В.В.Анненков  Институт географии РАН,

В.Г. Барский, Экологический центр ИИЕТ, Интернет-журнал «Биосфера»

В.Ф. Взятышев  Научный совет по социальным технологиям МАН ВШ, ИСТО  МЭИ,
С.В. Нилова

Ивановский государственный  университет

А.А. Овсейцев

Проект «Саморазвивающиеся жизнедеятельностные комплексы»

О парадигме образования 21.  Дискурс ГРУППЫ «стоик»

Динамичное развитие земных цивилизаций и, как следствие, необходимость постоянного самообразования  человека в процессе всей жизни, новые удивительные возможности информатизации стали причинами явного несоответствия традиционной педагогической парадигмы реалиям 21 века и  заставили задуматься о новой парадигме.

Авторы особое значение придают постижению сущности  и методологии ноосферного образования, овладению и дальнейшему развитию научного наследия В.И. Вернадского, Н.В. Тимофеева-Ресовского, А.Л. Яншина, Н.Н. Моисеева и других корифеев науки, заложивших начало новых представлений о жизни на Земле. Это - научный фундамент ноосферного образования, основа  долговременных  и стабильных отношений человеческих социумов и природы.

«Задача заключается в том, чтобы попытаться осуществить конверсию в сфере приложения интеллекта, направить его на созидание нового безопасного будущего всего человечества, способности к выживанию и развитию»  [3., С.24].

Ниже мы  покажем наше видение  проблематики ноосферного знания. Однако, хотим обратить внимание и на некоторые  требования к  образованию в целом как категории, распространяющейся на  все научные и технологические знания, (включая знания в сфере общественных наук), на «декларативное знание» и «процессуальное знание»    (по Джеймсу Питту), имеющих разные парадигмы и методологию см. рис. 1.

 

Операции и промежуточные результаты:

Гипотезы,

аксиомы

Конечные результаты:

Прожектирова-ние Проектирование

Прогнозы

модели

Связи

Цели:

Продукты, материалы, услуги

Статистика

Экспертиза

Производство

Законы,

Сбор  образцов, данных, фактов,

Открытия

Объяснять Предсказать

Предупре-дить

Изменить существу-ющие условия

Технологии

Использование

знаний и технологий

Объяснения.

Энергия и др.ресурсы

Учения

Здоровый образ жизни

Сравнения

Теории

Среда

Создание приборов, материалов,

испытания,

отладка,

изобретения,

патентование

Обобщения

Прогнозы

Регламенты и нормы

Доказательства.   Опровержения.

Описания.  Классификации. Анализ. Синтез. Измерения. Съемки. Рецензирование. Публикации и др.

Опытные образцы, Схемы, карты, информационные  и другие системы, сооружения и коммуникации и т.л.

 

 

 

Естественные   фундаментальные   науки

Технологии,  прикладные     технические и общественные  науки

Рис. 1. Сравнение естественных и прикладных наук

 

 

   Одна из важнейших задач образования - преодоление разрыва  между  двумя  векторами  развития науки, интеграция знаний - может и должна решаться  на основе признания важности научного обеспечения всех видов деятельности (см. рис. 2).

Другим условием новой парадигмы мы считаем ноосферную направленность образования, умение мыслить и действовать и глобально, и локально, считаясь с системой биосферных ценностей.

 

Охраняемые и изучаемые объекты  биосферы

 

Континенты

Разработки (как результат)

личность

мировой океан, моря

 парадигмы

Процедуры (процессы)

технологии

семья

природные географиче-

ские зоны

концепции

стратегии

Суд

наказание

Цели развития

визовый режим

НИР и ОКР

род,

племя

 Литосфера

программы

аппеляция

экологические

экономиче-  ские

нормирование

методики

инструкции

этнос

атмосфера

Климат

планы

согласо-   вания

политические

cоциальные

проектирование

декларации

хартии

народ

водные

 

Бассейны

бизнес-планы

переговоры

ближайшие

Средне-

срочные

исследование

договоры

нация

флора, фауна

нормы, правила,

надзор

контроль

на  все времена

долгосрочные

просвещение

законы

регламенты

страна,

регион

Почвы

уставы

банкротство

програм-мирование

реклама

образование

лицензии

цивилизация

экосистемы,

Ландшафты

кодексы

оценка воздействий

экспертиза

рекламация

размещение

производства

и поселений

валюта,

ценные бумаги

технологии

памятники природы

проекты

 

