Осипов М.М[1].

 

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТворческоГО развитиЯ человека ДЛЯ устойчивоГО развитиЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ2

 

Чтобы достичь поставленные перед российским народом огромной важности цели, необходимо решить многие как старые, возникшие ещё в далеком прошлом, так и новые, возникшие в ХХ веке, проблемы развития. Причем некоторые из этих проблем носят глобальный характер, присущий не только России, но и многим другим странам, включая и технически высокоразвитые.  

И эта глобальность острейших проблем, стоящих перед человечеством, заставляет переосмыслить представления о качестве развития человека и общества, понять, почему и ранее, и особенно сейчас их развитие, огромные достижения в различных областях человеческой деятельности приводят к острейшим противоречиям в отношениях с окружающей средой, и, как следствие, к гибели Природы и существенному ухудшению здоровья населения планеты. Значит, решение надо искать в самой модели развития человека, в ее связи с природой и подчинении общим законам Природы.

Мы живем в такое время, когда ограниченность в развитии людей представляет большую потенциальную угрозу, чем любая другая угроза.

Я на протяжении всей своей жизни занимался педагогической деятельностью в высших учебных заведениях. И мои многолетние наблюдения, экспериментальные и теоретические исследования дают основание сказать, что в развитии человека базисной проблемой является проблема модели образования, которая должна давать человеку возможность позитивного творческого развития, творческого формирования и, что очень важно, совершенствования человека на всем протяжении его жизни, на всех сё этапах - от рождения, воспитания в детских садах, школах, вузах и в последующей самостоятельной его деятельности. 

Все остальные проблемы зависят от этой. Это - корни развития, подобно тому, как в живой природе состояние веток, листьев и плодов дерева напрямую зависит от состояния здоровья корневой системы: на больном дереве и плоды больные.

Существующая в настоящее время, эмпирически сложившаяся не за одно столетие репродуктивная модель образовательного процесса многократно модифицировалась, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Различные авторские модификации образовательного процесса наблюдаются и сейчас. В последние годы созданы гимназии, лицеи, научно-образовательные центры, основанные на интеграции пауки и образования, «ЮКОС - классы» и т.д.

 Их отличительная особенность заключается в том, что возрастной порядок введения обучаемого в науку снижается до уровня школы. Благодаря этому, а также, используя возможность отбора по всей стране обучающихся, наиболее отличившихся в учебе, достигается интеллектуальный и экономический эффект. Авторские модели по сравнению со стандартной моделью образования, дают эффект, повышая промышленный, военный или политический потенциал. Но лишь на определенном интервале времени и в определенных видах человеческой деятельности.

И, во-первых, это «капля в море», а, во-вторых, эти модели не направлены на приобретение важнейших человеческих качеств, на формирование творческого стиля позитивного мышления обучаемого и других, а, стало быть, и на достижение высокого качества развития, формирования и совершенствования отдельного человека и всего общества в целом, на целостное видение перспектив развития России и, в конечном итоге, - её устойчивого развития. 

В этой связи следует отметить, что и раньше, и сейчас существовали и существуют фундаментально значимые известные базовые концепции, например, изложенные в священных нравственных заповедях и писаниях великих мировых религий, в трудах великих ученых (В.И. Вернадского, Н.К.Рериха и других), в решениях Конференций ООН о необходимости кардинального изменения характера развития нашей цивилизации, в материалах Всемирного саммита, недавно прошедшего в Йоханнесбурге и других крупных встреч, а также в издании Государственной Думы «Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (под общ. ред. акад. Залиханова М.Ч. и др., М, 2002г.). Но они, по своей сути, являются важным, необходимым, но далеко недостаточным условием изменения качества развития, формирования и совершенствования человека и повышения производительности умственного труда. Для более глубокого осмысления и
понимания сути рассмотрим рис.1. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Уровень разрушения окружающей среды  - Ураз

Рис.1. Гносеологический аспект представления развития биосоциальной системы в интеллектуальной индустрии и на всех этапах жизненного цикла.

К1 - кривая, характеризующая противоречия развития по эмпирической однокомпонентной модели; 

К2 -кривая, характеризующая устойчивое развитие по предлагаемой многокомпонентной творческой модели;

КЗ - кривая, характеризующая переход к устойчивому позитивному развитию по предлагаемой многокомпонентной творческой модели на данном этапе.

Прошлое, настоящее и будущее развитие человеческой цивилизации по существующей модели развития органически связаны между собой общей закономерностью. Эту закономерность можно представить в виде кривой К1 зависимости между уровнем развития человека, человеческой цивилизации Vзн. и уровнем разрушения окружающей среды Ураз. Кривая К1 позволяет наглядно видеть и осмыслить суть противоречия развития человека по существующей эмпирически установленной образовательной модели: чем больше достижений в интеллектуальном развитии, тем больше разрушений и опустошений в окружающей человека среде. 

