КИЕВСКИЙ ФОРУМ

 ПРОЦЕСС "ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ЕВРОПЫ[i]"

 

***

1. Краткие итоги: Процесс "Окружающая среда для Европы" продолжается

2. Три протокола подписаны в Киеве

3. Заключительное обращение эко-форума к конференции министров

4. Интеграция экологической политики: неформальная дискуссия между НПО и министрами

5. Заявление эко-форума на сессии, посвященной будущему Процесса "Окружающая среда для Европы"

6. Заявление эко-форума о декларации министров

7. Результаты работы и будущее экологических общественных организаций в процессе осе

***

1. КРАТКИЕ ИТОГИ: ПРОЦЕСС "ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ЕВРОПЫ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Министры будут собираться раз в 4-5 лет. Такое решение было принято на завершившейся в пятницу, 23 мая 2003 года, пятой конференции министров региона ЕЭК ООН "Окружающая среда для Европы" в Киеве (Украина). В ряде областей результаты конференции можно назвать обнадеживающими: 36 стран подписали Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей; 35 государств подписали Протокол о стратегической экологической оценке; и 22 страны - Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды.

Европейское сообщество подписало протоколы о РВПЗ и о СЭО, но не подписало протокол о гражданской ответственности. Россия, Беларусь, США, Канада, Исландия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Словакия, Турция, Лихтенштейн, Мальта, Сан-Марино и Андорра не подписали ни одного протокола.

Четыре новых независимых государства (Армения, Грузия, Молдова и Украина) подписали все три протокола. Таджикистан подписал только протокол о РВПЗ. По мнению некоторых экспертов, эти страны ННГ подписали протоколы в обмен на обещания получить финансовую поддержку, необходимую для выполнения обязательств. Такую поддержку им могут оказать, в первую очередь, международные организации, такие как Всемирный Банк, Глобальный экологический фонд и другие. Вполне вероятна и помощь со стороны Европейского Союза. Однако государства-члены ЕС сами столкнуться с серьезными трудностями при реализации протоколов, так как их требования выходят за рамки законодательства ЕС.

На конференции была подписана Карпатская конвенция, которая будет способствовать сохранению самого большого в Европе участка дикой природы, окруженного горами. Конвенция будет способствовать развитию сотрудничества и осуществлению локальных проектов в горной области между Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией, Сербией и Черногорией, Словакией и Украиной. Польша не подписала конвенцию в Киеве, однако, как ожидается, вскоре подпишет документ.

Экологические НПО, участвующие в процессе "Окружающая среда для Европы" на платформе Европейского ЭКО-Форума, призвали правительства незамедлительно начать работу над ратификацией и скорейшим выполнением всех четырех юридически обязательных документов Киева-2003. Более того, экологические НПО выступают за дальнейшее усовершенствование и развитие протоколов.

Министры одобрили в Киеве Экологическую стратегию для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). Стратегия будет развиваться как партнерская инициатива всех стран ЕЭК ООН для помощи в улучшении состояния окружающей среды 12 странам на территории бывшего СССР. Помимо государств ВЕКЦА поддержку Стратегии выразили Дания, Великобритания, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие. Выступая от имени Европейского ЭКО-Форума, Ольга Понизова подчеркнула, что, несмотря на многообразие мнений, большинство НПО убеждены, что развитие Стратегии будет способствовать улучшению экологической ситуации в регионе ЕЭК ООН в результате сотрудничества между странами ВЕКЦА, между Востоком и Западом, а также между всеми заинтересованными сторонами.

На Конференции было принято Заявление министров по образованию для устойчивого развития. К этому документу прилагаются также базовые элементы по вопросам образования, которые станут основой Стратегии ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития. Стратегия будет разработана совместно с министрами образования к следующей конференции "Окружающая среда для Европы". Во вторую половину дня 22 мая в рамках конференции министров состоялась совместная сессия министров и НПО, организованная ЭКО-Форумом, вызвавшая большой интерес участников конференции. Сессия была посвящена интеграции экологической политики (ИЭП). В открытом обсуждении потребностей и препятствий для ИЭП в регионе ЕЭК ООН приняли участие министры, должностные лица высокого уровня и 200 представителей экологических общественных организаций. Дискуссия была построена по трем блокам: участники обсудили, как рынок может работать на пользу окружающей среде, проанализировали ИЭП на примере сельского хозяйства и исследовали институциональные проблемы ИЭП. Сессия не была нацелена на принятие какой-либо специальной резолюции, что позволило провести интересный обмен мнениями между чиновниками и НПО. К Киеву была подготовлена публикация по ИЭП, в которую включены примеры ИЭП, подготовленные экологическими общественными организациями всего региона.

