Нилова С.В.

 

Размышление о "ноосферном сотворчестве"

 

Интенсивность информационного развития обуславливает освоение педагогической "бесконечности" [4, С. 147] не как передачу культурного опыта от одного поколения к другому, а как совместное созидание культуры. Это коренным образом меняет отношение участников образовательного процесса, которые могут (и должны) строиться как сотворчество.

Развитие науки об образовании в новом тысячелетии будет "разрешаться с учетом перехода в информационное общество, в котором будет сформирована "инфоноосфера личности" [2, С. 90].

"Ноосферное сотворчество" – высшая форма сотворчества. И дефиниция  определяется сутью процесса "сотворчество". Научными междисциплинарными категориями, связанными  с понятием "сотворчество", являются "мышление", "деятельность" и "взаимодействие". Термин "сотворчество" имеет две смысловые части – приставку "со" (приставка "со" служит для образования имен существительных и глаголов, означая общее совместное участие в чем­-нибудь) и самостоятельное понятие "творчество", которое в своем определении имеет ключевые слова – "деятельность" и "мышление" [7].

Исходной точкой нашего анализа выступает термин "творчество". Творчество определяют через "созидательную деятельность",  "особую форму  мышления".  В научной литературе сложилось непротиворечивое представление о том, что творчество – это не один, а разные виды человеческой  деятельности, определенное качественное состояние деятельности. Учитывая определение "творчества" как "деятельности", мы думаем, что ключевым словом в определении "сотворчества" (а далее "ноосферного сотворчества") могло быть понятие "совместная созидательная деятельность".

 "Ноосферное сотворчество" – вершина сотворчества вселенского уровня. Идеальное устремление к  акме - вершине человечества, ноосферному состоянию мирового сообщества. Ноосферное сотворчество –  система активности взаимодействующих субъектов (индивидов групп, сообществ, государств), направленных на ноосферное развитие общества. Как разновидность сотворчества феномен "ноосферное сотворчество" также будет  иметь черты совместной деятельности.

Развитие интернета рождает такие формы, как дистанционное, сетевое сотворчество, примером которого может быть деятельность в междисциплинарной  группе СТОИК [6]. Проектируя возможные формы сотворчества,  предположим, что на практике возможно "сетевое всемирное (ноосферное) сотворчество", ориентированное на ноосферное развитие общества. Представители ноосферного движения объединяютя в сетевое сообщество.

Возможно ли "ноосферное сообщество", "всеобщий рай на Земле" при человеческом несовершенстве?  Могут ли несовершенные люди создать "всеобщее ноосферное совершенство"? Или этот феномен идеальная, но не постижимая вершина? Возможна устойчивость и равновесие  в мире? Что необходимо для этого сделать? Могут ли все члены человеческого сообщества  разделять некую абсолютную норму устойчивого развития или идею "ноосферного сотворчества", которая должна присутствовать в логике любого взаимодействия? Возможно ли "глобальное ноосферное управление" как предмет мировой политики?

Проектируя "ноосферное сотворчество" можно говорить о  процессе его становления  и возможном предполагаемом результате.  Промежуточной целью такого сотворчества может быть Долговременное Безопасное Развитие (ДоБРо - сокращение-символ), которое предлагает группа СТОИК (Сетевые Технологии Образования И Коммуникации).

Возвращаясь к исходной задаче, рассмотрим мышление, как другое ключевое слово в определении творчества – сотворчества – "ноосферного сотворчества" и "ноосферного мышления". Творчество – "мышление в его высшей форме" [4, с. 147]. Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. Однако его точного общенаучного определения нет. Очевидно, используя определение творчества как формы мышления, конструируемая дефиниция может быть представлена как "совместное творческое ноосферное мышление". Обратимся к близким по смыслу, используемых на практике понятиям, – "коллективное думанье", "коллективное мышление", "коллективная мыследеятельность", "совместная мыследеятельность". Вышеназванные термины являются частными по отношению к более объемной научной категории "совместная деятельность".

