А. Е. Рацимор

 

Эколого-культурная среда Ступинского района и развитие личности

 

Принято считать, что охраной и восстановлением окружающей  природы занимается экология. Но мы, вслед за академиком Д.С.Лихачевым, считаем, что экологию не следует ограничивать лишь задачами сохранения природной биологической среды. Для плодотворной творческой жизни человека не менее существенной является среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранить, развить и приумножить эту культурную среду - задача не менее значимая, нежели сохранить окружающую нас природу. И «если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же нужна для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности», – считает Д. С. Лихачев [1, с. 547 ]. Не случайно сегодня, как никогда, актуален вопрос о нравственной экологии, об экологии культуры.

Крайне сложно исследовать проблему нравственного значения и влияния на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях и проявлениях. Мы предпримем попытку лишь крупными мазками обозначить некоторые составляющие такого воздействия на примере Ступинского района – одной из исторически обусловленных, экономически и культурно реально существующих территорий Московской области (см. схему, с. 123).

Как видно из приводимой схемы, эколого-культурная среда Ступинского района условно состоит из 12 различных сфер (образовательной, культурной, управленческой и др.).

В создании эколого-культурной среды, как видно из схемы, принимают активное участие Управление образования, отдел культуры, отдел по делам молодежи, Управление занятости населения, Комитет экологии, Русская православная церковь, правоохранительные органы, Комитет социальной защиты, общество охотников и рыболовов, производственно-техническое объединение городского хозяйства (ПТО ГХ), Комитет по физической культуре, спорту и туризму, общественная организация «Оптималист Подмосковья», клуб «Эколог», комиссия по делам несовершеннолетних при Главе Ступинского района, Совет культурно-спортивного комплекса, средства массовой  информации района и многие другие службы и организации, но  главное - сами граждане города и района.

Все эти и многие другие организации, учитывая, что многие подростки стремятся уйти, по образному выражению академика А. Г. Назарова [2, c.30], в мир «запредельных экологических состояний» (употребление алкоголя, токсических веществ; увлечение «виртуальным миром» компьютеров), считают своей главной задачей вернуть их в реальный мир, мир гармонии с природой и социальным окружением.

Как же мы пытались найти подходы к практическому решению этой сложнейшей проблемы?

Ведущая роль в ней, с нашей точки зрения, принадлежит образовательной сфере, которая в общей системе является ведущей подсистемой.

В 1991 году принята районная Концепция развития образования «Школа-2000». Во всех 38 дошкольных образовательных учреждениях, начиная со средних групп, в доступной для детей форме изучаются различные аспекты экологического окружения дошкольников, включая эколого-культурные. Ребята не только знакомятся с различными видами флоры и фауны, но и приобретают навыки правильного взаимодействия с природой, окружающим социальным миром; отрабатывают навыки общения с природой на специально отведенных участках. Педагоги стремятся организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок целенаправленно восходил по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений предшествующих поколений.

Большую методическую помощь в организации такого рода занятий воспитателям и методистам оказывает общественная организация – клуб «Эколог». На своих заседаниях члены клуба изучают новый, по определению академика А. Г. Назарова, вид экологического единства – единство человека как биологического вида, живущего в неразрывной связи с природой и его внутренним субъективным миром, рассматриваемым как экологический фактор.

Отмечу лишь, что, благодаря усилиям воспитателей дошкольных учебных заведений, дошкольники подготовлены к дальнейшей серьезной работе в данном направлении.

Так учителя первых классов, формируя экологическую культуру школьников, стремятся привить у них интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, животных и растений. Учат их состраданию к попавшим в беду и готовности прийти на помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным. Во втором классе учителя просят детей не только наблюдать за различными явлениями природы, поведением людей, но и объяснять то или иное явление или поступок.

В третьем классе учителя систематизируют знания и навыки младших школьников практически о каждой составляющей окружающей среды и, таким образом, готовят их к изучению биологии, химии, географии и других предметов в среднем звене школы.

Педагоги Ступинского района достаточно хорошо осознают, что в становлении неповторимого для каждой личности внутреннего мира человека существенная роль принадлежит экологической составляющей. Учителя практически всех предметов, планируя уроки своего курса, уделяют большое внимание вопросам экологического воспитания, развития в школьниках черт характера, формирующих внутренний мир подростка как основного экологического деятеля в биосфере и в человеческой культуре.

