Проект 10 декабря 2002 г.

 

Координационная группа по разработке Экологической Стратегии 12 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии

Аналитический документ

Документ Nо _

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПРОБЛЕМ

Введение

Трансграничные проблемы

1.      Источники загрязнения атмосферы, трансграничных рек и международных водоемов, земель и геологических структур в приграничной зоне

2.      Наличие общих природных ресурсов, порождающее проблему совместного пользования и охраны таких объектов

З...... Наличие трансграничных экосистем, требующих установления особого статуса охраны, однотипного и целенаправленного

Предпринятые действия и барьеры

Позитивные тенденции

Выводы

Действия

Приложение 1.

1. Информация о трансграничных экологических проблемах

2. Локальные приграничные объекты, загрязняющие атмосферный воздух и подземные воды на территории сопредельных стран

3. Проблемы охраны мигрирующих видов животных

Приложение 2

Соглашения по трансграничным проблемам.

Приложение 3

Многосторонние субрегиональные организации

в области охраны окружающей среды

Приложение 4 

Информация о присоединении стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии к международных экологическим конвенциям

 

*************************

 Введение

Распад Советского Союза в 1992 году привел к существенному ухудшению ситуации в области охраны окружающей среды. Сегментация хозяйственного механизма привела к остановке либо к значительному ухудшению технического и финансового состояния множества предприятий. В условиях жесткого кризиса инвестиций и операционных средств, природоохранные технологии были существенно ослаблены.

Одновременно произошла дезинтеграция системы управления охраной окружающей среды. В дополнение к общему снижению уровня природоохранной деятельности, перед странами встал ряд проблем охраны окружающей среды на приграничных территориях и трансграничных бассейнах рек, где сохранились, а зачастую – усугубились экологические проблемы, но была утрачена институциональная основа для их эффективного решения.

Экологические трансграничные проблемы, наряду с проблемами в области торговли, энергетики и транспортных инфраструктур, а также миграционными и гуманитарными вопросами, относятся к факторам, определяющим политическую стабильность в регионе.

В Гаагском Заявлении Министров окружающей среды 12 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (далее - СВЕКЦА), положившем начало разработке Экологической стратегии указывается, что «…Стратегия будет направлена на решение общих экологических проблем наших стран, на основе тесного сотрудничества…».

В настоящем документе предпринята попытка идентификации трансграничной проблематики субрегиона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, для обоснования потребности и рекомендаций по перспективным направлениям сотрудничества стран-участниц Экологической Стратегии в рамках процесса «Окружающая среда для Европы».

Трансграничные проблемы

Специфической особенностью трансграничных проблем является невозможность их разрешения усилиями отдельного государства, либо более высокая эффективность совместных действий, по сравнению с автономной национальной, либо двухсторонней деятельностью.

Представленная странами[1] информация иллюстрирует широту спектра трансграничной проблематики (Приложение 1). Она характеризуется нижеследующими комплексными категориями.

  

1.      Источники загрязнения атмосферы, трансграничных рек и международных водоемов, земель и геологических структур в приграничной зоне

Государственными границами суверенных государств после 1992 года была рассечены инфраструктура и зоны активного загрязнения, сопряженные с промышленными и коммунальными объектами. Создалось множество ситуаций, характеризуемых в экономической терминологии, как экстернальные эффекты, при которых выгоды от хозяйственной деятельности оказались принадлежностью одних государств, а экологические издержки – достались их соседям.

В масштабах отдельного государства экстернальные эффекты минимизируются под давлением природоохранных органов, местных властей и населения. Кроме того, в рамках национальной экономики они отчасти компенсируются, путем введения платежей за загрязнение окружающей среды.

Межгосударственные экстернальные эффекты, на фоне дефицита правовой регламентации, отсутствия экономических, инспекционных и организационных инструментов – не поддаются минимизации и компенсации.

Трансграничные загрязнения порождают множество потенциально конфликтных коллизий в бассейнах Днепра, Сырдарьи и Куры; на приграничных топливно-энергетических комплексах Экибастуза, Донецка и Урала.

Принципиально многосторонняя трансграничная проблематика, присуща Черному и Балтийскому морям, загрязняемым стоками рек многих государств бассейнов. Судьба экосистемы и богатейших биоресурсов Каспийского моря в перспективе будет определяться степенью опасности загрязнений, сопутствующих добыче нефти на шельфах пяти прикаспийских государств, четыре из которых участвуют в процессе «Окружающая среда для Европы». Катастрофическая трансгрессия Аральского моря обусловлена нерациональной политикой водопользования пяти центрально-азиатских государств.

Значимость проблем трансграничного загрязнения существенно возрастает в аварийных ситуациях, что уже имеет место в Чернобыльской зоне и загрязнении цианидами рек Днестр и Шу.

Наряду с этим, снижаются возможности урегулирования трансграничных проблем. Распалась ранее единая система экологического мониторинга, информации и принятия решений. Унаследованная нормативно-методическая база природоохранной деятельности,  по мере становления и развития национальных природоохранных законодательств, подвергается постепенной, все увеличивающейся диверсификации.

Это приводит к несопоставимости данных мониторинга состояния окружающей среды и снижению объективности процедур оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС). Отсутствует правовая и методическая основа регламентации пользования совместными природными ресурсами; согласованной оценки и взыскания трансграничного экологического ущерба.

Стабилизация экономической деятельности, восстановление и расширение промышленного производства, сопровождается интенсификацией загрязнения окружающей среды, в том числе - трансграничной составляющей такого загрязнения.

2.      Наличие общих природных ресурсов, порождающее проблему совместного пользования и охраны таких объектов

Трансграничные водные ресурсы, особенно - в зонах развитой ирригации в вододефицитных аридной и субаридной зонах (юг Восточной Европы, Центральная Азия) – наиболее представительны в этой категории проблем.

К ней также относится:

*   пользование и охрана мигрирующих видов животных (сайга Устюрта, перелетные птицы),

*   пользование и охрана биоресурсов международных морей,

*   пользование месторождениями подземных вод, нефти и газа, имеющими трансграничный характер залегания,

*   практикуемая рядом стран аренда пастбищ в приграничной зоне сопредельных государств, сопровождаемая деградацией растительного биоразнообразия.

