О.Л. Кузнецов[1]

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И БУДУЩЕЕ РОССИИ

 

 "Нет такой проблемы, которая при верном взгляде на нее не становилась бы более сложной"    

          Народная мудрость

 

 

Содержание

1. Что же происходит сейчас в России?  (попытка социоэкономического анализа ситуации)

2. Место России в системе глобальных кризисов -лидирующее

    3. Некоторые мысли о соотношении напряженно-деформированного состояния социосферы

4. Цели общества, национальная идея, особенности российского менталитета общество xxi века

5. Задачи интеллигенции по интеллектуальной, моральной и духовной поддержке движения россии к обществу с устойчивым развитием

5.1 Интеллигенция и развитие непрерывного образовательного пространства России

5.2 Интеллигенция и информационное пространство

5.3 Интеллигенция и научно-технический потенциал России

Заключение, или основания оптимистического прогноза на xxi век

 

1.  ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС В РОССИИ?
(попытка социоэкономического анализа ситуации)

На вопрос, что сейчас (после 1991 г.) происходит в России (также как и после 1917 г.), уже ответил в 1924 г. наш великий соотечественник Питирим Сорокин, основатель факультета социологии Санкт-Петербургского университета: "Общество, не умеющее жить, не способное производить целесообразные реформы и бросающееся в объятия революции, платит за эти грехи вымиранием значительной части своих членов, становится данником этой всемогущей Повелительницы. Только заплатив эту дань, оно если не погибает совершенно, получает некоторую возможность жить дальше, путем возврата к большей части своих устоев". Вспомним мысль Гегеля из "Философии истории": "Разрушение и падение цивилизаций происходит в результате патологического гипертрофирования своих основополагающих принципов". Об этом недавно напомнил нам Дж. Сорос в своей блестящей работе "О капиталистической угрозе".

Приходится зафиксировать ряд драматических реалий, присущих сегодня нашей стране. 10 лет экономического хозяйствования привели к краху реальную промышленность и экономику страны. В экономическом смысле государства в России сейчас почти нет, за малым остатком. "Остаток" - это собес, Пенсионный фонд, налоговая инспекция.

Правительства, сменяющие друг друга, оставили экономику почти без денежной сиcтемы и тем самым обрекли ее на физический распад. Слабая современная российская буржуазия может обеспечить свои интересы только в условиях экономического беспредела и денежного хаоса. По данным прессы, около 85% коммерческих банков находятся под крылом мафии. Не лучше и состояние морально-психологического климата, если в течение месяца центральные телевизионные каналы в часы, когда наибольшее количество населения смотрит телевизор, обсуждают, даст ли нам сейчас и в дальнейшем кредит МВФ.

В книге С. Кургиняна "Постперестроечная Россия" (1990) находим такую мысль: "Нигде во всем мире криминалитет не представляет такой серьезной опасности, не является столь мрачной и зловещей силой, как в нашей стране. Любой реформаторский проект, не учитывающий этот фактор, будет уничтожен".

Валовой национальный продукт России упал более чем на 50%. В России бедные с месячным доходом менее 50 долл. США составляют почти половину населения.

Новая русская буржуазия находится еще в пеленках, поэтому реальный сбор налогов в 2-3 раза меньше потенциального. Ущербность народившейся современной российской буржуазии проявилась и в том, что она в кратчайшие сроки растеряла союзников России в Западной Европе и в Азии.

В результате развала СССР, а вслед за этим ВПК, армии, нестабильности силовых структур и т.д., Россия превратилась из второй по влиянию в мире державы в страну с весьма ограниченным политическим влиянием, и мы это отчетливо видим на событиях последних лет.

ЮНЕСКО и ВОЗ проводят исследование уровня жизни и жизнеобеспечения народов по пятибалльной шкале и характеризуют возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального развития нации на момент обследования (если условия неизменны). Балл от 1 до 1,4 - смертный приговор нации. У России балл 1,4 (по Л.П. Рожковой).

Налицо социальная недальновидность современной российской буржуазии. Не догадались пожертвовать хотя бы частью богатств, чтобы уменьшить напряженность в стране. "Деньги - как навоз, не приносят пользы, если их не разбросать" - писал Френсис Бекон. Современная ситуация государственной поддержки интеллектуальной сферы России рассматривается в работе "Россия: стратегия развития на XXI", подготовленной РАЕН и НЭФ им. В. И. Вернадского, в книге Г.Н.Фурсея и соавт. с подробным разбором цифрового и диаграммного материала.