Учителя, рассматривая под углом зрения главного экологического принципа [2, c.29] формирование и воздействие внутреннего мира ребенка как мощнейшего динамического экологического фактора, прилагают многочисленные усилия для сохранения и укрепления экологического единства ребенка, природы, окружающего социального мира и предотвращения возможных причин его нарушения.

Важнейшая роль в развитии эколого-культурного мировоззрения принадлежит педагогам дополнительного образования. В Ступинском районе это: Дом детского творчества, детско-юношеский Центр, Станция юных техников, две Школы искусств. Во всех учреждениях  дополнительного образования ведется кропотливая работа по формированию устойчивого положительного взаимодействия обучающихся с природой, что способствует становлению более духовно богатой  личности.

Так в ступинской Школе искусств под руководством ее директора Галкиной Т.Ф. педагогический коллектив, осознавая богатство народного творчества – этого поистине неиссякаемого источника любви к природе, Родине, доброты и мудрости, – проводит целенаправленную работу по привитию у детей навыков кружевоплетения и живописи, резьбы по дереву и флористики. В школе с успехом работает духовно-нравственный клуб «Семья», в котором при изучении предмета «Духовная культура» дети и их родители знакомятся с духовными ценностями человечества и нашего народа. Опытные педагоги объясняют им, как стать лучше, чище душой, любить свою Родину.

«К патриотизму нельзя призывать, его необходимо заботливо воспитывать», – девиз учителей, которые вводят в преподавание краеведения основы биологической и культурной экологии, все больше создают в школах кружки по истории и природе родного края.

Учителя истории, например, воспитывают любовь к родному краю через изучение дворянских усадеб. Так, учительница Назарова С.П. из Мещеринской средней школы № 2 глубоко изучает со своими учениками великое прошлое графов Шереметевых на примере церквей и других построек Мещеринского сельского округа. Большую работу проводит учительница Семеновской средней школы Кузина И.В., исследуя жизнь фигур екатерининской эпохи – братьев Орловых – неукротимых бунтарей, фаворитов, богатых помещиков, бесстрашных воинов, глубокомысленных мудрецов – на материалах единственного сохранившегося в Подмосковье памятного места, связанного с этой прославленной семьей. Чего стоит изучение биографии только одного из пятерых «Екатерининских орлов» – князя Григория Григорьевича Орлова – тонкого политика и страстного любовника, подарившего императрице трон и сына!

Изучение истории родного края необходимо особенно сейчас, когда общероссийские СМИ отводят непозволительно много времени западной массовой культуре, ничего общего не имеющей с подлинной духовностью. И еще необходимо изучать историю родного края, особенно XYIII-XIX вв., так как именно дворянские усадьбы были как бы прообразом эколого-культурных традиций, формируя богатый духовный мир человека.

Свой бесспорный вклад в профилактику отчуждения детей от природы вносят многочисленные фестивали, смотры-конкурсы, олимпиады, викторины, спартакиады, охватывающие подавляющее большинство детей. Остановлюсь лишь на одном из них  – фестивале школьного творчества, более 20 лет проводимом Управлением образования.

Все 29 школ распределены по трем зонам: Ступинская, Малинская, Михневская. Зимой школы, предварительно отобрав в школьном конкурсе лучшие номера, принимают участие в фестивале в своих зонах. Затем лучшие номера от школ, учреждений дополнительного образования, как правило, в дни весенних каникул участвуют в общерайонном фестивале.

В последние годы в связи с большой популярностью фестиваль состоит из нескольких направлений: художественная самодеятельность (песни, танцы, художественное слово и др.); техническое творчество (самолетостроение, ракетомоделирование, судомоделирование, радио и др.); изобразительное искусство (живопись, графика, батик и др.); фотография, народно-прикладное творчество (плетение на коклюшках, бисероплетение, соломка, резьба по дереву и др.). Лучшие работы, особенно изделия из соломки, плетение на коклюшках, резьба по дереву, представляют район на Московских областных фестивалях, где завоевывают многочисленные награды.

Другим ярким примером могут служить эстрадные конкурсы «Маленький принц и Золушка» для дошкольников и «Ступинские звездочки». «Ступинские звездочки» – конкурс эстрадной песни, танца, художественного слова. Он проводится по трем возрастным группам: от 5 до 10 лет, от 10 до 15, от 15 до 20 лет – и выявляет наиболее одаренных исполнителей в своих направлениях.