Понятия "коллективная мыследеятельность", "совместная мыследеятельность" (идеальная вершина – "вселенская мыследеятельность", "ноосферное мышление"), как и понятие "совместная деятельность", по аналогии с категорией деятельности  будет включать следующие структурные компоненты: потребность – мотив – задачи – средства (решение задачи) – действия – операции.

Так соответственно "ноосферное сотворчество" и "ноосферное мышление" будет иметь эти же характеристики. Возможно, черты "ноосферного сотворчества" можно выявить, опираясь на категорию "взаимодействие", которая уже обладает статусом всеобщности. В нашем случае, будем рассматривать взаимодействие "как процесс епосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг  на  друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь" [1, С. 51].

Взаимное соотнесение ряда понятий позволяет нам сконструировать следующее определение. Ноосферное сотворчество – совместная творческая деятельность, совершаемая в условиях (ради) долговременного безопасного развития общества (ДоБРО), направленная на решение значимых задач всемирного сообщества и предполагающая взаимообусловленность ноосферного развития субъектов взаимодействия. Определение не "схватывает" всё обсуждаемое явление и обладает определенной долей ограниченности. Определенная "усеченность" его неизбежна в связи с беспрецедентной сложностью, многоаспектностью  рассматриваемого явления.

Важным процессуальным аспектом представленного феномена  является реализация идеи "ноосферное сотворчество" в образовательной модели. Мы считаем уместным, не определять принадлежность модели к какой-либо научной области. Категория "образовательная модель"  является более объемной по отношению, например, к таким понятиям как "педагогическая модель" или "андрагогическая модель".

Нам представляется возможным находить такие обобщенные категории, которые бы могли отражать единство и  учитывать целостность обучающих, воспитательных и развивающих функций. В ноосферном контексте образовательная модель должна отражать особенности ноосферного развития общества и определять различные аспекты формирования "культуры мышления" личности и социума.  Вопрос формирования культуры ноосферного  мышления в образовательном процессе   один из важных факторов "ноосферного сотворчества".

И сотворчество, и мышление мы определили через универсальную категорию "деятельность", следовательно, в образовательной модели необходимо раскрывать сущность "ноосферной деятельности"  всех субъектов образовательного процесса. А также в контексте ноосферного развития  важно уделять внимание таким категориям как  "стиль мышления" и "стиль  деятельности". Очевидно, в образовательный процесс должны войти такие понятия как "ноосферный стиль мышления" и "ноосферный стиль деятельности". Опора на трехуровневую иерархическую структуру мышления [5, C.148-149]  может представить  интуитивный, рассудочный и разумный стили мышления.

В контексте ноосферного мышления  интересно "бесконечное мышление", направленное на познание универсума абстрактных объектов в целом и ориентированное на созидательное, устойчивое развитие общества и как особое качество мышления личности.

Можно предположить, что термин "ноосферный стиль сотворчества"  объединяет и "внешнее" ("ноосферный стиль созидательной деятельности") и "внутреннее" ("ноосферный стиль мышления").

 

 Библиографический список

Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро­шевского. М.: Политиздат. 1990.

Советов Б. Я. Информационные технологии в образовании и общество XXI века // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. 1998. № 1 – 2 (11 – 12). С. 88 – 96.

Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 1992.

Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., Высш. шк., 1984.

Логический словарь: ДЕФОРТод ред. А.А.Ивина, В.Н Переверзева, В.В. Петрова.- М.: Мысль, 1994.

Взятышев В.Ф. , Анненков В.В,  Богданов А.Д., Лобанов Ю.И. , Нилова С. В. , Овсейцев А.А. , Питт Дж. , Сенькина Г.Е. , Шиян А.А.   Технологическое и Научное Образование на протяжении всей жизни: соответствие проблемам Сбалансированного Развития России в 21-м веке. Известия МАН ВШ, 2003, №1 (22).

Нилова С.В. Сотворчество в образовательном процессе университета. Дисс. ...канд. пед. наук.  Иваново, 1999, 246 с.