В.Г.Барский

Международный  год  воды[1]

Преамбула

Исторический фон

Водные ресурсы - предмет беспокойства

Принципы водопользования

Водные ресурсы и «устойчивое развитие»

Водные ресурсы  и  социум

Водные ресурсы и энергетика

Водный павильон в Йоханнесбурге

Заключение


Преамбула

Среди бесчисленного множества  необходимых условий существования живых существ во все геологические эпохи было, остается и будет наличие воды. В  эпоху полного захвата людьми  всех материков и океанов (Пьер Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский[2])  к этому наиболее известному и почти очевидному условию  важно добавить два определения: «воды, доступной для потребления в нужном количестве и  качестве» и воды, пригодной для существования живых организмов. Ибо люди оказались недальновидными и опасными потребителями  и истребителями жизненно важного ресурса. 

 Факт  объявления ООН текущего года Международным  годом воды служит свидетельством  признания  тревожного  и быстро ухудшающегося состояния водных объектов,  угрожающего жизни живущих  в воде и на суше видов, включая  вид «гомо сапиенс». 

В нашей стране эта тревога послужила началом конструктивных действий сорок лет назад. В 60-70 годах водное хозяйство, представленное союзным и республиканскими министерствами, развернуло работы по созданию схем комплексного использования[3] и охраны водных ресурсов отдельных рек и озер (среди них оз. Байкал), а чуть позднее - с конца шестидесятых годов) и всех рек союзного государства, но уже под руководством Минэнерго СССР и его головного института «Гидропроекта», а затем -  Союзводпроекта Минводхоза СССР. 

Однако довольно скоро выяснилось, что в отрыве от других природных ресурсов - лесных и земельных,  такого рода разработки мало эффективны[4].  Тогда  возникла идея создавать комплексные схемы и целевые программы охраны природы для административных единиц  и водных бассейнов. И такого рода разработки вскоре стали привычным делом.

Но  и они не оправдали надежд, подтверждая правило Месаровича: «улучшение элемента системы ухудшает работу всей системы».  Иллюстрацией тому стали последствия гидромелиорации: пыльные бури и ветровая эрозия на осушенных  болотах Полесья, засоление и выпадение из сельскохозяйственного использования орошаемых земель в масштабах, сопоставимых с введением в эксплуатацию новых орошаемых массивов, огромные ущербы от цветения и гниения мелководий водохранилищах  на днепровского каскада и т.д.[5] 

Следующим шагом стали работы, связанные с идеей устойчивого согласованного развития социальных, экономических и экологических систем (1987-1992), обоснованной докладом Г.Х.Брундтланд и нашедшей отражение в основных документах РИО-92 и - десять лет спустя - в решениях ВСУР в Йоханнесбурге. Беспрецедентные по размаху, представительности, обилию появившихся документов,  события  получили противоречивые оценки (см. «Биосфера №3 2002)». Хотя в большинстве стран и, в частности, в России идеи РИО нашли воплощение в законодательстве, в изменении оргструктур, в появлении учебных дисциплин, учебников и пособий, общественных движений и клубов, например, в движении за создание альтернативных поселений и клуба «Анастасия». Эти идеи  были восприняты и  предпринимателями, что нашло отражение в системе нормативов и стандартов, в качестве и номенклатуре товаров и услуг и т.д.[6] Эти идеи нашли и институциональный отклик[7].  Но пока не в России.

Ключевым аспектом  международного сотрудничества становится    осознание невозможности решать водные проблемы  в рамках отдельных государств, признание важности международного сотрудничества всех стран, и даже тех,  где водные ресурсы в достатке и  пригодны в качестве источников питьевого водоснабжения.

По меньшей мере, пять обстоятельств делают  это сотрудничество актуальным. Многие болезни распространяются  через воду.  Бактерии, микробы мигрируют вместе с  птицами, рыбами,  грызунами и их паразитами,  с  перевозимыми грузами, мигрантами, туристами и деловыми людьми, со всеми видами транспорта, кроме трубопроводного (нефть, газ, этилен и т.п.).  Таким образом, санитарно-гигиеническая безопасность может существенно повышена совместными усилиями стран, хотя какая-то часть проблем  может и должна решаться на региональном уровне.

Биологическое разнообразие  в каждой стране  обусловлено наличием аборигенных и  мигрирующих видов: птиц, проходных и полупроходных рыб, млекопитающих, насекомых и др.),  благополучие которых  прямо или опосредованно связано с наличием пригодной для жизни воды.

Ухудшение состояния водных объектов заставляет людей покидать свою родину, порождая массовую миграцию и обусловленные ею многочисленные социальные, экономические и  экологические проблемы  в странах, принимающих мигрантов. 

Мировой океан,  занимающий  большую часть поверхности Земли, главный тепловой и погодный регулятор планеты, превращаемый совместными усилиями в мировую свалку отходов, может быть защищен лишь совместными усилиями. 

Сверхсложность управляемых и неуправляемых стихийных процессов развития  требует адекватного к ним отношения - управляемого участия наиболее продвинутых  ученых и менеджеров всех стран, не идущих на поводу у большинства.

В совокупности все названные императивы требуют  политической и технологической культуры, понимания сущности, опасности  и важности происходящих процессов, чего, к сожалению, наблюдать не приходится.