прогнозы

слушания

опрос

аудит, страхование

выборы

назначения

материалы

предприятие

уникальные объекты

информ-системы

материалы

вещества

услуги

изделия

вторсырье

отрасль, сектор         экономики

Биосферарии

научные

 центры

культурные центры

космос

биосфера в целом

стихийные бедствия

геофизические процессы

эксперты

 

Рис. 2.  Место науки и образования в системе управления развитием цивилизаций и стран. Цветом выделены: аолубым - цели развития, б) коричневым - процедуры принятия решений, в) фиолетовым - результаты производства и потребления, проектирования,    нормирования и других процедур и процессов,   г) светло-синим - охраняемые и изучаемые объекты биосферы и процессы, влияющие на нее, д) зеленым - особо важные области развития науки [5].

Вектор развития высшей школы пока  не направлен в сторону  ноосферного образования. Исключения - университеты в Дубне («Международный университет природы, общества и человека», в Иваново, Томске,   Москве (Экологополитологический  и Международный университеты) и др. -  служат испытательными полигонами  реализации новых представлений о человеке и обществе 21 века, но их опыт не обобщен и еще в малой степени отражает возможности современных технологий.

Мы видим несколько высоких барьеров на  пути ноосферизации, косвенным подтверждением существования которых стали интересы потребительского общества, национальный и групповой эгоизм, не позволяющие  реализовать  важные международные договоры в защиту Земли, своего рода осознанная и неумышленная обструкция с трудом достигнутых  результатов коллективного сотворчества.

К сожалению, идеи ноосферного образования, основываемого на новых ценностях, не совместимых с ценностями общества неограниченного потребления, не находят законодательного отражения в Федеральной и региональных программах образования и заметного смыслового, содержательного отражения в учебных программах. Может ли  наше видение «глобального ноосферного образования»  найти понимание и реализоваться в современных системах образования?  Для ответа на этот вопрос мы и объединяем свои усилия.

Третьим требованием к образованию, по нашему мнению, должно стать сотворчество, направленное на единение сознания субъектов в целях создания ноосферных ценностей, на оптимальное  использование мыслительных, рефлексивных и коммуникативных способностей личности и социумов, учителя и учащегося, учащихся в отношениях между собой, ученых, проектировщиков, работников, занятых в сфере эксплуатации, представителей разных сфер знаний как участников общего дела, представление о котором дает рис.2.  

В развитых странах уже ценятся и будут еще более востребованы люди, умеющие не только применять полученные знания, но и порождать новые знания, создавать малоопасные технологии, вещества, материалы, формы и т.д. эффективно используя коллективные и собственные резервы мышления, знаний и опыта.

Интеграция современного мира ярко проявляется  в сфере высшего образования: это - обмен студентами и преподавателями, универсализация образовательных программ, особенно в рамках единого образовательного европейского пространства. В  развитии и планировании образования активно участвуют межправительственные  организации, такие как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк.

Четвертую особенность модернизации образования  мы видим в применении новых и, в частности, сетевых информационных технологий, позволяющее существенно изменить учебный процесс. Так, технологии дистанционного образования - новая форма в социальных институтах образования и в самообразовании личности - быстро распространяются в развитых странах.

К 2010 году в масштабах единой Европы каждый желающий сможет учиться с помощью Интернета, выбрав понравившийся курс обучения в одном или нескольких европейских университетах. Во многих странах мира компьютерная грамотность преподавателя  становится нормой.

К особенностям  сетевого взаимодействия, ориентированного на глобальное ноосферное образование, можно отнести технологичность, рефлексивность, креативность и опережающий характер совместной сетевой деятельности, служащей импульсом  для  модернизации других сфер деятельности, в частности, науки. 

Модернизацию образования мы рассматриваем как средство, раскрывающее слабо или совсем неиспользуемые огромные резервы распространения, усвоения и применения знаний.  В России этот процесс  идет на малых скоростях, хотя нельзя не отметить некоторые достижения. Стали возможными  компьютерный ликбез [6], в школах введен обязательный выпускной экзамен на основе сетевого взаимодействия. Появились первые электронные учебники, в частности, и по экологии. Согласно федеральной программе "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг." проводятся тендеры на массовую поставку компьютеров в школы. 

