В.Г.Барский[1]

РЕЙС В ЙОХАННЕСБУРГ

БЕЗ ЛОЦМАНА В МОРЕ ДОКУМЕНТОВ[2]

 

Важнейшая задача Йоханнесбурга - показать, что устойчивое развитие совсем не так абстрактно, как звучит, что это вопрос жизни и смерти для миллионов и миллионов людей и, в потенциале, для всего человечества. Коффи Аннан [70].

 

Введение

20 декабря 2000 года на пятьдесят пятой сессии Генеральная Ассамблея ООН постановила созвать встречу на высшем уровне с участием мировых лидеров. Цель -оценить достигнутое и неосуществленное по Повестке дня на XXI век и подтвердить на глобальном уровне приверженности идеям устойчивого развития (далее УР). 

Подготовка к йоханнесбургскому саммиту в  самом разгаре. И в потоке событий и документов непросто разглядеть контуры  предлагаемых решений и их изъяны. Каждому заинтересованному очному или заочному участнику предстоящего  события полезно знать документальное основание, каждый день обогащаемое новыми блоками информации. Особенно такое знание полезно тем, кто будет предлагать свои варианты судьбоносных решений по обеспечению УР на рассматриваемых ниже уровнях управления.

Журнал «Биосфера» с приложением «Терминал», где  в реферативной форме представлены (без претензий на исчерпывающую полноту) основные материалы - более 130 документов  по состоянию на 20 мая 2002, -  не только дает возможность найти  нужные читателю документы, но и обратить внимание на  те пробелы, которые неизбежно повлияют на качество принимаемых решений.

Методология

При работе с большим и постоянно растущим массивом данных  важен метод организации работ в целом и, в частности, организации потока документооборота и изучения документов. Неизбежны ограничения, которые  будут предопределены выбором метода.  Поскольку  времени на изучение всех документов  одним аналитиком  априори не хватает, возникает  вопрос:  Не стоит ли поручить анализ такой группе, которая  могла бы при желании не оставит без внимания ни один документ, ни один аспект развития сверхсложной системы?  То есть пойти  известным путем дробления задач на подзадачи.

Этот путь чреват  синдромом строителей Вавилонской башни, когда разрушается целое. Связи между  частями  обрываются  и  вместо целого приходится иметь дело с мозаикой представлений, когда за деревьями леса не видно.

Второй путь, ведущий  к заведомой неполному составу документов,  избран мною.  Он сводится к отбору по рефератам доступного по располагаемому времени числа документов  и  рассмотрению их   совокупности, их анализу и синтезу.  Этими двумя названными не исчерпываются  возможные методы анализа. Важно лишь осознать и раскрыть плюсы и минусы каждого.

С позиций заранее намеченных контуров целого на рис.1  представлена совокупность документов, классифицированная по двум признакам - уровню управления  и тематике документов   и/или  их  разделов.


Рис.1. Изучаемые аспекты устойчивого развития

Ниже даны добавления ключевых слов к каждому из названных аспектов.

Управление: организация саммита, информация, оперативный контроль хода выполнения  решений РИО.

Экономика: общие вопросы, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, городское хозяйство, торговля, финансы, долги, занятость, безработица.

Демография: гражданское общество,  здравоохранение и экология, рост численности населения, смертность, рождаемость,  возрастной состав,  национальные меньшинства, малые народы, социальные группы, молодежь, инвалиды, пенсионеры, занятость населения, безработица, неграмотность, обеспеченность детскими учреждениями, женский вопрос, миграция.

Экология: состояние среды, климат, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, деградация земель, воды (реки, озера, моря, океаны),  леса, почвы, биоразнообразие,  экостистемы, стандарты, трансграничные переносы и миграции, удаление, обезвреживание и захоронение отходов, экологические платежи, экология и здравоохранение.

Потребности: динамика потребления  и роста потребностей, потребительские корзины и модели потребления.

Помощь развивающимся странам: нищета,   списание долгов, экологические платежи, безвозмездная помощь,  таможенная политика,  партнерство, сотрудничество, всемирная сделка.

Технологии: передача технологий, роль научно-технического прогресса, доступ к технологиям,  альтернативные технологии.

Культура и наука: этика, традиции, религия, поведение, привычки, заблуждения, терроризм, прикладные и фундаментальные исследования и разработки..