Исторический фон

За геологически небольшой период существования цивилизаций человечество в ряде стран Европы, Азии, Африки и Америки не раз становилось жертвой  экологических катастроф и эпидемий, связанных с ненамеренным (или целенаправленным - Пунические войны) нарушением водного режима.

И, по мере увеличения численности и образования крупных городов и агломераций,  возникающие и обостряющиеся проблемы заставляли искать меры спасения и применять технические, законодательные, нормативные и административные меры (ограничения на водозабор и  водоотведение, рыбную ловлю, купание и т.д.).

В нестрогом хронологическом порядке  к  техническим решениям водных проблем и расширению возможностей использования водно-энергетического потенциала  водоемов и водотоков появляются  и применяются

·                              оросительные, осушительные и водопроводные системы коммунального, сельскохозяйственного и промышленного водоснабжения, канализационные системы (сначала без очистных сооружений, а затем с  ними); 

·                              гидротехнические сооружения и дноуглубительные  работы, необходимые для создания запасов воды и регулирования речного стока в целях снижения опасности наводнений, судоходства, водозабора и подачи воды потребителям, перераспределения в пространстве водотоков (переброски стока в вододефицитные районы для водоснабжения и получения энергии; для спортивных и рекреационных нужд);

·                              цеха по обработке промышленных сточных вод и  осадков с дальнейшей доочисткой на городских коммунальных канализационных станциях (станциях аэрации);

·                              опреснительные установки, домашние фильтры, бутилирование и продажа в мелкой таре питьевой воды.

Однако со временем становилось ясно, что  этих мер явно недостаточно. Нужны согласованные действия на всей водосборной площади рек, озер и внутренних морей. Была осознана так называемого бассейнового принципа, впервые примененного на реке Теннеси в конце 30-х годов (США). Особенно сказанное относится к так называемым трансграничным речным бассейнам  таких рек, как Дунай, Тиса, Днепр, Амур, Иртыш, Кура. 

Нужны  и постепенно стали обычными меры  экономии воды - плата за воду, оборотные системы водоснабжения, безводные технологии,  меры ограничения  производства и применения опасных для водоемов и водотоков веществ, например, жестких моющих средств (детергентов),  удобрений, дефолиантов, протравливателей семян, инсектицидов и т.д.

Важно продолжать сокращать выбросы в атмосферу окислов азота, серы, углерода, в конечном итоге  оказывающихся в  водных объектах (в результате  кислотных дождей). 

Понадобилась охрана поверхностных  и подземных источников водоснабжения и зон формирования поверхностного стока и подземных вод (санитарные зоны). Были  введены ограничения  лесозаготовок, приводящих к  ускоренному движению неорганизованного поверхностного стока во время снеготаяния и    дождей,  к усиленному сбросу твердого стока, обмелению рек, запрещен молевой сплав леса и т.д. 

Нужны и стали реальностью средства приема в портах сточных и подсланевых вод, жидких и твердых отходов речных, морских и океанических  судов.  Сказанное актуально  для железнодорожного, авиа- и автотранспорта. 

Судя по материалам ВСУР, со временем острота водных проблем в мире не снижается. В публикуемых материалах не удается разглядеть отношение к каждому конкретно описываемому кризису  как к эхо-отклику общего цивилизационного кризиса,  кризиса естествознания,  порочности научно-технического «прогресса», этой мировой приманки,   влекущей к безграничному расширению сферы и объемов потребления товаров и услуг,  расползанию ареала западного образа жизни, наращиванию военной мощи и т.д.

Преобладание частных интересов («своя рубаха ближе к телу») прослеживается  в большинстве документов к саммиту. Например, на заседании Госдумы РФ намечена такая цель участия России в саммите. «Мы ставим перед собой вполне определенную цель   - создать условия привлечения дополнительных финансовых ресурсов в страну и предложить мировому сообществу эффективные институциональные   механизмы решения глобальных экологических проблем. Для постановки этой амбициозной цели у нас есть веские основания»[8]. Такого рода настроения типичны для всех уровней организации.

Здесь уместно вспомнить диагноз Питирима Сорокина по поводу современного кризиса цивилизации: «..настоящий кризис носит не обычный, а экстраординарный характер. Это  не просто экономические или политические неурядицы. Кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Это кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Это  кризис форм социальной, политической и экономической организаций, включая формы брака и семьи. Короче говоря, это  кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества  последних четырех столетий»[9].

Обострение водных проблем происходит    наряду и под воздействием ухудшающегося состояния всех природных ресурсов. Авторы сборника  WORLDWATCH (Институт WORLDWATCH) считают, что состояние мира во множестве областей продолжает ухудшаться. Среди преград, существенно замедляющих процесс построения  устойчивого мира, авторы называют низкую приоритетность  экологической политики, стагнацию в предоставлении иностранной  финансовой помощи, ухудшение ситуации с задолженностью «третьего  мира».

Осуществлению многих международных договоров препятствует  недостаток конкретных действий для выполнения обязательств и недостаточное  финансирование. Программа ООН по окружающей среде прикладывает огромные  усилия, чтобы поддержать свой годовой бюджет на уровне 100 млн. долларов.  В то же время военные расходы всех стран мира составляют более 2 млрд. долл.  в день.

