Подпись: НАША      АЗБУКА
 

 


Р.А.Перелет[1]

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Устойчивое, cбалансированное, самоподдерживаемое, самодостаточное развитие, улучшающее качество человеческой жизни и в тоже время находящееся в пределах несущей способности жизнеподдерживающих экосистем; это такое развитие, при котором (по определению Комиссии Брундтланд, см. ниже) удовлетворяются потребности нынешнего времени, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.  Часто вспоминают китайскую пословицу – "мы не унаследовали нашу окружающую среду от наших предков, а мы ее заняли у наших детей". Устойчивое развитие (УР) говорит о том, что такого быть не должно.

Концепция УР, во многом, носит антропоцентрический  (в отличие от экоцентрического) характер. Два фактора повлияли на ее появление. Во-первых, смещение акцента от охраны к сохранению окружающей природной среды, Первая концепция подразумевает охрану – как бы, отделение - природы от негативной для нее деятельности человека через создание природоочистных технологий, а вторая заботу о состоянии – качестве - природной среды через переход на новые экологичные технологии, развитие экологического сознания, снижение энерго- и материалоинтенсивности деятельности человека. Во-вторых, природоохранная деятельность слабо увязывалась (или, скорее, обосновывалась) с решением социальных и экономических  задач общества. На нее стало трудно получать финансовые средства в условиях рыночной экономики.

Основу концепции УР составляет триада гармонизированных экологических, экономических и социальных задач, а основу ее подготовки и реализации – другая триада: государственные, деловые и общественные структуры.

С точки зрения экономики, говорят о том, что общественные блага (природный, произведенный и человеческий капитал) не должны уменьшаться от поколения к поколению. Часто говорят о трех целях устойчивого развития: экологическая целостность, эко-эффективность и справедливость. Устойчивое развитие подразумевает, что запас капитальных активов остается неизменным или растет во времени. Эти активы включают: произведенный, или созданный на основе научно-технических изменений капитал (машины, дороги, заводы, здания, различные товары и т.д.), человеческий капитал (здоровье, знания и навыки людей) и экологический, или природный капитал (леса, атмосферный воздух, вода, качество почв, экосистемы и их функции и т.д.). В конце 1990-х гг. стали говорить и о социальном капитале – институциональным, включая культурным и правовым, активам общества, в рамках которых  участники социальных и производственных процессов, взаимодействуют и "организуются" для эффективного и быстрого достижения поставленных целей.

Рассматривают два вида "устойчивости" развития. Слабая устойчивость подразумевает, что суммарные активы (общественные блага) не должны уменьшаться во времени, позволяя замещаемость между отдельными видами капитала, например, сокращение природного капитала за счет произведенного (техногенного) капитала, т.е. чрезмерное упование на могущество научно--технического прогресса исправлять свои негативные последствия. Сильная устойчивость связана с акцентом на необходимость иметь неуменьшаемый во времени не только общий, но – особенно -природный капитал. При этом сокращение запасов невозобновимых  природных ресурсов должно сопровождаться отчислением части прибыли от их продажи на инвестирование в возобновимый природный капитал и расширение его запасов, а также переход на использование новых видов невозобновимых природных ресурсов (например, альтернативные источники энергии).

В международных документах понятие "устойчивое развитие" (УР) впервые появилось в Международной стратегии охраны природы (МСОП), разработанной с активным участием советских специалистов Международным союзом  охраны природы, Мировым фондом дикой природы и  Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и одобренной в 1980 г. Наиболее значительный вклад глубокое осмысление и популяризацию этого понятия внесла работавшая с 1984 по 1987 гг. независимая Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), или Комиссия Брундтланд, названная по имени ее председателя Гро Харлем Брундтланд – активистки мирового экологического движения: министра окружающей среды, председателя норвежской рабочей партии, премьер-министра Норвегии, а ныне генерального директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Концепция УР явилась единственной, вокруг которой объединились (так сформировался мировой консенсус) все страны-участники Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР), проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г.

