О.А. Лавренова

В Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха

Космизм в идее ноосферы

Под сводами старинной усадьбы Лопухиных, в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха проходила Международная научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». Расскажу о работе  секции «Историко-научные основы формирования космического мировоззрения», состоявшейся 13 мая 2003 г.   Руководил работой секции Анатолий Георгиевич Назаров, доктор биологических наук, академик РАЕН, директор Экологического центра Института истории естествознания и техники (ИИЕТ) РАН, председатель Отдела проблем изучения биосферы РАЕН. Он выстроил программу заседания таким образом, что центральным пунктом обсуждаемых проблем стала концепция ноосферы.

Основной тон заседанию был задан  его докладом «Что такое космизм в идее ноосферы?», где были подняты основные положения двух концепций ноосферы, разрабатывавшихся одновременно и независимо В.И. Вернадским и ПьеромТейяром де Шарденом. 

Татьяна Павловна Сергеева, кандидат технических наук, сотрудник Киевской астрономической обсерватории НАН Украины (г. Киев, Украина) представила развернутую картину мировоззренческих параллелей в творчестве Н.К. Рериха и В.И. Вернадского. Среди множества созвучий мысли этих двух великих людей следует выделить то, что и Вернадский и Рерих особую роль отводили творчеству, работе мысли и сознания. В конце жизни в «Размышлениях натуралиста» Вернадский пишет, что «точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ». Человек становится геологической силой, биосфера переходит в ноосферу – сферу научно управляемого разума человека. Благосостояние и само существование планеты зависит теперь от человека, его сознания, направления его мыслительного творчества. Эти же идеи о силе мысли, о значении ее качества в построении всех сфер жизни - как внутреннего мира человека, так и пространства планеты и всего Космоса,- отображены в философии Живой Этики, составляющей основу мировоззрения Н.К. Рериха.

Работая над главным трудом своей жизни – учением о живом веществе, Вернадский приходит к выводу о вечном существовании жизни в Космосе, о ее безначалии. Не получив поддержки у современных ему ученых, он обращается к философской традиции Востока, к трудам Вивекананды, и в восточной мудрости находит подтверждение своим идеям. Сочетая высокие взлеты прозрений, точные опыты и количественные подсчеты, Вернадский приходит к выводу о единстве и взаимодействии косной и живой материи Земли с Космосом, о единых законах их развития. Размышляя о бессмертии, он приходит к идее автотрофного человека. Понятие «автотрофного человечества», введенное Вернадским, так же как и «лучистое человечество» Циолковского, удивительным образом перекликается с существованием миров иных состояний материи, о которых говорит философия Живой Этики. Отображение этих миров мы видим в художественном и литературном творчестве Н.К. Рериха. И не является ли достижение такой автотрофности вершиной эволюции земного человечества, его главной целью?

Значение и смысл идей В.И. Вернадского еще до конца нами не постигнуты. Его творческое наследие, так же как и творчество Н.К. Рериха предстоит изучать не одному поколению исследователей. Изучать, опираясь на то новое космическое мировоззрение, носителями которого они являлись в XX веке, и которое в нашем XXI веке набирает силу и утверждается. Мировоззренческие построения Вернадского прокладывают мост от современной науки к науке будущего, основы которой заложены в философии Живой Этики и представлены в жизни и творчестве Рериха.

Близость мировоззренческих позиций В.И. Вернадского и Н.К. Рериха неслучайна. Эти мыслители обладали одинаковыми внутренними качествами, заданными высоким духовным и нравственным уровнем каждого из них. Острый ум, ясное мышление, прекрасная память сочетались у них с богатым художественным воображением, чутким восприятием и готовностью принять самые необычные проявления жизни. Это дало им возможность подняться над обыденностью и увидеть мироздание с космической высоты.