В экологической доктрине России  к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации отнесены     

·                              «…преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

·                              низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

·                              резкое ослабление управленческих и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

·                              высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

·                              низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

·                              последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

·                              низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Обратим внимание на  игнорирование базовых институциональных причин кризиса, отмеченных П. Сорокиным, и заметим, что  не приняты во внимание две из 13 базовых неразрешимых проблем цивилизации, вызванные «несоответствием уровня управления сложности управляемых объектов» и  «стихийностью развития мировой и национальных экономик»[10].

К сожалению, за признаниями важности устойчивого развития и институциональных изменений  не следует системный анализ ситуации. У политиков и чиновников, избираемых на важные посты, важнейшим мотивом поведения служат мнения начальства и большинства избирателей. Напомню слова В. Гёте: «Нет ничего ненавистнее большинства; дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли».

Водные ресурсы - предмет беспокойства

В преддверии Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург,  26 августа – 4 сентября 2002. Далее ВСУР. БВГ)  Дж. Питток (Jamie Pittock), директор  программы “Живая вода” (Living Waters) международного Всемирного  фонда дикой природы (далее WWF, БВГ) оценил состояние водных ресурсов как кризисное. WWF озабочен тем, что пока в ходе подготовки к ВСУР уделялось  внимание лишь непосредственно доставке воды в жилища и обеспечению  санитарных норм. Не отрицая важности вопроса распределения  водных услуг для борьбы с бедностью и болезнями, однако, WWF полагает, что  нехватка водных ресурсов во многих странах связана, главным образом, с  неадекватным управлением. Вода используется неэффективно, а водные  ресурсы не охраняются, причем не только в развивающихся странах[11].

Статья акцентирует внимание на двух недостатках «Плана действий», принятого ВСУР. Во-первых, должное внимание не уделено бассейновому принципу охраны рек и эффективному использованию водных ресурсов.  Автор отмечает, что правительства США, Канады, Японии и Австралии  сопротивляются принятию количественных целей и выделению финансовых  ресурсов в данной сфере, тогда как небольшая группа развивающихся стран  во главе с Турцией пытается воспрепятствовать формулировкам об  управлении трансграничными реками. 

Дж. Питток полагает, что для сохранения водных ресурсов и обеспечения  справедливого их распределения необходимо учредить программы по  управлению отдельными реками и водоемами. Такие инициативы должны  собрать вместе государственных чиновников и всех заинтересованных лиц.  

Помимо решения проблем распределения и охраны водных ресурсов, органы,  управляющие бассейнами рек, способствуют укреплению мира и  международного сотрудничества. На сегодня, однако, многие из крупных  трансграничных водотоков и водоемов, количество которых достигает 261,  не имеют совместного управляющего органа, а зачастую, деятельность  таких органов неэффективна. 

Во-вторых, еще одним крупным упущением «Плана действий» в статье  названо неадекватное внимание к Рамсарской конвенции об охране водно-болотных угодий (1971). Автор призывает в итоговом документе ВСУР усилить мандат и финансирование  Рамсарской конвенции[12].

В России природоохранная деятельность и как ее существенная часть охрана и использование водных ресурсов служит наглядным уроком  государственного созидания и разрушения им же создаваемых природоохранных служб. В преддверии ВСУР Госдума РФ  из многочисленных мер государственного регулирования  природоресурсных отношений выделила всего два пункта:

·                              необходимость усиления регулирующей роли государства в области добычи и использования природных ресурсов;

·                              необходимость совершенствовать распределение природно-ресурсной ренты как важнейшего источника доходов государственного бюджета»[13]. 
В ходе дальнейшего изложения будет показана сложность управляемой системы и опасность ее упрощения.

ПРИНЦИПЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Данный раздел дает представление о принципах организации деятельности, связанной с  охраной и использованием водных ресурсов на примере России, характерном для большинства государств мира. Каждый принцип - необходимое, но недостаточное условие приемлемого водопользования.

Функциональный принцип (подобие принципа «разделяй и властвуй»),  согласно которому создаваемые  государственные учреждения Федерального собрания, министерства, ведомства или их подразделения решают частную задачу: например, комитет Госдумы по природным ресурсам и природопользованию и комитет по экологии выполняют законотворческую работу. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, имеющее департамент мелиорации и сельхозводоснажения, отвечающий за водообеспечение в сельской местности.

Существовавшее до распада СССР российское министерство жилищно-коммунального хозяйства, управлявшее  развитием водоснабжения и водоотведения в городах, уже не существует и его функции возложены на органы управления субъектов федерации. 

Министерство природных ресурсов РФ имеет департамент Государственной водной службы с тремя  подразделениями: Бассейнового планирования, Управления водными ресурсами и Управления водных хозяйством.  Есть еще несколько ведомственных комитетов, не находящихся в подчинении этому министерству, отвечающих за  санитарно-гигиенические  аспекты и безопасность  водопользования, а также за ведение кадастра водных объектов, за оперативные действия в период чрезвычайных ситуаций и т.п.

Однако, в условиях развития рыночных отношений и коррупции  чиновников органов управления, создания прочных ведомственных барьеров,  отсутствие согласованных действий, слабая работа органов экспертизы, многие начинания, связанные с интенсивным использованием водных объектов, усиливают и без того многочисленные опасности нарушений водного режима.

И лишь иногда  экологическим общественным организациям типа «Грин Пис», «Печенег» на Украине, Северо-Кавказского отделения «Социально-экономического союза» удается  предотвратить реализацию опасных проектов.

