ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

«Я рассматриваю ... диалог как имеющуюся у представителей разных культур и традиций возможность получше узнать друг друга, независимо от того, живут ли они в противоположных частях света или на одной улице»

Кофи Аннан,  Генеральный секретарь ООН

Общие сведения

Суть диалога между цивилизациями

В чем суть диалога между цивилизациями? Можно условно разделить мир на две цивилизации: одна воспринимает многообразие как угрозу, другая видит в нем новые перспективы и считает его неотъемлемой частью процесса роста. Год диалога между цивилизациями дает нам возможность вновь обратиться к теме многообразия и попытаться выстроить новую систему отношений, которая охватила бы всех. Таким образом, цель мероприятий в рамках Года состоит в том, чтобы стимулировать диалог, который способствовал бы предотвращению, насколько возможно, конфликтов и в котором участвовали бы все члены общества.

Для достижения этой цели в ноябре 1998 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 53/22 предложила правительствам, системе Организации Объединенных Наций и другим соответствующим международным и неправительственным организациям разрабатывать и осуществлять культурные, образовательные и социальные программы с целью продвижения концепции диалога между цивилизациями.

В принятой 13 ноября 2000 года резолюции Генеральная Ассамблея постановила посвятить два дня пленарных заседаний в ходе своей пятьдесят шестой сессии Году диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций и рассмотрению возможных последующих мер. Ассамблея также рекомендовала государствам-членам и наблюдателям обеспечить свое представительство на этих заседаниях на максимально высоком, по возможности, политическом уровне.

Личный представитель Генерального секретаря по Году диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций

Заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Джандоменико Пикко является личным представителем Генерального секретаря по Году диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций. Он является также старшим должностным лицом компании «ГДП Ассошиэйтс, инкв Нью-Йорке и руководителем неправительственной организации «Проект стратегий мира» в Женеве, Швейцария.

В 1973–1992 годах г-н Пикко работал в Организации Объединенных Наций на самых разных ответственных должностях, последняя из которых - помощник Генерального секретаря по политическим вопросам. В числе его заслуг за этот период - участие в усилиях Организации Объединенных Наций по освобождению западных заложников в Ливане и в переговорах, завершившихся прекращением огня между Ираном и Ираком. Он представлял Генерального секретаря на переговорах по Женевским соглашениям (1988 год) по Афганистану и в арбитражном разбирательстве по делу «Рэйнбоу Уорриор».

После своей работы в Организации Объединенных Наций г-н Пикко получил многочисленные награды и почетные звания, включая специальную награду президента США за отличную службу, Большой крест ордена «За заслуги» Федеративной Республики Германии, Орден Ливанского кедра от президента Ливана и другие. Его личные воспоминания о событиях, связанных с освобождением заложников в Ливане, были опубликованы в книге «Человек без оружия».

Идея диалога между цивилизациями многим может показаться несбыточной мечтой, недостижимым идеалом. Большинство людей скажут, и они неоднократно говорили мне об этом, что такой диалог невозможен, потому что его никогда не было и быть не могло. Действительно, существуют целые официальные концепции, основанные на суждении о том, что нельзя добиться того, чего не было никогда прежде; хотя различные культуры всегда были связаны между собой тем или иным способом, многие лица и группы лиц по-прежнему внушают молодежи страх перед другой культурой, основанный на прошлом опыте предрассудков, недопонимания и неудач. Существуют укоренившиеся концепции, обращенные внутрь самих себя и основывающиеся на страхе перед «другими».

И все же именно стремление найти нечто новое, о существовании которого мы даже не подозреваем, и составляет суть работы ученых и исследователей. Когда я был молод и более мудрые пожилые сотрудники Организации Объединенных Наций советовали мне не пускаться в авантюры, не имеющие прецедентов, я не понимал этого, поскольку именно это представлялось мне самым привлекательным. Поэтому я и пошел, куда звал меня инстинкт, и да, я считаю, что сумел сделать то, чего не было сделано до меня. Если ученому позволено продолжать поиск неизведанного, то почему это должно быть запрещено мне? Я считаю, что благодаря этому были спасены жизни многих людей и по меньшей мере моя жизнь стала более полноценной.

Слишком часто старшее поколение внушает молодым определенный скептицизм, который они, лукавя, выдают за опыт. Не исключено, что таким образом мы передаем молодым отнюдь не реализм, а то, что мы называем опытом - это просто свидетельство нашей несостоятельности. Я не хочу внушать новому поколению, что не нужно браться за совершенно новые дела, отговаривать молодых добиваться того, что еще не достигнуто, или провоцировать их отказаться от своих устремлений и замыслов.

