Tuesday, January 7, 2003, 

Ермаков Д.С. ссоциация "Экологическое образование" (АсЭкО)   г. Новомосковск, Тульская обл. eds@newmsk.tula.net

 

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕСТНАЯ ПОВЕСТКА 21:    ОПЫТ НКО - ШКОЛЕ   

   На Конференции ООН по окружающей среде и развитию   (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) лидеры большинства стран мира, включая Россию, приняли концепцию устойчивого развития в качестве новой модели для всего мирового сообщества. На Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) главы государств и правительств подтвердили свою приверженность идеям Рио-92.

Основные идеи устойчивого развития и практические шаги, необходимые для его реализации, сформулированы в "Повестке 21" -   одном из итоговых документов конференции в Рио-де-Жанейро.

Государства, регионы, населенные пункты разрабатывают   собственные (местные) повестки 21 (МП21), которые определяются   как [1]:   - средство выработать и реализовать на местном уровне действия   по улучшению состояния окружающей среды и   социально-экономическому развитию;   - процесс, в котором над созданием и реализацией планов действий   по достижению устойчивого развития на местном уровне в тесном   сотрудничестве работают представители всех секторов общества и   социальных групп.

   Несмотря на, казалось бы, ясную цель и очевидную полезность как   на уровне государств, так и для каждого человека - ведь, пожалуй, каждый хотел бы быть уверенным в завтрашнем дне, жить в   благоприятной окружающей среде, в устойчивом и предсказуемом   мире - разработка и реализация местных повесток 21 пока не нашла   широкого распространения и поддержки. Основными инициаторами   процесса МП21, как и многих других социальных преобразований, являются некоммерческие (общественные) организации (НКО), но и   здесь примеры успешного опыта приходится собирать буквально по   крупицам. А тиражирование такого опыта просто необходимо - ведь   без участия общественности достижение устойчивого развития, решение социо-эколого-экономических проблем в принципе   невозможно.

   На решение этой актуальной и важной задачи - обобщение и   распространение опыта в разработке и реализации проектов   устойчивого развития - направлен проект ассоциации   "Экологическое образование" (АсЭкО) "Объединение потенциала   общественных организаций в разработке местных повесток 21", который осуществляется в 2002-2003 гг. при поддержке   Департамента международного развития Великобритании.       Проект включает два взаимосвязанных компонента: "компонент НКО"   и "школьный компонент". Первый нацелен на изучение и   тиражирование положительного опыта российских НКО в области   разработки и реализации МП21. На семинаре 18-20 мая 2002 г.

представители 15 общественных организаций, а также органов   местного самоуправления обменялись своими идеями, наработками, материалами, познакомились с зарубежным опытом и региональными   особенностями МП21. Совместными усилиями сформулированы условия   и разработан алгоритм успешной подготовки и реализации местных   повесток 21, опробована методика разработки индикаторов   устойчивого развития [2], составлен исчерпывающий каталог   полезных информационных ресурсов (список литературы и   Интернет-ссылок) в области устойчивого развития и МП21.

Объединившись в сеть через электронный список рассылки, участники семинара продолжают совместную работу над   методическими рекомендациями для НКО по разработке и реализации   местных повесток 21, которые будут подготовлены и опубликованы в   рамках проекта.

   Основные положения и принципы концепции устойчивого развития, с   одной стороны, а также практический опыт в области устойчивого   развития, выявленный в результате семинара для НКО, с другой   стороны, положены в основу школьного компоненты проекта. Его   задача - разработка и практическое опробование содержания и   методики образования для устойчивого развития [3] и подготовка   на этой основе первого отечественного учебно-методического   комплекта "Устойчивое развитие" для 10-11 классов средней школы   (учебное пособие и рабочая тетрадь для учащихся, методическое   пособие для учителя). Практическую часть курса составляет проект   по разработке повестки 21 для школы, который объединяет   возможности и усилия учителей, учащихся, родителей, администрации и местных жителей в выявлении и решении проблем   школьного сообщества.

   Пробные главы курса "Устойчивое развитие" прошли успешное   опробование на семинаре для учителей 19-22 августа 2002 г.

Участники семинара на собственном опыте убедились в   эффективности методик обучения, положенных в основу преподавания   курса. Так, уже после первого дня работы, учителя, первоначально   имевшие разрозненные, неполные представления об устойчивом   развитии, смогли разработать собственные версии определений   этого понятия - сложного даже для многих специалистов в области   экономики и охраны окружающей среды. В 2002/03 уч. году в   продолжении работы по опробованию курса "Устойчивое развитие"   принимают участие 30 учителей и более 700 учащихся в 25 школах   России и Беларуси, а в Нижегородской области организована   специальная региональная экспериментальная площадка.      