Этот конкурс выливается в зрелищный, интересный фестиваль детского творчества. Это праздник не только для исполнителей, но и их родителей, друзей, одноклассников, которые заполняют большой зал Дворца культуры – ведущей сцены Ступинского района. Строгое жюри тщательно следит за тем, чтобы репертуар стихов и песен был ориентирован на воспевание Добра, Честности, Труда, Мира и других нравственных категорий. Завершается конкурс заключительным гала-концертом, в котором принимают  участие победители в номинациях в возрастных группах, а также гости из многих городов России, Литвы, Украины, Молдавии, Армении, Германии.

Приглашение ребят из других городов России и зарубежных стран продиктовано тем, что Администрация района убеждена, что любая деятельность в области эколого-культурного строительства неизбежно выродится, если будет замыкаться только на районе, поскольку известно, что всякая замкнутая система теряет свою работоспособную энергию.

«Размыкание» районных границ ведет к взаимообогащению, насыщению новыми элементами эколого-культурной сферы, возникновению элементов диалога культур.

Не менее важную роль в формировании нравственной экологии играет культурная сфера. Библиотеки и дома культуры, музыкальные школы и театральные коллективы, художественная галерея и музеи вносят свой весомый вклад в формирование соответствующих взглядов и поступков школьников.

Примером может служить выставка в художественной галерее «Ника», посвященная 100-летию со дня рождения одного из выдающихся представителей анималистического жанра Д. В.Горлова.

«Назначение искусства – не дать людям ослепнуть духовно». Эти слова великого мастера можно считать девизом всего его творчества. Наш земляк, заслуженный художник России, он вкладывал свою любовь и свое отношение к животным в свои замечательные произведения. Эта любовь излучается ими, поэтому не удивительна такая запись на его выставке: «Насмотревшись на Ваших зверюшек, самой захотелось стать лучше».

Ступинский район – это и древняя земля славян, и место, сплошь усеянное гнездами духовной дворянской культуры (Шереметевы, Орловы, Волконские), и обиталище великих музыкантов – Дягилев  и др., писателей – Чехов А. П., Новиков Н. И. и др., художников – Пукирев В. С. и многих, многих других.

Мы отчетливо понимаем, что сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Жить там, где жили поэты, музыканты и писатели великой русской литературы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать музеи – значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, дома, церкви напоминают нам о таланте и любви поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного.

Ребенок учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. «И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, так как каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрождаться.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие - значит, у него нет любви к своему городу. Если ребенок равнодушен к памятникам истории своего района, он, как правило, равнодушен и к своей стране» [1, c. 548].

Осознавая это, педагоги и работники культуры района стремятся привить ребятам любовь к родному краю. Ведь Ступинский район, хотя он в нынешних административных границах существует всего 40 лет, а городу Ступино – 60 лет, имеет славное, великое прошлое.

Ребята, в свою очередь, стараются внести посильный вклад в развитие и приумножение традиций. Так, Вл. Сериков стал победителем Всероссийского конкурса юных баянистов, а его друг Денис Фадин занял почетное 3-е место на областном конкурсе баянистов. Выпускник Ступинской музыкальной школы Кирилл Кириллов победил на Европейском конкурсе аккордеонистов.

Лауреатом конкурса «Последний звонок» (г. Москва) стал коллектив эстрадного танца «Арабески». Подобные примеры можно продолжать и продолжать.

Свою лепту в становление эколого-культурной среды вносит сфера социальной защиты. В подростково-молодежных клубах изучают и возрождают русские народные игры, проводят многочисленные пешие, велосипедные и прочие походы, осваивают новые военизированные игры на природе – такие, как «Окский рубеж» и многие другие.

Особая роль принадлежит Ступинскому молодежному телефону доверия, который с каждым годом становится все более популярным в подростково-молодежной среде. Только за период с мая по август 1999 г. количество обращений составило 1061. Возраст – 10-30 лет. Наиболее часты обращения по следующим проблемам: взаимоотношения (семья, сверстники, любовь), личные (проблемы общения); кризисные звонки (суицид, утрата, насилие); здоровье (алкоголизм, секс, психическое здоровье, беременность).

Молодежный телефон доверия выявляет подростков, имеющих проблемы отчуждения, ухода в иллюзорный мир, и помогает им своими советами, а если необходимо, то и консультациями наркологов и сексопатологов в Кризисном Центре «Надежда» комитета социальной защиты населения Администрации района. И что особенно важно – сотрудники «Надежды» проводят многочисленные деловые игры с членами их семей, а также проводят выходные дни с семьями на природе.

В течение всего учебного года большинство «трудных» подростков находятся под бдительным контролем работников правоохранительной сферы.  Каникулярное время, особенно летом, «трудные» дети проводят в многочисленных оздоровительных лагерях, производственных бригадах, оборонно-спортивном лагере.