З.      Наличие трансграничных экосистем, требующих установления особого статуса охраны, однотипного и целенаправленного

Обычно эта потребность возникает на локальных приграничных территориях двух-трех государств, где рассеченные границами особо ценные экосистемы, нуждаются в равном статусе охраны.

При организации охраны водно-болотных угодий на путях миграции перелетных птиц, требуется участие многих стран региона, основанное на общей методологии и согласованных действиях.

         Предпринятые действия и барьеры

Национальный уровень. Природоохранное оснащение объектов, загрязняющих природную среду сопредельных государств, является исключительной обязанностью каждого государства.

Строительство сооружений по очистке промышленных и коммунальных сточных вод, пылегазооочистке, хранилищ промышленных и бытовых отходов, требует значительных капиталовложений. Их источником служат, в первую очередь, частные и корпоративные инвестиции, а также национальные и местные бюджеты, вклад которых наиболее весом в нерентабельной коммунальной сфере.     

Странами достигнут определенный прогресс в становлении системы охраны окружающей среды. Отмечается рост объемов природоохранных инвестиций, составляющий в относительном исчислении 0.5 - 2.0% ВВП; преимущественно - природоохранные затраты хозяйствующих субъектов.

Наряду с этим, в странах субрегиона сохраняются огромные объемы исторических загрязнений от государственных предприятий советского периода, которые в период приватизации перешли на ответственность республиканского и местного бюджетов. Потребные объемы финансирования на ликвидацию исторических загрязнений, по оценкам Министерств, составляют несколько годовых ВВП, что значительно превышает существующие и перспективные возможности бюджетов.  

В странах еще не сложилась система комплексного природоохранного планирования природоохранной деятельности:

*   отсутствует законодательное разделение ответственности властей и бюджетов разных уровней,

*   медленно внедряется оценка экологических рисков, экономическая оценка природных ресурсов,

*   отсутствует методология разграничения природоохранных и технологических затрат в процессе проектирования и деятельности предприятий,

*   отсутствуют правительственные процедуры рассмотрения и утверждения планов по реализации обязательств стран в субрегиональных программах и соглашениях и международных экологических конвенциях.

На этом неблагоприятном фоне, вследствие низкой мотивации, присущей экстернальным эффектам, природоохранное оснащение объектов, загрязняющих природную среду сопредельных государств, закономерно не входит в число приоритетов национальных и местных планов по охране окружающей среды.

Межгосударственные соглашения. Странами СВЕКЦА, на протяжении последнего десятилетия заключен ряд межправительственных и межминистерских двух- и многосторонних соглашений, часть которых приведена в приложении 2.

Некоторый прогресс достигнут в сфере совместного пользования водой трансграничных рек, а также в охране и использовании биоресурсов. Показательно, что совместное пользование природными ресурсами, поддается регламентации только при их рассмотрении Правительствами совместно с иными экономическими интересами. Так, Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан достигли взаимоприемлемого решения проблемы режима попусков воды из Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ, только договорившись о компенсациях на рынке электроэнергии и углеводородного сырья.

Практика свидетельствует, что попытки двухстороннего разрешения проблем трансграничного загрязнения в СВЕКЦА пока не привели к практическим результатам – снижению уровня загрязнения. Совместная деятельность еще не вышла за рамки осмысления и планирования потребностей экологического мониторинга и обмена информацией.

Субрегиональные организации министерского и правительственного уровня созданы в различных географических форматах, выбор которых отчасти продиктован экосистемными соображениями – общими реками, горными системами и морями (приложение 3).

В этих организациях и процессах одновременно разрабатываются многочисленные субрегиональные конвенции и планы действий:

В рамках Межгосударственного экологического совета СНГ – проекты Конвенции экологической безопасности и ряда соглашений в области охраны окружающей среды.

В рамках Международного фонда спасения Арала с 1997 года реализуется несколько проектов Программы Бассейна Аральского моря; разрабатываются Региональный план действий по охране окружающей среды, Программа по борьбе с опустыниванием, План действий по устойчивому развитию горных территорий. Предполагается разработка Горной конвенции и Конвенции устойчивого развития Центральной Азии.

В рамках Каспийской экологической программы – проекты Региональной стратегии по охране Каспийского моря и Рамочной конвенции.

Планируется разработка соглашений и планов совместных действий в области охраны окружающей среды Шанхайской организации сотрудничества и Организации экономического сотрудничества.

Действует Конвенция по Черному морю.

Разрабатываются Конвенция по Днепру, горные инициативы Кавказа и Карпат, многие локальные двух- и многосторонние соглашения.

В рамках программы ЕЭК ООН «Окружающая среда для Европы» – реализуется Подпрограмма СРГ ПДООС для ННГ; разрабатывается проект Экологической стратегии СВЕКЦА.

Позитивным результатом этой деятельности, стали детальный анализ и идентификация потребностей сотрудничества, а также многочисленные контакты должностных лиц министерств, национальных экспертов и представителей международных организаций.

Вместе с тем, координация многочисленных субрегиональных организаций процессов полностью отсутствует, как в рамках отдельных организаций – по отношению к проектам, реализуемым в субрегионах, так и между организациями. Это обусловлено ограниченным кадровым потенциалом министерств, претерпевающих перманентные реорганизации и сокращения штатов, разным составом стран-участников и влиянием политических установок стран.

Большинство субрегиональных структур не располагают финансовыми средствами для содержания постоянно действующих секретариатов и экспертных групп, способных вести планирование и мониторинг деятельности в своем и других субрегионах, поскольку ни одной из них пока не удалось создать общие фонды за счет вкладов правительств. Международный Фонд спасения Арала только в 2002 году принял решение, еще невыполненное - о централизации некоторой части средств, предназначенных на содержание аппарата Исполнительного комитета.

Координации не способствует известная склонность субрегиональных структур и международных организаций к обособлению своей деятельности.

Отсутствие координации влечет за собой дублирование планов, распыление усилий и средств министерств, а также международных организаций и стран-доноров, оказывающих поддержку субрегиональным организациям.