Разрыв в оплате труда российского и американского специалиста с высшим образованием составляет 80-90 раз. Разница в расходах на науку в бюджете 1994 г в России по сравнению с США и Японией составляет примерно 30 раз. И все-таки Россия выжила.

Так что же за социально-экономический строй в России: социализм или капитализм? До сих пор в России по объему продукции и численности занятых преобладает не частная, а коллективная собственность.

 "Российская экономическая система сегодня соединила в себе все недостатки капитализма и социализма и даже феодализма, практически без их достоинств" (Г. Н. Ханин "Блеск и нищета российской буржуазии").

Завершим на этом перечисление негативных факторов нашей новейшей истории.

Полагаю, что мы не имели бы права называть себя учеными-естественниками и гуманитариями, если бы не сумели заметить и противоположных, а именно созидательных тенденций и явлений, возникающих в российской среде за последнее десятилетие. Люди ощутили на себе терапию реальностью и, имея определенную свободу выбора действий, ответили на происходящее многочисленными процессами самоорганизации в экономической, интеллектуальной и духовной сферах. И, конечно, это дало свои безусловно позитивные результаты.

Плюрализм организационных форм, в том числе в науке, способствовал формированию конкурентной среды. В интеллектуальной среде - это создание целого спектра общественных научных и других творческих объединений, среди которых мы прежде всего выделяем РАЕН. Возник Международный союз общественных Академий, резко возросло количество информационных и интеллектуальных услуг, широко представлены услуги сети Internet, существует система мобильной связи. Произошел также всплеск творческой активности, поскольку возникла возможность знакомства с литературой и документами, ранее закрытыми. Интеллигенция начинает осознавать, что имеющийся кризис - во многом мировоззренческий, а потом и поведенческий. Надо менять поведение людей, потому что другого способа улучшить ситуацию нет. Порядок должен быть прежде всего в голове. Ум, интеллект, информация - самое большое богатство.

2. МЕСТО РОССИИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ -ЛИДИРУЮЩЕЕ

Чему учит нас системный анализ и наука о стратегическом управлении? Для того, чтобы представить себе, как может развиваться некая динамическая система, нужно понять, как ее динамика вписывается в динамику внешней среды. Поэтому необходимо ответить на вопрос о соотношении российского кризиса и глобальной системы кризисов.

Именно в России А.А. Богданов в 1913-1920 гг. В работе "Тектология, всеобщая организационная наука" сформулировал общую теорию кризисов в динамике систем.

На этот вопрос блестяще ответили русские интеллигенты в начале XX века - Гумилев, Кондратьев, Чижевский, позже академик Н.Н. Моисеев, профессор Ю.В. Яковец, ряд членов РАЕН.

Фактически на рубеже XXI века появились новые барьеры для дальнейшего развития. Возникло несоответствие между беспредельно растущими материальными потребностями человека и энергетическими, материальными, экологическими ресурсами планеты.

Питирим Сорокин дал свою концепцию кризисов в работе "Социология революций и контрреволюций".

Следует помнить, что кризис сопряжен с большими переменами (по Ю.В.Яковцу, РАЕН). Кризисы:
- неизбежны - это определенная фаза циклического развития;
- полезны, они разрушают устаревшие конструкции, создают неопределенность;
- стадийны и включают латентную фазу, фазы максимума и спада;
- мультидисциплинарны;
- прогнозируемы;
- регулируемы.

3. НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О СООТНОШЕНИИ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИОСФЕРЫ

Сегодня стало модным использовать термины геологии для описания социальных процессов. Представлю вам взгляд естествоиспытателя-геофизика. Говоря языком геофизика, социальная сфера, так же как и литосфера, находится в сложном напряженно-деформированном состоянии. Оно характеризуется:

- наличием резко неравновесного (по осям координат) тензора ,

- социального комфорта и устойчивости для отдельного человека, семьи, сообщества, региона страны в целом;
- наличием систем разломов, проходящих через души и судьбы людей.