Но модернизация сдерживается демографическими изменениями в стане педагогов - в основном - старением кадров и их  психологической неготовностью, неумением работать в сети и крайне слабым обеспечением компьютерной техникой, программами,  учебниками и учебными пособиями, а также социальной незащищенностью учителя.

Важно обратить внимание  и на этику ноосферного образования, на права и обязанности людей и социумов разных уровней организации - от семьи до цивилизации в эпоху ноосферы. Это пятое условие создания новой парадигмы.

Мы разделяем позиции тех деятелей науки и образования, которые считают важным образование для  всех и для всех возрастов, образование, развивающее способности обучающихся и самих учителей и их умение учиться учиться (без запятой), согласно житейской мудрости «Век живи, век учись!».   

В апреле 2 000  г. в Париже на открытии Всемирного форума по образованию для всех (26-28.04, Дакар, Сенегал) Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура призвал все страны мобилизовать усилия в решении задач образования для всех – “подлинного образования, без какой-либо дискриминации, отвечающего требованиям завтрашнего дня и экономически доступного для всех”.

Всемирный форум по образованию, организаторами которого являются ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ПРООН (Программа развития ООН), Всемирный банк и Фонд ООН для деятельности в области народонаселения (ФНЮАП), объединил более 1 500 участников, представляющих 183 страны, в том числе более 100 министров, все ведущие агентства двустороннего сотрудничества, неправительственные организации и специалистов в области образования.

Генеральный директор ЮНЕСКО призвал  все государства сразу после Дакара подготовить национальные программы действий. Эта подготовка должна вестись публично и демократично, с опорой на самые активные силы нации: гражданское общество в целом во главе с учителями и преподавателями, … неправительственные организации и частный сектор. Эти программы должны уделять особое внимание улучшению качества базового образования и борьбе с любыми формами дискриминации, в частности, по признаку пола”.

«Однако самое большое богатство ЮНЕСКО, - продолжил он, - это огромное разнообразие опыта и инициатив, накопленных ее государствами-членами. Ибо не будем забывать, что ЮНЕСКО не только крупнейшая межправительственная организация по вопросам образования, но и инструмент сотрудничества между странами-членами в области ее компетенции. Один из важнейших козырей ЮНЕСКО – ее сеть из 188 национальных комиссий, эта сеть уникальна в системе ООН [7].

Не оказаться бы в хвосте всемирного обоза.

Группу СТОИК (аббревиатура «Сетевые Технологии Образования и Коммуникации»)  интересуют  инициативы "снизу", в частности, создание "образовательных сетевых сообществ" и возможности поддержки таких сообществ государственными структурами, общественными организациями и предпринимателями.

 СТОИКи еще не вышли из первого  этапа своего развития - этапа поиска форм и методов реального открытого саморазвивающегося сетевого сообщества (1), объединения для решения значимых задач на основе сотворчества его (за немногим исключением) немолодых участников. 

Группа образовалась немногим больше года  и  подготовила несколько документов, в частности, материалы  коллектива  и  его членов, опубликованные в сборнике тезисов   Межгосударственной научно-практической конференции «Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия» (Иваново, 21-23 мая  2003 года). А предложения группы стали одним из основных зафиксированных итогов работы этой конференции. Группа организовала дистанционное обсуждение материалов конференции по секции "Ноосферный человек и ноосферное образование".

Нас интересуют возможности развития и распространения дистанционного ноосферного образования, претендующего на роль глобального образовательного стандарта [1]. Исходим из того, что важный аспект ноосферного образования - междисциплинарное сотрудничество - может быть реализовано в сети. Это убеждение основано на годовом опыте группы, где  ни у одного участника не  было  дублера по профессии. Информационные сети создают реальные предпосылки для координации  ноосферного движения,  для выявления «точек роста»  и прорывных ноосферных технологий.