Международные экологические конвенции. Страны субрегиона принимают активное участие в процессе присоединения к глобальным и европейским международным экологическим конвенциям и выполнении обязательств, налагаемых на Стороны Конвенций (приложение 3).

Особое место занимают трансграничные конвенции ЕЭК ООН. Они создают основу для межгосударственной институциональной базы, однако, повседневная деятельность по их реализации будет осуществляться преимущественно между группами конкретных стран. Очевидно, что многие вышеперечисленные субрегиональные конвенции будут основаны на положениях международных конвенций.

Ряд стран еще не присоединились к трансграничным конвенциям ЕЭК ООН. Процесс присоединения стран к международным экологическим конвенциям зачастую сдерживается избирательным отношением правительств к выгодам и издержкам от предполагаемых обязательств отдельных конвенций; оценка совокупных выгод от присоединения ко всему блоку международных соглашений пока не находит применения.

Вместе с тем, отказ страны присоединиться к конкретным международным конвенциям ставит под сомнение декларируемые намерения по участию в территориальных планах и стратегиях, поскольку конвенции создают правовой механизм для их реализации.

Присоединение стран к международным конвенциям и соглашениям – только первый шаг. По мере перехода стран к планированию и реализации действий по выполнению обязательств, становится все более влиятельной ограниченность полномочий министерств охраны окружающей среды.

Практика показывает, что правительствами еще не созданы национальные механизмы выполнения обязательств по международным конвенциям, в которые должны быть вовлечены экономические и хозяйственные ведомства, пока сохраняющие наблюдательную позицию.

Основная проблема заключается не столько в повсеместном дефиците финансирования, а в отсутствии процедур и методологий планирования, учитывающих обязательства конвенций, как национальные задачи. Инструктивная и методическая основа, в настоящее время – наиболее слабый элемент управления охраной окружающей среды, механизма выполнения конвенций и соглашений.

Большинство стран субрегиона присоединились к Орхусской конвенции. Неправительственные организации стран привлекаются к рассмотрению планируемых субрегиональными организациями действий и уже оказывают определенное влияние на процессы принятия межгосударственных решений.     В развитие решений Орхусской Конференции Министров созданы Региональные экологические центры России, Украины, Молдовы, Кавказа и Центральной Азии. Активное участие в процессе «Окружающая среда для Европы» принимает Экофорум - коалиция более 200 НПО из большинства стран субрегиона. Организован общественный совет при Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Центральной Азии.

Позитивные тенденции

Министерства охраны окружающей среды стран и субрегиональные организации обеспокоены низким уровнем координации субрегионального сотрудничества.

Свидетельством такого стремления к интеграции субрегиональных организаций и процессов, является инициатива стран Центральной Азии, предложивших включить в повестку дня Киевской конференции вопрос «Вода, окружающая среда и безопасность Центральной Азии», презентацию которого проведет Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию (МКУР). В ходе Конференции состоится также презентация Конвенции по Днепру и горных инициатив Кавказа, Карпат и Тянь-Шаня. К участию в Киевской конференции приглашен Секретариат Межгосударственного экологического совета СНГ.

Генеральный Директорат по охране окружающей среды Европейской Комиссии ведет подготовку предварительных рекомендаций по сближению законодательства СВЕКЦА с законодательством ЕС. Будут рассмотрены ключевые Директивы ЕС, которые могли бы послужить основой для принципиальных реформ инструментов экологической политики в СВЕКЦА и, таким образом, стать краткосрочными приоритетами по сближению. Законодательство ЕС несет опыт создания комплекса межгосударственных соглашений, институтов, унификации методической базы, создания общей системы принятия решений.

Очевидна ограниченность природоохранного опыта ЕС для субрегиона, в силу существенного различия в развитии наднациональных экономических и политических институтов, создающих благоприятный фон для общей экологической деятельности. Вместе с тем, страны Западной Европы имели менее благоприятные исходные условия для интеграции усилий по охране природной среды, чем республики бывшего Советского Союза, сохраняющие близкую методическую базу, профессиональные и научные контакты. Но даже начальный опыт ЕС по консолидации природоохранных усилий представляет значительный интерес для СВЕКЦА.

Комитет по экологической политике ЕЭК ООН учредил в 2000 году Специальную рабочую группу по мониторингу окружающей среды под председательством Российской Федерации. В настоящее время Рабочая группа побуждает международные организации, работающие в области мониторинга и оценки состояния окружающей среды в регионе ЕЭК ООН, более тесно координировать деятельность, а также согласовать методологии, показатели и практику в этих странах с теми методологиями, показателями и практикой, которые применяются в странах – членах Европейского Союза[2].

Комитет намерен:

         a)      содействовать сотрудничеству в масштабе всего региона в областях мониторинга и оценки состояния окружающей среды, разработке ответных мер в области политики, интеграции с другими секторами в целях обеспечения устойчивого развития и вовлечения в эту работу гражданского общества, делового сообщества и промышленности;

         b)      оказывать помощь в обеспечении слаженности и всеобъемлющего охвата с целью повышения действенности и эффективности, сокращения дублирования, а также укрепления режима осуществления региональных природоохранных конвенций и протоколов[3].

Секретариат ЕЭК ООН рекомендует предусмотреть в Экологической стратегии СВЕКЦА действия по 4-м направлениям:

*   Управление трансграничными водными бассейнами

*   Трансграничное загрязнение воздуха

*   Трансграничные последствия промышленных аварий

*   Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Предполагается в качестве первоочередных задач:

присоединение, тех кто этого ещё не сделал, к конвенциям и протоколам к ним, и выполнение обязательств по ним путём разработки и применения соответствующего национального законодательства.

разработка двусторонних или многосторонних соглашений по вопросам трансграничных вод, промышленных аварий и трансграничной оценки воздействия.

