мозга человека.  Такое мышление не приводит к возмущению биосферы.

Качество человека определяется типом его мышления.

Гармоничный, универсальный, здоровый человек демонстрирует естественное, биосферосовместимое его качество, которое определяется цельнодинамичным (двуполу-шарным), экологичным мышлением.

Негармоничный, ограниченный, больной или проблемный человек проявляет неестественное, патологическое его качество, которое определяется антропосферным неэкологичным мышлением.  При этом различается левополушарная (точные науки, рационализм) и правополушарная (гумани-тарные, творческие направления) ориентация и промежуточные варианты.

Рост качества человека означает расширение возможностей человека трансформировать свои взаимоотношения в биосфере и социуме в направлении биосферосовместимости  через овладение методами совокупной работы обоих полушарий мозга.

Прогресс человека и социума заключается в расширении персональных и социальных сфер возможной трансформации негативных проблем в позитивные.

Экологичное развитие отвечает случаю, когда прогресс осуществляется на основе роста качества мышления человека, т.е. трансформации мышления в направлении его экологизации.  Экологичное развитие согласовано с естественными законами природы и не возмущает биосферу – порождается экологичным мышлением.

Экологичное, здоровое, гармоничное мышление периода ноосферного перехода утвердится через снятие мировоззренческой установки антропоцентризма "биосфера для человека" ("всё для человека", "человек – царь природы", "покорения и преобразования природы") и становление биоцентризма – "человек в биосфере".  Естественно, в конечном счёте биосфера (и Земля, и Космос) – для человека.  Биоцентризм лишь утверждает, что деятельность человека в биосфере должна быть освещена разумом и направлена на сохранение природных систем.

Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать своё место в природе и эволюционную роль, выполняя биосферную функцию поддержания "запаса устойчивости" природных систем.  Природная составляющая нравственности этого человека будет относиться к его взаимоотношению с природой: нравственно всё то, что способствует выполнению человеком его биосферной функции, безнравственно всё, что этому противоречит.  Ноосферное мышление означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции "я в природе", любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции "я – царь природы", покорения–преобразования природы – в конечном счёте, позиции потребительского и хищнического отношения к природе).

Наше время – период перехода человечества в эпоху единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, всё чаще именуют эпохой разума – эпохой ноосферы.

Неизбежность вхождения планеты Земля в эпоху  НООСФЕРЫ  показал великий русский учёный В.И.Вернадский. Согласно его взглядам, человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором.

Ноосфера это эпоха единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности,  нового качества целостности мышления.

Ноосферное развитие – это осознанно управляемое ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений и Вселенной.

Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и появление нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления – целостное мышление.

Система образования является ключевым звеном, которое поможет России выполнить роль лидера ноосферного перехода.

Ноосферный переход – это период и процесс корректировки избыточно и тем самым гибельно проявивших себя искажённых составляющих жизнедеятельности человека и общества.

Во время ноосферного перехода происходит постепенное осознание и принятие человеком и обществом принципа экологического императива, отход от односторонности логических методов мышления.  И.А.Ефремов писал о значении этого этапа: "Именно в этом преодолении тупиков математической логики и заключалось могущество будущего".

Этот этап на пути к экологизации общества можно назвать проэкологическим.  Проэкологический этап возник стихийно, как альтернативное движение в образовании, и он успешно проистекает сообразно закону самоорганизации субъектов экологических систем.  Переход от альтернативного движения к государственной политике неизбежен.

Результатом ноосферного перехода явится возрастание темпа восстановления составляющих жизнедеятельности человека (материальной, интеллектуальной, духовной) и последующий расцвет общества на основе гармонии этих составляющих.

Идея ноосферного развития в итоге должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества.  Для этого требуется:

v               глубокая информированность населения по всем аспектам ноосферного развития, в том числе ноосферного сознания;

v               переориентация образования, медицины, производства и других отраслей экономики страны на ноосферную технологию, методику и практику.

Создание в обществе системы ноосферного мышления и, следовательно, новых ценностей, будет способствовать формированию экологичных  структур


Схема 4

 

образования, производства, потребления, нацеленных на более высокий уровень жизни населения.

 

Схема 5

Таким образом, в определённом смысле ноосферное образование является ключевым звеном ноосферного перехода.  Последовательность этого перехода неизбежна:

 

ВОСПИТАНИЕ  ЦЕЛОСТНОГО  МЫШЛЕНИЯ

Воспитание целостного мышления, основанного на синтезе современных достижений квантовой физики, биологии, физиологии, теории систем, нейрофизиологии и др. наук, является методом психолого–педагогического воздействия, который может послужить инструментом трансформации левополушарного (по преимуществу) мышления современного человека. 