В Киевской Декларации министров отмечается важность совершенствования экологического мониторинга в ЕЭК ООН. Подготовленная к Киеву "Третья оценка" состояния окружающей среды в регионе впервые содержит информацию обо всех странах ВЕКЦА. Участники конференции поддержали деятельность Рабочей Группы ЕЭК ООН по мониторингу окружающей среды, особенно по укреплению возможностей стран ВЕКЦА. Одобрены разработанные группой Рекомендации по совершенствованию национальных систем мониторинга и информации по окружающей среде и Руководящие принципы по подготовке докладов о состоянии окружающей среды в странах ВЕКЦА.

Хотя конференция министров проходила лишь в 120 км от Чернобыльской АЭС, впервые в тексте Декларации министров конференции "Окружающая среда для Европы" вопросы ядерной энергетики никак не упоминаются. Норвегия, Швеция и Европейский Союз предприняли все усилия для того, чтобы этот вопрос не остался за пределами Декларации. Тем не менее, основное внимание в разделе по энергетике уделяется важности ликвидации экологически опасных субсидий, развитию энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии. В Декларации ничего не говорится о конкретных целях по повышению доли использования возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе стран. Министры поддержали инициативу Германии по проведению глобальной конференции по возобновляемой энергетике и энергоэффективности в июне 2004 года.

Европейский ЭКО-Форум выступил с резкой критикой текста Декларации министров. Он призвал страны принять конкретные решения по вопросам ядерной безопасности, ликвидации отходов АЭС, постепенного отказа от использования атомной энергии в регионе. ЭКО-Форум подчеркнул, что в мире не существует безопасных реакторов и, кроме того, безответственно продолжать производство ядерных отходов, в то время как после 50 лет исследований окончательного решения относительно их безопасного уничтожения так и не было найдено.

Из Декларации было также исключено упоминание механизмов Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов. В результате, вместо того, чтобы призвать страны к скорейшей ратификации протокола, европейские министры вернулись назад, к Плану выполнения решений Всемирного саммита по устойчивому развитию, не договорившись от дальнейшего развития этого документа в регионе ЕЭК ООН.

Выступая на сессии по вопросам будущего развития процесса "Окружающая среда для Европы", Виктория Элиас, председатель ЭКО-Форума, отметила необходимость продолжать работу процесса на двух уровнях:

обеспечение прогресса в области устойчивого развития для всего региона ЕЭК ООН;

помощь отдельным странам и суб-регионам. ЭКО-Форум настаивал на том, чтобы государства договорились начать работу по разработке Панъевропейской стратегии по постепенному прекращению использования неустойчивых моделей производства и потребления. Министры не приняли никакого решения по этому вопросу. Как признала член Европейской комиссии г-жа Марго Вальстром, Европейский Союз пока не готов работать над такой Панъевропейской стратегией.

ЭКО-Форум призвал министров продолжить работу над Стратегией по образованию для устойчивого развития и начать скорейшее осуществление юридически обязательных и других принятых документов. По мнению ЭКО-Форума, необходимо сохранить целостность процесса "Окружающая среда для Европы", уделяя равноценное внимание экологическим вопросам и Запада, и Востока, а также продолжать политику открытости и прозрачности по отношению к участию гражданского общества и, в частности, активного вовлечения гражданских экологических организаций в работу на всех этапах процесса "Окружающая среда для Европы".

