В.В.Анненков[1]

НООСФЕРА - НООСФЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ - НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Цель выступления - связать понятие Ноосфера с деятельностью человека, в том числе и участников эколого-ноосферного семинара в г. Пущино.

Первый тезис - о толерантности участников междисциплинарной дискуссии к инакомыслящим.  Например, на конференциях памяти В.И.Вернадского в 2003 г. ключевое слово "ноосфера" использовалось минимум в четырех значениях.

1. Ноосфера как имя собственное (пишется с большой буквы) - уникальная природно-культурная оболочка Земли, в которой живет и которую изменяет человечество. Это - естественно-историческая трактовка, идущая от ранних работ В.И.Вернадского. Сторонники ее изучают "переход Биосферы в Ноосферу" или "ноосферное развитие" как эволюционный процесс глобального масштаба, включающий множество составляющих природных, социальных, технических и др. процессов на разных уровнях - от локального до глобального.

     Один из последних примеров такого подхода - тезисы участников сетевого сообщества СТОИК на конференции в мае 2003 г. (см. «Реалии ноосферного развития». М.; издательский дом "Ноосфера", 2003, с.346, или воспроизведение тезисов в электронном журнале "Биосфера" - www.ihst.ru/~biosphere/03-2/Kollektiv.htm).

 2. Ноосфера как имя собственное для обозначения того будущего состояния земной оболочки, когда "разумное" (?!) человечество гармонично обустроит среду своего обитания и себя в этой среде. Такая трактовка также идет от В.И.Вернадского ("Несколько слов о ноосфере", 1944 г.) и распространилась в период застоя в СССР, когда господствующая идеология сблизила понятия "Ноосфера" и "коммунизм". Никто не может сказать, когда наступит этот идеал, но сторонников такой трактовки в странах СНГ гораздо больше, чем приверженцев естественно-исторического понимания Ноосферы.

  3. Ноосфера как имя нарицательное (пишется с маленькой буквы) для обозначения всемирного единства науки. Эта трактовка также идет от В.И.Вернадского ("Научная мысль как планетное явление") и отражает реалию ХХ и ХХ1 вв. Но, в отличие от "Ноосферы", "ноосфера" в данном понимании - плод аналитического редукционизма, наряду с "социосферой", "антропосферой", техносферой и многими другими "отраслевыми" глобальными абстракциями.

4. Ноосфера как "царство разума" - имя нарицательное для сознания, культуры и других проявлений человеческого на разных уровнях - от отдельного человека до мирового Разума. В упомянутой выше книге "Реалии ноосферного развития..." находим спектр трактовок ноосферы в таком духе, например, "ноосфера - система информационная по концепту" (И.В.Дмитревская); "интеллигентосфера" (Г.С.Смирнов); "ноосфера как субъект символического обмена" (Т.Б.Кудряшова)...

 Итак, слово "ноосфера" имеет несколько толкований. Употребление этого слова в дискуссии без четкого определения, что же имеет в виду автор (а еще более - без внимательного восприятия авторской позиции оппонентами), чревато бесплодными словопрениями.

Толерантность в научной дискуссии нужна как способность понимать инакомыслящих, отдавая себе отчет, что собственное толкование слова - не единственно возможное. В междисциплинарной дискуссии участник мысленно составляет словарь толкований слова, которое ему с позиций его образования и опыта казалось однозначным термином.

Второй тезис: "ноосферное движение" трактуем как союз не только заинтересованных в "ноосферном" развитии из разных ветвей науки, но также союз науки и искусства как разных способов производства знаний о комплексном развитии, а еще более - союз знания и деятельности для "ноосферного" развития.

Но ученые разных ветвей науки никак не договорятся между собой, что есть  Ноосфера и какой должна быть концепция движения к идеалам Ноосферы, интегрирующая достижения естественных, общественных, технических и гуманитарных областей знания. Параллельно с наукой развивается практика экопоселений, местных и региональных программ "устойчивого развития, таких государственных и международных структур, как комиссия по устойчивому развитию в Государственной Думе РФ или комиссия по УР при ООН.

Актуальная задача ноосферного движения - объединение всех заинтересованных в ноосферном развитии (= устойчивом развитии) специалистов и структур для  взаимного информирования и взаимодействия в решении теоретических и практических проблем развития. Причем объединения не на эпизодических семинарах, слушаниях, конгрессах, а в повседневном общении в разных сетевых сообществах через электронную почту и всемирную паутину.

Такие сетевые сообщества уже стали нормой в развитых странах (см. например,  http://ifets.ieee.org/). В СНГ формирование сетевых сообществ задержалось экономическим кризисом и расслоением общества в связи с переходом к другой социальной формации. Но постепенно такие сообщества распространяются и укрепляются (например, сетевое сообщество СТОИК, в котором из Пущино активно участвует В.Л.Калмыков). По принципу сетевого сообщества начинает работать фонд "Стратегия развития" (www.reflexion.ru) - фонд проектов, ориентированных на развитие России.