Целью ноосферного образования является формирование, а точнее мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим (левополушарным) и образным (правополушарным) мышлением.  Это тот тип мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества.

Результатом образовательного процесса, таким образом, является человек, владеющий гармоничным двуполушарным цельнодинамическим мышлением. Однако, что же значит "владеющий"?  Не является ли это очередной декларацией "билля о правах" человека и природы?

Реальным результатом образовательного процесса следует считать научение человека пользованию дискурсивно–логическими, интуитивными и цельнодинамическими (совокупно логическими и образно–интуитивными) методами мышления при решении разнообразных жизненных, производственных, социальных, универсальных задач. Поясним, что  говорить о целостном мышлении следует, когда  совокупная работа двух полушарий мозга  становится не только умением индивида, но и обычным осознанным приемом, методом решения разнообразных задач.  В этом смысле мы будем говорить о методологизации  мышления человека.

Ноосферное образование – это социокультурный процесс передачи знаний, умений и навыков путём организованного мотивирования индивидуальных учебных мыслеобразов и реализации заключённой в них энергии.  Целью ноосферного образования является – научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов.

Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей.  Суммируясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал.  Суммируясь в социуме, они увеличивают уровень пассионарности всего общества.  Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего "Я" учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия.

Ноосферное образование возможно на всех этапах учёбы по всем учебным дисциплинам.

ЗАДАЧИ  ОБРАЗОВАНИЯ

Общества и страны в разное время ставят и решают разные задачи.  Выбор задачи для образовании адекватен конкретному уровню развития данного общества: уровню потребности в том или ином образовательном результате, его социальной востребованности, реализуемости, ресурсообеспеченности.  Положение России в мире как Евроазиатской, индустриально развитой страны на этапе трансформации социальных ориентиров определяет стратегические цели страны в области образования следующим образом: развитие определяющего начального и общего образования с последующим профессиональным образованием для обеспечения промышленности и сельского хозяйства функционально грамотными, творческими специалистами с переходом  к  более  высокой  ступени  непрерывного  образования.

Современное образование решает целый комплекс задач, среди которых как наиболее социально важные могут быть перечислены следующие:

v               формирование мировоззренческих установок учащихся;

v               просвещение учащихся, т.е. ознакомление с общими научными представлениями о природе, человеке, обществе, а также с основными направлениями и особенностями пространственной, деятельностной, культурной, ментальной структуры человека;

v               социализация личности, т.е. вовлечение её в процессы общественного разделения труда через освоение индивидом знаний и умений в том или ином профессиональном сегменте этого разделения, а также введение в принятые в данном обществе образ жизни и принципы социального взаимодействия между людьми;

v               инкультурация личности, т.е. введение её в систему ценностно–смысловых ориентиров и оценочных критериев, в нормативно–регулятивные установления общественного бытия, систему языков и технологий социальной коммуникации и основные параметры исторического социального опыта коллективной жизнедеятельности человечества в целом и данного общества в частности.  Именно это является целью образования в самом общем виде.

v               Переводя всё вышесказанное на обыденный язык, можно сказать, что, если социализация личности сводится преимущественно к освоению человеком профессии – системы принципов и технологий той или иной деятельности ради создания общественно значимого продукта и обретения в награду желаемых социальных благ, то инкультурация личности – это освоение человеком исторически выработанных правил , в пределах которых допускается обретение этих самых социальных благ, взаимодействие с другими людьми, получение и распространение информации и знаний, оценка и интерпретация различных явлений и т.п.

В конечном счёте – это и есть культура как совокупность норм и правил, регулирующих любые формы жизнедеятельности людей, выстраивающих ценностно–смысловые иерархии результатов этой деятельности, поддерживающих функционирование коммуникационных каналов и символических языков, с помощью которых осуществляется такого рода регуляция.  Культура – это установка сознания людей на то, что их интересы и потребности должны удовлетворяться не любыми способами, сколь бы они ни были утилитарно эффективны, а только приемлемыми для природы, общества и человека по своим последствиям и цене.  С позиции культуры цель никогда не оправдывает средства.  Отсюда особая роль культуры как исторически накопленного банка социально приемлемых средств удовлетворения человеческих интересов и потребностей, а так же гармонизации связей людей с миром.

