Изучая научное наследие

 

 


Н.С.Шатский, А.Л.Яншин

Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ[1]

1863 - 1945

Мы живем в сложное и интересное время. Человечество стоит на пороге XXI в. С чем мы подходим к нему? Что мы захватим с собой в новое столетие? Чьи имена станут близкими и почитаемыми для грядущих поколений? С кого они захотят «делать» свою жизнь? Трудно ответить на эти вопросы. Но я совершенно убежден, что среди таких имен, несомненно, будет имя Владимира Ивановича Вернадского.

Науке во имя человека и для человека посвятил всю свою сознательную жизнь академик В. И. Вернадский. Он сумел увидеть Землю из космоса за полвека до первого космического полета, не только взглянуть на нее как на одно из тел Солнечной системы, но и различить континенты и океаны, горные породы и живые существа, минералы, атомы и молекулы, увидеть, что «человек впервые становится геологической силой, меняющей лик нашей планеты».

Слово о Вернадском [2]

Классик современного естествознания, мыслитель и гуманист Владимир Иванович Вернадский оставил огромное творческое наследие, интерес к которому непрерывно возрастает. То, что Вернадский  -  великий ученый, многим было ясно при его жизни. Но еще тверже мы в этом убеждаемся теперь, четыре десятилетия спустя после его смерти. Чем больше проходит времени, чем дальше продвигается вперед наука, тем ярче раскрывается глубина и значение его идей, и притом не только в историческом аспекте, но и в поиске путей решения новых проблем. Из всех возможных критериев оценки труда ученого это, вероятно, самый безошибочный.

В. И. Вернадский не просто обогатил обширную область знания, которую ныне называют пауками о Земле, но настолько преобразил их теоретические основы, что без его учения о биосфере и биохимических процессах, о роли живого вещества в эволюции нашей планеты сегодня нельзя представить эти науки. Глубже, чем кто бы то ни было из современников, он осознал связь между геологией, минералогией, кристаллографией, гидрогеологией, гидрохимией, почвоведением, географией, биологией и всех их  -  с физикой, химией, математикой. Там, где другие видели лишь частный, специальный вопрос, В. И. Вернадский раскрывал взаимосвязь с другими явлениями, его место и роль в планетарном процессе. Идея комплексности и се блестящее практическое осуществление во множестве исследований  -  характерная черта и сила творчества ученого.

Можно сказать, не опасаясь впасть в преувеличение, что В. И. Вернадский  -  это Ломоносов XX столетия. Оба они, каждый по-своему, выразили сущность, главные тенденции развития науки своего времени, выдвинули на обсуждение принципиально новые идеи, наметили новые вехи научного творчества.

На протяжении всей жизни, со студенческих лет и до последних своих дней, В. И. Вернадский много занимался и проблемами философии. Он изучал, анализировал и сопоставлял учения различных философских школ, притом не только европейских, но и восточных, творчески осмысливал теорию познания, соотношение эмпирического и теоретического в научном исследовании, соотношение естествознания, философии, религии и искусства, постоянно возвращался к мысли о глобальной роли науки, ее влиянии па будущее человечества, нашей планеты и космоса. Лишь немногие из этих работ он опубликовал  -  видимо, не хватило времени для их подготовки к печати. Значительная часть осталась в незавершенных рукописях.

Изучение философских трудов В. И. Вернадского и эволюции его мировоззрения только началось и, несомненно, принесет много ценного и интересного как для философии и осмысления творческой биографии ученого, так и для понимания тех сложных путей, какими дореволюционная интеллигенция России приходила к идеалам социализма. Последнее, конечно, потребует большой и специальной работы. Здесь же мы лишь отметим, что постоянное внимание к философии не было простым увлечением или способом отдыха ученого. При всей широте и разнообразии научных интересов В. И. Вернадский  -  удивительно цельная личность, в его творчестве все взаимосвязано и взаимопереплетено. Поэтому и философские поиски органично связаны с поисками естествоиспытателя. Он был естествоиспытателем-мыслителем в полном и глубоком смысле этого понятия. Философские размышления раздвигали горизонты естественнонаучных представлений ученого, помогали ему в выработке метода исследования, взгляда на мир, а естественнонаучные поиски влияли на философские и социальные воззрения.