Уже первые результаты работы школ, отзывы педагогов и учащихся   убедительно свидетельствуют о необходимости и важности   образования для устойчивого развития в школе. Преподавание курса   "Устойчивое развитие" увлекательно, необычно, интересно и   полезно для школьников, которые учатся мыслить системно и   критически, анализировать настоящее и прогнозировать свое   будущее, отстаивать собственное мнение и учитывать точку зрения   других, сотрудничать, проявлять инициативу и ответственность за   состояние окружающей среды, делать свою жизнь и жизнь школы   лучше. Курс необходим и учителям - это прекрасная возможность   повысить квалификацию, освоить эффективные современные методы   обучения, подготовить и провести оригинальный и запоминающийся   урок, отдохнуть от повседневной рутины, укрепить свой авторитет   среди учеников, коллег, администрацией школы, а где-то и   получить надбавку к заработной плате за проведение   экспериментальной работы.       Практическая реализация идей устойчивого развития - что кто-то   из участников, быть может, еще весьма смутно представлял себе до   начала проекта - не только вполне осуществима в самой обычной, городской или сельской, школе, но и приносит ощутимые   положительные результаты. Разработка и реализация повесток 21   (уже за первые два месяца работы они подготовлены в 8 школах)   позволяет по-новому взглянуть на всю систему   учебно-воспитательной работы в школе, сделать ее более   осмысленной и продуктивной, объединить разрозненные   "мероприятия" и усилия учителей разных предметов единой идеей.

Немаловажна и практическая польза: укрепление положительного   имиджа школы, дополнительное финансирование за счет   рационального использования собственные ресурсов или привлечения   средств спонсоров. И как результат - нужные книги в библиотеке, или новые учебные пособия и мебель, саженцы редких пород в   школьном дендрарии, теплые и уютные классы, оптимальный   психологический климат, увлеченность и оптимизм учителей, учеников родителей.

   Есть, конечно, и проблемы: нехватка квалифицированных кадров, недостаток информации и литературы, недопонимание со стороны   администрации и коллег. Но выявление проблемы - уже шаг к ее   решению. К тому же, аудит и риск-анализ - составные части   повестки 21, и этому тоже можно и нужно учиться.

   Тем не менее, ощутив (точнее - создав) перемены к лучшему в   жизни своих школьных коллективов, большинство педагогов и   учащихся однозначно оценивают перспективы своего участия в   проекте: устойчивое развитие в школе необходимо, и мы будем   продолжать начатую работу!    

Итоги проекта "Местная повестка 21" будут подведены на VII   Международной конференции АсЭкО "Образование для устойчивого   будущего" 21-26 января 2003, но уже сейчас можно сделать   предварительные выводы. Первая отечественная (а учитывая участие   представителей Белоруссии - то и международная) инициатива в   области образования для устойчивого развития в   общеобразовательных школах, оказалась успешной. Планируемые цели   и задачи реализованы. Разработан и опробован уникальный, технологичный учебно-методический комплект "Устойчивое развитие"   для учащихся 10-11 классов.

Опыт российских НКО по разработке   местных повесток 21 обобщен в методическом пособии (в том числе   для школ). Активисты более 15 общественных организаций   объединены в сеть и ведут работы по обобщению и тиражированию   положительного опыта практической реализации идей устойчивого   развития. Более 20 учителей и 500 учащихся в школах России и   Белоруссии на собственном опыте убедились в необходимости и   важности изучения курса "Устойчивое развитие" и будут продолжать   начатую работу.

   Литература  

1 Что такое МП21? - http://www.la21.nw.ru/main/history.htm.

2. Калинин В.Б., Лапшина С.Ю., Ермаков Д.С. Устойчивое развитие:   от слов к действиям//Вестник АсЭкО. -2002. - No 1(29). - С.

6-11.

3. Калинин В.Б. Государственная концепция образования для   устойчивого развития в Российской Федерации (проект). -   http://www.aseko.org/la21/concept/index.htm.

To unsubscribe from this group, send an email to:   rio10-Rus-unsubscribe@yahoogroups.com             Your use of Yahoo! Groups is subject to http://docs.yahoo.com/info/terms/