Близости идей В.И. Вернадского, Н.К. Рериха и другого известного ученого, К.М. Бэра посвящен совместный доклад «Космизм в мировоззрении К.М. Бэра» .А.А. Назарова и Е. В. Цуцкина, директора Калмыцкого НИЦ комплексного мониторинга. Географ и геоморфолог К.М. Бэр, изучая родную планету в рамках своей специальности, задумывался об ее существовании в контексте всего Космоса.

В продолжение темы непосредственной связи Земли и Вселенной, Ольга Александровна Лавренова, кандидат географических наук, сотрудник Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и Институт Наследия РАН и МК раскрыла тему «Культурный ландшафт: от Земли к Космосу». Концепция культурного ландшафта в современной науке базируется на идеях ноосферы, разработанных В.И. Вернадским. Семиотизация земной поверхности, происходящая в результате жизнедеятельности культуры, ведет к превращению ландшафта в знаковую систему, в случае традиционной культуры - в «икону» Космоса, космогонических представлений. Ученые, осознавшие роль и смысл ноосферных процессов, берут на себя  ответственность осмысления и означивания пространства – его гармонизации и соответствия космическим законам.

Очень богатый фактографический материал в докладе «Становление гелиобиологии и ее защита и развитие в географии» представил В.Н. Ягодинский, доктор географических наук, директор  МИК им. А.Л. Чижевского. Виктор Николаевич, популяризатор А.Л. Чижевского, был одним из пионеров в советской науке применения идей гелиобиологии. Результаты оказались потрясающими. Распространение самых опасных вирусных заболеваний, в том числе клещевого энцефалита, сифилиса, СПИДа и разных модификаций гриппа, напрямую зависит от ритмов солнечной активности.

Ряд докладов, прозвучавших на секции, был посвящен естественнонаучным проблемам и перспективам современной космонавтики.

Категорически против проектов заселения людьми других планет, использования их каменного материала для получения тех или иных химических элементов высказался доктор геолого-минералогических наук И.А. Резанов, сотрудник ИИЕТ РАН, в докладе «Геология и космизм». Человек – это часть биосферы, основой которой служат микроорганизмы. Создать за пределами Земли биосферу идентичную земной невозможно, а в измененной биосфере человек не выживет. Человек и Земля, ее геологические процессы, зависят от Космоса и вся история Земли и человечества свидетельствуют об этом. В современном мире деятельность человека, направленная в космос, к сожалению, ведет к превращению околоземного пространства в свалку отработанных деталей ракет и другого мусора.

С.В. Кричевский, кандидат технических наук, космонавт-исследователь, сотрудник ИИЕТ РАН, в докладе «Эволюция парадигм аэрокосмической деятельности» и В.П. Михайлов, кандидат технических наук, сотрудник ИИЕТ РАН, в докладе  «Историко-научные аспекты формирования инженерного освоения Космоса» также обратились к проблеме разрушительной деятельности человека в околоземном пространстве и не менее разрушительных побочных эффектов этой деятельности на поверхности Земли. Иллюстрация – уничтожение природного ландшафта Алтая отработанными ступенями ракет, запускаемых с космодрома Байконура. Пока чиновники от космонавтики и руководители государств, утверждающих космические программы, будут руководствоваться таким отношением к Земле и Космосу, космонавтика будет приносить человечеству лишь беды. И космическое мировоззрение, которое приходит на смену старого мышления, должно, прежде всего опираться на чувство ответственности.

Философские аспекты историко-научных основ формирования космического мировоззрения были изложены в докладах других участников секционного заседания.

Андрей Владимирович Иванов, доктор философских наук, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул) посвятил свое выступление «Эволюционной концепции В.С. Соловьева в свете синергетики»[1]. В работе «Оправдание добра» В.С. Соловьев предпринял  беспрецедентную попытку органически соединить научно-эволюционные и христианские креационистские представления о космической жизни. Попытка, которая сегодня – в эпоху все углубляющегося диалога науки и религии – заслуживает самого серьезного внимания, как, впрочем, и многие другие гениальные прозрения русского философа.