С большой силой и глубиной В. И. Вернадский раскрыл влияние деятельности людей на природу, на среду обитания и экологию человека, на глобальные процессы, протекающие на нашей планете. Он доказывал, что вследствие развития науки и техники «антропогенный пресс» стал по своей мощи сравним с геологическими факторами. Совершенствование средств общения, связи и транспорта покончило с былой изолированностью отдельных областей Земли. Знания и техника превратились, по выражению В. И. Вернадского, в планетарное явление не только в том смысле, что их результаты быстро становятся достоянием всего человечества, но также и в том  -  и это важно осознать всем, -  что они наравне с естественными силами определяют дальнейшие судьбы нашей планеты.

В XX в. наряду с биосферой возникла техносфера. Ее воздействие на природу будет расти. А это требует не просто разумности с точки зрения здравого смысла, осмотрительности в действиях, но и научного предвидения, серьезного анализа (а на их основе - и строгого регулирования) взаимоотношения людей с окружающей

средой. При этом Вернадский имел в виду не одну лишь производственно-практическую, но и социальную сферу деятельности, в том числе разрушительные последствия войн, опасность распространения фашизма, недоверия и вражды между народами.

В творчестве В. И. Вернадского, начиная еще с юношеских работ, ярко проявились и тесно переплелись между собой две коренные тенденции развития современной науки: космизация научного знания, синтез естественных и гуманитарных наук. Как естествоиспытатель Вернадский был типичным исследователем истории природы, которую он рассматривал в связи с историей человеческого общества.

Все его творчество, вся научно-организационная и общественная деятельность позволяют нам говорить о В. И. Вернадском как о выдающемся ученом, одном из тех, кто утверждает основы нового научного мировоззрения, принципиально отличного от мировоззренческих систем прошлых эпох своей философской направленностью и социально-этическими идеалами, -  мировоззрения, в котором естественноисторическая, природная, в широком смысле  -  космическая и социальная, человеческая, тенденции развития науки гармонически сливаются в единое целое.

Известно, что основные черты нового мировоззрения наиболее полно и последовательно отражены в диалектическом и историческом материализме, и не случайно на завершающих этапах своей длительной и сложной духовной эволюции В. И. Вернадский обращается к философии марксизма, к трудам К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И, Ленина.

Путь В. И. Вернадского в науке отмечен постоянно расширяющимися интернациональными связями. В Чехословакии, Польше, во Франции, в Италии, США, Англии, Германии, Норвегии, Индии, Японии и других странах у него были единомышленники и последователи, с которыми он поддерживал контакты во время зарубежных поездок, переписывался и обменивался идеями. Думается, в этом одна из основных причин того, что интерес к богатейшему наследию ученого за последние годы неуклонно возрастает во многих странах мира.

Творчество В. И. Вернадского  -  живое воплощение преемственности развития отечественного естествознания XIX - XX вв. Виднейший представитель школы В. В. Докучаева (своего непосредственного учителя и наставника), ученик Д. И. Менделеева, А. Н. Бекетова, А. М. Бутлерова, А. И. Воейкова, лекции которых он слушал в 80-х годах прошлого столетия в Петербургском университете, В. И. Вернадский стал основоположником самостоятельной школы в ряде наук о Земле.

Среди многочисленных, насчитывающих сотни натуралистов, учеников В. И. Вернадского  -  такие выдающиеся естествоиспытатели, как академики А.  Е.  Ферсман, В. Г. Хлопин, А. П. Виноградов, ставшие, в свою очередь, основателями новых научных направлений, руководителями крупных исследовательских коллективов. Ныне научная школа Вернадского подобна мощному плодоносящему дереву: она находится и постоянном развитии, появляются новые ответвления и направления поиска.

Так, в пределах генетической минералогии плодотворно развивается экологическая, функциональная (динамическая), историческая и эволюционная минералогия. В научные направления и целые науки выросли гидрогеохимия, ядерная геохимия, геохимия ландшафтов, геохимия почв, геохимическая экология, термобарогеохимия, прикладная геохимия и др. Наука об истории природных вод вызвала к жизни палеогидрогеологию с ее основными ответвлениями: палеогидрохимией, палеогидрологией, региональной палеогидрологией, общей палеогидрологией, палеорадиогидрологией, учением о геологической истории природных вод. В радиологии дальнейшее развитие получили ядерная геохронология, учение о роли радиоактивных элементов в истории Земли.