Расширенный бассейновый принцип сотрудничества. Помимо уже упоминавшегося, получившего признание и часто применяемого принципа бассейнового управления, преимущественно для отдельно взятых бассейнов рек и озер, уже частично реализуется управление бассейнами рек, впадающих в одно море. Такого рода системы управления созданы или создаются на основе дву- и многосторонних соглашений для  внутренних морей: Каспийского, Балтийского, Средиземного и др.

Квотовый принцип использования воды и морепродуктов на водных объектах совместного пользования. Реализация этого принципа позволяет странам-пользователям водными и живыми ресурсами рек, озер, морей и океанов под международным контролем неограниченно долго забирать воду в пределах своей квоты и установленного графика, добывать ихтиофауну и флору без подрыва популяции промысловых видов и своей экономики.  Частный случай - нулевая квота или запрет-защита редких и исчезающих видов животных и растений стал обычным явлением в мировой практике. 

Принцип режимных ограничений.  В отдельных странах  некоторые реки и озера целиком или частично получают статус  особо охраняемой территории (акватории): заповедника, национального парка, природного парка, заказника, «дикой реки» и т.п., что предопределяет полное или частичное ограничение хозяйственной, научной деятельности и туризма. Так, например, на Байкале созданы национальный парк и два заповедника. 

Принцип собственности.  Чаще всего этот принцип означает отрасль хозяйства - владельца (реже совладельцев) водоема или водотока, определяющих режимы водопользования, сработки и наполнения водохранилищ и судоходства.  Например, по такому принципу работают каскады водохранилищ на Волге, Днепре, Ангаре и т.д.   

Островной принцип. 42  малых островных государства добились выделения их сообщества в особую основную группу, чьи позиции и интересы вместе с семью другими основными группами обсуждались на ВСУР. Острова  весьма чувствительны к изменениям моря или океана - внешней среды островов. Они же могут стать модельными объектами для апробации программ устойчивого развития стран, расположенных на материках.

В План действий - главный итоговый документ ВСУР - включен специальный раздел, в котором, в частности, предлагается «…провести  полный  и  всеобъемлющий  обзор  осуществления  Программы  действий  по  устойчивому  развитию  малых  островных  развивающихся  государств в 2004 году в соответствии с положениями, содержащимися в резолюции  S-22/2  Генеральной  Ассамблеи,  и  в  этом  контексте  просить  Генеральную  Ассамблею  Организации Объединенных  Наций  рассмотреть  на  ее  пятьдесят  седьмой  сессии  вопрос  о созыве международного  совещания по  вопросу об  устойчивом развитии малых островных развивающихся государств».

Водные ресурсы и «устойчивое развитие»

Экономический рост в большинстве стран и в России был связан с ростом водопотребления и сбросами сточных вод, со снижением водности рек, с ухудшением качества воды и  вел к снижению гидроэнергетического и рекреационного потенциала, разбавляющей способности рек  и к другим негативным последствиям. Водозабор, гидротехническое строительство, необходимые для водообеспечения, стали причиной обмеления рек, образования застойных зон и усиления гнилостных процессов, гибели нерестилищ, роста объемов дноуглубительных работ и уменьшения транспортной доступности.

Согласно упомянутой доктрине, а также принятым документам ВСУР, «сохранение природы и улучшение окружающей среды являются (точнее должны стать. БВГ) приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве».

Однако, судя по распределению годовых бюджетов большинства стран и России, на деле этот принцип не соблюдается. Уже отмечалось, что затраты на вооружение на два-три порядка превышают затраты на решение экологических проблем. Да и в самой ООН (судя по докладу Кофи Аннана о деятельности ООН) проблематика устойчивого развития оказалась на 18 месте.

Принятая правительством РФ экологическая доктрина, на первый взгляд, составлена в духе принятого ВСУР Плана действий. Но вчитаемся в текст:   «Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии (шрифтовое выделение БВГ), направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества».

Следуя этой логике, появятся единая экономическая и единая социальная политика. Что означает полный отход от принципа целостного восприятия разных аспектов развития, отход от интеграции социальных, экономических и экологических аспектов развития - главного итога РИО (1992) и Йоханнесбурга (2002).

В Декларации по окружающей среде и развитию (РИО-92) провозглашается забота о людях.  Это - центральная тема в проблематике устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой[14].  Естественно, что эта тема и стала главной на ВСУР. Но в принятой постановке недостижимой целью нынешнего поколения землян. Гуманизм, перерастающий в глобальный антропоцентризм с игнорированием «права» миллионов видов животных и растений, биогеоценозов «на здоровую и плодотворную жизнь», не более как недостижимая и опасная цель. Движение к этой цели приводит к усилению нагрузок на среду обитания, на биосферу.

Водные ресурсы  и  социум

Сегодня не имеют доступа к усовершенствованной системе водоснабжения более одного миллиарда человек и 2,4 миллиарда не имеют надлежащих санитарно-гигиенических условий. Диарейные заболевания уносят ежегодно 1,5 миллиона жизней детей в возрасте до 5 лет и каждый год становятся причиной нескольких миллиардов приступов диареи. Этого недуга можно избежать путем предоставления доступа к воде питьевого качества, обеспечения санитарных условий и соблюдения пищевой гигиены, путем применения простых и дешевых солей для пероральной регидратации.

