Анненков В.В. (Институт географии РАН), Взятышев В.Ф. (ИСТО МЭИ)

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ ДОЛГОВРЕМЕННОГО БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ

Сегодня анализ образования и самообразования нельзя ограничить национальными рамками и традиционными педагогическими моделями. Глобальный контекст оказывает уже не индивидуальное и эпизодическое, а массовое и повседневное влияние и на субъектов образования, и на социальные системы образования.

Жизненно важные инновации в мире не сводятся к ведущей роли знаний и его следствию – созданию сети Интернет. Для образования принципиально осознание экологических угроз и соответствующие изменения в деятельности людей. Это зафиксировали Стокгольмская конференция ООН в 1972 г., создание ЮНЕП и становление экологической культуры. В России обратим внимание на зарождение ноосферного движения (Ресурсы ноосферного движения... 2000).

Последние десятилетия ХХ в. показали, что экологический императив, если вырвать его из контекста социально-экономического развития, не "срабатывает" желаемым образом. Поэтому на конференциях ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро и 2002 г. в Йоханнесбурге проявилась тенденция к распространению и укреплению идеологии SUSTAINABLE DEVELOPMENT, включающей в число факторов развития не только материальную среду обитания, но и социальную сферу. Мы предпочитаем переводить английское мотто как "ноосферное развитие" или "ДоБРо" - Долговременное Безопасное Развитие (Анненков В.В., Взятышев В.Ф… март 2002).

Важную роль в обеспечении ДоБРа в России ХХ1 века призвано сыграть  самообразование взрослых 

Это наше твердое убеждение основано на понимании необходимости выхода из "кризиса компетенций" и кризиса ценностей, выявившихся в ходе кардинального изменения социально-экономического строя России. Кто как не старшие поколения, на своем опыте испытавшие пагубные последствия этих кризисов, помогут молодежи (и себе) их преодолеть? Но для выполнения этой благородной и трудной миссии взрослому населению страны, каждому человеку, ощущающему ответственность за будущее, необходимо учиться, учиться и учиться прежде всего самим.

Причем учиться не в старой академической традиции, которая сводилась к усвоению новых знаний. Учиться для обновления умений и навыков в разных сферах профессионального труда, общественной и семейной жизни. Учиться через деятельность, через применение новых технологий - информационных, социальных. Учиться в партнерстве с коллегами по организации и по профессии, с территориальным сообществом по месту жительства, со всеми людьми, с которыми сводит жизнь. Учиться, открывая при этом для себя и людей все новые горизонты знания и действия.

Вызовы ХХI века  и "Непрерывное Образование для Всех"

Работы многих международных научных конференций и Римского Клуба высветили вызовы человечеству на пороге ХХ1 века. Главный из них - деградация природно-культурной оболочки нашей планеты, поддерживающей жизнь. Эта угроза вызвана не чьим-то злым умыслом, а повседневной деятельностью людей в местах своего проживания. Производство ради производства и безудержное потребительство в странах развитых, нищета и экстенсивное использование природных ресурсов в странах развивающихся - эти и многие другие негативные последствия исторически сложившегося социального порядка портят наш общий ДОМ, который естествоиспытатели называют Биосферой. Мы называем его Ноосферой, поскольку человеческая деятельность (деятельность сознательная у каждого человека, но стихийная в масштабах общества и человечества) уже стала "геологической силой", преобразующей Биосферу.

В нашей теме неуместно подробно останавливаться на вызовах человечеству вследствие непорядка в Доме и противоречий между его обитателями. Обратим внимание лишь на ускорение изменений в материальной среде обитания и в обществе. Ускорение изменений порождает мало осознанную угрозу потери адаптаций, поддерживавших равновесие в Доме, его "квартирах" и "семьях" его обитателей. Чтобы противостоять этой угрозе, человек призван понимать глобальные изменения и постоянно приспосабливать к ним свою жизнедеятельность, т.е. постоянно обновляться через непрерывное образование.

Императив Непрерывного Образования для Всех (НОВ) зафиксирован авторитетными международными встречами.

В "Повестке на ХХI век", принятой Конференцией ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г., 36-ая глава акцентирована на изменение целей и характера просвещения (Повестка…). В п.36.3 записано: "Просвещение, включая формальное образование, повышение информированности населения и профессиональную подготовку, следует признать в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию..."