Даже если нашему поколению не удастся осуществить диалог между цивилизациями, возможно, это будет по силам следующему поколению или поколению, которое придет за ним. Мне кажется, что этот путь каждый из нас должен начать сегодня.

Вряд ли можно думать о смелых задачах и целях диалога между цивилизациями без определенной веры в силу человеческого духа, преодолевающего барьеры, преграды и препятствия, которые существовали, вероятно, на протяжении столетий. Диалог - это прежде всего такой настрой ума, при котором многообразие воспринимается как фактор улучшения жизни и роста; тем самым преодолевается прежняя парадигма, при которой многообразие воспринимается как угроза или, хуже того, отождествлялось с «врагом».

Разумеется, понятие диалога между цивилизациями многозначно. Поэтому, вероятно, есть смысл сосредоточиться на одном значении, чтобы не заблудиться в бесконечном беспредметном и бесцельном разговоре. Если главная тема нашего диалога - изменение умонастроения, воспринимающего многообразие как угрозу, то его конечной целью вполне может быть выработка новой парадигмы международных отношений, основанных на этом изменении.

Такую смелую задачу поставила перед собой Группа видных деятелей, учрежденная Генеральным секретарем.

Новая парадигма будет включать следующие элементы:

·         Переосмысление понятия «врага». Можем ли мы надеяться на появление лидеров, которым не нужен образ врага?

·         Она будет включать союзы, создаваемые для решения общих проблем, а не союзы, основанные на идеологии (даже у близких друзей по одним вопросам мнения совпадают, а по другим расходятся).

·         В ней должна найти признание концепция заинтересованных сторон во взаимозависимом мире, а не концепция сверхдержав или средних держав (сто лет назад мощные державы могли легко влиять на более слабых, сегодня же даже малые страны могут влиять на положение сверхдержав, как это показали события в финансовом секторе, не говоря уже о терроризме).

·         И, наконец, такая парадигма основывается, разумеется, на коллективном принятии решений, но и на индивидуальной ответственности, которая давно уже не учитывается в организационных и правовых основах международной системы. Можно утверждать, что без индивидуальной ответственности обязательства в отношении коллективных решений могут действительно оказаться выхолощенными.

Диалог при наличии разногласий - открытие не новое. Помимо слов и добрых намерений диалог представляется наиболее успешным, когда люди, находящиеся по разные стороны разделяющих их границ «создают что-то совместными усилиями». Совместное созидание и является в конечном итоге подлинной формой диалога. При совместном созидании мы скорее всего будем использовать свои разнообразные способности для достижения общей цели. Если мы заинтересованы в достижении общей цели, мы заинтересованы и в общем будущем. Я говорю о создании физических объектов или участии в общих проектах или создании организационной структуры. Созидание требует времени, выдержки, решительности, смелости и мудрости. И хотя можно много говорить о строительстве физических сооружений, проходящих через разделяющие нас границы, ясно, что школьные программы и объединение сил для борьбы против общих болезней и стихийных бедствий имеют не менее важное значение.

Созидание через разделяющие нас границы может в конечном итоге покончить с узурпацией власти, которая была главной болезнью отдельных обществ и международного сообщества. Помимо уважения, терпимости и культурного и интеллектуального принятия чужого созидание через разделяющие границы позволяет воспринимать диалог как нечто надежное.

Таким образом, диалог между цивилизациями, как понимает его Генеральный секретарь и понимаю его я, это диалог между теми, кто воспринимает многообразие как угрозу, и теми, кто видит в многообразии шаг на пути к совершенствованию и росту. Если и есть какое-то умение, которое все мы, вероятно, должны были бы совершенствовать или овладевать им все больше и больше, то это умение использовать многообразие.

Преодолевая водораздел

Диалогу неведомы география, культурные или социальные границы. Даже тогда, когда в результате конфликта между людьми воздвигаются, казалось бы, непреодолимые стены, дух и дальновидность людей во многих случаях помогали сделать так, чтобы факел диалога не погас. Одна из целей Года диалога под эгидой Организации Объединенных Наций как раз и состоит в обеспечении того, чтобы этот факел горел.

Для этого Организация Объединенных Наций ищет примеры человеческого мужества, продемонстрированного невоспетыми героями диалога, которые, столкнувшись с превратностями судьбы, сумели выйти за рамки культурных, социальных, экономических и расовых проблем, чтобы найти нужное решение. В настоящее время готовится двенадцать 60-секундных бесплатных роликов-заставок, в каждом из которых рассказывается о человеке, которому удалось преодолеть водораздел, чтобы объединить людей. К числу таких «невоспетых героев» относятся: борец за дело мира Маргарет Гибни, которая, будучи 14-летней девочкой из раздираемой гражданской войной Северной Ирландии, помогла организовать в Белфасте проект «Стена мира», и кенийский этнограф Султан Сорнджи, который, будучи основателем Африканского музея мира в Найроби, побуждает общины коренного населения делиться своими традициями мира. Эти бесплатные ролики могут транслироваться любой телевизионной станцией, желающей включить их в свою сетку вещания, и они могут быть переведены на ряд языков.