Ясно, что для каждого субъекта характерен свой девиатор напряжений. Степень несоответствия ожидаемой и реально достижимой величин по отдельным векторам и выражает степень социального дискомфорта. Неравномерность распределения этих векторов в географическом (пространственном) масштабе определяет границы между государством и локальными цивилизациями. Интеллигенция должна формировать не только коллективный разум, но и коллективную волю!

 

4. ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Какой же мы хотели бы видеть Россию, ее государственное и общественное устройство? Дать ответ на этот вопрос весьма непросто. Прежде всего попытаемся понять, есть ли некие цели у общества и государства.

По поводу выбора пути движения России в XXI веке идут горячие дискуссии между сторонниками Европейского, Азиатского и Евро-Азиатского путей развития.

Говоря о целях общества, заметим (вслед за Н.Н. Моисеевым), что цели нельзя придумать. Цель общества, а может быть и его национальная идея - это синтез чаяний народа и знаний о реальных возможностях их достижения. Вот этот синтез и должна осуществить элита (интеллигенция) и донести его результаты до сведения власти и народа.

Вспомним, что именно таким путем шли интеллигенты прошлого.

И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
Быть может, прежде губ уже родился шепот,
И в бездревестности кружилися листы,
И те, кому мы посвящали опыт,
До опыта приобрели черты.
                                                О. Мандельштам

Строя дорогу России в XXI век, мы не должны забывать об особенностях русского менталитета и прежде всего менталитета российской интеллигенции.

Попытаемся определить, по крайней мере, некоторые из особенностей.

·       Двойственность русского духа (по Достоевскому) "бездонная глубина и необъяснимая высота духа сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством".

·       Стремление к спокойной совести и душевной гармонии.

·       Приоритет семейных и дружеских отношений над общественным признанием и культом успеха.

·       Жизненные установки - с православно-христианскими корнями.

·       Только 1,9 % русских согласно жить как нормальное общество без трансцендентных целей.

·       Большинство русских осознали, что Россия не просто перекресток двух культур, а некая третья сила, которая достаточно активно развивает и защищает свою геополитику вот уже восемь столетий.

Вместе с тем сегодня народ России имеет свободу выбора позиции в системе координат Запад-Восток.

Идею превращения России в западную страну разделяет всего лишь 14-15 % населения (по А. Андрееву, Москва, № 2, 1996).

Россию, как особую цивилизацию, признает 68,5 %, может быть это и есть трансцедентная цель.

По культуре:

- Запад 32,8 %
- Евразийство 38%
- Восток 12 %

По экономике:
Подавляющее большинство считает Россию Евро-Азиатской страной с большим ориентированием на Восток

А. Эйнштейн говорил, что в нашей суетливой жизни нужно больше строить скамеек, чтобы человек мог присесть и выпасть из стандартной жизненной карусели. Задача интеллигенции - создавать себе условия для строительства таких скамеек.

Мы отчетливо понимаем, что никто не имеет права претендовать на единственно правильную модель общества. В любом виде посылка о совершенном знании противоречит понятию открытого общества. Наше понимание ситуации, в которой мы находимся, несовершенно в своей основе. И вместе с тем нельзя не отметить вклада РАЕН в концептуальную разработку, создание возможной стратегии государства.

Весьма полноценный анализ проблемы методологических, экономических, социальных и правовых решений, необходимых для выхода России из современного кризиса, дан в интереснейшем "Экономическом сборнике", подготовленном РАЕН в 1999 г., а также в трудах "Стратегия развития России на XXI век".

РАЕН стоит на позициях выбора для России общества с устойчивым развитием как общества XXI века.

Достижение целей построения общества с устойчивым развитием невозможно без оптимизации отношений в треугольнике;

Вспомним исторические примеры.

ОБЩЕСТВО XXI ВЕКА

Власть + интеллигенция:
до 1812 г. - европеизация России,
1825 г. - разрыв интеллигенции и власти
1905 г. - интеллигенция + народ против власти
1917 г. и 1991 г.- победа над властью и т.д.

Далее параллели (цикличность развития новейшей истории) 1991 - 1993 гг. Затем снова: власть + часть народа против интеллигенции.

Интеллигенция должна формировать не только коллективный разум, но и коллективную волю!

Исходя из особенностей русской нации и ее интеллигенции можно предположить, что уже в начале следующего столетия у России возникнет приоритет в области мировоззрения и построения общества с устойчивым (ноосферным) развитием.

