А.Д. Тарасова, Филиал Российского Нового университета  г. Ступино, Филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права  г. Ступино

 

Формирование и развитие воспитательно-образовательной системы вуза в условиях малого города (на примере г. Ступино Московской области)

 

Актуальность темы формирования и развития воспитательно-образовательной системы вуза в условиях малого города определяют следующие обстоятельства:

·       значительное усложнение задач воспитания молодежи в условиях отсутствия четкой государственной политики в этой сфере, размытой системой ценностей среди молодых людей в российском обществе;

·       галопирующее распространение уродливых явлений для цивилизованного общества в виде наркомании, пьянства, проституции, уклонения от службы в армии, молодежной  преступности в России, рост культа насилия и бездуховности;

·       значительная коммерциализация сферы высшего профессионального образования, создание системы платного обучения российских граждан, вследствие чего все более закрепляется тенденция отсутствия конкурсного отбора в вузы и, как результат этого – приток в  ряды студенчества значительного количества молодежи с достаточно низким общеобразовательным и культурным уровнем;

·       возникновение в последнее десятилетие более 500 новых вузов, более 1500 их филиалов, не имеющих в большинстве случаев развитой инфраструктуры, собственных кадров преподавателей, устойчивых тенденций воспитания студентов, опыта формирования у них активной жизненной позиции и качеств, присущих человеку с высшим профессиональным образованием;

·       проявление новой тенденции в высшем профессиональном образовании – отдаление молодого вуза и его обособленных подразделений (филиалов и представительств) от больших и признанных экономических, политических культурных центров; возрастание роли и значения малых городов России  как системообразующих факторов региона, источников культурного воспроизводства и очагов государственности, духовности, нравственности, формирования новой воспитательной среды и социальных отношений в российской глубинке;

·       относительно слабая изученность проблемы становления и развития воспитательной системы вуза в условиях малого российского города.

 

Анализ психолого-педагогической литературы по этой проблеме показывает, что недостаточно исследованы структурные элементы воспитательной системы вуза в условиях малого города.

Остановимся на некоторых наших выводах и наблюдениях, основанных на  опыте работы филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права и филиала Российского Нового Университета в городе Ступино, а также других высших учебных заведений, расположенных на территории Ступинского района Московской области.

Прежде всего необходимо отметить, что расположение вуза в небольших городах дает возможность  любому молодому человеку или же любому желающему имеющему среднее или высшее образование, получить первое или второе высшее образование вне конкурса.

Немаловажный факт заключается в том, что  приближенность вуза к жилью позволяет в условиях  сегодняшней  экономической нестабильности решать многие жизненные проблемы ‑  работать днем   и через 15-20 минут быть в вузе вечером.  Достигается экономия затрат на  питание и  транспорт,  меньше тратится времени и сил.

Но уровень преподавания в вузах малых городов, особенно негосударственных, должен соответствовать уровню стационарных вузов. Для этого государство должно на равных  с основными вузами контролировать филиалы. И рассматриваться  они должны как альтернативная форма получения высшего образования, не уступающая по качеству государственным университетам и институтам, имеющим многолетней опыт.

Только не  надо в одном маленьком городе допускать создания дублирующих филиалов и заочных факультетов по одному и тому же научно-образовательному профилю. Работа заочного отделения в субботу и воскресенье дает возможность студентам постоянно готовится к лекциям, а значит, и быть в гуще событий. И, главное, учеба в субботу и воскресенье обеспечивает процесс постоянного обучения, а вуз может проводить воспитательную работу, создавая коллективы ответственных друг перед другом людей.

Так как в малых городах многие хорошо  знают друг друга, то при сегодняшнем подборе кадров  плохого сотрудника не возьмут. Наряду с собственным преподавательским персоналом мы широко практикуем привлечение высококвалифицированных преподавательских кадров из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, расположенных по соседству.

Развитие вузовского образования в малых городах помогает открывать новые рабочие места, обеспечивать кадрами без отрыва от производства - не надо тратить деньги на вызов студентов на сессии. И студенты не боятся потерять работу. Кроме этого приближенное к месту работы положение вуза хорошо сказывается и на психологическом климате   в городе: работающие студенты не отрываются от трудовой жизни своего коллектива.

С другой стороны, высвобождение таких мегаполисов, как Москва, от наплыва иногородних поступающих, способствует  снижению криминальной ситуации в городах и на транспорте, уменьшает пристрастие к наркомании и алкоголизму.

Самым главным итогом и следствием развития в малом городе  полноценного образовательного комплекса с его завершающим образованием является тот замечательный факт, что большинство молодых людей, закончивших местный вуз, остается работать на местах.

Открываются и другие дополнительные возможности, благоприятствующие  развитию образования в малых городах: и проведение практики, т.к. сегодня учебным  заведениям на нее не выделятся  средств, и постоянный  контакт с центром занятости населения – это и трудоустройство и  бесплатное обучение по дополнительной специальности; не надо затрачивать деньги на строительство зданий под учебные заведения, а можно использовать, на правах аренды, школы, помогая им в ремонте и новейшем оснащении.

Деятельность филиалов, подобных ступинским (а таких приближенных к месту жительства филиалов, отделений и представительств вузов в одном только нашем малом городе с населением порядка 70 тыс. человек насчитывается девять), позволила установить умеренную оплату за обучение  в вузе. Это дает возможность учиться в наших вузах одаренным детям  малообеспеченных семей.

Для студентов заочных отделений мы вводим новые традиции и формы проведения воспитательной работы, такие, например, как праздник  посвящения в студенты. Практикуем регулярные поездки студентов в Германию, Францию, Финляндию, Швецию и другие страны, а также в Санкт-Петербург, закрепляя знания, полученные на лекциях, и расширяя мир за пределами нашей малой родины.

В заключение хотелось бы сказать, что вузы  в малых городах - это новая  реальность, создающая реальную основу для обеспечения роста интеллектуального  потенциала и общей культуры населения,  а негосударственная система образования, как показывает наш семилетний опыт, может стать достойной альтернативой государственному образованию.