В оборонно-спортивный лагерь отбираются подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Главе Ступинского района, а также в отделении по делам несовершеннолетних при отделе внутренних дел Ступинского района. Подростки, совершившие в течение года преступления и правонарушения, в июне-июле проводят время в лагере под руководством работников милиции и военнослужащих. Они активно занимаются спортом, стрельбой, игровыми видами, плавают.

Большую пользу оказывают «трудным» подросткам специалисты общественной благотворительной организации «Оптималист Подмосковья», проводя с ними тренинги и семинарские занятия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Результаты показывают, что целенаправленная работа, проводимая работниками органов внутренних дел совместно с районной комиссией по организации летней занятости подростков, приносит свои плоды – за летний период значительно снижается уровень подростковой преступности, дети оздоравливаются, приобретают новые положительные умения и навыки, многие из них становятся на путь исправления.

Существенная роль в экологии культуры всех жителей района и в особенности подрастающего поколения принадлежит духовной сфере.

Совместными усилиями педагогов и священников разработана и успешно осваивается Программа духовного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста «Путешествие к истокам», цель которой – в игровой, интересной для детей форме создать условия для восстановления «связей времен», связей поколений и культур, которая изрядно ослаблена за  несколько десятилетий революционных потрясений и социальных экспериментов.

Сентябрь 1998 года ознаменовался празднованием 500-летия Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря – «жемчужины на белых песках». В Программе подготовки и празднования этой исключительно важной для каждого ступинца даты самое активное участие принимали дети. Несколько лет школьники работали в производственных бригадах по восстановлению монастыря. Они также принимали участие в конкурсах сочинений, рисунков, фотографий на лучшую работу о святыне. Многочисленные экскурсии, пешие маршруты со всех административных округов, сочинения и исполнение своих стихов и песен о монастыре, а также многое другое не оставили равнодушным практически никого. Школьники не просто прикоснулись к истокам жемчужины родного края, а глубоко и всесторонне прониклись уважением к труду своих предков.

Существенную помощь в формировании экологии культуры оказывает Ступинское районное отделение общероссийского общественного движения «Россия Православная». Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Ступинского района и этой общественной организацией ставит своей целью совместную работу по «противодействию распространению среди населения элементов пошлости, безнравственности, эстетики зла, потребительства».

А «здоровый дух», как известно, может быть только в «здоровом теле». В соответствии с районной Концепцией развития физической культуры и спорта, основными задачами этой сферы являются: организация здорового образа жизни населения, максимальное вовлечение жителей в регулярные занятия физкультурой и спортом. Работа всех пяти ДЮСШ, проведение многочисленных спартакиад и соревнований по более, чем 30 видам спорта, способствуют профилактике отчуждения молодежи от реального мира, искоренению вредных привычек, укреплению физического и духовного здоровья.

В настоящее время регулярными занятиями физической культурой и спортом в районе занимаются 22500 чел. (в 1995 г. – 18850 чел.), или каждый пятый житель.

Развиваются контакты по различным видам спорта не только с другими районами области, спортсменами других областей России, но и с другими странами. Наши спортсмены участвуют в соревнованиях по более чем 30 видам спорта и с этой целью выезжают на чемпионаты и первенства области, России, Европы, мира. Мы проводим также многочисленные соревнования в Ступино с участием спортсменов, живущих за пределами района. Так, только в 1999 году, были проведены: Московская спартакиада сельских спортсменов, традиционный турнир по художественной гимнастике городов России «Мартовская капель», около десятка российских теннисных турниров. Практически ежегодно наши спортсмены проводят в Ступине десятки областных и российских турниров и соревнований. Плодотворны и наши международные контакты. Наши тренеры по гимнастике учат в США американских гимнастов, наш теннисист стажируется в немецком городе-побратиме Тельгте, а их гандболистки и теннисисты выступают в нашем городе. Примеры из области спорта можно приводить и приводить.

Цель организации здорового образа жизни преследуют и специалисты общественной организации «Оптималист Подмосковья» клубов ЮНЕСКО, которые разработали и достаточно эффективно внедряют высокотехнологичную систему превентивных мер по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Информационную поддержку работе по формированию экологии культуры у подростков и членов их семей осуществляют СМИ района: телекомпания «Комсет», редакция радиовещания и газета «Ступинская панорама», которые используют разнообразные жанры для освещения усилий этой и других общественных организаций по формированию устойчивых навыков нравственной культуры.