В ходе Киевской конференции Секретариат предлагает:

заключить региональное соглашение о партнерстве между странами региона, в котором страны могли бы взять на себя обязательства присоединиться к международным природоохранным соглашениям, активно участвовать в процессе регионального экологического сотрудничества, в установлении и развитии двусторонних и субрегиональных партнерских связей;

рассмотреть способы оказания помощи СВЕКЦА и балканским государствам в подготовке и осуществлении субрегиональных соглашений по разделенным водным ресурсам на основе опыта Рейнской и Дунайской конвенций, а также Рамочной директивы о водных ресурсах Европейского Союза;

предложить для рассмотрения и подписания документ о гражданской ответственности за трансграничный ущерб, вызванный опасной деятельностью, в рамках Конвенций ЕЭК ООН по трансграничным водотокам и о промышленных авариях, а также протокол о регистре выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской конвенции[4].

Специальная рабочая группа ПДООС предлагает подход «пакетов» - согласованных наборов инструментов политики (нормативно-правовых, экономических инструментов, добровольных подходов, информации, образования), которые используют синергичные элементы для достижения целей природоохранной политики экономически эффективным образом. Этот подход перспективен для создания интегрированных программ экологического управления, в том числе – и на субрегиональном уровне, где «пакетный подход» в полной мере применим к трансграничным конвенциям ЕЭК ООН.

Региональным офисом Программы развития ООН разработана Рамочная Региональная Стратегия для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, содержащая три программных направления: а) демократическое управление, b) экономическое управление и c) управление в области окружающей среды.

Предметом экологического направления РРС-2 будет поддержка усилий стран региона в следующих действиях: «…трансграничное экологическое управление; интегрированное управление международными водными ресурсами на основе принципов устойчивого развития; внедрение экологических стандартов в разработку экономической политики, создание региональной и субрегиональной основы для нахождения долгосрочных решений приоритетных проблем окружающей среды; расширение и углубление регионального потенциала координации и гармонизации национальной политики программных стран в области управления совместно используемыми природными ресурсами; интеграция глобальных экологических обязательств в региональные и субрегиональные планы и политику»[5]. Результаты Программы будут реализованы в первую очередь на региональном и субрегиональном уровнях, и, во-вторых, в национальных программах.

В ходе консультаций Всемирного Банка с экспертами министерств субрегиона, в числе приоритетов Стратегии ВБ определены: разработка дифференцированной стратегии в отношении субрегионов; поддержка работ по согласование экологического законодательства с нормативно-правовой базой ЕС; необходимость координации деятельности ВБ с другими донорами, особенно ЕС[6].

Всемирный Саммит по устойчивому развитию призвал «…улучшить внутрирегиональную координацию и сотрудничество в области устойчивого развития между региональными комиссиями, фондами, программами и учреждениями ООН, региональными банками развития и другими региональными и субрегиональными учреждениями и органами»[7].

Выводы

Разрешение трансграничных проблем, в особенности – снижение уровня загрязнения окружающей среды сопредельных государств, требует создания и укрепления межгосударственного институционального механизма в области охраны окружающей среды. Его элементами являются:

*   Многосторонние организации министерского и правительственного уровня, располагающие секретариатами и постоянными экспертными группами.

*   Механизм разрешения межгосударственных споров и возмещения ущерба.

*   Адекватные национальные системы управления охраной окружающей среды, интегрирующие внешние обязательства в правительственные и местные планы действий.

*   Механизм координации субрегиональных организаций в рамках региона СВЕКЦА.

Инструменты:

*   Международные экологические конвенции, как рамочная правовая основа.

*   Субрегиональные экологические конвенции и соглашения, конкретизирующие обязательства стран.

*   Программы и планы совместных действий, как содержательная основа сотрудничества.

*   Унифицированная нормативно-методическая основа.

Многосекторальный характер экологии делает обязательным условием высокий политический статус межгосударственного институционального механизма разрешения трансграничных экологических проблем, отсутствующий в географическом формате СВЕКЦА. В части субрегиональной деятельности, это ограничивает рамки Экологической стратегии СВЕКЦА задачей создания и укрепления отдельных элементов межгосударственного институционального механизма.

Предшествовавшая деятельность в рамках процесса «Окружающая среда для Европы» была ориентирована преимущественно на поддержку национального потенциала: поддержка разработки НПДООС, обзоры результативности экологической деятельности, тренинги и методическая помощь в применении современных инструментов управления охраной окружающей среды. Вместе с тем, процессу всегда была присуща тенденция к унификации национальных систем управления охраной окружающей среды на основе европейского и мирового опыта.

С разработкой трансграничных конвенций субрегиональный акцент становится более отчетливым. По мере укрепления национального потенциала, приоритеты многих международных организаций смещаются в субрегиональный контекст, что является естественной эволюцией. Приоритетность субрегиональных программ обусловлена однотипностью институциональных проблем, что делает более прагматичными общие модельные рекомендации, тренинги специалистов и другие формы поддержки национального потенциала; прогресс в решении трансграничных экологических проблем достижим только в субрегиональном формате; субрегиональный и региональный уровень является связующим звеном с глобальными приоритетами. Решение блока трансграничных задач в многостороннем формате будет способствовать общему укреплению национальных систем управления.

Задачей Министерств охраны окружающей среды, участвующих в различных субрегиональных организациях, должна стать тематическая специализация программ совместной деятельности по разработке унифицированных инструментов управления трансграничными и национальными экологическими проблемами.

Экологическая стратегия СВЕКЦА, используя поддержку ЕЭК ООН, и политическую волю Министров субрегиона, может внести интеграционный импульс, призвав и поддержав расширение контактов субрегиональных экологических структур и доноров, укрепив систему взаимного информирования и координации, а также обмена достигнутыми результатами. Очевидно, что в обозримом будущем бюджетные средства стран субрегиона могут быть использованы только для реализации национальных компонентов деятельности. В свете этого, такое взаимодействие организаций под «мягкой» координацией ЕЭК ООН уменьшит дублирование совместных программ деятельности, что позволит эффективнее использовать ограниченные донорские ресурсы.

Естественным полем деятельности ЕЭК ООН в СВЕКЦА является поддержка присоединения стран к трансграничным конвенциям и наращивания национального и субрегионального потенциала и инструментария для выполнения обязательств конвенций.

