ДИМИТРИЕВ А.В.

Государственный природный заповедник "Присурский"

О НЕКОТОРЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМАХ СТАНОВЛЕНИЯ НООСФЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА

Человечество вышло на новый этап развития, который коренным образом отличается от всего, что было раньше, до XXI века.  Реалии нового века и тысячелетия диктуют новую ситуацию для человечества. Чтобы к ним приспособиться, необходима эволюция человечества, экологический и ноосферный тренд во всем. Становление человека с ноосферным сознанием, поведением и культурой должно стать основной целью развития общества.

Ноосферного человека будут отличать мировоззрение, миропонимание, широта мышления и осознание того, что от его действий зависит судьба Природы, Общества, Земли. Становление единого Человечества шло долго и мучительно, через революции, разрушительные, захватнические и "холодные" войны, эмбарго, и т.д. Но настало время, когда единое Человечество  с плюрализмом мнений, религий, этносов, стран должно организовать поиск пути для всеобщего выживания.

Идею ноосферного развития с ноосферной общественно-экономической формацией впервые выдвинул саратовский ученый Адамов А.К. (1995, 1996, 2000). Если другие общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) были построены на антропоцентризме (все во благо человека – конкретного или их отдельных сообществ), то ноосферная формация будет строиться на экоцентризме и нооцентризме (коэволюция Человека и Природы – по Моисееву, 1995).

Это будет очень болезненный процесс, придется отказаться от многих благ цивилизации, антропоцентризма, эгоизма ради выживания и устойчивого развития. Необходимо признать права Природы и найти гармонию между её правами и правами человечества как единого целого, то есть  согласовать права и законы природы и человечества. У ноосферизаторов должна быть еще ноосферная ответственность за свои действия и поступки перед законами Природы и Человечества. А это, в свою очередь, - ноосферное право, также новая ступень в развитии мирового права, что ведет к выработке единого международного ноосферного права – сверхконституции Земли, Человечества и ряду сверхконституционных законов (Димитриев, 2001, 2002 а, 2003 а).

Наряду с принципом "гармония равенства между людьми" появился новый - "гармония равенства между Человечеством и Природой" и развития центризмов от антропо-, биоцентризмов, которые были при бывших  и  существующих общественно-экономических формациях, к новым центризмам – экоцентризму и нооцентризму. А это новый подход. Это  новые философия, мораль, религия, политика, экономика, наука, право, этика, эстетика, искусство, гуманизм, а так же Новый человек, новые общественные отношения, новые общественные организации, новые государственные структуры …

Чтобы его подготовить, необходимы

v   эколого-ноосферное опережающее образование (Козлов, 2003), т.е.  ноосферные учебные заведения, университеты, академии кафедры, факультеты, (Димитриев, 2003 б);   

v   воспитание,

v   просвещение,

v   трудовая и творческая деятельность,

v   социальные программы, интеллектуальная калибровка, а также

v   реорганизация социальных систем общества по нооцентрическому принципу.

В сфере образования и воспитания вырисовывается новая комплексная образовательная наука - ноогогика, которая объединяет по нооцентрическому принципу все образовательные и воспитательные науки и выступает их философском ядром. Становление ноогогики – важная составная часть в развитии ноосферы и ноосферного человека.

В этом становлении огромную роль мы отводим труду. Дело в том, что он создает не только самого человека (Энгельс), но и его интеллект и превращает его и окружающих себе подобных в начале в родовое общество, потом в сообщество селений, городов, государств и вместе со средой их обитания и сферой разумной деятельности в ноосферу, а сам человек в итоге становится  ноосферизатором на всех уровнях ноосферологии и ноомиров (кванто-, ангстро-, нано-, микро-, мезо-, макро-, мега-, гига-, гептоноосферизатор) (Димитриев, 2002 б, 2003 а).

Применяя  более  совершенные орудия, инструменты, машины, механизмы, компьютеры и искусственный интеллект, человек приобретает огромную силу (геологическую, планетарную, космическую и др.), производительность труда, которые  ускоряют прогресс, развитие и превращают его в лидера  по  регулированию  энергетических и биогеохимических потоков на Земле (Димитриев, 2003 а).