Ежегодно несколько сотен миллионов человек заражаются малярией, в результате чего каждый год регистрируется почти 300 миллионов клинических случаев и свыше 1 миллиона случаев смерти. В результате распространения малярии темпы экономического роста в охваченных этой эндемией странах Африки замедлились приблизительно на 1,3 %  в год.

«Следует ожидать, что число людей, которым угрожает перемещение по причинам экологического характера, возрастет. Большинство перемещенных людей, которых иногда называют «экологическими беженцами», сосредоточены в африканском Сахеле, на Африканском Роге и в других районах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии - в районах, для которых в целом характерны высокие темпы роста населения, а также в Мексике и Китае»[15].

Из тех 77 миллионов человек, на которые ежегодно увеличивается численность населения мира, большинство рождается в беднейших странах мира, сосредоточенных в Африке и Азии. Среди причин бедности (нищеты) прочное первое место отведено проблеме нехватки воды питьевого качества.

О взаимозависимости водных и социальных проблем можно судить по следующим данным. В апреле 2002 года «Форум основных групп» (Stakeholder Forum)  провел Интернет-опрос о приоритетах, которые должны стоять на повестке дня  ВСУР. На вопрос «Что является наиболее острой проблемой бедности?», были получены  следующие ответы:  

Вода и санитария - 44%

Безопасность пищи - 23%

Здоровье и ВИЧ/СПИД - 18%

Энергия - 12%

Трудоустройство - 3%.

Обратим внимание на то, что, по мнению опрошенных, вода и санитария вне конкуренции, а каждый последующий ответ прямо или косвенно связан с водой.

Как основное условие существования жизни водные ресурсы имеют множество ипостасей. С антропной позиции это - главное средство личной гигиены, основной пищевой продукт и составная часть большинства пищевых продуктов, средство самого дешевого транспорта, возобновляемый источник энергии, среда обитания и промысла водных животных и растений,  необходимый ресурс для сельскохозяйственного производства,  источник разнообразного промышленного использования.

Вода - средство для охлаждения котлов систем теплоснабжения, средство добычи и обогащения  твердых полезных ископаемых, поддержания пластового давления при добычи нефти и газа, средство тушения пожаров и т.д.   Водные объекты - рекреационный,  спортивный и градостроительный  ресурс. Как уже отмечалось, отсутствие или дефицит воды - главный фактор нищеты.

С экоцентрической позиции  - водные объекты - среда обитания огромного числа видов животных и растений, мощный климатообразующий фактор, регулятор газового состава атмосферы и осадков, основное звено кругооборота воды в природе, естественный фильтр-поглотитель загрязнений. Фактор формирования и разнообразия ландшафтов (экосистем) и природно-географических зон.

Рост численности населения, сопровождаемый ростом культуры, личной гигиены, форм и объемов коммунального и промышленного водопотребления, естественно негативно отражается на водных объектах  и водоносных горизонтах. Низкая цена воды практически не влияет на объем водопотребления и в крупных городах суточное потребление воды превышает 1000 литров на человека. Примерно такое же количество сточных вод  сбрасывается в реки.

Хотя  правило: «нет воды - нет жизни» имеет множество исключений - пример тому - пустыни, где за год норма осадков в  десятки и сотни раз меньше, чем в тропических лесах, но и там есть и животные, и растения, и микрофлора, и микрофауна. Однако безводные районы непригодны для постоянного проживания людей.  Опустынивание включено в «Повестку дня на 21 век» как фактор-препятствие устойчивому развитию.

Но там, где вода сильно загрязнена,  а на ее очистку государство средств выделить не может, воду приходится привозить. Стоимость такого рода водообеспечения  становится главным условием выживания и главной причиной миграции. 

Грязная вода в реках, озерах и водохранилищах, артезианских скважинах - источник болезни и смерти людей, домашних и диких животных, болезней и гибели ихтиофауны, снижения плодородия почв,  заражения подземных вод, повод для отказа от рекреации и туризма, причина снижения качества товаров и услуг, продуктов питания, для изготовления которых необходима чистая вода. 

Естественные и искусственные водоемы и водотоки - основой фактор стихийных бедствий: штормов, наводнений,    эрозии берегов, оползней, засоления,  заболачивания и подтопления земель, заторов и зажоров, распространения возбудителей опасных болезней и др.

Поэтому множество указанных факторов заставляет считаться с ними и рассматривать демографическую и водохозяйственную политику как обоюдоострое оружие, которое в случае ошибочных решений прямо или косвенно  способно подорвать жизненно важные условия обитания населения в данном регионе и его экономику как это можно видеть на примере Арала и озера Байкал.  В частности, многолетняя борьба за закрытие или перепрофилирование Байкальского целлюлозного комбината, несмотря на активную законотворческую деятельность в течение трех десятилетий[16], не дала ощутимого результата. Одна из причин - тридцатитысячное население города Байкальска существует в основном на заработки рабочих и служащих комбината.  