Право: ход разработки и выполнение  соглашений по УР, основные документы, регламентирующие развитие.

Просвещение: воспитание, образование, кадровая политика.

В таблице представлено распределение выборки из 17 документов по тематике и уровням управления.  Таблица  позволяет,  используя гиперссылки, быстро получить  сводку документов, интересующую читателя, и познакомиться с каждым  из них.

Таблица 1

Распределение документов, отобранных для анализа

Управление

Глобальный

Континен-тальный

Региональ-ный

Националь-ный

Местный

Социальный

Индивиду-альный

1, 4, 9, 10, 11, 13, 17

1, 14

1, 4, 9, 12, 14, 15, 16, 17

1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12,  13, 14, 15, 16, 17

1, 2, 3, 4, 7, 9, 12, 17

1, 2, 3, 4, 7, 9, 11

2, 3

Экономика

1, 2, 5, 6, 12, 17

1, 5, 6, 14

1,,2, 5, 12, 14 , 15, 16, 17

1, 2, 5, 6, 7, 12, 13, 14 15, 16, 17

1, 3, 6, 12, 13, 17

2, 3, 7

 

Демография

7, 10, 11,17

7

7, 10, 14 17

3, 7, 10, 11, 14 , 15, 17

2, 3, 11, 17

2, 3, 7, 10, 11, 17

2, 3, 10, 17

Экология

2, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 17

5, 6, 9, 10, 12

5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17

3, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 14, 15, 17

3, 6, 8, 9, 12, 17

2, 3, 9, 12

3, 10, 12

Потребности

1, 2, 6, 8, 9, 11, 13

6

6, 8, 9, 10, 12, 14, 17

2,  6, 8, 9, 10, 12, 14 15, 17

2, 3, 6, 8, 10, 12, 17

2, 3, 8, 10, 11

2, 6, 8, 10, 11

Помощь развива-ющимся странам

2, 9, 11, 12, 13

14

9, 11, 13, 14, 16, 17

3, 9,   10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

3

3, 7

 

Технологии

2, 6, 8, 9, 12, 13

14

6, 8, 9, 12,  13, 14, 16, 17

3, 6, 8, 9, 12, 13, 14 15, 16, 17

3, 6

3, 6

3, 9

Культура

12

 

 

12, 17

2, 12

 

 

Право

5, 9, 12, 13

5

5, 9, 12

4, 5, 6, 8, 9, 13 , 15, 17

3, 6

2, 3, 4, 9, 11

2, 3, 11

Просвещение

1, 11, 12

1, 11

1, 11

1, 11, 12, 14 15, 17

1, 2, 11 12

1, 11

11

Для анализа мною в основном отобраны доклады Кофи Аннана. Таблица позволяет обнаружить   пустые ячейки, то есть игнорирование докладчиком  ряда аспектов, а по  ячейкам с небольшим числом докладов - недостаточное внимание к аспектам, относимых к уровням управления и/или к тематике. Так не трудно заметить  почти полное отсутствие внимания к континентальному социальному и особенно - к индивидуальному уровням принятия решений,  к проблемам культуры и науки, просвещения для УР. 

В то же время  генеральный секретарь высоко оценивает методологию работ. Он пишет: «Программа работы по показателям устойчивого развития Комиссии по устойчивому развитию служит образцом беспрецедентно широкого сотрудничества между учреждениями системы Организации Объединенных Наций и странами в создании системы показателей и методологии на основе консенсуса между более чем 30 участвующими в этой работе учреждениями, международными организациями и правительствами» [9].

Его мнение явно расходится с мнением авторов доклада ЮНКАД [16]:

«Национальные советы сталкиваются с определенными препятствиями и трудностями, ограничивающими эффективность их деятельности, включая

v    несоответствие между их приоритетами и задачами органов управления и между задачами различных групп гражданского общества,

v   отсутствие кадрового и финансового потенциала,

v   трудности с увязыванием противоположных интересов,

v   неполное представительство всех (вернее - основных социальных- БВГ) групп,

v   отсутствие достаточной политической воли на самом высоком политическом уровне,

v    различия в функциях и сферах ответственности правительств и гражданского общества,

v   отсутствие специалистов по всем направлениям устойчивого развития и  трудности учета местных, региональных, национальных и международных компонентов процесса устойчивого развития.