Не было принято никакого решения о месте проведения следующей конференции министров. Сербия и Черногория, а также Грузия предложили кандидатуры своих стран. Решение о месте проведения может быть принято на следующей сессии Комитета по экологической политике ЕЭК ООН в сентябре 2003 года. Несмотря на множество попыток и активное лоббирование ЭКО-Форумом и многими делегациями идеи увеличить частоту встреч министров, конференции будут проходить раз в 4-5 лет.

Более подробная информация:
ЕЭК ООН: http://www.unece.org/env/wgso
Документы конференции: www.unece.org/env/wgso/kyiv_documentation.htm
Европейский ЭКО-Форум: http://www.eco-forum.org/
Ежедневный журнал Европейского ЭКО-Форума в Киеве:
www.eco-forum.org/Kyiv03/index.htm

2. ТРИ ПРОТОКОЛА ПОДПИСАНЫ В КИЕВЕ

ПРОТОКОЛ О РВПЗ

Следующие 36 государств и Европейское сообщество подписали новый Протокол о регистрах выброса и переноса загрязнителей к Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды:

Армения, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Румыния, Сербия и Черногория, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Таджикистан, бывшая югославская республика Македания, Украина и Великобритания.

Фе Санчис-Морено, Европейский ЭКО-Форум: "Нам хорошо известно о многих моментах, не вошедших в протокол, несмотря на все наши усилия, - это использование компаниями водных ресурсов и хранение опасных загрязнителей. Мы глубоко сожалеем о том, что ОБЪЕКТЫ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ не включены в сферу действия протокола. Этому нет никакого оправдания. Почему работающая на угле электростанция должна давать отчет о выбросах, а атомной станции не нужно давать отчет о радиоактивных отходах? Мы призываем правительства обеспечить право общественности знать и в этой области. Мы также обеспокоены тем, что протокол не полностью отражает права, установленные Орхусской конвенцией".

ПРОТОКОЛ О СЭО

Следующие 35 государств и Европейское сообщество подписали Протокол о стратегической экологической оценке: Албания, Армения, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Румыния, Сербия и Черногория, Словения, Испания, Швеция, бывшая югославская республика Македония, Украина, Великобритания.

Светлана Кравченко, Европейский ЭКО-Форум: "Мы выражаем озабоченность тем, что протокол недостаточно регулирует политику и законодательство, а также участие общественности, и обеспокоены тем, что он "молчит" о таких вопросах, как доступ к правосудию, бюджетные и другие решения финансового характера. Мы призываем к разработке административных и регулятивных мер и укреплению потенциала для реализации протокола на национальном и местном уровне. При этом, не следует забывать о важности поддержки неправительственных организаций, которые помогают гражданам участвовать в этом процессе."

ПРОТОКОЛ О ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

22 государства подписали новый Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды: Армения, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Кипр, Дания, Эстония, Финляндия, Грузия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Люксембург, Монако, Норвегия, Португалия, Республика Молдова, Румыния, Швеция, Украина и Великобритания.

Сергей Выхрист, Европейский ЭКО-Форум: "Приветствуя Протокол, мы сожалеем о том, что он не настолько всеобъемлющий, каким должен быть на наш взгляд. Окончательный текст протокола не включает в сферу действия целый ряд вопросов, где стандартизация положений о гражданской ответственности нужна более всего: за пределами действия протокола остались ГМО, вирусы и бактерии. Более того, протокол недостаточно отражает так называемые "Орхусские принципы". В нем не предусмотрено четких правил о доступе к информации, участии общественности и доступе к правосудию по вопросам, входящим в сферу действия протокола."

"По сравнению с другими протоколами, протокол о гражданской ответственности подписали только 22 государства. Мы ожидали, что больше, чем 8 стран Европейского Союза, подпишут протокол. Мы разочарованы тем, что протокол не подписала Европейская комиссия, потому что таким образом Комиссия подала сигнал странам-кандидадам в члены ЕС. Многие страны-кандидаты, вероятно, не подписали протокол по этой причине".