Водные ресурсы и энергетика

Традиционные виды энергетики, за исключением ветроэнергетики и использования мускульной силы животных, прямо или опосредованно связаны с водой. Основные производители энергии - ядерные и углеводородные тепловые электростанции располагаются рядом с крупными реками и требуют для охлаждения  котлов больших объемов воды, а в случае использования водоемов охладителей - земель. Гидроэлектростанции, особенно на равнинных реках - Волге, Днепре, Оби  -  лишь пропускают воду через водослив и турбины.  Однако водохранилища ГЭС требуют для первоначального наполнения (обычно не учитываемого) миллионов кубометров воды, кроме того, водохранилища увеличивают испарение с водной поверхности реки  и зон подтопления, вызывают переработку берегов, уменьшают площадь плодородных заливных лугов,  затапливают населенные пункты и сельхозугодья, леса и коммуникации. Изменение уровенного режима реки может сопровождаться опасными оползнями  (например, в городах на правобережье Волги).    

Об оборотной стороне одного регулирования говорят следующие факты, приведенные Кофи Аннаном. «Плотины и другие гидротехнические сооружения, которые строятся для удовлетворения растущего спроса на водные ресурсы, особенно в области сельского хозяйства, привели к обмелению почти 60 процентов крупных мировых рек. В результате нерационального освоения и деградации пресноводных экосистем в настоящее время 20 процентов пресноводных видов в мире, являющихся реликтовыми, вымирают или находятся под угрозой исчезновения[17]».

Однако, было бы проявлением непростительной слепоты и тенденциозности игнорирование успехов, достигнутых странами  в решении водных проблем.

ВОДНЫЙ ПАВИЛЬОН В ЙОХАННЕСБУРГЕ[18]

Водный павильон (WaterDome) в новом выставочном центре  Йоханнесбурга стал важной частью работы ВСУР. Девиз Водного павильона  «Нет воды - нет будущего!». Более 90 организаций и стран представили в Водном павильоне  свои экспозиции. Среди них – Всемирный Банк, Европейский Союз, ЮНЕП,  правительства Голландии, Франции, Дании.  

42 неправительственные организации представили свои стенды, в их числе –  МАМА-86 (Украина), Волгоград-Экопресс (Россия), экологическое общество  БИОТИКА (Молдова), Сеть экспертов по устойчивому развитию Центральной  Азии (Казахстан) и Забайкальский центр окружающей среды и экономических  исследований и программ (Россия).  Экспонаты отражали  последние достижения в области решения водных проблем – в  области политики и успешной практики, права и новых технологий.  Были представлены  перспективные программы и проекты.

В павильоне проходили конференции,  встречи и другие информационные и образовательные мероприятия. Экс-премьер Японии Хашимото, глава секретариата 3-го Водного Форума,  представил основные темы и программу форума в Киото  (март  2003 года).  

Европейский Союз провел презентацию  проекта «Вода для жизни», который будет реализован в  Африке, Балканских странах и в Новых независимых государствах.

В день  закрытия Водного павильона состоялась торжественная церемония открытия  инициативы, и было официально объявлено, что 2003 год станет  международным годом воды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регламент журнала не позволяет рассмотреть некоторые важные аспекты, актуальные как в «год воды», так и в последующие годы. К таким аспектам я отношу вскользь затронутые темы: водные ресурсы и  транспорт, водные ресурсы и  биоразнообразие, водные ресурсы и право, водные ресурсы и климат, водные ресурсы и стихийные бедствия, водные  ресурсы  и  жизнь, водные и неводные ресурсы жизни, водные ресурсы и управление, хотя и при полной реализации замысла был бы охвачен далеко не весь спектр важных тем и проблем.

Для знакомых не понаслышке с системным анализом не покажется странным утверждение, что  практика ООН по проведению годов или декад, посвященных одной теме в качестве ключевой, основана на  вере в последовательное, поочередное решение проблем, вере в главное звено цепи, в главный рычаг, с помощью которого можно постепенно переделать мир.

На самом деле, как прямое следствие выше изложенного, следует, что область решения водных проблем    не находится   в  водных департаментах, поскольку водные ресурсы прямо или косвенно влияют практически на все виды природных ресурсов, на экономику и на социальные службы, которые могут помочь или, наоборот, прямо или косвенно, сознательно или неосознанно помешать реализации водохозяйственных проектов и ВТО. То есть водные объекты зависимы от них. Например, для бассейнового управления 261 международной рекой, необходима финансовая помощь богатых стран, и борьба за доли процента от их бюджета на оказание помощи становится главным мотивом встреч и переговоров[19].

Упоминавшиеся выше  принципы водопользования  показывают взаимозависимость всех подсистем и поэтому одностороннее отношение к водным проблемам обречено на провал. Когда имеем дело со сверхсложными системами, рано или поздно приходит осознание своей несостоятельности или ошибочности  подхода. 

Академик Д.Гвишиани писал:  «Способность человека воспринимать новую информацию вообще ограничена, а если он существует в нищенских условиях, не имеет ни еды, ни жилья, его вряд ли взволнует перспектива уничтожения всего живого в ядерном пожаре или экологическое бедствие. Мы ясно видим, как сложившаяся сегодня в нашей стране ситуация отодвигает грядущие глобальные опасности на второй план - внимание накаленного общества направлено на борьбу за выживание.

В массовом и в индивидуальном сознании всегда присутствуют некие психологические «ограничители», затрудняющие понимание подлинной сложности объектов и процессов реальности. Однако они не имманентны человеческому сознанию, их можно преодолеть, настойчиво доводя до него информацию в более доступной или в непривычной форме». 