 Руководствуясь формулировкой роли Экологической стратегии, как «… экологической составляющей устойчивого развития», следует отметить, что внутри экологического сектора существует широкое поле задач для национальных и международных институтов в области охраны окружающей среды.

Практическое отсутствие прогресса в разработке политики устойчивого развития странами переходной экономики, в значительной степени предопределено застоем в научном и инструктивно-методическом обосновании эколого-экономических аспектов (рента природная, платежи за загрязнение среды, экономическая оценка ресурсов, ущерба и т), что делает малоубедительными для правительств призывы экологов к межсекторальной интеграции. Более актуальным представляется укрепление координации внутри экологического сектора, в том числе – на субрегиональном уровне, а также подготовка методического обоснования «связок» экологии с другими секторами. В ходе этой деятельности, в проблематику охраны окружающей среды и устойчивого развития будут постепенно вовлечены макроэкономические и хозяйственные министерства.

Позитивным явлением является участие в процессе «Окружающая среда для Европы» стран, для которых прямое членство в субрегиональных организациях и двухсторонних соглашениях ограничено политическими установкам правительств. Эту тенденцию необходимо поддержать, включив в Региональное соглашение декларацию о внеполитической специфике сотрудничества в области охраны окружающей среды, с рекомендациями по статусу наблюдателей стран в организациях и программах, а также возможности избирательного участия в программах.

 

Действия

Внести на рассмотрение Киевской Конференции Министров:

Региональное соглашение о партнерстве между странами региона, с декларациями о намерениях:

*   по лоббированию в правительствах необходимости присоединения к трансграничным конвенциям на «пакетной основе»;

*   по координации деятельности субрегиональных организаций и их тематической специализации;

*   по разработке регистра трансграничных экологических проблем СВЕКПА и Программы действий по их разрешению;

*   по признанию внеполитической специфики сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Документ о гражданской ответственности за трансграничный ущерб, вызванный опасной деятельностью.

Протокол о регистре выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской конвенции.

Одним из приоритетов Экологической стратегии следует признать потребность в создании элементов субрегиональной институциональной базы в области охраны окружающей среды, как экологической компоненты устойчивого национального и регионального развития.

В Экологической стратегии предусмотреть следующие действия в этом направлении:

Поддержку процесса присоединения стран к трансграничным конвенциям.

Унификацию методик, стандартов, процедур оповещения об авариях и ОВОС в трансграничном контексте.

Совершенствование инструментов управления окружающей средой в трансграничном контексте, распространение и поддержку адаптации модельных документов в странах, пока не располагающих квалифицированным экспертным потенциалом.

Разработку регистра трансграничных экологических проблем СВЕКПА и Программы действий по их разрешению.

Восстановление и поддержку сети мониторинга трансграничных рек и атмосферного воздуха.

Тренинги и сертификацию национальных консалтинговых фирм на право исполнения межгосударственных проектов, финансируемых международными организациями и странами-донорами.

Укрепление межсекторального партнерства на межгосударственном уровне, путем поддержки Форумов НПО, Региональных экологических центров и укрепления контактов экологических, экономических и социальных многосторонних организаций.

Разработку предложений правительствам субрегиона по механизму кооперативного финансирования многосторонней деятельности и координированной донорской поддержки.

Организацию в одной из стран субрегиона целевой группы по поддержке Экологической стратегии, включая трансграничные аспекты.

 

Приложение 1

1. Информация о трансграничных экологических проблемах

Информация предоставлена министерствами Армении, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Украины.

Просим дополнить остальные страны.

Проблемы совместного пользования и загрязнения трансграничных рек, международных водоемов и шельфа.

Более половины водопотребления стран СВЕКЦА обеспечивается за счет трансграничных водотоков, гидрохимический состав которых формируется под влиянием загрязняющих веществ, поступающих с сопредельных территорий.

Значительные объемы загрязняющих веществ поступают в Каспийское море с речным стоком рек Урал, Волга, в результате сбросов промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых предприятий России, Казахстана и Азербайджана, а также экстремальных ситуаций при эксплуатации нефтегазовых скважин и трубопроводной транспортировке нефти и газа странами прикаспийского региона. Ежегодно в Каспийское море сбрасывается около 40 км³ сточных вод, а вместе с ними - 13,02 тыс. тонн нефтяных углеводородов. Кроме нефтяных углеводородов Каспийское море загрязняется и фенолами содержание которых колеблется от 3 до 33 ПДК.

В тоже время по р. Урал имеет место вторичное загрязнение за счет поступающих промышленных стоков в реки Илек, Орь, Хоблы формирующих сток на территории Казахстана. Загрязнение р. Илек неочищенными стоками, бором, хромом вызывает тревогу и озабоченность у населения Оренбургской области РФ, Западно-Казахстанской и Атырауской областей Казахстана. Максимальное превышение ПДК по содержанию бора составило 123 ПДК, по шестивалентному хрому 18-20 ПДК, что привело к загрязнение подземных вод и исключению из водоснабжения г. Актобе водозаборов общей мощностью более 60 тыс. м³ /сутки.

Река Иртыш - главный источник хозяйственно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения Восточного Казахстана и Западной Сибири. Акватория Иртышского бассейна испытывает интенсивную нагрузку от сбросов сточных вод 53 предприятий. Ежегодно сброс сточных вод составляет более 260 млн. км³, из них 11% сбрасывается без очистки и около 33% недостаточно очищенными. Масса загрязняющих веществ, сброшенных в поверхностные водоемы области только в 2001 году, составила свыше 100 тыс. тонн. Кроме действующих предприятий на состояние водных ресурсов региона существенное влияние оказывают брошенные и не выведенные из эксплуатации рудники и шахты горнодобывающих предприятий. Практически на всем протяжении реки загрязнение Иртыша многократно превышает ПДК по меди, цинку, свинцу, хрому, кадмию.

В основном все реки бассейна Аральского моря являются трансграничными водотоками. В бассейн рмударья входят бассейны рек Сурхандарья, Шерабад, Кашкадарья, Заравшан, из них: бассейны рек Кашкадарья и Шерабад полностью расположены на территории Узбекистана.