Тексты протоколов размещены на следующих веб-страницах: РВПЗ: www.unece.org/env/documents/2003/pp/mp.pp.2003.1.r.pdf
СЭО: www.unece.org/env/documents/2003/eia/mp.eia.2003.1.r.pdf
Гражданская ответственность:
www.unece.org/env/civil-liability/documents/protocol_r.pdf

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ЭКО-ФОРУМА К КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ

20 мая 2003 года Европейский ЭКО-Форум, представляющий собой платформу для действий примерно 200 экологических общественных организаций всего региона ЕЭК ООН, принял "Заключительное обращение к Конференции министров "Окружающая среда для Европы". Этот документ был распространен среди делегатов Киевской конференции.

В своем обращении, ЭКО-Форум заявил о серьезных разногласиях между большинством стран ЕЭК ООН, которые пытаются добиться прогресса путем многостороннего сотрудничества, и меньшинством, которое стремится остановить или ослабить такое сотрудничество. Такая ситуация существенно ограничивает возможности региона ЕЭК ООН играть положенную ему роль.

ЭКО-Форум призвал министров настоять на том, чтобы ЕЭК ООН возглавила действия по устойчивому развитию и чтобы правительства начали работать над Панъевропейской региональной стратегией по прекращению использования неустойчивых моделей производства и потребления с периодом реализации в 10 лет и подготовили ее в течение года после Киевской конференции. В своем Заключительном обращении ЭКО-Форум высказался за скорейшую ратификацию трех протоколов и призвал государства выполнять Протоколы и выходить за рамки их требований, даже до того, как эти документы вступят в силу.

ЭКО-Форум выразил озабоченность бездействием многих правительств в отношении сокращения вредных для окружающей среды субсидий в энергетике и поддержал те страны, которые используют процесс ОСЕ для поощрения перехода к использованию возобновляемой энергии. Экологические НПО заявили о необходимости установить в ближайшем будущем прогрессивные цели для региона.

ЭКО-Форум потребовал, чтобы министры СРОЧНО договорились о прекращении использования всех ядерных установок.

В Заключительном обращении Европейский ЭКО-Форум выразил свою глубокую поддержку продолжению процесса "Окружающая среда для Европы" на Панъевропейском уровне. ЭКО-Форум также отметил, что участие общественности - это право и возможность для принятия более качественных решений, которые получат более широкую поддержку у общественности. ЭКО-Форум приветствовал открытый и прозрачный характер процесса "Окружающая среда для Европы" и подчеркнул, что другие международные форумы, включая Европейский Союз, должны следовать этому примеру.

ЭКО-Форум также отметил, что "в последние дни подготовительного процесса делегация США предприняла попытку исключить Европейский ЭКО-Форум из процесса", и приветствовал тот факт, что ни одна из делегаций не поддержала требование США. С Заключительным обращением ЭКО-Форума можно ознакомиться по адресу:

www.eco-forum.org/Kyiv03/finalmes-e.htm (на английском) и
www.eco-forum.org/Kyiv03/finalmes-r.htm (на русском).

4. ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: НЕФОРМАЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ МЕЖДУ НПО И МИНИСТРАМИ

22 мая во второй половине дня в рамках Конференции "Окружающая среда для Европы" прошла неформальная дискуссия между представителями экологических общественных организаций и министрами окружающей среды. Целью дискуссии был обмен мнениями и взглядами по поводу дальнейшего сотрудничества гражданского общества и правительств в усилиях по интеграции экологических требований в секторальную и горизонтальную политику с акцентом на сельском хозяйстве.

Предварительное обсуждение интеграции экологической политики (ИЭП) среди НПО показало, что это сложный, но требующий внимания вопрос. "Если не НПО, то кто еще затронет эту проблему?", - говорит Мара Силина из Европейского экологического бюро. В своем приветственном слове при открытии конференции член Европейской комиссии г-жа Марго Вальстром также остановилась на важности интеграции экологической политики. Она отметила, что, выбрав ИЭП в качестве темы совместной сессии с министрами, НПО снова показали правительствам, в каком направлении следует двигаться.

На круглом столе по ИЭП министр окружающей среды Украины призвал все правительства улучшить партнерские отношения с НПО. Он высоко оценил доклад "Общественная оценка экологической политики", подготовленный украинскими НПО, отметив, что будет использовать его при разработке экологической политики государства в будущем. Он также подчеркнул, что НПО следует больше участвовать в практических вопросах охраны окружающей среды, а не в политических баталиях.