Так, журналисты телекомпании «Комсет» в передачах «Провинциальные новости» и «Свои новости» отображают целенаправленную работу Ступинского молодежного центра по организации культурного досуга молодежи города. С интересом следят жители за развитием системы высшего и среднего специального образования в городе (за период с 1996 г.  по 2000 г. к имевшимся в городе двум вузам добавились еще 6).

Районная газета «Ступинская панорама» регулярно публикует многочисленные материалы, характеризующие состояние ступинской семьи с позиций выполнения ею одной из главных семейных функций – воспитания детей. Редакция радиовещания  особый упор в своей работе делает на духовно-нравственное воспитание наших граждан.

В наше время, время информатизации общества, возникает серьезная опасность – отчуждение человека от природы, его уход в иллюзорный мир, погружение в информационную сеть (ТВ, ЭВМ и др.), повальное увлечение алкоголем.

Поэтому исключительно актуальной становится задача поиска новых форм, методов и средств, способных противостоять этим негативным процессам – максимально отвлечь подростков и молодежь от вредных привычек, вовлечь ребят в разнообразные направления общественно полезной деятельности, создать условия для развития их творческих способностей и наклонностей.

Одним из таких направлений в нашей работе является единое расписание внешкольных занятий. В городе оно составляется специалистами Управления образования, отдела культуры, спорткомитета и отдела по делам молодежи, чтобы все без исключения учреждения дополнительного образования: Дом детского творчества, Станция юных техников, Школа искусств, 5 детско-юношеских спортивных школ Спорткомитета, музыкальная школа, Дворец культуры и 2 дома культуры, музей и художественная галерея отдела культуры, Молодежный центр, 5 подростково-молодежных клубов отдела по делам молодежи и другие организации – предоставляли возможность любому школьнику в удобное для него время, в основном бесплатно, заниматься любым видом творчества: спортивным, техническим, художественным, народно-прикладным, трудовым и многими другими.

Аналогичные единые расписания занятий детей в учреждениях дополнительного образования составляются и в 3-х поселках Ступинского района, а также во всех 17 сельских административных округах, где успешно работают филиалы Михневского поселкового Детско-юношеского центра, секций и кружков спортивных и музыкальных школ, а также сельские подростково-молодежные клубы и дома культуры. Всего же в учреждениях дополнительного образования занимаются более 90% школьников.

Особая роль в диалоге культур принадлежит Обществу дружбы городов «Ступино-Тельгте» (Германия). За последние 6 лет ежегодно в среднем по 4-5 делегаций наших гостей и жителей Ступинского района совершают взаимовыгодные обмены и контакты в областях культуры и спорта, образования и медицины, сельского хозяйства и пожарного дела.

24 делегации (253 человека) наших земляков посетили за эти годы г. Тельгте и 22 делегации (112 человек) жителей г. Тельгте посетили г. Ступино и Ступинский район. Особенно следует отметить контакты в области культуры и искусства. Лучшие творческие коллективы района представляли разные жанры российской культуры. Немецкие друзья восхищенно аплодировали детям образцовой музыкально-хоровой студии «Огонек», рукоплескали молодежному ансамблю современного бального танца «Радуга», фольклорным коллективам «Рябинушка» и «Слободка».

Прекрасную прессу получили также выступления наших коллективов: русских народных инструментов «Мелодии России» под управлением заслуженного работника культуры Алексея Галявина и ансамбля русского народного танца «Калинка».

В свою очередь немецкие друзья с успехом выступают на нашем ежегодном конкурсе «Ступинские звездочки». Этот диалог культур способствует укреплению взаимопонимания жителей наших городов, взаимопроникновению наших культур.

Рамки статьи, к сожалению, не позволяют привести и другие примеры размыкания районных границ с целью насыщения новыми элементами эколого-культурной среды.

Все вышеперечисленные и многие другие аспекты эколого-культурного строительства в районе, оставшиеся вне рамок настоящего изложения, разумеется, носят целенаправленный системный характер, координируемый управленческой сферой.

В соответствии с прогнозами социально-экономического развития района на 90-е  годы Совет депутатов Ступинского района утвердил Концепцию развития образования «Школа-2000», Концепцию развития физической культуры и спорта, Программу развития культуры и Молодежную Программу.

Все эти Концепции и Программы основной своей целью ставят формирование эколого-культурной среды, способствующей разностороннему развитию подростков, молодежи, всех жителей города и района. Эти документы дополняют друг друга. Так, в Концепции развития образования есть раздел о физическом воспитании, а в Концепции развития спорта есть разделы «Малыш» и «Смена».