Химический состав воды р. Амударья, формируется в значительной степени под влиянием загрязнений, поступающих в реку с сельскохозяйственными стоками с территории Туркменистана и Узбекистана (коллекторно-дренажные воды). Наибольшее загрязнение коллекторно-дренажными водами наблюдается в низовьях малых рек и р. Амударьи.

Река Заравшан наиболее подвержена трансграничному влиянию. В зоне формирования стока реки расположены объекты горно-обогатительного комбината Республики Таджикистан, которые загрязняют реку токсичными металлами, сурьмой, ртутью, фтора.

Под влиянием хозяйственной деятельности существенно изменился гидрохимический, гидробиологический и санитарный режим р. Сырдарьи, самоочищающая способность ее исчерпана, что привело к опасной экологической обстановке в Приаралье.

Нарушение работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в особенности Токтогульского водохранилища в Кыргызстане, Кайраккумского в Таджикистане и Чарвакского водохранилища в Узбекистане, наблюдаемое в последнее десятилетие, прежде всего, обусловлено основным конфликтом между гидроэнергетикой и орошаемым земледелием. Воды р. Сырдарья поступает на территорию Республики Казахстан из Узбекистана с большим количеством загрязняющих веществ, основными из которых являются: сульфаты, нитриты, медь, фенолы. Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ находятся в пределах от 1 до 6 ПДК, максимальное содержание ГХЦГ превышает норму в 12 раз, ртути в пределах 2-6 ПДК. Максимальный уровень загрязнений наблюдается в летний период.

Трансграничное Айдаро-Арнасайское озеро, питаемое дренажными и сбросными речными водами, расположено в среднем течении р. Сырдарьи в 150 км от Ташкента, образовалось в 1969г в результате технологического сброса с Токтогульского и Чардаринского водохранилищ. В настоящее время затоплено свыше 118 тыс. га обустроенных пастбищ, под угрозой выхода из строя прилегающие орошаемые территории Голодной степи, затоплены колодцы, кошары, рыболовецкие станы. Затопление прибрежных зарослей влаголюбивой растительности и водорослей снизили самоочищающую способность и подорвали кормовую базу травоядных видов рыб.

Дальнейшая судьба Арнасайской озерной системы, возможность затопления новых площадей, или же напротив падения горизонтов воды, а также возможность стабилизации ситуации, целиком зависит от заключения на правительственном уровне межгосударственных соглашений со всеми заинтересованными государствами Центральной Азии по урегулированию режима работы всего Нарын-Сырдарьинского каскада гидроузлов.

Существует реальная опасность загрязнения р. Сырдарья токсичными радиоактивными отходами через хвостохранилищ и отвалов от добычи урановых руд в случае интенсивных паводков и селей в бассейне р. Майлису.

В бассейне р. Дунай в последнее время значительную угрозу представляют аварийные сбросы загрязненных сточных вод предприятиями Румынии. Так, в 2000 г. р. Тиса испытала значительное загрязнение цианидами, в 2001 г. - тяжелыми металлами, р. Дунай через притоки, расположенные на территории Румынии, в 2001 г. загрязнялась ацетоциангидрином. В целом р. Дунай и ее притоки на пограничных пунктах с Румынией, Молдовой, Венгрией и Словакией загрязнены преимущественно фенолами, соединениями тяжелых металлов, несколько меньше нефтепродуктами и соединениями азота. На уровень загрязнения придунайских озер Ялпуг, Кугурлуй, Кагул, Картал, значительное влияние оказывают сточные воды промышленного сектора Молдовы.

Главным фактором загрязнения экосистемы района о. Змеиный, а также прилегающего к нему украинского сектора на шельфе Черного моря, являются воды р. Дунай. В частности выявлено, что р. Дунай является источником поступления не только фосфатов, нитратов и других загрязнителей, но и радионуклидов. В тоже время исследования показали, что загрязнение рек от предприятий Украины не распространяется южнее бухты Жебриянськой, тогда как воды р. Дунай загрязняют акваторию моря значительно восточнее острова. Эти данные разрешают по-новому рассмотреть вклад Украины в общее загрязнение западной части бассейна Черного моря, и роль в этом других причерноморских государств.

К главным проблемам трансграничного характера по р. Днестр необходимо отнести работу Днестровского гидроузла: сброс воды через турбины Днестровской ГЭС приводят к снижению температуры воды в нижнем бьефе на 8-10 град., что приводит к обеднению видового состава биоресурсов, отрицательно влияет на них во время нереста. Загрязнение р. Днестр сточными водами на территории Молдовы создает реальную угрозу для Беляевского водозабора, единого источника питьевого водоснабжения г. Одессы и близлежащих районов.

Трансграничная проблематика р. Северский Донец заключена в загрязнении вод на территории Украины нефтепродуктами, соединениями азота, тяжелыми металлами и фенолами, качество воды не отвечает требованиям рыбохозяйственной категории по содержанию алюминия, железа общего, сульфатов, фосфатов, нитритов, цинка, меди и БПК5.

Основной вклад в загрязнение верхнего течения р. Днепр соединениями тяжелых металлов, нефтепродуктами, фенолами и соединениями азота вносит промышленность России и Беларуси.

Имеются ряд проблем с использованием и охраной трансграничных рек Араке и Дебед, формирующих свой сток на территории Армении и являющихся притоками р. Кура. Несмотря на то, что реки благодаря большой скорости потока воды имеют высокую самоочищающуюся способность, тем не менее, населенные пункты, расположенные ниже места сбросов сточных вод, являются первичными объектами, принимающими на себя отрицательное воздействие. Основное загрязнение вызвано выносом коллекторно-дренажных вод с высоким содержанием минеральных удобрений и пестицидов, а также попаданием в поверхностные воды загрязненных стоков с животноводческих комплексов. Положение усугубляется тем, что из-за недостатка финансовых средств станции биологической очистки практически не функционируют и осуществляется только механическая очистка сточных вод.