Министр окружающей среды Швеции была поражена вкладом украинских НПО в подготовку оценки экологической политики. Она подчеркнула роль НПО в совместной работе с правительствами над вопросами устойчивого развития и отметила, что их успешный диалог зависит от демократических преобразований в стране.

Румынский министр подчеркнул необходимость укрепления участия общественности, доступа к информации, просвещения. Румыния ратифицировала Орхусскую конвенцию в 2001 году - с тех пор удалось значительно улучшить доступ к информации и участие общественности в программах действий местных сообществ. Министр Молдовы остановился на хороших партнерских отношениях НПО и правительства и отметил потребность в приобретении опыта по предоставлению НПО финансовой поддержки из национальных источников. Грузия и Азербайджан подчеркнули необходимость интеграции экологической политики в сельское хозяйство и устойчивое водопользование. Несколько докладчиков назвали плохое управление водными ресурсами и загрязнение пестицидами в качестве ключевых проблем, с которыми предстоит столкнуться при интеграции экологических вопросов в отраслевую политику. НПО была подготовлена публикация с примерами ИЭП, свидетельствующими о позитивной и негативной практике, прогрессе или отсутствии прогресса в регионе ЕЭК ООН по вопросу ИЭП. Публикация была распространена среди участников круглого стола.

За более подробной информацией обращайтесь:
Мара Силина, Координатор специальной сессии,
Европейское экологическое бюро
эл-почта: mara.silina@eeb.org

5. ЗАЯВЛЕНИЕ ЭКО-ФОРУМА НА СЕССИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ БУДУЩЕМУ ПРОЦЕССА "ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ЕВРОПЫ"

Выступление Виктории Элиас, председателя Координационного совета Европейского ЭКО-Форума, 23 мая (перевод с английского)

Уважаемые министры, дамы и господа!

Обсуждение цели и организации конференции "Окружающая среда для Европы" - это, возможно, самый важный вопрос Киевской конференции.

ЭКО-Форум выражает свою глубокую поддержку продолжению процесса ОСЕ на Панъевропейском уровне в качестве платформы для региональных и субрегиональных инициатив. Мы искренне убеждены в том, что юридически обязательные региональные инструменты, которые были выработаны в процессе ОСЕ ранее и те, что были подписаны в последние дни, вносят вклад в экологически устойчивое будущее нашего региона. Мы также полагаем, что программы сотрудничества, при условии оказания им реальной поддержки правительствами и при наличии необходимой инфраструктуры и средств, могут помочь в решении серьезных экологических проблем, преодолении препятствий во внедрении инновационных решений и освобождении экономического роста от сопутствующей деградации окружающей среды.

Дамы и господа, мы полагаем, что в рамках процесса "Окружающая среда для Европы" следует продолжить свою работу на двух уровнях:

ВО-ПЕРВЫХ, содействовать прогрессу в области устойчивого развития в регионе в целом. В частности, мы призываем правительства принять решение о начале работы в рамках процесса ОСЕ над Панъевропейской региональной стратегией по постепенному прекращению использования неустойчивых моделей производства и потребления, продолжать разработку Стратегии по образованию для устойчивого развития для всего региона, без промедления выполнять юридически обязательные и иные соглашения, а также вернуть этические ценности на повестку дня ОСЕ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - это помощь отдельным странам и субрегионам. Мы приветствуем принятую Экологическую стратегию ВЕКЦА и другие субрегиональные партнерские инициативы и призываем к их дальнейшему развитию и реализации при полноценном вовлечении всех стран региона и всех заинтересованных сторон, особенно экологических общественных организаций.

Нами обсуждался вопрос частоты будущих совещаний министров. Мы все убедились в эти дни, насколько загружена была повестка дня конференции. Процесс ОСЕ настолько многосторонен и приводит к такому множеству инициатив, что оправдывает необходимость более частых встреч. На наш взгляд, для того, чтобы слова вели к реальному лидерству министров окружающей среды, подтверждающих ранее принятые решения и учреждающих новые инициативы, необходимы ежегодные или, во всяком случае, более частые встречи министров.