Решение таких задач требует не начальной, а общей научно-технологической грамотности, которую обеспечивает как минимум среднее образование. Реально на всемирном уровне пока с переменным успехом идет кампания по ликвидации неграмотности. По признанию конференции в Дакаре (2000 г.), "...более 113 миллионов детей не имеют возможности получить начальное образование, 880 миллионов взрослых остаются неграмотными, системы образования характеризуются дискриминацией по признаку пола, а качество обучения и усвоение человеческих ценностей и навыков далеко не отвечает чаяниям и потребностям людей и обществ".

В такой ситуации 56-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН в январе 2002 г. объявила "Десятилетие грамотности для всех", начиная с 1 января 2003 г. (www.unesco.org/education/pdf/un_decade_literacy/). Программа ориентирует на то, чтобы к 2015 г. ликвидировать неграмотность детей, снизить неграмотность взрослых на 50% и создать для всех качественное базовое образование. 

"План действий", принятый Конференцией ООН в Йоханнесбурге в сентябре 2002 г., идет дальше и предлагает "интегрировать идеи устойчивого развития в системы образования всех уровней и превратить образование в ключевой фактор социальных изменений..."

Таким образом, международные программы "образования для всех" ныне нацелены преимущественно на обеспечение начальной грамотности в развивающихся странах (особенно в Тропической Африке и Южной Азии) и на распространение общей научно-технологической грамотности в странах среднего уровня развития. Эти задачи относятся и к взрослому населению указанных стран (а также к иммигрантам из развивающихся стран в странах развитых).

Вместе с тем цель, поставленная в Йоханнесбурге, уместна во всех странах и имеет значение не только для общего (среднего) образования, но и для профессионального образования и для образования "на всю оставшуюся жизнь".

Если принять императив НОВ (Непрерывного Образования Всех) и поставить его в стратегии развития мира не ниже экологического императива, то вырисовывается поле масштабных задач обНОВления человеческой деятельности и социально-экономического развития стран и народов.

Образование взрослых - "ключ к ХХI веку"

Под таким девизом в 1997 г. в Гамбурге прошла большая международная конференция по образованию взрослых. Научно-технический прогресс ХХ века, а еще более "информационная революция" (массовая компьютеризация, спутниковые программы, Интернет...) чрезвычайно ускорили изменения технических и социально-экономических условий жизнедеятельности. Если в начале ХХ века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет, то в его конце знания на планете обновлялись на 15 % в год, т.е. каждые 6 лет... Как следствие, даже выпускники вузов, если не продолжают образование, скоро становятся носителями устаревших знаний.

Эта новая ситуация осознана в развитых странах. В США в конце ХХ в. расходы на образование превысили почти в два раза расходы на оборону. Но в России в последнем десятилетии ХХ в. социальная система непрерывного образования взрослых "упала" из-за «недофинансирования».

Важность государственной поддержки образования взрослых признается в структурах СНГ. В декабре 1998 г. Межпарламентский Комитет Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики и Российской Федерации принял модельный закон "О постдипломном образовании" (www.mpa.eurasec.ru/archive/MK981209.doc). Закон вводит правовые основы для разработки и реализации государственной политики в этой сфере. Однако соответствующий закон в Российской Федерации пока не принят.

В какой-то мере это связано с инерцией традиционного предпочтения социальной системе просвещения взрослых. Общество предоставляло своим членам иерархическую систему образования, готовившую "винтиков" для "социальной машины" (Афанасьев, 2002). Закончив школу, нередко и вуз, многие жили таким "багажом" всю жизнь. Государственная система просвещения нередко работала лишь на идеологию, закрепляющую "правила игры". Общество не ставило образование взрослых наравне с образованием молодого поколения.

В демократическом обществе и на основе прогрессирующей его информатизации центр тяжести непрерывного образования взрослых смещается от социума к личности. Чтобы не отстать от жизни, человек ХХ1 века должен постоянно заниматься самообразованием и самосовершенствованием. Т.е. он должен стать Человеком Знания. Соответственно назревает перестройка социальной системы образования взрослых. В ней усиливается значение личной инициативы и поддержки самообразования личности государством, общественностью и частным бизнесом.

 

Литература

 

Анненков В.В., Взятышев В.Ф., Казакова А.П., Овсейцев А.А. Учебно-научные сетевые дискуссии… // препринт 63 ИСТО МЭИ, март 2002

Афанасьев Ю. Образовательная антиутопия // Отечественные записки, 2002-1, с.39-57 (см. также magazines.russ.ru/oz/2002/1/af.html

Повестка на ХХ1 век. Глава 36: Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров.

Ресурсы ноосферного движения. Вып.1. Ред. В.Л.Кожара, А.В.Кожара. М: Геос, 2000, 230 с..