Обогащаются представления Вернадского о факторах геологической эволюции, роли живого вещества (совокупности животных и растительных организмов) в планетарных процессах, учение о биосфере и ноосфере, о геологической роли человечества...

Ныне школа Вернадского вышла далеко за пределы нашей страны  -  процесс, достаточно четко обозначившийся еще при жизни ученого. Под непосредственным влиянием его идей в ряде стран интенсивно развиваются, например, исследования в области биогеохимии, учения о биосфере (Франция, США и другие страны).

Несомненно и плодотворно влияние научного наследия В. И. Вернадского на историков пауки и общества, философов, социологов, экологов, науковедов.

Казалось бы, творческой работы в перечисленных выше областях хватило бы на множество людей. Но В. И. Вернадский был еще и одним из самых крупных историков науки ХХ в. История науки занимала особое место в его творчестве. Он считал ее такой же профессией, как и работу в любой области знаний, только более сложной и трудной.

Уже в конце XIX в. В. И. Вернадский пришел к мысли, что история науки является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения. Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлениях человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и обстоятельства, в которых происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в научной картине мира, -  так понимал ученый цель и назначение истории науки и техники. Раскрывая и познавая прошлое, считал он, исследователь сможет лучше понять настоящее и увидеть перспективу науки, осознать ее как живое развивающееся целое, взаимосвязи ее областей и место своих изысканий в ней, роль, назначение науки в обществе и ее отношения с другими сферами человеческой деятельности.

История пауки рассматривалась Вернадским как неотъемлемая часть социальной истории: основы и движущие силы научного познания, по мнению ученого, заключены и преобразующей практической деятельности человека. Труд миллионов людей, их опыт и наблюдения, отношение к окружающему миру создавали почву, па которой развивалась наука, в самых своих истоках связанная с техникой. Научное мировоззрение складывается и трансформируется с изменениями в жизни общества. Развитие науки протекает в тесном взаимодействии с философией и другими формами духовной культуры. Наконец, все это не исключает роли одаренных личностей в прогрессе науки.

Наряду с общей историей естествознания и историей научного мировоззрения важнейшими задачами истории науки В. И. Вернадский считал исследование развития ее ведущих проблем, отраслей, методов, становления науки в разных странах, творчества отдельных выдающихся ученых и научных школ, истории ярких открытий и их технических приложений, эволюции форм организации научной деятельности, изучение и публикацию источников по истории пауки и техники. И почти в каждую из этих областей Вернадский внес весомый вклад своими трудами, всегда насыщенными большим фактическим материалом, неожиданными сопоставлениями. Он открыл много не замеченных прежде связей между различными проблемами, отраслями знаний, явлениями жизни.

В духе лучших традиций отечественной и мировой науки во главу угла своих многолетних исканий и философских размышлений В. И. Вернадский ставил благо человека. Наиболее глубоко и последовательно это проявилось в его научно-организационной деятельности, отличавшейся удивительным размахом и результативностью.

В 1907 - 1917 гг. В. И. Вернадский организует исследования радиоактивных минералов на территории России, возглавляет Радиевую комиссию Академии наук, с 1921 г. становится директором Радиевого института, в 1940 г. принимает участие в организации и руководстве Комиссией по урану АН СССР.

Выдающаяся роль принадлежит В. И. Вернадскому в изучении природных ресурсов нашей страны. С 1915 по 1930 г. он возглавляет Комиссию по изучению естественных производственных сил России, образованную по его инициативе в системе Академии наук. Позднее на базе ее отделов были организованы самостоятельные научные центры. Это явилось важным шагом па пути воплощения в жизнь обоснованной В. И. Вернадским еще в 1915 г. идеи создания в нашей стране государственной сети исследовательских институтов.

В 1918 - 1919 гг., и период пребывания в Киеве, В. И. Вернадский руководит работой по организации Украинской академии паук и избирается первым ее президентом. На протяжении ряда лет он возглавляет академические комиссии: по истории науки, философии и технике; тяжелой воде; изотопам; минеральным водам; определению геологического возраста па основе атомного распада; метеоритам и др. Принципиальное значение имела организация В. И. Вернадским в 1928 г. Биогеохимической лаборатории АН СССР (с 1943 г. -  Лаборатория геохимических проблем, ныне  -  Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского АН СССР), бессменным руководителем которой он оставался до последних дней жизни.