Процесс ОСЕ должен подчеркивать наше общее будущее в отношении окружающей среды и устойчивого развития. Нам бы особенно хотелось отметить его значение для поддержания вопросов окружающей среды и охраны природы на повестке дня государств в отдельных частях региона, его роль в сокращении маргинализации органов охраны окружающей среды, а также возможности, которые дал этот процесс для работы экологических общественных организаций на региональном уровне и их более эффективной деятельности дома. Мы убеждены в том, что ОСЕ способен продолжать выполнять эту роль.

В заключение, приведу два замечания о характере процесса. С одной стороны, мы полагаем, что возникшая практика прозрачности и вовлечения НПО уникальна и должна стать примером для остального мира.

С другой стороны, мы озабочены тем, что процесс "Окружающая среда для Европы", на практике занимающийся проблемами Европы, Кавказа и Центральной Азии, страдает от политических разногласий со странами ЕЭК ООН, которые не принадлежат этому региону. Эту проблему необходимо решить. Мы выступаем за действительно Панъевропейский процесс, который бы связывал страны ВЕКЦА и другие части Европы, ответственно подходя к итогам Йоханнесбурга и к выполнению совместно выработанных решений и соглашений.

Г-н Председатель, Разрешите мне выразить нашу искреннюю признательность правительствам, оказывающим поддержку нашей работе и участию в этом процессе.

В рамках ЭКО-Форума, своими знаниями и опытом мы будем продолжать вносить свой вклад и энергию для достижения еще более значимых результатов процесса "Окружающая среда для Европы". Спасибо.

6. ЗАЯВЛЕНИЕ ЭКО-ФОРУМА О ДЕКЛАРАЦИИ МИНИСТРОВ

Выступление Джона Хонтелеза от имени Европейского ЭКО-Форума 23 мая (перевод с английского)

Мне бы хотелось начать с выражения признательности Вам, министр Шевчук, за Ваше сотрудничество в содействии участию и вовлечению экологических организаций в работу Конференции.

Нам, коалиции экологических организаций, была предоставлена возможность наблюдать за переговорами по Декларации министров и на раннем этапе даже вносить своим предложения. Мы благодарны и рассматриваем это как логическое продолжение надлежащего экологического управления на международном уровне. Вместе с тем, мы крайне обеспокоены результатами переговоров по ряду важнейших вопросов.

Конечно, хорошо, что Декларация отражает прогресс процесса "Окружающая среда для Европы". Но она отражает и растущие политические расхождения в регионе ЕЭК ООН. Это иллюстрирует длительная дискуссия по формулировке о механизмах Киотского протокола. Однако наибольшее беспокойство в тексте Декларации вызывает параграф 4, тот самый, который несколько минут назад так расхваливал представитель США.

Многие экологические проблемы носят региональный или международный характер. Для их решения требуется международное сотрудничество. Мы живем в условиях глобальной экономики, где необходимо координировать рыночные инструменты, используемые для совершенствования природоохранной деятельности. Этот параграф ставит под сомнение саму потребность в международных и региональных многосторонних соглашениях и поможет странам, которые не хотят присоединяться к Киотскому протоколу, Конвенции по биоразнообразию и другим критически необходимым международным соглашениям, просто заявить "В Киеве мы, страны ЕЭК ООН, договорились, что можем делать все, что нам вздумается, таким образом и в той степени, в какой нам это кажется необходимым!" Это - полная противоположность тому, что мы ожидали услышать от министров окружающей среды. Министры должны были бы использовать Киевскую встречу для того, чтобы сделать конкретные шаги по выполнению договоренностей Йоханнесбурга. Они должны были взять на себя особую ответственность, связанную с тем, что в регионе находятся самые крупные в экономическом отношении государства и самые крупные загрязнители мира, и сделать так, чтобы этот регион вел остальную часть планеты в деле изменения моделей производства и потребления. Вместо этого, мы наблюдали за ситуацией, когда в ходе переговоров некоторые государства пытались убедить другие делать конкретные шаги вперед. В то же время были страны настаивали на том, что не следует договариваться ни о чем новом, а надо лишь отразить status-quo или, что еще хуже, вернуться к достигнутому когда-то status-quo.

