Международная общественная организация "Мир через Культуру" http://www.peace-through-culture.com

 

 

Странник alexx_torr@mail.ru   08.04.03

Об учителе

"Срам стране, где Учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызывает восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветление духа, если школа будет местом принижения и обид. Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Позаботимся, чтобы учитель, был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога".

"Напутствие Вождю", п. 162

Что за человек - учитель? Чем он так сильно отличается от других людей? Он такой же, как и все мы, однако есть у него одна отличительная особенность - он сознательно принимает на себя повышенную ответственность за будущее.

Все мы в той или иной мере на жизненном пути хоть ненадолго, да бываем в роли учителя. Когда создаем семьи, воспитываем детей - родители ведь должны быть первыми учителями в жизни ребенка. Когда нас просят поучаствовать в любых мероприятиях с детьми - присмотреть за ними, сходить в парк, в кино, в поход. Часто дети непроизвольно воспринимают взрослых, как пример для подражания, как людей, у которых можно перенять опыт, жесты, слова, т.е. научиться чему-либо. Уже одно осознание такого влияния должно наполнить нас ответственностью за все свои действия, слова и даже мысли и чувства, которые мы проявляем в присутствии детей. Насколько же больше ответственность профессионального учителя, который уже не может оправдаться необдуманностью или неосознанностью своего воздействия на молодежь, потому что труд учителя изначально предполагает высокий нравственный, этический уровень человека, твердость его жизненных принципов, четкую систему ценностей, подчиненную единой наивысшей ценности - способности любить.

С чего начинается будущее? Где его самые мощные истоки? Нет, не в планах наших законодателей, не в умах взрослых, которые сейчас творят существующую действительность, но в первую очередь - в этой ребятне, которая, кажется, еще толком ничего не знает и не умеет, и смотрит на мир любознательными глазами. Недаром многие жестокие завоеватели прошлого уничтожали в захваченных странах стариков и детей, лишая одновременно порабощенный народ и мудрости прошлого, и ростков будущего, или же угоняли детей в рабство, где им прививалась психология не свободных людей, а рабов.

Вот они, эти доверчивые и ясные глаза, готовые обнять все вокруг, интересующиеся буквальном всем; эти звонкие голоса, еще не потерявшие изначальной радости от переполняющего душу ощущения жизни; эта энергия и беззаботность, пока еще не задавленные социальными нормами и правилами; эта естественная чистота, не замутненная пороками нашего общества. Нежные ростки будущего, проклюнувшиеся на ниве настоящего времени. Кому же доверит общество воспитание, формирование душ тех, от кого напрямую зависит - каким оно будет всего лишь через несколько десятков лет? Что делается для того, чтобы развить в детях самое лучшее, самое светлое, не причинив вреда, не привив ложных ценностей?

Судя по всему - мало делается. Достаточно взглянуть на состояние системы воспитания, образования, на качество обучения, на этические основы молодежи, чтобы в какой-то момент понять, что государство, по-видимому, либо вовсе не заинтересовано в будущем собственного народа, либо сознательно формирует его, но какими-то странными способами. В эти способы входит низкий уровень оплаты труда учителя, и тем самым формирование низкого социального положения учителя, сочувственно-снисходительное восприятие этого труда общественным мнением, снижение его привлекательности и ценности в глазах тех молодых людей, кто в более благоприятных условиях имел бы желание избрать эту профессию. К сожалению, в нашем мире деньги пока имеют определяющее значение, и потому не только материальные, но и интеллектуальные, духовные ценности также подвержены измерению в денежном выражении. Если труд низко оплачивается, стало быть, он не так и необходим, не настолько ценен для общества. Отсутствие требуемого финансирования, которое государство ОБЯЗАНО проводить для обеспечения нормального образовательного процесса, порождает массу специфических явлений, когда учителя вынуждены идти на забастовки, увольняться из учебных заведений вообще, либо, если позволяет честь и совесть, восполнять нехватку денежных средств за счет учащихся и их родителей. Неужели не ясно, что в подобной ситуации закладываются очень опасные, далеко идущие последствия, когда в результате формируется психология человека, раз и навсегда убежденного, что его труд никогда не будет достойно оплачиваться? И однажды пробужденное желание восполнять эту ущербность "коммерческой деятельностью" в рамках государственной системы образования останется надолго, даже при восстановлении нормального режима финансирования школ и ВУЗов. Какое же мнение сложится у учеников, когда они поймут, что учитель не столько заинтересован в процессе обучения, сколько думает о материальных проблемах, когда успеваемость можно будет поправить не своими усилиями в учебе, а подарками, подкупом? Наверное, это мнение будет очень близко к пренебрежению. А ведь эти дети, нынешние ученики, повзрослеют, и навсегда унесут с собой свое негативное восприятие профессии учителя и тех людей, кто трудится в сфере образования.

Посмотрим, как обстоят дела в области подготовки педагогических работников. Во многих ВУЗах, готовящих будущих учителей, преподавателей, царствует нацеленность на результат и ставится задача подготовить такие кадры, которые могли быть дать учащимся необходимый объем учебной информации по конкретным дисциплинам, предметам. Вновь видим механистический подход, в основе которого находится принцип учебного процесса, только как передачи набора сведений, фактов и некоторых навыков их использования, а не как живого общения учителя и учеников, развивающего не только интеллектуальные способности и память, но и формирующего духовную, нравственную основу молодого поколения. Молодой учитель, который должен стать примером для обучаемой молодежи, совершенно не получает знаний о самодисциплине, самовоспитании, саморазвитии, о необходимом для будущей деятельности высоком этическом уровне. Да, это непростая и глубокая задача, и, наверное, поэтому ВУЗы не имеют желания и намерений ее решать, довольствуясь установленными нормами и стандартами. Наверное, поэтому довольно привычен вид студентов педагогических учебных заведений, не стесняющихся громко выражать свое бескультурье и грубость, курящих и вообще ничем не отличающихся от остальной молодежи, подверженной многим негативным течениям и веяниям. Вот они, будущие учителя, которые через несколько лет будут прямо оказывать влияние на формирование новых поколений. Кто расскажет им о любви к детям, как об обязательном условии успешного обучения? Кто даст им понятие об огромной ответственности за свой труд, о роли личного примера? Поймут ли они, что учитель сам всегда остается учеником и должен всю жизнь развиваться и обучаться, все более и более совершенствуясь как в профессиональных, так и в личностных качествах?

Жаль, что в России образ учителя так извращен и унижен, это наша общая беда. Не мешало бы поучиться у любых других стран, на Западе ли, на Востоке ли, отношению к учителю, где люди этой профессии всегда имеют большой авторитет, пользуются глубоким уважением и почтением. Возможно, потому нынешняя молодежь и вызывает столько беспокойства и нареканий у общества, потому что настоящих, истинных учителей так мало осталось в сфере образования. И кто же воспитает новые поколения грамотных, преданных не только букве, но и духу учительства, педагогов для нашей большой страны? Вопрос пока открыт.


вверх

© Все материалы, приведённые на нашем сайте, свободны для копирования.