Укрепление связей между дисциплинами через повседневное сетевое сотрудничество преподавателей и студентов разных факультетов в решении комплексных проблем, по нашему мнению, способно  возродить былое и забытое предназначение университетов. Уже в сети появляются международные сетевые университеты, "виртуальные кафедры". «Знание, информация – это та сфера, которая наиболее легко преодолевает национальные границы… Знания, в отличие от сырья, не являются исчерпаемым ресурсом». [2., С.281-282, С.287]. Ноосферного сетевого университета еще нет, но намерение его создать уже появилось и озвучивалось на конференции «Учение В.И.Вернадского  о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия» в Иваново  23 мая 2003 г.

Становление в Интернете неформального «Ноосферного университета» могло бы ускорить смену парадигмы образования.

Формат журнальной статьи не позволяет  рассмотреть все аспекты  развития образования 21.  Кроме уже обозначенных, хотелось бы показать важность и других не менее значимых аспектов модернизации образования, в частности, к ним относим

·       разработку ноосферного кодекса,

·       внедрение ноосферных образовательных программ, экологизацию учебных дисциплин и изучение проблем устойчивого развития на разных уровнях организации социума, 

·       осуществление дистанционных разноуровневых и междисциплинарных ноосферных курсов,

·       проектирование и создание сетевых сообществ, разрабатывающих и   принявших ноосферный кодекс и  занимающихся ноосферной проблематикой, 

·       создание баз знаний и банков данных о биосфере и ноосфере, о единомышленниках, родственных организациях, службах поддержки и т.д.

·       выработку навыков самостоятельной познавательной и творческой деятельности с использованием  постоянно расширяющихся и модифицируемых  информационных программ и т.д.

Ноосферизация как непрерывный расширяющийся вширь и вглубь процесс трансформации образовательных учреждений и учебных стандартов и программ,  сферы управления образованием  на  местном, государственном и межгосударственном уровнях нами рассматривается как императив выживания и устойчивого развития и реализации опережающей функции образования в процессе ноосферизации социума и технологий.

Разумеется, этот процесс  невозможен в отрыве от  фундаментальных и прикладных исследований, в изоляции от процессов глобализации,  экологизации, движения за устойчивое развитие. Этот процесс неразрывно связан с пересмотром роли образования в экономической системе,  с совершенствованием законодательства и других факторов внутреннего и внешнего порядка. 

После осмысления прочитанного закономерен вопрос: «Кем, как, в какие сроки и за счет чего будут преодолеваться многочисленные трудности в достижении целей ноосферизации?».  

Процесс ноосферизации объективен и число людей, задумывающихся о стихийном, губительном развитии цивилизации в условиях дикого рынка,  растет.  Три события, отделенные двумя и одной декадами: саммиты в Стокгольме (1972), в Рио-де-Жанейро (1992) и в Йоханнесбурге (2002) - лучшее тому подтверждение.  Обеспокоенность налицо. Интеллектуальное пространство между верстовыми столбами  рефлексии человечества как целого - документы «Пределы роста», «Повестка на 21 век», «План действий», - заполняется  концепциями и стратегиями устойчивого развития, законами и указами, технологиями и формами, множеством государственных и общественных организаций,  нацеленных на преодоление пороков стихийного развития цивилизаций.  

СТОИКИ не одиноки  в своих устремлениях и, взаимодействуя в сотворчестве с другими группами, надеются свой посильный вклад в ноосферизацию  образования. Но лишь время покажет, насколько  оправданы эти надежды.

Библиография

1. Анненков В.В., Барский В.Г., Нилова С.В., Овсейцев А.А., Лобанов Ю.И., Шиян А.А. Ноосферное развитие личности: практика в группе «Стоик». С. 346- 348 Реалии ноосферного развития. – М., 2003.

2. Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для вузов/ М.М. Лебедева. - М., 2003

3. Мельникова Е.Н.  Час X. Россия 21 век. – М., 1996.

4. Барский В.Г. Проект международной программы «Динамическая модель биосферы. «Биосфера» №1, 2002.

5. Джеймс Питт, кафедра исследований в области образования, университет г. Йорк, Великобритания  «Научные и технологические знания – что между ними общего и в чем различия; их значение для технологического образования».

6. Калмыков В. Л. Переработка научных данных в знания как актуальная техническая задача. В этом номере журнала.

7. Генеральный директор ЮНЕСКО призывает мировую общественность мобилизоваться на решение проблем образования для всех. ЮНЕСКО. Париж, апрель 2 000 г.