В этой связи, нам хотелось бы заявить, что мы ценим ту лидирующую роль, которую взяла на себя Норвегия, убеждая другие страны работать над прогрессивными национальными и региональными целями и временными рамками по увеличению доли возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе, и мы разочарованы отсутствием желания у некоторых государств принять этот вызов. Мы также ценим роль, которую взял на себя ЕС в дебатах о моделях производства и потребления.

Г-н Председатель, мы находимся совсем недалеко от Чернобыля. Он остается символом опасности, связанной с использованием ядерных технологий для производства энергии. Мы знаем, что в регионе есть разные типы реакторов и что соответствующее управление может иметь значение для снижения рисков. Но экологические организации и значительная часть общественности в регионе убеждены, что достаточно безопасные атомные реакторы просто не существуют. Кроме того, безответственно продолжать производство ядерных отходов, в то время как после 50 лет исследований окончательного решения относительно их безопасного уничтожения так и не было найдено!

Министры окружающей среды должны были взять на себя ответственность и высказаться за постепенное прекращение использования атомной энергии!

Мы призываем страны, которые у себя дома воздерживаются от использования атомной энергии или приняли решение прекратить такое использование, сделать сноску в Декларации, как многие сделали в Орхусе, о своей убежденности в необходимости прекращения использования атомной энергии.

7. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И БУДУЩЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСЕ

Последний день Международной конференции ЭКО-Форума - 24 мая - был посвящен обсуждению результатов и перспектив вовлечения экологических общественных организаций (ЭОО) в процесс "Окружающая среда для Европы".

Джон Хонтелез (Европейское экологическое бюро) подвел основные итоги деятельности ЭОО на пути к Киеву-2003 и в Киеве. Он отметил, что ЭКО-Форум был очень критичен на последней сессии, посвященной Декларации министров, особенно в отношении удаленной из текста формулировки о механизмах Киотского протокола. Он отметил, что результаты сильно разочаровывают, особенно учитывая, что это была первая региональная встреча министров после Йоханнесбурга. Он выразил сожаление, что ЕС не удалось надавить на США и Россию в этом вопросе. Он назвал скандалом то, что министры были всего в 120 км от Чернобыля и не сказали ничего об атомной энергетике. Он также остановился на вызывающем тревогу параграфе 4 Декларации, который подрывает суть многосторонних соглашений.

Джон Хонтелез отметил, что НПО оказали большое влияние на исход Конференции. Протокол о СЭО и протокол о РВПЗ оказались в Киеве потому, что на них настаивали НПО. То же самое можно сказать об образовании для устойчивого развития - этот вопрос попал в повестку дня Киева в результате давления НПО. В Орхусе многие государства полагали, что "Панъевропейский характер" не важен для процесса. ЭКО-Форум настаивал на том, что процесс должен продолжаться на Панъевропейском уровне и в Киеве министры договорились о Панъевропейском характере ОСЕ. ЕС еще не готов работать над Панъевропейской стратегией по прекращению использования неустойчивых моделей производства и потребления (еще одно требование ЭОО), но этот вопрос остается открытым.

Хонтелез подчеркнул, что слабые моменты, выявленные в докладе "Третья оценка", связаны как раз с вопросами устойчивого производства и интеграции экологической политики. Круглый стол по ИЭП был урезан до 2 часов, поэтому НПО пришлось сократить выступающих. Однако несколько министров отметили, что совместная сессия стала самым интересным событием конференции. В отношении будущего ОСЕ, Хонтелес отметил, что изменится немногое. В то же время, важно, что процесс будет продолжаться, так как некоторые правительства действительно хотели, чтобы он прекратил свое существование.

Участники Международной конференции ЭКО-Форума поделились своими критическими замечаниями и ожиданиями в отношении организации работы ЭКО-Форума.

Украинские НПО были шокированы тем, что Чернобыль и вопросы атомной энергетики не попали в Декларацию министров. Состоялась дискуссия между украинскими НПО о том, помог ли факт проведения конференции в Украине увеличить вовлечение украинских НПО, однако, единства мнений по этому вопросу не было.

