Первый съезд инженеров России

 


С.Шойгу[1]

снижение рисков техногенных ситуаций[2]

Научно-технический   и   социально-экономический прогресс радикально изменил мир. И вместе с тем проявил свою негативную сторону, связанную с появлением масштабных техногенных угроз. Существенно усилилась взаимосвязь природной и техногенной сфер, проявилась угроза новых форм терроризма, в том числе - технологического.

Способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов и катастроф, эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.

Не секрет, что научно-технический прогресс, связанный с вовлечением в хозяйственный оборот все больших объемов природных ресурсов, использованием все более сложных технологических систем, с ростом потребляемой человечеством энергии, одновременно обусловливает и рост вероятности производственных аварий и катастроф.

В Российской Федерации в течение последних пяти лет наблюдается тенденция к некоторому снижению количества чрезвычайных ситуаций. Но при этом увеличиваются масштабы их последствий и ущербы от них. Прямой ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций - свыше 100 млрд рублей в год. А с учетом косвенных ущербов может достигать 3% валового внутреннего продукта страны.

Наибольшую опасность представляют техногенные чрезвычайные ситуации: крупные пожары, аварии на потенциально опасных объектах и электроэнергетических сетях, системах жизнеобеспечения. Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

В России функционирует свыше 2,5 тысяч химически опасных объектов, более 1,5 тысяч радиационно-опасных, около 8 тысяч пожаро- и взрывоопасных объектов, более 30 тысяч гидротехнических сооружений. Большая часть из них имеют не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и при возникновении на них аварий содержат потенциальную опасность для здоровья и жизни людей. В зонах возможного воздействия поражающих факторов от них проживает свыше 90 миллионов человек.

Положение усугубляется значительным износом основных производственных фондов, снижением технологической дисциплины. К этому следует добавить опасность производственного терроризма на потенциально опасных предприятиях.

Происходящие в техногенной сфере аварии и катастрофы приводят порой не только к человеческим жертвам и значительному материальному ущербу, но и к существенному изменению среды обитания человека. Поэтому человек, чтобы выжить, должен создавать условия для безопасной жизнедеятельности. Этого можно достичь, устранив саму возможность аварий и катастроф. А также повысив защищенность человека и окружающей среды в случае их возникновения.

Понимая важность и значимость этой проблемы, 13 ноября с. г. под председательством В.В.Путина было проведено совместное заседание Совета Безопасности и президиума Госсовета по вопросу «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений». На нем президент страны потребовал качественно улучшить ситуацию в области техногенной безопасности.

МЧС России и другие федеральные органы исполнительной власти немало сделали в сфере повышения техногенной безопасности. Так, в 2003 г. осуществлен комплекс мер по совершенствованию нормативного регулирования в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, внедрению современных экономических механизмов управления рисками.

3авершена доработка проекта федерального закона «06 обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Его принятие позволит уменьшить затраты из федерального и регионального бюджетов на оказание помощи населению, пострадавшему при возникновении чрезвычайных ситуаций. А также повысить ответственность и материальную заинтересованность владельцев опасных объектов.

Разработаны и введены в действие Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. В частности, речь идет о мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций уже на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации потенциально опасных объектов.

Во исполнение решения Правительства РФ разработан Комплексный план мероприятий по повышению безопасности  гидротехнических  сооружений  на 2003-2008 гг. В нем предусмотрены меры по повышению их безопасности, завершению инвентаризации, усилению мониторинга за их состоянием, обеспечению надежной работы. А также меры по повышению готовности организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одной из приоритетных проблем, которую необходимо решать уже в 2004 г., является внедрение системы финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений. МЧС совместно с Гос-гортехнадзором и Минэнерго России разработаны методики оценки этого вреда, определен комплекс мер по введению системы финансового обеспечения.

В связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» предстоит разработка пакета технических регламентов, определяющих требования в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий.

С целью обеспечения качественной разработки технических регламентов, апробации разработанной методологии по комплексной оценке риска, совершенствования деятельности звеньев Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в 2004 г. предусматривается проведение эксперимента по внедрению современных механизмов управления рисками на территории Республики Башкортостан.

И здесь свое весомое слово должны сказать инженеры-практики и научные работники - люди, ум и талант которых, собственно, и движет научно-технический прогресс.

Перед нами стоит совместная задача - обеспечить высокие уровень и темпы развития промышленности с одновременным снижением количества и вреда от чрезвычайных ситуаций в техногенной сфере. Задача эта крайне сложна, но выполнима.

 



[1] Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

[2] Опубликована в Инженерной газете «Индустрия» №42-43, 2003, в день съезда. Печатается с незначительными сокращениями.