Практические приложения научных знаний постоянно находились в поле зрения ученого. В его понимании, наука лить тогда в полной мере осуществляла свое назначение, когда обращалась непосредственно к человеческим нуждам и потребностям. В частности, он пропагандировал целебные свойства радия и способствовал внедрению в медицинскую практику соответствующих методов лечения. В 30-х годах совместно со своими учениками В. И. Вернадский многое сделал для выявления причин и окончательного искоренения в пашей стране эпидемических заболеваний. В трудах по биогеохимии и живому веществу оп обращался к вопросам экологии и сельскохозяйственного производства. Вместе с сотрудниками наметил и разработал новые методы разведки полезных ископаемых. Одним из первых в мировой науке увидел в атомной энергии основу развития энергетики будущего и приложил все силы для того, чтобы паша страна за счет внутренних ресурсов была полностью обеспечена радиоактивным сырьем.

Людские страдания вызывали в нем сочувствие и желание немедленно прийти на помощь, жестокость, изуверство, садизм  -  отвращение и ненависть. Со злом он вступал в борьбу с помощью всех доступных ему в данный момент средств. Позиция равнодушного наблюдателя была чужда ученому.

Во время первой русской революции В. И. Вернадский выступил в периодической печати с серией статей, бичующих развязанный царизмом кровавый террор, выдвинул в Государственном совете требование полной амнистии политзаключенным и отмены смертной казни. В 1911 г. в знак протеста против произвола властей он вместе с большой группой профессоров покидает Московский университет. Через 20 лет, в июне - июле 1941 г., после нападения фашистских захватчиков на нашу страну, В. И. Вернадский вместе с другими советскими учеными публикует в «Правде» сначала заявление, а затем воззвание «К ученым всех стран», выступает по радио с обращением к английским натуралистам. Непоколебимо убежденный в неизбежности разгрома гитлеровской Германии и ее союзников, Вернадский считал необходимым привлечение к суровой ответственности фашистских палачей.

В 1915 г., в разгар империалистической войны, отмечая невиданные ранее масштабы применения научных достижений в военном деле, В. И. Вернадский предвидит возникновение в будущем угрозы омницида  -  всеобщего убийства, самоуничтожения человечества. По его мнению, эта угроза становится еще более реальной в связи с возможностью использования атомной энергии в разрушительных целях. Хорошо известны его пророческие предупреждения, относящиеся к 1922 г. (Нескольких месяцев не дожил Вернадский до атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, но можно представить, как потрясла и возмутился бы его эта варварская акция американской военщины.).

Однако в целом Вернадский с оптимизмом смотрел в будущее. В 30-х и особенно в 40-х годах он приходит к выводу, что приближается время, когда война исчезнет из жизни общества. Хотя, отмечал он, на каком-то отрезке истории еще будут предприниматься попытки варварского братоубийства, в конечном счете, разумная воля и народные массы, значение которых в историческом процессе неудержимо растет, одержат победу и сделают его невозможным. Вторую мировую войну (по се масштабам) Вернадский рассматривал как последнюю в истории человечества.

Этот оптимизм ученого не случаен. Он считал, что на нашей планете протекает процесс перехода биосферы в новое геологическое состояние  -  ноосферу (от греческого «ноос» - разум), т. о. область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно своим целям и потребностям. Главные движущие силы этого перехода  -  народные массы, опирающиеся на достижения научного знания. Союз науки и народных масс Вернадский рассматривал в качестве решающего фактора создания ноосферы.

Образование ноосферы в ее развитом виде, закономерно связанное с постепенным распространением ее в космическом пространстве, В. И. Вернадский относил к будущему. В то же время он полагал, что с появлением на Земле человека разумного начался период все ускоряющегося становления ноосферы. Процесс этот протекал стихийно, и многие столетия существования человечества должны быть отнесены к предыстории ноосферы. Явственный перелом, по мнению ученого, наступает в XV - XVII вв. Великие географические открытия, изобретение книгопечатания, создание науки нового времени  -  таковы вехи перелома. XVIII и XIX вв. углубляют его. Но подлинная история ноосферы начинается с XX столетия  -  эпохи слившихся в единый поток величайших научных и социальных преобразований. На первых порах локально, а в дальнейшем и в глобальном масштабе, сознательно и целенаправленно биосфера преобразуется в настоящем и будет преобразовываться в будущем в ноосферу трудом и разумом человека, и никакие случайности истории не смогут прервать этого процесса, тем более  -  повернуть вспять.