Несколько участников предложили способы, с помощью которых можно было бы улучшить лоббирование правительств в будущем. Участники отмечали, чтоб большее число НПО должно быть вовлечено в деятельность по лоббированию задолго до начала конференции. Для того чтобы реально что-то изменить, недостаточно работать над обращениями к министрам. НПО должны более активно лоббировать конкретные вопросы за несколько месяцев до конференции. Участники из России и США извинились за позицию своих стран на министерской конференции.

Тематические группы ЭКО-Форума представили результаты обсуждения в группах. Кампания по участию общественности (КПП) будет направлена на практическое выполнение Орхусской конвенции в отдельных странах. На встрече КПП также обсуждался механизм обеспечения соблюдения в рамках конвенции. Тематическая группа по водным проблемам будет работать над ратификацией Протокола о гражданской ответственности. Она также будет участвовать в Водной инициативе и осуществлять контроль за ее развитием. Деятельность тематической группы по ПДООС будет направлена на Экологическую стратегию ВЕКЦА. Эта группа будет сотрудничать с Тематической группой по водным проблемам в отношении деятельности, связанной с Водной инициативой.

Тематическая группа по биоразнообразию обсудила Киевскую резолюцию по биоразнообразию, которая включает в себя ряд предложений НПО. Группа по биоразнообразию будет работать над конкретными показателями по сохранению биоразнообразия. Было объявлено о закрытии тематической группы по транспорту, так как эта группа не действовала в последние годы. Тематическая группа по окружающей среде и здоровью будет работать по вопросам здоровья и окружающей среды к предстоящей Конференции Будапешт-2004, посвященной здоровью детей. Группа по моделям устойчивого производства и потребления продолжит лоббирование Панъевропейской стратегии в этой области. Тематическая группа по образованию продолжит работу над Стратегией ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития и будет лоббировать этот документ.

Участники конференции выдвинули пять предложений по учреждению новых тематических групп:

·       Корпоративная ответственность;

·       Сельское хозяйство и вопросы сельской местности;

·       Экологическая политика;

·       Экология человека;

·       Местное самоуправление и бассейновый подход.

Для создания новой тематической группы необходима поддержка 10 НПО из разных стран и согласие всех существующих тематических групп.

Новый Координационный совет ЭКО-Форума получил одобрение в следующем составе:

Биоразнообразие: Петр Горбуненко (Биотика, Молдова, piotr.gorbunenko@biotica-moldova.org)
ПДООС: Ольга Понизова (Эко-Согласие, Россия, ponizova@ntserver.cis.lead.org)
Образование: Виктория Элиас (Эко-Согласие, Россия, elias@ntserver.cis.lead.org)
Энергетика и климат / Атомная энергия: Гуннар Бойе Олесен (Inforse/OVE, Дания, ove@inforse.org)
Здоровье и окружающая среда: Саша Габизон (WECF, Германия, wecf@wecf.org)
Действия на местном уровне: Крис Черч (ANPED, Великобритания, chrischurch@pop3.poptel.org.uk)
Кампания по участию общественности: Джон Хонтелез (ЕEB, hontelez@eeb.org)
Устойчивое производство и потребление: Джеффри Барбер (ISF, США, jbarber@igc.org)
Ценности для устойчивого будущего: Микулаш Хуба (STUZ/SR, Словакия, geoghuba@savba.sk)
Водные проблемы: Анна Цветкова (MAMA-86, Украина, atsvet@mama-86.org.ua)

Казначей: Мара Силина (EEB, mara.silina@eeb.org)

Совет избрал председателем Викторию Элиас (Эко-Согласие, Россия, elias@ntserver.cis.lead.org).

За более подробной информацией обращайтесь:
Виктория Элиас
Председатель Координационного совета Европейский ЭКО-Форум
эл-почта: elias@ntserver.cis.lead.org



[i]  Перепечатка материалов  из Дайджеста новостей Европейского ЭКО-Форума  «ОГНИ КИЕВА-2003» № 67, май  2003 г.