К последствиям такого развития относятся и возникновение глобальной проблемы - проблемы неустойчивости развития, международный терроризм, наркомания, и алкоголизм, СПИД и коррупция - перечень может быть большим. Эти проблемы за многие годы стихийного развития человеческого общества приняли масштабный, угрожающий характер и разрушительно влияют на человека и окружающую его среду, несмотря на то, что на эти цели в последние десятилетия израсходовано более 1,5-2,0 триллионов долларов США. И ситуация продолжает ухудшаться. В результате такого развития (рис. 1, кривая К1) человеческой цивилизации противоречия развития стали не движущей силой, как это должно быть, а всё более и более разрушительной и опустошительной силой. Это наглядно показывает, что цивилизация не могла контролировать свое развитие. Осваивая окружающую естественную среду, созидая искусственную среду, человечество делает природную среду непригодной для своего «созидателя».

 Возникает вопрос: как изменить существующую ситуацию, когда все ориентировано на рост производства, рост потребления, рост добычи, на рост по всем показателям, отдавая предпочтение количеству перед качеством развития человека, общества? Где тот высокоэффективный «двигатель», который сможет реально вывести человека па новый уровень качества развития, который обеспечит России устойчивое, позитивное положение в мире и поможет стать лидером в экономическом, социальном и политическом развитии.

 Добиться этого, на мой взгляд, ( и я надеюсь, что читатель с этим согласится), можно не путем модификации существующей модели (рис.2 а, б), а путем медленного устойчивого перехода к новой научно обоснованной модели развития, формирования и совершенствования человека, имеющей единую теоретическую понятийную основу и базирующейся на фундаментальных законах природы (рис.3).    

 

   а)   Модель 1                           

   б) Модель 2

Рис.2. Модели разноплановых знаний

 

   r1 - ri  (i = 1, 2, …, n) – радиусы конечного числа  разноплановых автономных дисциплинарных полей знаний (а – однонаправленных; б – разнонаправленных).  

Предлагаемая модель (рис.3.) позволяет реально раскрыть и использовать неисчерпаемый природный интеллектуальный потенциал человека, общества на 95...98... 100%, а не на 1, 3, 5%, как это было до сих пор по существующей модели образования, экстенсивной и разрушающей здоровье модели.   

Рис.3. Предлагаемая модель

Rтп - радиус целевого объединяющего творческого поля знания; r1-ri - радиусы специально ориентированных полей знаний. Существующая модель образовательного процесса изначально не включает в себя обучение позитивному творчеству - главному компоненту развития, формирования и совершенствования человека. Хотя обучение творчеству должно начинаться с ранних детских лет и продолжаться всю жизнь, охватывая все ступени образования: дошкольные учреждения, школы, лицеи, гимназии, академии, университеты, курсы повышения квалификации на базе обязательной дисциплины «Основы позитивного творчества». Так в вузах это будут лекционные и практические занятия с конкретной курсовой завершающей работой на младших курсах (1 ...3 курсы) и курсовым проектом на 4-5 курсах, а также дипломным проектом, отражающим творческий стиль позитивного мышления молодого специалиста. 

Техника реального приобретения важнейших человеческих качеств (творческого стиля позитивного мышления, восприятия, силы воли, трудолюбия, веры в собственные силы, сохранение извлеченных знаний, интегрирование и репрезентация этих знаний в контексте многих истин и других важнейших качеств, о которых подробно излагается в моей книге «Проблема устойчивого развития человека, человеческой цивилизации и метод её решения») должна отрабатываться поэтапно от простого к более сложному в реальном учебном процессе в образовательных учреждениях для полноценного вступления в реальный динамичный жизненный процесс. 

Крайне важно и необходимо, но трудно осуществимо сотворчество, направленное на формируемое мышление  обучающего, на переход к позитивной модели его поведения. 

Существующая модель основана на изучении правил и приемов изложении чужой мысли в контексте одной истины. И она воспроизводит лишь незначительную часть знаний, что приводит к вырождению творческих качеств обучаемого и существенно снижает качество извлечения знаний. Эта модель по сути своей конфронтационна, и не позволяет человеку реально стать профессионально совестливым, нравственным, с предсказуемыми качествами, т.е. полноценной личностью.

Мои многолетние экспериментальные исследования реальных учебных процессов показали, что такое обучение не позволяет обучаемому фактически стать полноценно здоровым специалистом высокого конкурентоспособного уровня с предсказуемыми важнейшими человеческими качествами - профессиональными, нравственными и физическими.  