2. Локальные приграничные объекты, загрязняющие атмосферный воздух и подземные воды на территории сопредельных стран

На территории Казахстана с 1980 года производится размещение золы Троицкой ГРЭС Российской Федерации на золонакопителе (оз. Шубаркуль); что ведет к загрязнению прилегающих угодий Казахстана.

Существует возможность негативного влияния запусков ракет-носителей с космодрома «Байконур» на окружающую среду и здоровье населения, проживающих в районах штатных полей падения ступеней ракет-носителей, а также аварийные падения ракет–носителей на трассах запусков на территории Казахстана и Алтайского края РФ. Основное воздействие оказывают остатки компонентов ракетного топлива (гептил, амин, меланж, окислители).

Не менее значимой проблемой локального трансграничного загрязнения территории Казахстана остаются последствия ядерных взрывов, а также химического загрязнения после уничтожения межконтинентальных баллистических ракет на полигоне Азгир - Капустин Яр Восточно-Казахстанской области и прилегающей Саратовской области РФ.

Казахстанский Экибастузский топливно-энергетический комплекс способствуют переносу значительного объема твердых загрязняющих веществ на территорию Российской Федерации – (Алтайский край, Новосибирская обл. и т.д.).

Негативное воздействие на южные районы Узбекистана оказывают выбросы Таджикского алюминиевого завода. Газообразные и пылевидные фтористые соединения, выделяющиеся в значительных количествах в атмосферный воздух при получении металлического алюминия, создают угрозу экологической безопасности региона, здоровью людей и животных.

На Европейской части субрегиона значительный вклад в выбросы и перенос загрязняющих веществ в атмосферный воздух (сернистого ангидрида, оксидов азота, свинца, кадмия, ртути) на сопредельные территории России, Беларуси и Молдовы обусловлен деятельностью предприятий топливно-энергетического комплекса Донецко-Приднепровского региона Украины. Ряд районов Украины подвержен загрязнению атмосферного воздуха с территории Польши.

Геологическая среда приграничных территорий России, Беларуси, Молдовы, Украины и других сопредельных государств отличается низкой защищенностью подземных вод от влияния объектов, которые способны их загрязнять вследствие поступления редких сбросов и накопления твердых отходов, которые содержат вредные элементы и соединения.

По предшествующим оценкам техногенная погрузка отрицательно сказывается на 5-10% ресурсов подземных вод государств. Так в 40-километровой полосе приграничных территорий Украины размещено свыше 700 предприятий и других объектов Польши, Венгрии, Словакии, Румынии, Молдовы, Беларуси, которые являются потенциальными загрязнителями подземных вод с дальнейшим перенесением загрязнений с поверхностными и подземными стоками на территорию сопредельных стран.

С 1998 г. в Ферганской области Узбекистана наблюдается загрязнение Сохского месторождения пресных подземных вод, в следствии освоения Бургандинского массива Кыргызстаном. Минерализация подземных вод увеличилась до 1-1,5 г/л, общая жесткость возросла до 10-28 мг экв/л на глубину до 400 м.

 

3. Проблемы охраны мигрирующих видов животных

Наличие приграничных особо охраняемых природных территорий, экосистем и ландшафтов, требующих совместной охраны.

Одной из основных проблем в трансграничных вопросах встает сохранение мигрирующих видов птиц и животных. Миграционные пути, которых из года в год меняются в зависимости от антропогенных факторов, климатических условий, наличия кормовой базы и др.

Этот фактор ярко выражен у антилопы сайга, миграционные пути которой расположены на территории Калмыкии (РФ), Казахстана и Узбекистана.

Пути миграции перелетных видов птиц расположены на территории многих сопредельных государств ННГ, что требует совместной охраны вводно-болотных угодий.

Пожары, заражение сосновой совкой и несанкционированные рубки в ленточных борах, расположенных на приграничных территориях Павлодарской области и Российской Федерации (Алтайский край). Только за 1997-2002 г.г. пройдено пожарами около 500 тыс. га леса. Мигрирующий очаг сосновой совки общей площадью 61,4 тыс. га, возник на юге ленточных боров Алтайского края по границе с сопредельной территорией РК. В Павлодарской области общая площадь заражения сосновой совкой составляет 91.0 тыс. га.

Западный Тянь-Шань - особо уязвимая для мигрирующих видов животных природная территория, требующая совместной охраны со стороны Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Те же проблемы существуют в регионе Алтай-Саяны, требующего совместных действий со стороны России, Казахстана, Китая и Монголии.

Выпас скота, как местными животноводами, так и животноводами сопредельных государств в ореховых реликтовых перестойных лесах Арслан-Боба Кыргызстана. Совместной охраны требуют экосистемы речных долин (тугаи), наиболее подверженные хозяйственному освоению.

Приложение 2

Соглашения по трансграничным проблемам

С целью регулирования вопросов водных отношений в бассейне рек Сырдарья и Амударья, 18 февраля 1992 года в г. Алматы подписано Межгосударственное Соглашение между Республиками Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников». Тем самым урегулирование вопросов вододеления на трансграничных водотоках, имеет правовую основу и стороны должны придерживаться установленного порядка межгосударственного вододеления.

Основными документами, регламентирующими распределение водных ресурсов в бассейне рек Амударья, Сырдарья, являются:

Нукусская декларация Глав государств Центральной Азии и международных организаций по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря, от 20 сентября 1995 года.

Заявление Глав государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов, от 6 мая 1996 года.

27 августа 1992 года в г. Оренбурге было подписано межправительственное Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов. С 1992 года действует Российско-Казахстанская межправительственная Комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов.

Основные принципы взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов между Россией и Беларусью регламентируется Соглашением, подписанным в г. Москве 11 сентября 1998 г.

В г. Оренбурге (26.06.1997г.) акимами Актюбинской, Западно-Казахстанской, Костанайской областей РК и губернатором Оренбургской области России подписан Договор «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды, использовании природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях». В настоящее время разделение местного стока происходит на основании Протокола о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов в бассейне реки Урал.