Но социальный опыт предков, к сожалению, не наследуется людьми генетически.  Каждого человека нужно индивидуально приобщить к этому опыту, к "банку" культурных образцов и установлений. Эти задачи решаются в процессах воспитания и практического социального взаимодействия, вводящих человека в реалии культурного нормирования жизни; искусством, моралью и религией, задающими эталонные образцы нормативного или антинормативного сознания и поведения; общественным мнением, одобряющим или порицающим те или иные действия человека; государством, награждающим или применяющим насильственные санкции в зависимости от степени нормативности поступков человека и т.п.  Но главным "воспитателем", как представляется, остаётся всё-таки образование, ибо оно призвано осуществлять такого рода инкультурацию личности наиболее системно, комплексно и продуктивно, по специально разработанному плану решения этой задачи.

Задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление.

Его экономичность достигается за счет использования 5 каналов человеческого восприятия, интенсификации творческого мышления и целостного взгляда на изучаемые явления, отказ от системы “лоскутного одеяла” – разрозненных правил. Обращение к личному опыту ученика и естественным биоритмам человеческого организма дает сокращение времени изучения любого предмета в 3-6 раз, высвобождает ресурсы здоровья учащегося, приводит к экономии материальных и финансовых затрат и дает возможность во столько же раз повысить эффективность приобретения знаний и умений.

Ноосферное образование столь многогранно, что может быть охарактеризовано с разных точек зрения:

v               Экологичное, здоровое, непатологичное, естественное -  т.к. базируется на природных каналах и процессах приема-передачи-осознания информации и ставит цели естественные для человека.

v               Биосферное, т.к. не ставит целью подчинение природы человеком (антропоцентризм), ориентируя на соразвитие природы, человека, космоса.

v               Научное, т.к. базируется на современных достижениях естественных, гуманитарных наук и гуманитарных практик.

v               Системное, т.к. рассматривает подсистему “Человек -  Общество” в системах “Природа” и “Космос” и пользуется набором системных возможностей широкого круга научно-практических направлений.

v               Креативное, т.к. реализует творческие возможности преподавателей и учеников.

v               Виртуальное, т.к. использует формы и методы познания имплицитно (внутренне) присущие любому человеку, естественно происходящие в форме движения трехмерных голографических мыслеобразов.

v               Биоритмическое (релаксационно-активное) по форме организации занятий (чередование отдыха и активности).

v               Гармоничное, т.к. обеспечивает радость познания, самореализацию по всем уровням развития человека (физический, творческий, межличностный, социальный принципиальный, универсальный уровни).

v               Гуманное по целям, методам, средствам.

v               Инструментальное, т.к.  дает человеку инструмент мышления и дальнейшего самостоятельного познания без созависимости с преподавателем.

v               Экономичное, т.к. в 3-6 раз сокращает время, финансовые,  социальные, материально-технические и другие затраты.

v               Опережающее, т.к. готовит людей владеющих опережающим целостным мышлением.

v               Инновационное по базовым и вспомогательным компонентам, научно-теоретическим и методическим параметрам.

v               Прогрессивное, т.к. существенно  продвигает человека в знаниях собственной природы и постепенно “отводит” от экологического кризиса.

v               Оптимальное, т.к. исключает необязательные шаги в процессе познания.

Главное противоречие современной системы образования – провозглашение высоких гуманных  целей и невозможность эффективно действовать в направлении движения к цели - в значительной степени объясняется неясностью принципиальных установок образования.

Необходимым и достаточным принципом образования периода перехода к ноосфере является его природосообразность или биоадекватность.  Этот новый для образования принцип можно пояснить через сумму более привычных нам принципов.  Перечислим их.

1.    Принцип экологизации образования означает обращение к естественным, присущим человеку от природы, способам, методам и каналам восприятия информации без усиленной эксплуатации дискурсивно–логического левополушарного мышления.

2.    Принцип системности образования означает построение педагогической деятельности, исходя из общесистемных научных теорий развития систем природы, общества, мышления. Имеется ввиду  функциональная системность, а не ее теоретическая модель.

3.    Принцип гармонизации образования означает использование технологий и методик целостного восприятия мира и мышления, погружающих учащихся в гармонию мира уже в  ходе занятий.

4.    Принцип гуманизации означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной, открывающей возможности для широкой гуманитарной подготовки учащегося.  Гуманизация сама по себе не предохраняет личность от маргинализации,[1] но является надёжным "мостом" при переходе к целостности образования.

5.    Принцип инструментальности образования означает возможность применения знаний, умений, навыков во всех сферах жизни человека: личной, межличностной, социальной, универсальной.       Последняя      из     сфер      жизни     означает


                                                                                                                   Схема  6

не отчуждённость образования от природы и общества, а условие его бытия в природе–обществе. Это принцип включённости во всеобщность.