«Чем выше ценится многообразие, тем глубже осознается самобытность и тем больше увеличивается общий знаменатель ценностей» (из доклада Генерального секретаря от 12 ноября 1999 года)

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан

Деятельность в интересах многообразия

С начала 2000 года государственные учреждения, научные институты и неправительственные организации проводят семинары и дискуссии и организуют изучение проблематики диалога между цивилизациями, привлекая к этому самые разные группы гражданского общества.

Диалог между цивилизациями стал также предметом «круглого стола», проведенного в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в декабре 2000 года при содействии президента Исламской Республики Иран Мохаммада Хатами под председательством Генерального директора ЮНЕСКО. В этом мероприятии приняли участие Генеральный секретарь, главы 12 государств (Алжира, Афганистана, Грузии, Индонезии, Исламской Республики Иран, Катара, Латвии, Мали, Мозамбика, Намибии, Нигерии и Судана), государственный секретарь Соединенных Штатов и министры иностранных дел Азербайджана, Египта, Индии, Исламской Республики Иран, Ирака и Коста-Рики. Все участники согласились с тем, что при помощи такого диалога между цивилизациями всем государствам удастся добиться того, чтобы на смену враждебности и конфронтации пришли обмен мнениями и взаимопонимание.

Чего можно добиться путем проведения Года диалога с точки зрения возможностей, перспектив и перемен?

·         Открытия дверей для серьезного процесса примирения в одной или нескольких частях света.

·         Восприятия многообразия в качестве шага в направлении мира, где диалог является способом продвижения вперед.

·         Укрепления дружественных отношений между государствами и устранения угроз миру.

·         Развития международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения во всем мире прав человека и основных свобод для всех.

·         Активного поощрения культуры мира - уважения друг друга - независимо от вероисповедания, культуры и языка, при обеспечении того, чтобы различия внутри обществ или между ними не пугали и не подавлялись, а пестовались в качестве ценнейшего достояния человечества.

·         Содействия восприятию позитивной стороны глобализации, которая характеризуется укреплением взаимосвязи между людьми и расширением взаимодействия между всеми культурами. Глобализация является не только экономическим, финансовым и технологическим процессом; она представляет собой гуманитарную проблему, побуждающую нас признать взаимозависимость человечества и его огромное культурное многообразие.

·         Поощрения уважения богатства всех цивилизаций. Содействия достижению взаимопонимания в рамках цивилизаций и между ними в целях устранения угроз глобальному миру и общих вызовов ценностям и достижениям человечества.

Эмблема Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций

Эмблема представляет собой две входящие друг в друга концами дуги в форме букв «и «C», символизирующие Диалог между цивилизациями. Расположение дуг символизирует неизбежную взаимозависимость, которая существует во всех сферах жизни человека и объединяет нас всех.
Разрешение на использование эмблемы для целей пропаганды дано Личным представителем Генерального секретаря по Году диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций.

Контакты для работников средств массовой информации

Заявки на аккредитацию представителей средств массовой информации для участия в пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи, посвященных Году диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций, следует подавать в Группу аккредитации представителей средств массовой информации и связи Департамента общественной информации  Организации Объединенных Наций.

Нью-Йорк, США
Тел. (212) 963-7164
Факс (212) 963-4642

По вопросам, касающимся интервью с видными деятелями, и за дополнительными сведениями о них просьба обращаться в секретариат факультета дипломатии и международных отношений Университета Сетон Холла по адресу:

Secretariat
School of Diplomacy and International Relations
Seton Hall University
400 South Orange Avenue
South Orange, NJ 07079
Тел. (973) 275-2515
Факс (973) 275-2519

Координаторы:

Д-р Катрин Тинкер
Директор

Г-жа Мэрилин Диджиакоббе
Заместитель декана по внешним связям

По всем прочим вопросам просьба обращаться к
г-ну Хасану Фердусу по адресу:

Hasan Ferdous
Department of Public Information
United Nations, NY 10017
Тел. (212) 963-6555
Факс (212) 963-2218
Электронная почта: mediainfo@un.org


Страница Года диалога между цивилизациями под эгидой ООН
Главная страница ООН