Необходимо вспомнить (Р.Г. Яновский), что 12 августа 1898 г. министр иностранных дел России граф Муравьев отправил правительствам всех стран мира циркулярную ноту с предложением собраться через год на первую международную мирную конференцию, которая состоялась в Гааге 18-29 мая 1899 г. Это послужило началом создания международного законодательства, международного права.

В настоящее время министр иностранных дел РФ предложил созвать III Международную конференцию в 1999 г.

5. ЗАДАЧИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, МОРАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДВИЖЕНИЯ РОССИИ К ОБЩЕСТВУ С УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ

5.1 Интеллигенция и развитие непрерывного образовательного пространства России

Важнейший ресурс страны - это наличие не утончающихся слоев высокообразованных, глубоко профессиональных людей. Здесь мы ощущаем некоторые отверстия и даже дыры, как в озоновом слое, в результате внешней и внутренней эмиграции людей из научной среды. Только система непрерывного российского (в том числе и элитарного) образования может закрыть (полечить) эти дыры.

Мы являемся свидетелями, как молодые люди, получившие общесистемное фундаментальное образование, легко нашли себя в постперестроечной России, т.е. оказались способными к мгновенной верификации своей деятельности. Не случайно в России несмотря на резкое падение производства в промышленности, многократно возросли интеллектуальные услуги в области компьютерных технологий в бизнесе, банковском деле и многих других отраслях. Показательно, что в создании мирового программного продукта российская молодежь часто занимает лидирующее место в мире (в том числе и для задач Интернета).

Реалии таковы, что на рынке образовательных услуг России конкурируют государственные и частные образовательные системы. И это нормально, если конкуренция не идет в гипертрофированной форме, путем подавления конкурента или захвата чужой собственности.

Понимая, что будущее за образованной молодежью, РАЕН интенсивно участвует в формировании и реализации образовательных проектов России. Наиболее значимыми из них является реализованный проект создания в союзе РАЕН-ОИЯИ, Администрации Московской области и мэрия г. Дубны уникального Университета Природы, Общества и Человека (Дубна), в котором сегодня обучаются уже 1500 студентов. Этот проект нашел поддержку в союзе наукоградов России и сегодня приняты решения о создании филиалов Университета Дубна в городах Протвино и Дзержинск. Впереди реализация еще более масштабного проекта.

Именно в этом университете используются новейшие образовательные технологии, в том числе создаются системы непрерывного (включая лицей и колледжи) и дистанционного образования. Широта кругозора, энциклопедичность знаний - вот отличительные черты университета в Дубне. Приезжайте в Дубну и вы увидите, на что способна российская интеллигенция даже в условиях глубочайшего кризиса.

Прекрасно работает в течение нескольких лет Московский лингвистический центр РАЕН, обеспечивший тысячи школьников и студентов возможностью обучения иностранным языкам в системе World Education.

Важную образовательную функцию несут энциклопедические издания РАЕН по вопросам стратегических концепций геополитики и безопасности (В.С. Пирумов), экономики и предпринимательства (В.К. Сенчагов, В. А. Шульга), по вопросам военной безопасности России (В.А. Золотарев), по фундаментальным проблемам хаотической динамики, наук о Земле (В.В. Козлов, В.И. Старостин, О.Г. Сорохтин), наук о нефти (К.С. Басниев), наук о лесе, металлургии, цивилизационным проблемам (Ю.В. Яковец), проблемам воспитания (В.И. Шеремет). Приятно отметить, что число глубоких и интереснейших публикаций, представленных членами Академии, растет и, несомненно, положительно влияет на научную молодежь.

В сфере образования РАЕН имеет устойчивые международные связи (прежде всего с научными организациями и университетами в Германии, США, Франции, Великобритании, Китая и многих других государствах). Это обеспечивает доступ нашей молодежи к основным духовным ценностям Запада и Востока.

5.2 Интеллигенция и информационное пространство

·     XXI век будет характеризоваться резким изменением соотношения между потреблением энергии (материалов) и потреблением информации в сторону последней. Резко возросла    роль информационного рынка:
 информационный продукт (базы данных, печатные и электронные издания);

·     электронные сделки (электронные деньги, виртуальные рынки и магазины, системы банковских, биржевых и расчетных операций, заказы и бронирование билетов); 

·     электронные коммуникации (сети передачи данных, Internet и др).