И еще два замечания академика Д. Гвишиани стоит принять во внимание. «Для постижения законов, управляющих человеческой деятельностью, важно было научиться понимать, как в каждом конкретном случае складывается общий контекст восприятия очередных задач, как привести в систему (откуда и название - «системный анализ») изначально разрозненные и избыточные сведения о проблемной ситуации, как согласовать между собой и вывести одно из другого представления и цели разных уровней, относящиеся к единой деятельности.

Системный подход развивался, решая триединую задачу:

·                              аккумуляции в общенаучных понятиях и концепциях новейших результатов общественных, естественных и технических наук, касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания;

·                              интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий;

·                              применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем».

Заметим, что на самом верхнем уровне управления - в ООН - системный анализ не прописан. Преобладает картезианский принцип деления управления на отдельные проблемно ориентированные департаменты, которые, якобы, справятся по отдельности с каждой из поставленных задач. 

Вместе с тем, по мнению Гвишиани, разделяемому автором, «Для многих процессов - социально-экономических, в том числе - огромное значение имеет зависимость наблюдаемых явлений от «контекста» структуры взаимосвязей, пронизывающих мир. Определенное качество развития сложных процессов может так изменить этот «контекст», что одни факторы, до того определявшие динамику ситуации, утрачивают свое значение, а другие, представлявшиеся несущественными и не принимавшиеся во внимание, выходят на первый план. Для задач так называемого системного уровня сложности очень характерно возникновение и исчезновение существенных факторов по мере рассмотрения проблемы.

Ситуация еще более осложняется, когда в логике анализа соответствующих процессов возникают обратные связи, то есть последствия событий начинают влиять на условия возникновения самих этих событий.

Это порождает в объектах исследования такую путаницу, что целые научные школы вообще отрицают возможность строгого объективного анализа причинно-следственных связей и доверяют только субъективным оценкам экспертов. Хотя противопоставление результатов работы модели, по мнению экспертов, - своего рода недоразумение. Эксперт берет оценки не с потолка, а выводит из логики рассуждения. Значит, в его сознании создается мысленная логическая модель анализируемого процесса.

Модель - это вовсе не обязательно математические формулы или компьютерные программы, это упрощенное представление о реальности, в котором присутствует некоторое число факторов и отброшено (по крайней мере, на время) несущественное[20]».

К сожалению, такое упрощенное представление остается господствующим в мире и на разных уровнях управления, включая самый верхний.

Вместе с тем важно отметить, что во многих странах в соответствии с решениями глобальных конференций разрабатываются национальные стратегии устойчивого развития и национальные стратегии охраны окружающей среды, учитывающие демографические факторы. Увеличивается число стран, разработавших и осуществляющих свои собственные «повестки дня на XXI век».

Но нельзя обойти вниманием деформацию идей ВСУР. Чаще всего эта деформация выражается в использовании популярного определения «устойчивое»  в словосочетаниях с такими секторами экономики,  как торговля, энергетика, транспорт, хотя как раз эти сектора могли бы стать примером сворачивания производства товаров и услуг далеко не первой необходимости, энергосбережения и отказа от  сжигания углеводородного сырья и ядерных материалов.

По мнению НПО, это возможно, и резервы   здесь огромные – в частности, в строительстве необходимо использовать   материалы, которые позволяют экономить энергию, внедрять более   энергоэффективные системы отопления, освещения. Только за счет этого   можно снизить энергопотребление на 60-80%[21].

Примером этой деформации решений ВСУР может служить уже отмеченное представление правительства РФ об экологической политики. И практически остается не затронутой проблема ускорения инновационных процессов,  системного анализа причин игнорирования и замалчивания  возможностей экологизации всех сфер производства и потребления, где одну из первых ролей должна играть водная проблематика.

Вне внимания участников ВСУР остались еще две более фундаментальные проблемы: несоответствие уровня управления сложности управляемых объектов и  стихийность развития мировой и национальных экономик».

Автор не может дать оценку последствий невнимания такого рода, от которого зависит судьба миллиардов людей - нынешних и будущих поколений, но надеется, что его призыв будет услышан.

Вместе с тем, нельзя пройти мимо документа, составители которого  попытались отразить мудрость и ответственность за судьбы живой планеты. Подвергнуты критике система ценностей и институциональные основы.   Таким документом стала распространенная, но не принятая ВСУР «Хартия Земли», где, в частности, более точно оценена глобальная ситуация:

«Доминирующие схемы производства и потребления ведут к экологическому опустошению, истощению ресурсов и массовому исчезновению биологических видов. Происходит разорение сообществ. Блага, приносимые экономическим развитием - доступны не всем, и пропасть между богатыми и бедными все  увеличивается. Во всем мире распространены несправедливость, нищета и  насилие, которые являются причиной страдания. Увеличение роста населения земли усиливает давление на экологические и социальные системы. Основы глобальной безопасности находятся под угрозой. Все эти тенденции вызывают опасения, но отнюдь не неизбежны».

В Хартии определены альтернативы развития и показана важность институциональных перемен.

«Перед нами стоит выбор: создать всеобщее содружество и заботиться о Земле и друг о друге, либо рисковать разрушением самих себя и всего разнообразия жизни. Необходимы фундаментальные перемены в нашей системе ценностей, институтах и образах жизни. Мы должны осознавать, что когда основные потребности удовлетворены, развитие человека должно быть направлено на то, чтобы больше представлять собой, а не большим обладать».