Между Комитетом природных ресурсов по Алтайскому краю Российской Федерации и Павлодарским областным управлением по лесу и биоресурсам Республики Казахстан, в 2002 г. заключены Соглашения «О взаимодействии по предупреждению и тушению лесных пожаров» и «О проведении совместных истребительных мероприятии с сосновой совкой в 2002 году в ленточных борах Алтайского края и Республики Казахстан».

С подписанием Соглашения по экологии и природопользованию между правительствами Республики Казахстан Российской Федерации в октябре 1997 г. активизировалась природоохранная деятельность на комплексе "Байконур". С августа 2000 г. начата экологическая паспортизация объектов комплекса "Байконур и космодрома в целом.

В 2002 году проведено очередное заседание межправительственной Подкомиссии по приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. На рассмотрении вынесен вопрос «О работе по урегулированию проблем размещения золошлаковых отходов Троицкой ГРЭС на территории Костанайской области».

В г. Баку 5 ноября 1999 г. состоялось четвертое заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, на котором был рассмотрен вопрос о сотрудничестве по использованию пограничной р. Самур.

Специалисты водного хозяйства России, Словении, Эстонии, Беларуси, приняли участие в ряде сессий и совещаний целевых рабочих групп ЕЭК ООН по вопросам трансграничного загрязнения и управления охраной окружающей среды в бассейне р. Днепр, роли двусторонних и многосторонних комиссий по трансграничным водам.

Украиной подготовлен и согласован с заинтересованными министерствами проект Закона "О ратификации Соглашения о сохранении афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц". Утверждена Приказом Минэкоресурсов (№ 36 от 7 февраля 2001 года) межрегиональная научно-практическая программа "Сохранение и воспроизведение восточноевропейской популяции дрофы в Украине". Проведено общеукраинское совещание по вопросам сохранения китообразных Черного и Средиземное морей и близлежащих вод Атлантики (ACCOBAMS).

Геологическими службами России, Беларуси и Украины проведена разработка "Временных методических рекомендаций относительно мониторинга геологической среды пограничных территорий" для предоставления их на рассмотрение Межправительственного Совета стран СНГ в качестве рамочного документа (июль 2002 г.). Приняты двусторонние "Временные методические рекомендации относительно охраны геологической среды при использовании недр" (протокол НТР ВО "Белгеология" и БелНДГРИ Минприроды республики Беларусь от 10.0102001 р.). Кроме того, в настоящее время, совместно со специалистами Республики Польша и республики Беларусь осуществляется организационная работа относительно внедрения нового проекта трансграничного мониторинга подземных вод бассейна р. Буг.

Приложение 3

Многосторонние субрегиональные организации

в области охраны окружающей среды

 

№№

Название организации

Страны

Программы, конвенции, соглашения (действующие, проекты)

Источники финансирования организаций

1

2

3

4

5

1

Международный фонд спасения Арала и ее органы: Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия

Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

Программа Бассейна Аральского моря.

Региональный план действий по охране окружающей среды.

Программа по борьбе с опустыниванием

План устойчивого развития горных территорий

Горная Хартия

Конвенция УР

Национальные филиалы МФСА

Бюджеты Министерств ООС

ПРООН

ЮНЕП

Мировой банк

2

Каспийская экологическая программа

Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркменистан,

Каспийская экологическая программа.

Рамочная Конвенция.

Региональная стратегия ООС

ТАСИС, ПРООН, Мировой банк ЮНЕП

3

Межгосударственный экологический совет

(МЭС)

Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

Конвенция экологической безопасности СНГ.

Соглашения в области ООС

 

Бюджеты Министерств

4

«Окружающая среда для Европы»

Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина

Подпрограмма для Восточной Европы и ННГ.

Экологическая стратегия для СВЕКЦА.

Страны ЕС

Мировой банк

5

Шанхайская организация сотрудничества

Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан

Хартия ШОС

Соглашение в области ООС

Бюджеты стран

6

Организация экономического сотрудничества

Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан

Тегеранская декларация Министров ООС

Программа действий

 

ПРООН, Мировой банк ЮНЕП

ЭСКАТО

7

?Просим дополнить

Белоруссия, Россия, Украина

Конвенции по Днепру

Бюджеты стран

8

?

Болгария, Грузия, Молдова, Россия, Турция

Конвенция Черного моря

Бюджеты стран

9

? Просим дополнить

Страны Балтии

Конвенция Балтийского моря

 

10

? Просим дополнить

?

Карпаты

 

11

? Просим дополнить

?

Кавказ

 

12

? Просим дополнить

?

 

 

 

 

Приложение 4 

(Просим проверить правильность данных)

Информация о присоединении стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии к международных экологическим конвенциям

 

№№

 

        Государства ННГ

 

Конвенции

Азербайджан

Армения

Беларусь

Грузия

Казахстан

Кыргызстан

Молдова

Россия

Таджикистан

Туркменистан

Узбекистан

Украина

 

Конвенция по биоразнообразию.

х

 

Рамочная конвенция ООН по изменению климата и Киотский протокол.

х

х

х

х

х

х

 

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием.

х

х

х

 

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

х

х

 

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

х

х

х

х

 

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий.

х

х

х

х

х

х

х

х

х

 

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

х

х

х

х

х

х

х

х

х

 

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

х

х

х

х

 

Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением

х

х

х

 

Конвенция по сохранению мигрирующих видов животных (Бонн)

х

х

х

х

х

х

х

х

 

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

?

 

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой уничтожения (CITES)

 

х

х

х

х

 

Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях

х

х

х

х

х

х

 

Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях

х

х

х

х

● - ратификация, подписание, присоединение

х - страна не присоединилась по состоянию на сентябрь 2002г.

? - отсутствуют данные



[1] Армения, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина

[2] Записка Секретариата ЕЭК ООН «Мониторинг окружающей среды»

[3] СЕР/АС.11/2002/26. Будущее процесса «Окружающая среда для Европы»"

[4] Политическая основа повестки дня Киевской Конференции

[5] РРС-2 для стран Европы и СНГ на 2002-2005гг., проект.

[6] Экологическая стратегия ВБ. Краткий отчет о консультациях, сентябрь 2000г.

[7] Проект  плана осуществления решений ВСУР, Иоханнесбург, 2002г., §142