Великие  русские философы, как и В.С. Соловьев, обладали подлинно метафизическим даром проникновения в будущее и, что самое важное,  собственной  жизнью, высокими нравственными принципами, активной гражданской позицией непосредственно  старались воплотить провозглашаемые идеи. Для российских мыслителей спасительное будущее было однозначно связано с нравственным и духовным совершенствованием человека или, по выражению В.С. Соловьева, с воплощением Богочеловеческого братства на нашей заплутавшей Земле. Не может быть подлинного развития  без устремленности к нравственному идеалу и совершенству – таков важнейший эволюционный завет  основателя русской традиции «метафизики всеединства».

«Буддизм как учение о Космосе и его проявлении»[2] – так назвала свое выступление  Елена Николаевна Молодцова, кандидат философских наук, сотрудник ИИЕТ РАН. Она рассказала о космичности буддизма,  представлениях о структуре Космоса  и о корреляции этих идей с гипотезами современной физики.

Бойко Златев, аспирант Института ядерных исследований и ядерной энергетики (г. София, Болгария), рассказал «О применимости закона золотого сечения к историческому процессу». Золотое сечение (деление целого на две части таким образом, что отношение меньшей из них к большей равно отношению большей части к целому) было известно еще древнегреческим математикам, которые использовали его для своих геометрических построений. С золотым сечением тесным образом связан числовой ряд Фибоначчи, введенный в европейскую науку итальянским математиком Фибоначчи в начале XIII века. Отношение двух последовательных членов ряда Фибоначчи в пределе дает золотое сечение.

Среди авторов, предложивших философское обоснование закона золотого сечения, особое место занимает о. Павел Флоренский, который связывал наблюдаемые проявления золотого сечения с явлениями надвременного и надпространственного бытия. Флоренский отметил также, что огромное большинство применений закона золотого сечения было связано с пространственными соотношениями, соотношениями же временными исследователи несправедливо пренебрегали.

К настоящему времени установлена применимость закона золотого сечения к произведениям изобразительного искусства, архитектуры, литературы, музыки, а также к многочисленным явлениям из области физики, астрономии, химии, ботаники, зоологии, педагогики и других наук.

Вплоть до конца ХХ века, однако, не была исследована применимость закона золотого сечения к историческому процессу. Пионерскими в этом направлении стали работы Ю.Щаповой,  в которых установлена связь между рядом Фибоначчи и продолжительностью археологических эпох.

Бойко Златев представил результаты исследования применимости золотого сечения к историческому процессу в меньших масштабах времени (порядка 1000 лет) и для явлений локального (непланетарного) характера. На основании полученных результатов им рассчитаны узловые точки золотых вурфов на будущее и дан прогноз ожидаемых важных исторических событий для исследованных стран.

Односторонняя, хронологическая направленность золотых вурфов является подтверждением полярности вектора исторического времени (по Вернадскому), которая характерна для необратимых, диссипативных процессов с возрастающей энтропией. На основании полученных результатов возможно ввести естественную периодизацию истории исследуемых государств по узловым точкам золотых вурфов, т.е. по закону золотого сечения. Одной из возможных причин диссипативного характера исторического процесса на исследуемых отрезках времени является расходование энергии, полученной государством вследствие пассионарного импульса при его образовании. Исходя из математических свойств золотого сечения и золотого вурфа не представлятся возможным дать однозначный прогноз срока существования конкретного государства, ибо мы не можем знать ранг важности прошлых узловых точек для Totum Absolutum.

Однако, так как поворотные моменты в развитии государств приходятся именно на узловые точки, то возможно, что именно они и являются теми моментами, в которых возможно осуществление регенерации этноса (по Л.Н.Гумилеву).