Невозможно создать личность, пока ее знания не перейдут в убеждения, а для этого нужны ноосферная мораль, ноосферная этика, культура, духовность (Димитриев, 2003 а).

Но учтем, что каждый человек относится к тому или иному народу (популяции), который имеет свои территорию, культуру, язык, обычаи, традиции, менталитет и т.д., т.е. этническую среду. Чтобы этническая среда стала в то же время ноосферной образовательной средой, необходим  этноноосферогенез, т.е. развитие этносов в ноосферном направлении.

Из сказанного можно заключить, что и народы должны  развиваться в ноосферном направлении. Для этого нужна ноосферная этническая политика. А где политика, там появляются стратегия и тактика. Но все задуманное невозможно сделать без финансов. Значит, необходимо перераспределение бюджетных и внебюджетных денег по нооцентрическому принципу. Это уже нооцентрическая финансовая политика. Можно заключить, что назревает ноосферная реформа, которая начнется с  ноосферного образования, с подготовки эколого-ноосферного опережающего образования (Козлов, 2003).

Итак, пройдя ряд этапов по формированию экологического мировоззрения, ноогогики, ноогносеологии, нооправа, нооморали, нооэтики, ноокультуры, этноноосферной политики, ноополитики, ноостратегии, ноотактики, ноофинансов и др., мы постепенно приблизимся к созданию "фундамента для производства" ноосферного человека – Нового Человека, подлинно Человека разумного, который оправдывает свое видовое название своими действиями.

Литература

Адамов А.К. Ноосферная философия. – Саратов, 2000. – 126 с.

Адамов А.К. Основы философии ноосферы. – Саратов, 1996. – 155 с.

Адамов А.К. Философские проблемы ноосферы. – Саратов, 1995. – 57 с.

Димитриев А.В. Ноосферный вектор развития Человечества. – Чебоксары, 2003 а. – 104 с.

Димитриев А.В. О разработке Единой международной экологической сверхконституции Земли // Научные труды государственного природного заповедника «Присурский». Т.6. Материалы Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического права России». Часть 2. Сентябрь 2001. Чтения, посвященные памяти профессора, д.ю.н. Колбасова О.С. – Чебоксары-Москва, 2001. – С. 27-30.

Димитриев А.В. О сверхконституции Земли, её законах, нооцентризме и экологических стандартах // Экологический  вестник Чувашской Республики. Выпуск 28. Ответственный редактор, составитель к.б.н.Димитриев А.В. – Чебоксары, 2002 а. – С.86-89.

Димитриев А.В. Философские размышления об уровнях ноосферы и генетическом единстве материи // Экологический вестник Чувашской Республики. Выпуск 29. Серия "Природа и природные ресурсы Чувашской Республики". Дубравы Чувашии. Часть 1. Ответственный редактор, составитель к.б.н. Димитриев А.В. – Чебоксары, 2002 б. – С.71-78.

Димитриев А.В. Размышления об этапах развития ноосферологии, классификации ноосферных наук, ученых степеней, ноосферных школах и академий // "Вернадский и современность". Материалы торжественного заседания, посвященного 140-летию со дня рождения  академика В.И. Вернадского (г. Москва, 12 марта 2003 г.). – М.: Издательский дом "Ноосфера", 2003 б. – С.232-240.

Козлов Ю.П. Экологическое образование и воспитание как ноосферно-опережающая стратегия // "Вернадский и современность". Материалы торжественного заседания, посвященного 140-летию со дня рождения  академика В.И. Вернадского (г.Москва, 12 марта 2003 г.). – М.: Издательский дом "Ноосфера", 2003 б. – С. 335-338.

Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» или «Стратегия переходного периода» // План действий «Устойчивые Нидерланды». – М.: ЭКОПРЕСС - «ЗМ», 1995. – С.3-18.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. – С.495-499.

From: ГПЗ "Присурский" <prisur@chtts.ru>