АННЕНКОВ В.В.,Институт географии РАН;

 БАРСКИЙ В.Г., Экологический центр ИИЕТ РАН. Интернет-журнал "Биосфера";

НИЛОВА С.В., Ивановский государственный университет;

ОВСЕЙЦЕВ А.А., Проект "Саморазвивающиеся жизнедеятельностные комплексы";

ЛОБАНОВ Ю.И., НИИ высшего образования;

ШИЯН А.А., Институт Социальных Технологий.

 

НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПРАКТИКА В ГРУППЕ СТОИК

 

Вступление

Представления В.И.Вернадского о биосфере, ноосфере [1] и переходе земной оболочки в новое состояние под влиянием деятельности человечества породили ноосферологию [2], ноосферное движение [3], преломление ноосферных идей в образовании [4, 5] и другие следствия. В научном и деятельностном контекстах "Вернадскианы" предлагаемый коллективный доклад обобщает их понимание группой СТОИК (Сетевые Технологии Образования И Коммуникации)  и практику сетевых взаимодействий профессионалов разных специальностей  Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново, Ульяновска, Волгодонска, Смоленска, Винницы и др. [7].

Исходные понятия и модели

Ноосферу понимаем как биосферу, измененную жизнедеятельностью многих поколений людей, вследствие чего земная оболочка, поддерживающая жизнь, - уже не природное, а природно-культурное явление.

В культуре различаем материальные ее формы (овеществленный труд, вошедший в ландшафты) и "живую культуру" (сознание + деятельность) миллиардов землян, от жизнедеятельности которых зависит будущее нашего земного Дома. Превалирование в "живой культуре" таких ценностей как деньги, власть, потребительство,  ведет к подрыву в человеке человеческого, противостоянию общества природе.

Переход из биосферы в ноосферу рассматриваем как естественно-исторический ноосферогенез, в который включаются попытки "устойчивого развития". Присоединяясь к критике неудачного перевода sustainable development на русский, предпочитаем говорить о Долговременном Безопасном Развитии (ДоБРо - сокращение и символ).

ДоБРо - социокультурный "проект" смягчения угроз человеку и среде обитания, происходящих из несбалансированного развития разнородных компонентов земной системы, прежде всего общества. Программы ДоБРа есть инструмент для направленного регулирования естественно-исторического ноосферогенеза. Подобные начинания будут успешными или потерпят фиаско в зависимости от культуры их участников, включая освоение ими научных основ ДоБРа и социальных технологий его проектирования и реализации, государственную и международную поддержку.

В социальных технологиях ДоБРа на первый план выходит ноосферное образование, формирующее личности с ноосферными ценностями, новой этикой, деятельностью в русле ноосферного развития.

К концепции ноосферного образования

По традиции образование относят на детские и юношеские годы жизни человека. Между тем изменения в мире требуют перейти от "образования на всю жизнь" к "образованию через всю жизнь". Распространение спутникового телевидения и Интернет создает глобальную образовательную среду, в которой учащийся взаимодействует не только с учителем, но со многими партнерами. Информатизация образования уже не сводится к компьютеризации, знакомству с программным обеспечением и информационно-коммуникационными технологиями, но требует формирования сетевых сообществ для учения в сотрудничестве. Меняются ориентиры образования: модели работы с информацией и знаниями, модели стадий грамотности и компетентности, мировоззренческие картины мира, этика взаимодействий личности с социумом и с материальной средой обитания.

В современной России особое значение в образовании приобретает разумное сочетание эгоистических и альтруистических  мотивов и целей деятельности. "Эгоистический" уровень (образование для удовлетворения собственных потребностей) не может поддерживать ДоБРо без сочетания с "коллективным уровнем" двоякого рода - корпоративного сообщества и территориального сообщества, и более высоким "общечеловеческим уровнем" (понимание и деятельность в интересах развития человечества и сохранения жизни на Земле).

Все это необходимо учесть в концепции ноосферного образования. Главным становятся не знания, а умения работать со знаниями, широкий кругозор, нравственное развитие, совершенствование комплекса человеческих качеств во имя ДоБРа, освоение разнообразных (не только профессиональных и информационных, но и социальных, экологических и др.) технологий деятельности, развитие творчества, полезного людям. Социальная система образования может поддерживать развитие этих человеческих качеств, но само их развитие в каждом человеке зависит от него самого, а также от мотивации его действий обществом.

 Практика в группе СТОИК

Вольное междисциплинарное (инженеры, географы, философы, педагоги, математики…) сообщество СТОИК существует более года без административных и экономических рычагов. Оно держится стремлением участников к интеллектуальному общению для саморазвития и решения общественно полезных задач. В сетевых объединениях на принципах самоорганизации видим одну из перспективных форм ноосферного движения.

Группа СТОИК отрабатывает новые социальные технологии в образовании и самообразовании, поддерживающие интенсивную скоординированную деятельность многих людей в разных городах. Группа провела эксперименты по подготовке коллективных докладов, инициации новых форм сотворчества преподавателей со студентами, подготовки к международным конференциям.

Сообщество СТОИК (21 организация в 8 городах) - прототип широкой Сети дистанционного взаимодействия в интересах непрерывного образования. Разворачивается как бы постоянная телеконференция по широкому кругу вопросов - методических, этических, мировоззренческих. Опыт стоиков свидетельствует о роли ноосферной связности и открытых сетевых ресурсов в самообразовании. Целям ноосферного развития соответствует и гражданская позиция стоиков.

Проявившаяся в сообществе СТОИК тенденция дополнения самообразования сотворчеством нуждается в осмыслении как в отношении социальных технологий, так и в плане ее релевантности современным условиям российского образования и настроениям профессионального сообщества УЧИТЕЛЕЙ (проводников непрерывного образования на всех его уровнях и этапах).

Литература

1. В.И.Вернадский. Несколько слов о ноосфере. В книге "Владимир Вернадский…", М.: Современник, 1993. с.505-518.

2. А.М.Буровский. Ноосферология - новое направление в философии и метафилософии // Ресурсы ноосферного движения. Материалы международной конференции. М.: Геос, 2000, с.64

3. Ресурсы ноосферного движения. Материалы международной конференции. Ред. В.Л.и А.В. Кожара. М.: Геос, 2000, 230 с.

4. Маслова Н.В. Общая характеристика концепции ноосферного образования. «Биосфера», №2, http://www.ihst.ru/~biosphere/Mag_2/maslovaN.htm

5. Ноосферное образование в России. Материалы межгосударственной

научно-практической конференции. Иваново, 3-5 октября 2001 г.- Иваново: Изд-во "Ивановский гос. университет", 2001.- 252 с.

6. В.Анненков, В.Взятышев, Ю.Лобанов, А.Овсейцев. Введение в проект СТОИК.// Научная сессия МИФИ-2003. Сб. науч. трудов, т.6, М., 2003, с.125-126.