Самый молодой участник секционного заседания, Вера Будина студентка Российского государственного педагогического университета им. Герцена (г. Санкт-Петербург), рассказала о принципах «Земной и небесной гармонии». Одна из проблем стоящих перед человечеством, это отношение земной и небесной гармонии, от решения этой проблемы зависит решение многих других мировоззренческих проблем. Всего возможных типов мировоззрения, основанных на взаимоотношении земной и небесной гармонии четыре: синкретическое единство, признание небесной гармонии в ущерб земной, признание земной гармонии, в ущерб небесной и, наконец, синтетическое единство, которое и должно быть выработано в рамках космического мировоззрения.

Синтетическое единство достижимо только при условии подражания земного небесному. Жизнь социальная должна быть построена в соответствии с жизнью небесной, в противном случае, желанная земная гармония с неизбежностью будет переходить в свою противоположность, утопия будет превращаться в антиутопию. Только тот, кто сознает единство Космоса, способен распознать момент, когда происходит это искажение.

Однако можно выделить принципы, искажение которых очевидно является потерей гармонии. Это принцип свободы воли или добровольности, принцип признания индивидуальности и третий, к которому сводятся остальные – это принцип действия во имя общего блага.

В заключение в докладе «Космическое мировоззрение и осмысление исторических пластов в научной мысли конца XIX – начала XX века» Андреем Владимировичем Скибой, аспирантом Института археологии (г. Киев, Украина), был сделан анализ российской и украинской духовной и научной традиций.

Одним из ключевых моментов в формировании космического мировоззрения является постижение исторического процесса. В начале ХХ века В.И. Вернадский писал, что исторический процесс является процессом природным огромного геологического значения. В качестве фактора космо-геологического развития, учёный выдвигает мысль, а также вводит в научную сферу категорию человеческого духа. Именно, осознание духа как преобразующей силы, реальной, а не абстрактной, стало одним из наиболее важных факторов в формировании космического мировоззрения.

В творчестве поэта и учёного И.Я. Франко дух - “Вечный революционер”, неразрывно связан с теми, ещё небывалыми, обновляющими энергиями, которые приходят на Землю, вызывая на ней социальные и духовные сдвиги. В этих новых энергиях И.Я. Франко видит приближение Будущего, которое прежде всего предстаёт для него как фактор, определяющий качественные изменения, как фактор, который включает историческое прошлое и современность в единый эволюционный процесс.

В конце ХІХ - начале ХХ века значительно возрастает интерес к археологии, начинают проводится широкие археологические исследования, делаются открытия, получающие резонанс среди творческой общественности. В месте с тем, мы видим особенно глубокое осмысление археологии как науки и тех древних культурных наслоений, которое было тесно связано с космическим мировоззрением. Археологические исследования, раскрывающие культурные наслоения земли, давали понимание наполненности пространства и его исторической цельности.

В искусстве и поэтическом творчестве Т.Г. Шевченко, одним из первых обратившего внимание на историческую память земли, тема древних курганов, наслоений прошлого соединяется с главным лейтмотивом автора – высвобождением человеческого духа поверх всех историко-временных разграничений. Это прозрение Т.Г. Шевченко нашло яркое отражение в исторической концепции Николая Рериха, в понимании феномена культуры как природного энергетического явления, которое живёт в постоянном обмене и взаимодействии как с другими культурами, так и энергиями Планеты и Космоса, проходящими через человеческий дух.

Н.К. Рерих в своих исследованиях обращал внимание на миграции народов, особенно на грандиозные переселения, а также на древние солнечные культы, связанные с ними. Образ “Священной весны” в творчестве Николая Рериха выражает пробуждение человеческого духа и пульс космических энергий.

Отличительной особенностью состоявшегося секционного заседания была интересная дискуссия и конструктивная междисциплинарная дискуссия, в которой участвовали философы, археологи, астрономы, биологи, геологи, географы. Сегодня невозможно представить область научного исследования, в которой так или иначе не отражала космического мировоззрения.

 

 

 

 



[1] Полный текст доклада Иванова А.В. читайте в этом номере журнала.

[2] Полный текст доклада Е.Н. Молодцовой читайте в этом номере журнала.