В понимании В. И. Вернадского, ноосфера глубоко диалектична по своей сути  -  она есть не только природное, не только социальное явление, но синтез природного и социального, истории природы и истории общества. Возникновение ноосферы вовсе не означает «отмену» природного (т. о. биосферы). Оно означает лишь, что в биосфере решающим фактором ее сохранения, преобразования и развития становится человечество. Но этот фактор сам является частью природы и действует в ноосфере по ее же законам, а не вопреки им. Именно через такое понимание ноосферы, связывая ее образование с построением коммунистического общества, и приходит Вернадский к признанию идей коммунизма, т. е., как это и предвидел В. И. Ленин, по-своему, через данные своей науки.

Идут годы, но интерес к творчеству В. И. Вернадского не ослабевает. Обнаруживается, что успешное разрешение выдвинутых в современную эпоху на передний план многообразных глобальных проблем, в том числе экологических, невозможно без обращения к учению В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, о естественных производительных силах и др. Открываются новые, ранее неизвестные факты, и это неизбежно вызывает новое прочтение и переосмысление фундаментальных идей ученого.

Единство и многообразие всемирно-псторического процесса, развитие мировой цивилизации и представляющих ее культурно-исторических общностей не могут быть поняты и правильно отображены без учета социально-экологических закономерностей, эволюции и своеобразия взаимодействия природы и общества па разных стадиях их развития, без понимания человека как существа и социального и природного.

На пути развития учения о биосфере, а также разработки тесно связанного с ним большого комплекса естественнонаучных и гуманитарных дисциплин происходит обогащение материалистической диалектики,  формируется отвечающая современному уровню научных данных концепция диалектики природы, закладываются основания развития науки о ноосфере. Обращаясь к тем или иным аспектам этих поистине всеобъемлющих проблем, исследователи обоснованно апеллируют нередко непосредственно к первоисточнику  -  творчеству Вернадского.

За последние годы издано немало рукописей ученого. Но много еще предстоит сделать. Наследие В. И. Вернадского представляет собой культурную ценность непреходящего значения, а потому нуждается в тщательном изучении и популяризации. И в этом плане перед созданной в 1983 г. Комиссией АН СССР по разработке наследия В. И. Вернадского стоят большие и ответственные задачи,

Можно сказать, что наше видение В. И. Вернадского только начинается. И скорейшее осмысление богатейшего наследия ученого, несомненно. Еще многое даст отечественной и мировой пауке, человечеству.

Дорога в ноосферу

Одним из крупнейших и наиболее интересных обобщений В. И. Вернадского в области естествознания было разработанное им учение о биосфере Земли и неизбежности ее преобразования в сферу деятельности человеческого разума  -  ноосферу.

В. И. Вернадский был человеком щепетильнейшим в вопросах научной этики. Поэтому он в разных своих работах указывает, что термин «биосфера» принадлежит не ему, поскольку впервые был употреблен еще в начале прошлого века Жаном Батистом Ламарком. Определенный геологический смысл вложил в него в 1875 г. австрийский ученый Эдуард Зюсс. Однако связанное с этим термином законченное учение создали не Ламарк, не Зюсс, а наш советский ученый Владимир Иванович Вернадский.

Основные его идеи по этой проблеме сложились в самом начале 20-х годов, во время его лекций в Париже, и были опубликованы в 1926 г. в книге «Биосфера», которая состоит из двух очерков. Первый из них озаглавлен «Биосфера в космосе», второй  -  «Область жизни». После этого различные стороны учения о биосфере рассматривались В. И. Вернадским во многих статьях и в большой, опубликованной только через 20 лет после его смерти монографии «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения».

Я коснусь лишь некоторых, самых основных положений учения Вернадского о биосфере.

Прежде всего, Вернадский определил пространство, охватываемое биосферой Земли: это вся гидросфера до максимальных глубин океана, верхняя часть литосферы материков до глубины 2 - 3 км (на таких глубинах в подземных водах еще встречаются живые микроорганизмы) и нижняя часть атмосферы, по крайней мере, до верхней границы тропосферы. В ранних работах В. И. Вернадский определил биосферу как область Земли, охваченную жизнью, но потом отказался от этого термина, поскольку слово «жизнь» может пониматься в разных аспектах. Он ввел в пауку интегральное понятие «живое вещество» и стал называть биосферой область существования па Земле «живого вещества». Он собрал и проанализировал все существовавшие данные для определения суммарного веса этого вещества и пришел к выводу, что сейчас на нашей планете оно составляет величину от 1020 до 1021 г, т. е. от 1 до 10 тыс. триллионов тонн.