6.    Принцип личностно–ориентированного образования, означающий свободу выбора форм, направлений, средств образования.

7.    Принцип опережающего (по сравнению с другими отраслями) развития образовательной отрасли, означает ориентацию на новейшие достижения науки и психолого-педагогической практики.

8.    Принцип простоты познания, являясь специфическим человеческим способом обеспечения жизни, лежит в основе принципа простоты образования.

9.    Принцип экономичности образования означает построение и проведение технологий и методик преподавания, не превышающих необходимых социальных

затрат и при этом ведущих к экономии времени, сил, средств, финансов.

10.Принцип Потенциальной Интеллектуальной Безопасности.

Принцип Потенциальной Интеллектуальной Безопасности – не просто новый принцип педагогики.  Это впервые предлагаемый принцип, происходящий из недр целостного, здорового человеческого сознания.  (Мы уже употребляли в связи с целостным сознанием термин экологичное сознание).

Потенциальная Интеллектуальная Безопасность основана на общесистемных принципах, важнейшие из которых в данном случае:

v               природосообразность;

v               самоорганизация информации;

v               инвариантность.

Работа с природными символами и образами потенциально безопасна.  Вспомним, что учился человек слушать природу и свое окружение, именно выбирая для себя природные образцы.  Первые экологические представления человека выражены в явлении тотема.  В качестве тотема выбирали вид, стоящий на вершине экологической пирамиды экосистемы региона.  Связь, охрана, подражание тотему человеком давали чувство подключённости и единения со Вселенной, с окружающим человека миром.  Все органы чувств подключал человек, когда учился у тотема.

Понимая культуру как вторую природу или символическую вселенную (Лотман), мы вводим ее базовое понятие – символ – в образование на осознанном (в отличие от неосознанного) уровне, именно как символ, а не как пример (иллюстрация сказанного учителем).  Мы предлагаем перемену мест слагаемых.  От этого акта  многое меняется, ибо восприятие информации – не математика, где от перемены мест слагаемых сумма не меняется.  Восприятие – сложный психофизический процесс.

Мы предлагаем символу занять лидирующее место в образовательном процессе.  Мы предлагаем культурные образцы и природосообразные символы для воплощения индивидуальной ментальности.

При этом учащимся предлагается трактовать первыми, а не после учителя, и тем самым на первое место выходит формирование “участного мышления” как индивидуального переживания знания (М.М.Бахтин).  Провоцируя генезис переживания знания, мы культивируем мысль на основе природных и культурных (“вторая  природа”) образцов.  В этом сущность принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности. Это – естественная безопасность от перегрузок, чужеродной и ненужной индивиду информации, от давления педагогов и авторитетов, безопасность от неправильных ходов и путей, от попадания в крайности болезненных увлечений и сектантства. Итак, природные символы в  процессе образования – это первый гарант естественной безопасности мышления. Второй компонент безопасности - это высший потенциал личности.  Последнее мы понимаем как совокупность высших духовных, интеллектуальных, физиологических возможностей человека. Предлагаемая методика  воспитательной и образовательной деятельности в широком смысле нацелена на раскрытие высшего “Я” личности.

Вспомните, кем Вы мечтали стать когда-то в детстве. Восстановите Ваш образ, который представлялся Вам тогда желанным. Вспомните чувства, наполнявшие Ваше сердце и душу, когда вы  хотели стать именно таким. Восстановите мощное позитивное желание двигаться быстрее, эффективнее к желанной цели. Вероятно,  Вы достигли уже очень многого в направлении  желанной цели. Но посмотрим на детскую мечту с точки зрения принципов ноосферного образования. Есть ли в перечисленных  10 принципах хоть один, который не подходил бы  для характеристики мечты ребенка? В любой мечте человек личностно-ориентирован, опережает время, просто и экономично,  гуманно и гармонично, системно и экологично на основе своих потенциальных  (непроявленных) пока  духовных, интеллектуальных и физических возможностей  строит модели своих потребностей и возможностей.  Сама мечта как модель будущего является важнейшим инструментом, генератором энергии ее достижения. Безусловно, мечты меняются, - модели усложняются. Однако проектное мышление[2] – генеральный код решения жизнедеятельностных  задач. Знание этого кода и осознанное использование его в воспитании и образовании мы и называем природосообразностью или биоадекватностью образования на этапе ноосферного перехода.



[1] Маргинальная личность – личность, лишённая возможности самореализации в определённый период личностного или социального развития.

[2] Ю.В. Громыко. Проектное сознание. М., 1998.