Один из последних опытов в этом русле - обращение собрания в Московском Центре Русского географического общества 18 ноября к Съезду инженеров России (Москва, 26-28 ноября 2003 г.). Участники собрания, посвященного проблематике устойчивого развития, пытаются привлечь внимание инженеров к этой проблематике посредством Открытого письма Съезду. Естественно, что решение сложных проблем гармоничного развития России требует не единичного обращения, а долгосрочного повседневного общения ученых и инженеров. Такое междисциплинарное и межрегиональное общение возможно на основе формирования множества сетевых сообществ по отдельным проблемам или для решения конкретных задач.

Итак, "ноосферное движение" ныне обогащается опытом междисциплинарных и международных сетевых сообществ.

Третий тезис: ноосферное движение зависит от активности людей - личностей с ноосферным мировоззрением, предлагающих и пытающихся реализовать программы и проекты в духе ноосферного развития. Кроме эколого-ноосферного семинара в Пущино, московской площадки ноосинтеза и подобных инициатив для общения, приведу еще несколько примеров. В.Л.Кожара и его коллеги в Борке Ярославской области разрабатывают теорию ноохоры и практику комплексного развития ноохор.

А.Э.Выговский в Тарусе Калужской области ведет эксперимент  "природовозрождающей социальной системы". А.А.Овсейцев с группой молодежи в Зеленограде и Московской области создает "саморазвивающиеся жизнедеятельностные комплексы" (http://www.sgk.newmail.ru/). Эти три примера отражают опыт на локальном уровне повседневной жизнедеятельности. Попытка широкого духовного объединения запечатлена на форуме "ноосферного братства", который ведет А.И.Лищинский из гумы, Украина (http://altruism.ru/phpBB2/viewforum.php?f=9).

Перечисленные опыты так или иначе подводят к понятию "ноосферное развитие личности". Осмысление этого явления только начинается (Анненков В.В, Барский В.Г., Нилова С.В., Овсейцев А.А., Лобанов Ю.И., Шиян А.А. Ноосферное развитие личности: практика в группе СТОИК. // Реалии ноосферного развития: материалы Межгосударственной научно-практической конференции "Учение В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия". Иваново, 21-23 мая 2003 г. - М.: Издательский дом "Ноосфера", 2003, с.346-348. См также www.ihst.ru/~biosphere/03-2/Kollektiv.htm).

Если исходить из аксиомы, что всякое развитие в социальных системах зависит от людей - агентов этого развития, то в поле "ноосферного развития" допустима и постановка "ноосферное развитие личности" НРЛ).

На взгляд автора, НРЛ отражает следующие реальности и императивы ноосферного развития:

 а) развитие личности в глобальной социальной среде (в т.ч. и информационно-образовательной среде);

 б) развитие всей культуры человека, а не только его экологической культуры;

 в) новый состав и соотношение ценностей для мотивации и целеполагания - Ноосфера, человек, Долговременное Безопасное Развитие;

 г) осознанное и целенаправленное участие в самоорганизации социальных процессов и поддержка гармонизации процессов в материальной (природно-антропогенной) среде обитания "снизу-вверх" - от  локальных до глобальных.

 д) возрождение императива "гармоничное развитие личности", но на новом витке истории - не столько в плане соотношения физического и умственного труда, сколько органического сочетания ноосферного мировоззрения, специальных знаний и эффективной профессиональных деятельности на их основе, активного участия в жизни семьи, местной общины, своей Родины на основе ноосферных ценностей.

 е) участие в ноосферном движении.

Конечно, перечисленное не исчерпывает качеств "ноосферного развития личности", но позволяет уточнить специфику НРЛ. Как видим, это - не только инновационное развитие на базе информационно-коммуникационных и других технологий. Вместе с тем  инновационное развитие интеллектуального потенциала личности и способности к взаимодействиям в социуме, на наш взгляд, предстоит органично вписать в концепцию НРЛ.

Четвертый тезис: ноополис Пущино мог бы стать площадкой для эксперимента "ноосферное развитие личности" благодаря как открытости его жителей к инновациям, так и коммуникационным возможностям, в том числе и через Интернет. Если будет "социальный заказ", можно разработать дистанционный курс "ноосферное развитие личности".

В заключение следует подчеркнуть, что именно на уровне личности закладываются основы движения к идеалам Ноосферы. А одной из эффективных сред развития личности сегодня становятся сетевые сообщества при сочетании в них дистанционных форм коммуникации с очными.



[1] Институт географии РАН (vann1936@mtu-net.ru)