В. И. Вернадским был тщательно исследован энергетический баланс различных планет Солнечной системы, и особенно - вопрос о величине тепловой электромагнитной энергии, получаемой Землей от Солнца. По его подсчетам, она оказалась равной 170 х 1012 кВт, Далее он рассмотрел биосферу как область превращения этой космической энергии, выяснил закономерности распространения «живого вещества» в биосфере, изучил количественные закономерности размножения различных таксономических групп организмов и геохимическую энергию «живого вещества», прибегая, где это только возможно, к выведению математических формул изучавшихся им процессов.

Очень интересны некоторые чисто биологические выводы В. И. Вернадского. Так, после детального исследования роли газов в жизненных процессах он пришел к заключению, что в мире организмов, в биосфере, идет жесточайшая борьба за существование  -  не только за пищу, но и за нужный газ, и эта последняя борьба  -  основная, так как именно она нормирует размножение. Дыханием определяется максимальная возможная геохимическая энергия жизни на гектар площади.

Много внимания в своих работах по биосфере В. И. Вернадский уделял зеленому «живому веществу» растений, потому что только оно делает организм автотрофным, только оно способно захватывать лучистую энергию Солнца и с ее помощью создавать первичные органические соединения. Рассмотрев объем и энергетические коэффициенты различных групп растительности, В. И. Вернадский пришел к выводу, что «зеленые протисты океана являются главными трансформаторами солнечной энергии в химическую энергию нашей планеты», причем этого результата зеленое органическое вещество моря достигает благодаря высокой скорости размножения. Надо сказать, что более поздние подсчеты, конца 70-х годов, показали, что роль зеленого планктона океанов В. П. Вернадский несколько переоценил. В современную эпоху три четверти первичных органических соединений создает автотрофная растительность континентов и лишь одну четверть  -  планктонные и бентосные водоросли морей и океанов.

Для объяснения большой суммарной энергии биосферы В. И. Вернадский произвел интересные подсчеты. Оказалось, что вся поверхность Земли составляет несколько меньше 0.0001% поверхности Солнца, но зеленая площадь ее трансформационного аппарата, т. о. поверхность листьев деревьев, стеблей, трав и поверхность зеленых водорослей, дает уже числа совершенно другого порядка. В разные времена года она составляет от 0,86 до 4,2% площади Солнца.

Произведенные в самые последние годы красноярскими биофизиками подсчеты с применением новейшей аппаратуры и спутниковой информации подтверждают порядок цифр, вычисленных более полувека назад В. И. Вернадским.

Количество энергии, заключенной в «живом веществе» нашей планеты, может быть учтено. По подсчетам известного шведского ученого Сванте Аррениуса, только зеленая растительность континентов в форме своих горючих соединений заключает 1,6-1017 больших калорий. В. И. Вернадский считал, что для всей биосферы эта величина больше и достигает 1018 или даже 1019 больших калорий. При этом улавливается зеленым веществом биосферы лишь 0,02 -  0,03% солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, что рисует заманчивые перспективы ее более полного использования.

Значительная часть энергии «живого вещества» идет на образование в пределах биосферы новых вадозных минералов, вне биосферы неизвестных, а часть захороняется в виде самого органического вещества, образуя в конечном счете, залежи бурых и каменных углей, горючих сланцев, нефти и газа. «Мы имеем здесь дело, -  пишет В. И. Вернадский, -  с новым процессом  -  с медленным проникновением внутрь планеты лучистой энергии Солнца, достигшей поверхности Земли. Этим путем „живое вещество" меняет биосферу и земную кору. Оно непрерывно оставляет в ней часть прошедших через него химических элементов, создавая огромные толщи неведомых помимо его вадозных минералов или пронизывая тончайшей пылью своих остатков косную материю биосферы».