Особый вид услуг - аналитические услуги (интегрированный системный анализ многоуровневой разнородной информации) и поддержка управленческих решений. "Информатизация - это формирование и развитие виртуальной реальности окружающего мира, в том числе мира ощущений".

РАЕН привнесла свое новое в международные связи. Это прежде всего сотрудничество с Нобелевским фондом, и мы признательны г-ну Михаэлю Сульману, исполнительному директору Нобелевского фонда и нашему иностранному члену, за активную поддержку такого сотрудничества.

5.3 Интеллигенция и научно-технический потенциал России

На коллегии Министерства науки и технологий министр В.Б. Булгак говорил о "технологическом седле". Почувствовав самый большой недостаток современной системы управления научно-исследовательской сферой экономики, отсутствие связи между выделяемыми ресурсами и эффективным их использованием, научное общество начало само искать способы выживания и развития. Пример тому - РАЕН и другие научные сообщества. РАЕН принимает участие в разработке доктрины развития страны.

Приведем такой пример: научный совет по нефти и газу при Президиуме РАЕН становится базовым научным центром для промышленности. Отметим, что обеспечение сохранности интеллектуального потенциала и интеллектуальной собственности является важной задачей. Необходимо отнести сохранность интеллектуального потенциала России и интеллектуальной собственности граждан к категории национального приоритета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЛИ ОСНОВАНИЯ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА НА XXI ВЕК

Если исходить из линейной экстраполяции развития современной социально-экономической модели, то ясно, что она ведет в тупик (или к пессимистическому сценарию). Но если использовать нелинейные, в том числе критериально-аналоговые модели, сочетающие в себе наличие критериев (благоприятных и неблагоприятных) и использование принципов аналогий (исторических, цивилизационных) и т. п., то на будущее России можно смотреть оптимистически.

Оптимистичности способствуют  положения:

·     Синергетики как теории самоорганизации нелинейных процессов в открытых динамических системах, где неравновесность приводит к формированию новой упорядоченности (Шеррингтон, Хакен из Штудгартского университета); в сильно неравновесных условиях может осуществляться переход от беспорядка (хаоса) к порядку более высокого уровня;

·      в России в настоящее время эволюция общественных систем идет в сторону усложнения, как в открытой системе, т. е. против возрастания энтропии;

·     значительная часть интеллигенции выходит за рамки механистической картины мира (синтез научных, философских, религиозных, искусствоведческих идей); - для российской среды характерен "Союз западного рационального мышления и восточной мистики". Это соответствует лучшим традициям физичности мысли, по Гейзенбергу.

При выработке коллективной воли народа к будущему великой процветающей России мы находимся в той же стадии, что и первобытный художник, рисовавший картину того, как Барс, который пронзен копьем, но еще жив.

Мы верим в то, что слово само по себе может воздействовать на реальность.

В прошлое можно обращаться только за положительными впечатлениями, для подтверждения способности жить эффективно. Главное - это будущее.

Я думаю, что наша задача - создавать такую среду, в которой каждый интеллигент мог бы сказать про себя словами Бориса Слуцкого:

"Но верен я строительной программе,
Прижат к стене, вися на волоске,
Я строю на плывущем под ногами,
На уходящем из-под ног песке..."

Российская интеллигенция всегда славилась своей энциклопедичностью, т. е. системностью знаний и их полнотой.

У России есть исторический шанс с учетом перечисленных особенностей отечественной интеллигенции войти в XXI век для выполнения своей особой исторической миссии. Миссию XX столетия Россия с мучениями выполнила.

Наметив цель - построение Общества с Устойчивым развитием, разработав элементы стратегии движения к этой цели, мы должны помочь обществу найти выход из сложившейся ситуации.

Другой исторической альтернативы этому пути у нас нет.

 

 

 

Вестник СПбО РАЕН, 1999, 3(2): 131-139© СПб0 РАЕН    

http://www.zubr.ru/mat.htm      http://www.zubr.ru/inf.htm

 



[1] О.Л. Кузнецов - президент РАЕН, директор Государственного научного центра ВНИИ геосистем, ректор Международного университета Природы, Общества и Человека, лауреат Государственой премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РФ