Однако авторы документа недостаточно скромны, утверждая, что  обладают «достаточными знаниями и технологиями для обеспечения потребностей всех людей и уменьшения воздействия на окружающую среду. Появление глобального гражданского общества дает возможность построить демократичный и гуманный мир. Наши экологические, экономические, политические, социальные и духовные потребности тесно взаимосвязаны, и все вместе мы должны найти о6щие, включающие все аспекты решения».

Наконец, в Хартии подчеркнута необходимость всеобщей ответственности. «…мы должны решить жить с  чувством всеобщей ответственности, отождествляя себя как со всемирным, так и местными сообществами»[22].

В той или иной мере каждый из нас волей-неволей становится участником сложного противоречивого процесса, требующего большой работы ума, умения учиться и извлекать уроки из ошибок. И не стыдно признаться, что мы еще очень плохо знаем космический корабль «Земля».   Риск ошибок и сами ошибки неизбежны.



Примечания

[1] Далее встречающиеся предложения или слова, выделенные синим шрифтом, а при черно-белой печати - полужирным курсивом,  являются гипертекстовыми ссылками на документы и материалы, использованные в данной работе. Если компьютер подключен к Интернету, достаточно навести курсор мыши на название документа и нажать клавишу «control», чтобы получить доступ к документу.

[2]   http://www.ihst.ru/~biosphere/02-2.bvg.htm

[3]  На самом деле речь шла не о комплексном, то есть взаимоувязанном, а о многоцелевом водопользовании.

[4] В.Г.Барский, В.К.Добровольский, Г.Я.Кукушкин и    В.Т.Николаенко.  Лес и современное природопользование.  М. Агропромиз­дат, 1986.

[5] В.Г.Барский. Применение системного анализа в водном хозяйстве. ЦБНТИ Минводхоза СССР, N 10. М.1974

[6]  С. Шмидтхейни. Смена курса. Международый университет. М. 1994.

[7] С «Докладом об институциональных рамках для устойчивого развития»  (Institutional Framework for Sustainable Development) на английском языке  можно ознакомиться по адресу:  http://www.johannesburgsummit.org/html/documents/prepcom4docs/governance_805 

[8] http://www.ihst.ru/~biosphere/terminal\gosduma.htm

[9] П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. Москва. Издательство политической литературы. 1992.

[10] В.Г. Барский. Стратегия выживания или развития.  В сб. Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. № 8. М.1990.

[11] Добавлю от себя: энергоемкость продукции в современной России в 2,5-3 раза выше, чем в Западной Европе и США, а с водоемкостью дела обстоят еще хуже.

[12] С полным текстом статьи Fixing the global water crisis needs more than  taps and toilets, by Jamie Pittock, WWF International на английском  языке можно ознакомиться по адресу http://www.panda.org/news/features

. С веб-страничкой WWF на английском языке, посвященной саммиту в  Йоханнесбурге, можно ознакомиться по адресу www.panda.org/wssd .  С веб-страничкой WWF-России на русском языке можно ознакомиться по  адресу http://www.wwf.ru/main.html .

[13] Рекомендации парламентских слушаний  Государственной Думы ФС РФ по теме: «О проекте доклада правительства Российской Федерации «О стратегии устойчивого развития России». М. 2002.

[14]  http://www.ihst.ru/~biosphere/terminal/Gensek_o_zdorovii.htm

[15] Доклад Генерального секретаря.  Динамика населения и устойчивое развитие.

[16] Вот далеко неполный перечень законодательных актов о Байкале: 

 

·                              Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

·                              Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 сентября 1997 г. N 1750-II ГД "О повторном рассмотрении Федерального закона "Об охране озера Байкал".

·                              Соглашение от 27 мая 1996 г. N 9 между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере охраны и использования природных ресурсов бассейна озера Байкал.

·                              Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия о разграничении полномочий по установлению условий экономической деятельности на территории водосборной зоны озера Байкал (Москва, 11 июля 1995 года).

·                              Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1999 г. N 1298 "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал".

·                              Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. N 1306 "О Комплексной федеральной программе по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна".

·                              Приказ Госкомэкологии РФ от 16 ноября 1999 г. N 691 "О мерах по реализации Федерального закона от 01.05.99 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

·                              Приказ Госкомэкологии РФ от 24 октября 1997 г. N 466 "О проведении комплексной инспекторской проверки воздействия на окружающую среду и озеро Байкал Байкальского целлюлозно-бумажного комбината".

·                              Приказ Роскомвода от 11 октября 1995 г. N 85 "Об образовании Управления эксплуатации водохозяйственного комплекса озера Байкал".

·                              Досье на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об охране озера Байкал".

·                              Проект федерального закона "Об охране озера Байкал".

·                               Проект федерального закона "Об охране озера Байкал".

·                               Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об охране озера Байкал".

[17]   http://www.ihst.ru/~biosphere/terminal/Gensek_o_potreblenii.htm

[18]  По материалам "Глобал-Инфо"/"Эко-Согласие" .

[19] http://www.ihst.ru/~biosphere/terminal/add_30_6_02/Reki.htm .

[20]   Д. М. Гвишиани. Пределы роста - первый доклад римскому клубу. Биосфера №2, 2002 .

[21] http://www.ihst.ru/~biosphere/terminal/add-1_9/water.htm .

[22] http://www.ihst.ru/~biosphere/terminal/ADD_11_02/Hartiya/htm .