В. И. Вернадский считал, что земная кора представляет собой в основном остатки былых биосфер и даже ее гранито-гнейсовый слой образовался в результате метаморфизма и переплавления пород, некогда возникших под влиянием «живого вещества». Лишь базальты и другие основные магматические породы он считал глубинными, не связанными по своему генезису с биосферой.

Новейшие космические исследования заставляют внимательно отнестись к этой мысли В. И. Вернадского. На Луне не было жизни, и там не оказалось гранита. Лунные «моря» залиты базальтом, а лунные «материки» сложены анортозитами, т. е. магматическими породами основного состава. Породы поверхности Венеры, о составе которых мы впервые узнали 3 года назад, тоже оказались базальтовыми...

Много внимания в своих работах уделил В. И. Вернадский формам нахождения в биосфере различных химических элементов, делению «живого вещества» биосферы по источникам питания организмов па авто-, гетеро-, я миксотрофное, изучению поля устойчивости жизни в гидросфере  и на суше, геохимическим циклам сгущения жизни и «живым пленкам» гидросферы.

Я остановлюсь несколько более подробно только на одном вопросе, с философской точки зрения наиболее интересном, -  на вопросе эволюции биосферы.

В более ранних работах 20-х годов В. И. Вернадский считал объем и вес «живого вещества» биосферы неизменными на протяжении всей биологической истории Земли. Он предполагал, что в процессе биологической эволюции менялись только формы проявления жизни. Уже в то время и даже в еще более ранних работах он много писал о больших изменениях биосферы под влиянием деятельности человека, об антропогенных факторах геологических процессов, он считал это явление новым, наложенным на стационарное существование биосферы. В более поздних работах (с середины 30-х годов) В. И. Вернадский пересмотрел эту свою точку зрения и пришел к выводу, что биосфера по массе «живого вещества», его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционизировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилось естественным этапом этой эволюции и что под ее влиянием биосфера неизбежно должна коренным образом измениться и перейти в новое состояние, которое он назвал уже не биосферой, а ноосферой  -  сферой, формирующейся под воздействием человеческого разума.

Можно смело сказать, что учение о переходе биосферы в ноосферу  -  вершина творчества В. И. Вернадского. При разработке этого учения он использовал и синтезировал не только геологический и биологический, но также социально-исторический материал.

В. И. Вернадский начал применять понятие «ноосфера» лишь с середины 30-х годов, причем в строго материалистическом смысле. У В. И. Вернадского ноосфера  -  это не отвлеченное царство разума, как трактовали этот термин его авторы, французы П. Тейяр де Шарден и Е. Леруа, а исторически неизбежная стадия развития биосферы. Еще в 1926 г. в статье «Мысли о современном значении истории знания» он писал: «Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества».

Вот эту-то биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения потребностей численно растущего человечества, он и назвал впоследствии ноосферой.

Подчеркнуть это очень важно потому, что в справочниках, энциклопедиях и в популярной литературе появилось много неверных определений этого термина, совершенно не соответствующих взглядам В. И. Вернадского.

К общей идее, лежащей в основе учения о ноосфере, В. И. Вернадский пришел еще в самых ранних своих работах конца прошлого века. Она складывалась в виде определенной концепции творческого характера человеческого разума, не только отражающего внешний мир, но и активно воздействующего через труд па условия существования людей. В письмах, дневниках, различных статьях и заметках того периода В. И. Вернадский неоднократно обращался к обоснованию идеи активности человеческого разума. Еще в 1892 г. он писал: «Вдумываясь в окружающую будничную жизнь, мы можем... видеть постоянное стремление человеческой мысли покорить и поработить себе факты совершенно стихийного на вид характера... Быстро исчезает человеческая личность, но часто чрезвычайно долго в круговороте текущей жизни сказывается ее мысль и влияние ее труда. В сущности, мы видим во всей истории постоянную борьбу сознательных укладов жизни против бессознательного строя мертвых законов природы, и в этом напряжении сознания вся красота исторических явлений, их оригинальное положение среди остальных природных процессов».

С начала нашего века В. И. Вернадский приступил к детальному исследованию вопроса о геологической активности человечества. Изучая в это время сначала в рамках генетической минералогии и геохимии, а позднее и биогеохимии разнообразные геохимические процессы, протекающие на нашей планете, он неизменно, с характерной для него последовательностью и глубиной, обращается к выяснению роли человека в этих процессах. В таких трудах, как «История минералов земной коры», «Живое вещество в химии моря», «Живое вещество в земной коре», «Биосфера», «Автотрофность человечества», окончательно определился круг его идей, составивших фундамент развитого им впоследствии учения о ноосфере.

