В.Г.Барский

 

?!? Ноосферное образование ?!?

 «Лик планеты  - биосфера  - химически резко меняется человеком сознательно, и главным образом, бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры в ХХ в. все более резко стали меняться прибрежные моря и части океана. Человек должен теперь принимать все большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства».

 

В.И Вернадский: Жизнь во благо России. Издательский Дом «Ноосфера». М. 2003.

 

Один из наиболее красивых и гуманных подлогов-мифов ушедшего тысячелетия уместно связать с ноосферой - идеалом развития человечества и  с ноосферным образованием, за которое ратуют  едва ли не лучшие педагогические умы России. Миф, отражающий чаяния  прежде всего ученых и интеллигенции, миф-мечту  о сфере разума, о необходимости  как можно скорее ввести повсеместно ноосферное образование как панацею от многих сущих и грядущих бед. Этот миф достоин изучения, не менее чем библейские мифы.

Французский математик и философ Е. Ле-Руа в своих лекциях Париже придал в 1927 г. понятию ноосферы, предложенному Тейяром де Шарденом, назвавшим так современную стадию, геологически переживаемую биосферой, наглядную форму. До него геолог  А.П. Павлов (1854 - 1929), признавая геологическую роль человека, в последние годы своей жизни предложил  дать современной стадии название  антропогенная эра без каких-либо намеков на возможность управления развитием биосферы[1]. Еще ранее, основываясь на геологической роли людей Бюффон (1707 - 1788) говорил о царстве человека. 

Заметим, что основанием для характеристики эпохи во всех названных случаях была  не интеллектуальная мощь, не разум, а «геологическая сила»,  с помощью которой сознательно и чаще неосознанно человечество меняло и портило  лик планеты.

Признаем, что  бессмысленно давать оценку стадиям развития жизни на земле, типа хорошая или плохая стадия, разумная или не очень, как и законам мироздания, которым подчинено развитие жизни. Но с последней стадией развития биосферы эта бессмыслица сотворилась. Стадию «наградили» именем, которому она явно не соответствует. Особенно, если мы хотим видеть в разуме не только его положительные стороны, но и его негативные проявления. 

Разум ученых, инженеров, изобретателей,  миллионов предпринимателей, общественных деятелей   стихийно изменял  и продолжает с ускорением менять мир, позволил  создать силу и мощь, стойкие организационные формы и материальную базу для  производства товаров далеко не первой необходимости, для уничтожения инакомыслия, для экспансии и дезинформации,  для расширения зон применения наркотиков, алкоголя, проституции,  сфер влияния преступного мира. 

Разум  создал и силы, которые противостоят  описанному негативу.  Но  успехи  этого противостояния, как признают руководители ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО  и многих других государственных и неправительственных организаций,  весьма сомнительны. 

В.И.Вернадский обозначил пропасть между мыслью и ее практической реализацией: «Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько я знаю, американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог. Как правильно сказал некогда Гете (1749 - 1832), не только великий поэт, но и великий ученый, в науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему[2].

Хочется верить в миф, согласно которому мы живем в эпоху ноосферы, в царстве или преддверии разума, в котором, если и не все еще разумно, то это можно быстро поправить.  Но вот что по этому поводу писал автор термина ноосфера Пьер Тейяр де Шарден. «Двойной кризис, уже всерьез начавшийся в неолите и приближающийся к своему максимуму на нынешней Земле, прежде всего связан, об этом уже говорилось, с массовым сплочением (с «планетизацией», можно бы сказать) человечества: народы и цивилизации достигли такой степени периферического контакта, или экономической взаимозависимости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. Но этот кризис связан также с тем, что мы присутствуем при громадном выходе наружу незанятых сил, возникших под комбинированным влиянием машины и сверхвозбуждения. Современный человек не знает, что делать со временем и с силами, которые он выпустил из своих рук. Мы стонем от этого избытка богатств. Мы кричим о «безработице». И мы чуть ли не пытаемся оттеснить это сверхизобилие в материю, из которой оно вышло, не замечая, что этот противоестественный и чудовищный акт был бы невозможен[3]».

О цене завоеваний В.И.Вернадский писал: «Это геологическое явление совпало в истории человечества — очевидно, закономерно с тем моментом, когда человек впервые заселил всю планету и не осталось места, где бы он не бывал и где бы он не мог жить. Это достигнуто в истории человечества после полтысячелетней работы огромного количества людей. Достигнуто неорганизованно. Оно стоило много крови и сил. Но результат овладения человеком всей поверхностью планеты и ее заселения достигнут впервые в его истории. В то же самое время все человечество объединилось в единое экономическое целое. Это тоже достигнуто путем страдания, крови и  насилия, бессознательно в течение столетий, это есть огромной важности исторический факт[4]».

Слова В.И.Вернадского, вынесенные в эпиграф, можно дополнить еще десятком цитат из его трудов,  отражающих  стихийность развития и опасность  проделок разума.  Вот одно из его предупреждений об ответственности ученых. Гениальное предвидение. Написано в 1922 г. «Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравняться все им раньше пережитые. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Это может случиться в ближайшие годы, может случиться через столетие. Но ясно, что это должно быть.

Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?

Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества»[5].

Говоря о  проявлении геологической силы человечества, В.И. Вернадский подчеркивал: «Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».

Полагаю, что работники сферы образования и просвещения вправе и должны разделять эту тревогу с учеными.

 

 

      

 

       

 

 



[1] Незадолго до смерти В.И.Вернадский писал: «Исходя из геологической роли человека, геолог  А.П. Павлов (1854 - 1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой. Он не учитывал возможности тех разрушений духовных и материальных ценностей, которые мы сейчас переживаем вследствие варварского нашествия немцев и их союзников, через десять с небольшим лет после его смерти, но он правильно подчеркнул, что человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей».

[2] В.И Вернадский: Жизнь во благо России. Издательский Дом «Ноосфера». М.2003.

[3] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. «Наука», 1987

[4] В.И.Вернадский. Философские мысли натуралиста. Записка об организации научной работы М. «Наука». 1988.

[5] В. И. Вернадский. Очерки и речи. Петроград.: 1922, Вып. 1, с. 11.