Отмечено, что процесс производства, потребления и реализации знаний по существующей модели приводит к длительным перенапряжениям отдельных органов и организма в целом. В результате наблюдается медленная, но устойчивая тенденция к ухудшению здоровья обучаемых. Организм работает на пределе объективных (физических, психологических и др.) возможностей. И результатом хронических перенапряжений является тот факт, что ныне лишь около 7% обучающихся считаются здоровыми («условно здоровыми», как говорил Лайнус Полинг), 12% здоровых («условно здоровых») матерей.

Есть только субъективные «жесткие» требования к одному компоненту - интеллектуальному компоненту по максимальному извлечению раздельно по времени фрагментов разноплановых знаний в контексте одной истины, причем без интегрирования этих знаний в единое целое и целостного творческого восприятия их. 

Существующая модель образования не обеспечивает функцию предвидения развития России, поэтому высочайшее достижение небольшого количества тщательно отобранных специалистов очень высокого уровня требовали и требуют «жертвоприношения» в огромных масштабах во имя «механического» прогресса, уничтожая и разрушая окружающую единственную питательную среду людей, калеча их судьбы и судьбы наших потомков.

Вот почему необходим переход к такой модели образовательного процесса, которая действительно сможет обеспечить каждому человеку позитивное творческое развитие в учебных заведениях всех уровней и в течение всей жизни для эффективного использования природного интеллектуального потенциала России и это было бы глобальным достижением нашей страны уже в недалеком будущем.

До сих пор, как и у нас, так и за рубежом, все попытки решить проблему противоречия развития человека, человеческого общества в рамках существующей эмпирически установленной модели образования были направлены, главным образом, на борьбу с последствиями негативной человеческой деятельности или на торможение процесса деградации окружающей среды.

Одни считали, что лишь изменение социального строя может привести к радикальному решению этой проблемы, другие определяющим фактором в решении этой проблемы считали необходимость увеличения финансирования, сроков обучения, третьи видели путь в удачном сочетании того и другого. Есть и другие мнения.

Попытки с помощью модификаций существующей диспропорциональной модели развития раскрыть и использовать природный интеллектуальный потенциал у небольшого количества тщательно отобранных одаренных старшеклассников, как это делается за рубежом и у нас, очень привлекательны, и здесь можно добиться некоторых высокоэффективных результатов, но такой метод не позволит решить стратегические проблемы устойчивого развития страны в целом. 

Такая модификация существующей модели образования имеет преимущества, в первую очередь, в достижении на начальном этапе цели, когда во главу ставится развитие техники, и поскольку эта цель будет достигнута, можно и нужно говорить об эффективности такого метода образования.

Но ретроспективный анализ показывает, что достигнутые технические результаты ставят человеческое общество перед лицом негативных, а порой, катастрофических последствий, приводящих к обострению противоречий развития (рис. 1, кривая К1), которые уничтожают достигнутые значения этих результатов, а, стало быть, и преимущество такого метода образования.

Можно привести по этому поводу много примеров, но уже сейчас наблюдается постепенный «переход всех четырех возобновляемых источников: почвы, чистой воды, растительной биоты и кислорода - в не-возобновляемые». 

Все это указывает на несовершенство подготовки человека к его будущей деятельности, на каком бы поприще он ни трудился, несовершенство существующей диспропорциональной модели образования, которую надо оценивать не с позиций достигнутого уровня, а с позиций отдаленных последствий и цены этих достижений - стремительного ухудшения здоровья людей, начиная с новорожденных.

На протяжении многих лет я, понимая опасность обостряющегося противоречия между человеком и природой (рис.1, кривая К1), приводящего к катастрофическому разрушению окружающей среды и к ухудшению состояния здоровья человека, и в силу своей профессиональной деятельности, пытался по-новому подойти к решению данной проблемы с учетом всего негативного опыта путем разработки принципиально новой универсальной модели позитивного творческого развития, формирования и совершенствования человека в интеллектуальной индустрии и в течение всей жизни. 

Мною разработана новая концепция многокомпонентного динамического моделирования  процесса позитивного творческого развития человека, имеющая единую теоретическую понятийную основу и базирующаяся на фундаментальных законах природы (рис.1, кривая К2).

Суть этого процесса состоит в пропорциональном извлечении из окружающей биоэнергетической питательной среды энергии внутренних и внешних факторов на основе раскрытия глубоких устойчивых связей между ними с помощью общих принципов с целью раскрытия позитивных творческих способностей человека для дальнейшей прогнозируемой деятельности. 

На основе новой концепции и результатов многолетних экспериментальных исследований разработана принципиально новая универсальная модель единого творческого поля знания. Предложены критерии качества развития человека на всех этапах его жизненного цикла (рис.3) и единые требования к качеству изображения пространственной структуры идеальных моделей - книг, пособий и т.п. в обычном или компьютерном представлении. Модель позволит радикально сократить непомерные потери от неэффективного использования извлеченных и недоизвлеченных знаний.