Приступив ужо в 30-х годах к разработке этого учения, В. И. Вернадский прежде всего попытался дать ответ на вопрос о том, в чем заключаются те реальные условия или предпосылки образования ноосферы, которые уже созданы или создаются в ходе исторического развития человечества. По его мнению, эти предпосылки сводятся к следующему. Человечество стало единым целым. Мировая история как общий процесс охватила весь земной шар. Практически покончено с уединенными, мало зависимыми друг от друга культурными историческими областями обитания. Сейчас «нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если б это было ему нужно». Плавающие станции во льдах Северного Ледовитого океана и станции на поверхности Антарктиды  -  лучшее доказательство справедливости этой мысли.

По мысли В. И. Вернадского, ноосфера  -  это единое организованное целое, все части которого на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией. Это условие, отмечал В. И. Вернадский, в основном уже создано, хотя возможности его дальнейшего совершенствования далеко еще не исчерпаны.

В своих выводах он исходил из того, что создание ноосферы предполагает столь коренное преобразование человеком окружающей его природы, что ему никак не обойтись без колоссальных количеств энергии. «В самом конце прошлого столетия неожиданно была открыта новая форма энергии, существование которой предвидели немногие умы, -  атомная энергия, которой принадлежит ближайшее будущее и которая даст человечеству еще большую мощь, размеры которой едва ли мы можем сейчас предвидеть». Это было написано еще в 30-х годах! А сейчас мы уже видим, как человечество овладело атомной энергией, как с каждым годом расширяется ее применение в мирных целях.

Ноосфера создается разумом и трудом народных масс. Поэтому одним из важнейших условий этого процесса является подъем благосостояния трудящихся. Хотя эта задача, поставленная в масштабах всей планеты, далека еще от своего решения, однако потенциальные возможности для этого имеются уже сейчас.

Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации. В настоящее время, писал Вернадский, «идея равенства всего человечества и равноправия черных, желтых и белых рас пустила глубокие корни в общее и научное сознание мира». Недалеко то время, когда позорные явления неоколониализма и национального гнета навсегда исчезнут с нашей планеты и в жизни общества окончательно воцарится новая эпоха, которая будет характеризоваться не подавлением слабых сильными, а «мирной связью всего человечества на почве экономической и культурной жизни».

Ноосфера, по мысли Вернадского, -  это новая геологическая оболочка Земли, создаваемая на научных основаниях. «Единая научная мысль, -  писал он, -  охватила всю поверхность планеты, все на ней находящиеся государства. Всюду создались центры научной мысли и научного искания». Но в настоящее время мощь научного знания используется еще не в полной мере, так как сплошь и рядом «социальная отсталость мешает проявиться совершающемуся перевороту в реальных силах человека». Но это - лишь одно из условий. Ведущая сила современности, преобразующая биосферу в ноосферу, -  народные массы. Благодаря деятельности народных масс на нашей планете происходят революционные преобразования изживших себя социальных отношений в невиданных ранее масштабах и глубине. В современную эпоху «впервые в истории человечества интересы народных масс... определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости».

По мысли В. И. Вернадского, ноосфера является результатом действия слившихся в единый поток величайших революционных преобразований как в области науки, так и в социальных отношениях. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, как уже говорилось, союза науки и трудящихся масс. Сейчас мы видим, что в странах социалистического содружества такой прочный союз уже существует.

Владимир Иванович Вернадский не дожил нескольких месяцев до конца Великой Отечественной войны. Свою последнюю статью «Несколько слов о ноосфере» он заканчивал такими словами:

«Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее  -  в новый стихийный геологический процесс  -  в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон... с законами природы... Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках». Он подчеркивал, что «нет сейчас более высокой и гуманной задачи, чем борьба за то, чтобы не довести человечество до самоистребления». Мы знаем, что именно за это борется Коммунистическая партия нашей страны и что эта борьба находит все более широкую поддержку во всем мире.

 



[1] Глава из книги Н.С.Шатского и А.Л.Яншина. Портреты геологов. М.»Наука» 1986.

[2]  Раздел написан совместно с С.Г. Мигулинским и И.И. Мочаловым.