В "Повестке дня на 21 век" (глава 8) рекомендуется каждой стране "принять национальную стратегию для устойчивого развития, основанную, в частности, на реализации решений КОСР, особенно на положениях "Повестки дня на 21 век". Эта стратегия должна строиться  на  базе различных секторальных (отраслевых) видов политики - в области экономики, социальной сферы и окружающей среды - проводимых в стране и гармонизировать их." Далее отмечается, что представленные на КОСР доклады от стран указывают на целесообразность полного включения планов сохранения природы и планов действии по окружающей среде в страновые стратегии устойчивого развития.  Цели этих стратегий должны  быть направлены на обеспечение социально ответственного экономического развития  вкупе с защитой ресурсной базы страны и окружающей среды на благо будущих поколений. Такие стратегии должны разрабатываться  при самом широком вовлечении различных слоев населения, включая госсектор, общественность и деловые круги.  Они должны быть основаны на тщательной оценке существующего положения в странах и имеющихся инициатив. Предполагалось, что в процессе разработки национальных (страновых) стратегий устойчивого развития будут объединены усилия министерств финансов, окружающей среды, здравоохранения, транспорта энергетики и т.п.

В России концепция перехода России к устойчивому развитию была подготовлена в соответствии с указом Президента РФ (1994 г.) под руководством министерства экономики РФ. Она была активно обсуждена на национальном съезде по охране окружающей среды в июне 1995 г., затем доработана, одобрена федеральным правительством и после этого принята Российским Президентом (апрель 1996 г.), который постановил, что основные положения концепции должны учитываться при разработке нового законодательства и принятии экономических и социальных решений и поручил правительству  разработать стратегию перехода России к устойчивому развитию. Тем временем, некоторые регионы в России начали разрабатывать региональные стратегии УР с растущим участием общественности. Разработка вопросов устойчивого развития  была упомянута в правительственной среднесрочной программе развития России на 1997-2000 годы. Проект государственной стратегии УР России был подготовлен в конце 1990-х годов, но из-за частой смены правительств не смог быть утвержден. Силами неправительственных организаций России был подготовлен и опубликован  в 1996 г. "Альтернативный план действий России по окружающей среде: приоритеты для партнерства". Государственный комитет по окружающей среде РФ национального плана действий.  В декабре 1998 г. правительством России был рекомендован к реализации первый Национальный план действий по окружающей среде на 1999-2001 годы.

"Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)": Пер. с англ./Под ред. и с послесл.С.А.Евтеева и Р.А.Перелета/-М.:Прогресс,1989,

Управление природопользованием для устойчивого развития. НПП “Кадастр”. Ярославль.1997, 198 сс.

Р.А.Перелет. Economics and Environment. An English-Russian Glossary.//Экономика и окружающая среда. Англо-русский словарь-справочник. OECD/Harvard University. ISBN 5-7602-0020-8, 170 сс., 1996  (7,5 п.л.)

"Проблемы перехода России к устойчивому развитию" (научное издание - материалы научно-практического семинара, Москва, 29 ноября-1 декабря 1995 г.). Аналитическое управление президента РФ-Российский гуманитарный фонд-Российская академия наук. 1997г., 18,75 п.л. (300 сс,)

Р.А.Перелет. О Совете по устойчивому развитию при Президенте США, "Зеленый мир",14,сс.14-15).

Р.Перелет. Чтобы найти, надо знать. О международном опыте разработки планов (стратегий) устойчивого развития. “Зеленый мир”, 17, сс. 12-13.

Р. Перелет, М. Борозин. ПСУР - это инвестиция. Итоги двухлетной работы Совета по устойчивому развитию при Президенте США. “Зеленый мир”, 30, 1995, сс. 8-9.



[1] академик Российской экологической академии, в.н.с. Института системного анализа РАН.