Реализацию предложенного метода следует начинать с включения в существующий образовательный процесс новой дисциплины - «Основы позитивного творчества», которая позволит оценивать качество развития специалиста.

В дальнейшем в образовательный процесс должны быть включены компоненты, которые приводят к кардинальному изменению качества развития человека, к качественной перестройке его стиля мышления и модели поведения.

Возникает вопрос: какие конкретно положительные результаты реально можно и нужно ожидать (см. кривую КЗ, рис. 1) от внедрения новой концепции многокомпонентного моделирования процесса пропорционального развития, формирования и совершенствования человека в интеллектуальной индустрии, например, в университетах, академиях, колледжах и других учебных заведениях? Мне хотелось бы назвать лишь некоторые из них.

1. Медленное, но устойчивое восстановление энергетических ресурсов организма обучаемого, стабилизация режимов работы отдельных его органов и организма в целом (стабилизационный период может длиться до двух лет), стабильная тенденция к реальному укреплению здоровья на протяжении всей жизни.

2. Постепенное раскрытие и устойчивое развитие потенциальных природных и позитивных творческих возможностей обучаемого и на этой основе - переориентация и переход от конфронтационного мышления по существующей эмпирически установленной модели образовательного процесса к устойчивому творческому стилю позитивного мышления - глобальному мышлению и позитивной модели поведения.

3. Целенаправленное формирование таких важнейших качеств как: сосредоточение и устойчивое управление вниманием в течение длительного периода, стиль позитивного мышления, восприятие, воля, длительное хранение извлеченных знаний, интегрирование приобретенных раздельно во времени фрагментов знаний в единое целое, творческое преобразование их в другие качества, которые существующая модель обучения практически и для реальной жизни дать не может. 

4. Существенное улучшение качества и увеличение объема памяти, продуктивности творческого процесса, многократное разумное повышение производительности умственного труда и эффективности процесса обучения.

5. Репрезентация творческих знаний, отражающих высокую производительность творческого стиля мышления, высокую степень использования интеллектуальных, физических, психологических ресурсов и возможностей обучаемого.

6. Существенное сокращение потерь извлеченных и недоизвлеченных знаний.

7. Переход к экономике знаний, к предсказуемому безвредному развитию, формированию и совершенствованию человека в интеллектуальной индустрии и в течении всей жизни.

8. Медленное, но устойчивое снижение до минимального уровня таких негативных качеств человека как наркомания, курение, алкоголизм и другие.

9. Медленное и устойчивое снижение числа больных детей, подростков, студентов.

Перечень преимуществ предлагаемой творческой модели можно продолжить и далее. Практически эта модель развития представляет собой новую технологию по радикальному изменению качества развития человека в интеллектуальной индустрии и на всех этапах его жизненного цикла. Такая модель, на наш взгляд, представляет особую важность для существенного повышения национальной безопасности России во всем многообразии аспектов этого понятия.

Экономический эффект от внедрения этой модели трудно переоценить, он сравним со стоимостью экологического ущерба, нанесенного окружающей живой природе и человечеству, как части этой природы, из-за диспропорционального развития человека на всем протяжении его жизни. 

Предлагаемая модель развития человека направлена на  осмысление освоения знаний, необходимых для позитивной, прогнозируемой творческой деятельности людей не только в науке, но и на любом участке трудовой деятельности. Страна только тогда может достичь устойчивого развития, когда не единицы, а все выпускники образовательных учреждений будут обладать высоким нравственным, физическим и интеллектуальным потенциалом. 

Более полное описание модели изложено в моей книге «Проблема устойчивого развития человека, человеческой цивилизации и метод ее решения». Эта книга является результатом 40-летних теоретических и экспериментальных исследований в реальном учебном процессе и содержит в библиографии более ста отечественных и зарубежных источников.

Мои взгляды на развитие человека, на технологию образовательного процесса существенно расходятся с традиционными воззрениями, и могут восприниматься как что-то необычное, невозможное. Но ведь речь идет об изменении качества развития человека. И поэтому решить эту задачу в рамках привычных понятий, существующих взглядов и представлений невозможно. Рано или поздно, переход на новую модель образовательного процесса предстоит сделать, ибо иного пути для позитивного творческого развития миллионов самых обыкновенных рядовых людей в этом мире (именно это очень важно в развитии общества), на наш взгляд, нет. 

Государство, умеющее создать модель творческого развития, раскрыть с ее помощью творческий потенциал народа и эффективно использовать эту энергию, способно стать реальным лидером экономических, социальных и политических преобразований.



[1] д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарии.

2 Доклад прочитан на «Методологическом семинаре

«Проектирование и менеджмент в обществе, образовании, инженерии» в МЭИ 11 сентября 2003 г.