Ощущается также существенная нехватка базовых статистических данных на уровне отдельных стран и срочная необходимость в формировании и укреплении национального статистического потенциала.

Широкое разнообразие национальных советов по вопросам устойчивого развития создает особые трудности при разработке общих подходов и целей. Необходимо, если это уместно, содействовать расширению связей между национальными советами на региональном и субрегиональном уровнях [16]. 

В целом,  методология  организации работ в преддверии саммита  представляется  весьма слабой, что будет иллюстрироваться и далее. В частности,  не учтены методологические «завоевания» системного анализа, о котором в этом номере журнала пишет академик Д.М.Гвишиани: «Для многих процессов – социально-экономических, в том числе – огромное значение имеет зависимость наблюдаемых явлений от “контекста” структуры взаимосвязей, пронизывающих мир. Определенное качество развития сложных процессов может так изменить этот “контекст”, что одни факторы, до того определявшие динамику ситуации, утрачивают свое значение, а другие, представлявшиеся несущественными и не принимавшиеся во внимание, выходят на первый план. Для задач так называемого системного уровня сложности очень характерно возникновение и исчезновение существенных факторов по мере рассмотрения проблемы.

Ситуация еще более осложняется, когда в логике анализа соответствующих процессов возникают обратные связи, то есть последствия событий начинают влиять на условия возникновения самих этих событий. Это порождает в объектах исследования такую путаницу, что целые научные школы вообще отрицают возможность строгого объективного анализа причинно-следственных связей. И доверяют только субъективным оценкам экспертов, хотя противопоставление результатов работы модели мнению экспертов – своего рода недоразумение: эксперт берет оценки не с потолка, а выводит из логики рассуждения. Значит,  в его сознании создается мысленная логическая модель анализируемого процесса. Модель – это вовсе не обязательно математические формулы или компьютерные программы, это упрощенное представление о реальности, в котором присутствует некоторое число факторов и отброшено (по крайней мере, на время) несущественное»[3].

Описание объектов УР

В подавляющем большинстве документов  сами объекты и системы управления ими  не описываются, что представляется  опасным с позиций методолога упущением. В некоторых случаях дело ограничивалось частными моделями. Например, были разработаны компьютерные модели и средства для улучшения понимания взаимосвязей между народонаселением, нищетой и окружающей средой и принятия соответствующих решений. Организация Объединенных Наций одобрила применение в развивающихся странах двух моделей: модели «Народонаселение - развитие - окружающая среда», разработанной Международным институтом прикладного системного анализа, и модели «Рубеж XXI»Института «Миллениум».

По существу игнорируется важный факт - объектом управления служит многоуровневая иерархическая (и гетерархическая) система. Законы жизни на каждом уровне иерархии не распространяются на ниже и вышележащие уровни. А поэтому и все рекомендации должны быть привязаны (адресованы) представителям  интересов каждого уровня. Общие рекомендации обречены на  невыполнение.

Важное место в докладах отведено динамике численности населения на планете. Темпы роста продолжают замедляться. Численность населения в 2000 году составляла 6 миллиардов человек против 2,5 миллиарда человек в 1960 году и 4,4 миллиарда в 1980 году. Согласно прогнозам численность населения мира возрастет приблизительно до 8 миллиардов человек в 2025 году и до 9,3 миллиарда человек в 2050 году.

Темпы роста, достигнув максимального уровня в 2 процента в 1965 году, замедлились до 1,7 процента в 1980 году и до 1,3 процента в 2000 году. Согласно прогнозу, приблизительно в 2020 году они снизятся до 1 процента, а в 2050 году — до 0,5 процента, при этом после 2025 года численность будет расти за счет развивающихся стран4.


Из тех 77 миллионов человек, на которые ежегодно увеличивается численность населения мира, большинство рождаются в беднейших странах мира, сосредоточенных в Африке и Азии.

Ни в одном из рассмотренных мною докладов не затрагивалась территориальная организация управляемых систем.

(Продолжение следует)



[1] зам. главного редактора журнала, директор международной программы «Динамическая модель биосферы», академик РАЕН.

[2] Первая часть  статьи. Продолжение в следующем номере.

[3]  Д. М. Гвишиани. Пределы роста – первый доклад Римскому клубу.

4 World Population Prospects: The 2000 Revision (будет опубликован в качестве издания Организации Объединенных Наций)