Ход выполнения основных направлений концепций и программ ежеквартально рассматривается на заседаниях Совета администрации, где они  корректируются и взаимно увязываются.

В свою очередь, Совет культурно-спортивного комплекса, в который входят представители образования, культуры, спорта, СМИ, правоохранительных органов, отдела по делам молодежи и других служб и подразделений  администрации района, ежемесячно планирует, организует и проводит мероприятия, связанные с необходимостью межведомственной координации – такие, как общегородские и общерайонные праздники, фестивали, смотры, выставки, конференции, конкурсы, вносящие свою лепту в формирование качественной эколого-культурной среды.

Существенную роль в профилактике отчуждения подростков от природы, конфронтации их с окружающим миром, исправлении многих, вставших на неверный путь, играет комиссия по делам несовершеннолетних при главе Ступинского района. Основной упор члены комиссии делают на вопросы предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.

Под руководством и при методической поддержке районной КДН созданы аналогичные комиссии в поселках и сельских административных округах. На своих заседаниях два раза в месяц члены комиссии заслушивают ход выполнения районной Программы профилактики безнадзорности подростков, работу управления занятости населения по обеспечению подростков рабочими местами в летний период, соблюдение предприятиями района квотирования рабочих мест для несовершеннолетних и многие другие вопросы координации и взаимодействия всех, без исключения, социальных институтов района. Заслушиваются директора общеобразовательных школ по вопросам предупреждения второгодничества и отсева. Во многом благодаря работникам школ, за последние годы удалось снизить количество второгодников с 331 в 1994-95 учебном году до 75 в 1998-99 учебном году и отсев школьников по неуважительным причинам с 63 человек в 1995-96 учебном году до 24 человек в 1998-99 учебном году.

Много времени уделяют члены комиссии организации времяпрепровождения «трудных» подростков, вовлечения их в регулярные занятия общественно полезной деятельностью. Летом для таких детей создаются специальные оборонно-спортивные лагеря.

О результативности работы КДН свидетельствует тот факт, что уровень детских правонарушений и преступлений за последние годы в 2 раза ниже, чем в Московской области, и в 3 раза ниже, чем в России.

Известно, что подростки-правонарушители живут, как правило, в социально неблагополучных семьях. Поэтому, начиная с октября  1995 года, когда была проведена региональная научно-практическая конференция «Социально неблагополучная семья: проблемы и поиски путей решения»,  в районе проводится серьезная работа по искоренению семейного неблагополучия.

В конференции приняли участие ученые 6 вузов страны, а также практические работники Ступинского района.

Для педагогов, практических психологов, работников правоохранительных органов и всех заинтересованных в решении данной проблемы лиц был выпущен сборник, в котором представлены тезисы докладов участников конференции по актуальным вопросам социально неблагополучной семьи, обозначены проблемы и показаны пути их решения.

Особая роль в становлении экологической культуры принадлежит Координационному Совету (КС) по работе с социально неблагополучными семьями и учреждениям социальной защиты населения. Проведя исследование 20 тысяч семей, проживающих в Ступинском районе, КС выявил свыше 5 тысяч социально-неблагополучных семей, составил банк данных на них, провел классификацию по степени социального неблагополучия и наметил четкую программу работы с каждым видом социального неблагополучия (экономическое, социально-демографическое, тотальная алкоголизация, генетическое,  социально-психологическое, криминальное и латентное). В результате в работу по искоренению социального неблагополучия включились учреждения социальной защиты и правоохранительные органы: детский приют «Солнышко», Кризисный Центр матери и ребенка «Надежда», социальная столовая «Мечта», отдел по делам несовершеннолетних, ПТО ГХ и другие учреждения.

Целенаправленная работа этих и других служб района позволила взять под контроль социальное неблагополучие семей и вести серьезную работу по профилактике и искоренению негативных факторов.

Мы видим, насколько сильно изменилась наша жизнь. В нее вошли новые элементы, вызванные демократией, гласностью, открытостью; вместе с тем появились и новые опасности, о которых мы говорили. Чтобы сохранить и приумножить богатые духовные традиции Ступинского района, только сделанного еще недостаточно. Нам надо научиться прогнозировать сложные эколого-культурные явления на районном уровне. Мы понимаем, что это зависит не только от наших усилий, а во многом от области, России. В то же время мы сознаем, что начальный импульс формирования нравственно-экологически чистой личности зависит от нас самих, от того, как мы поставим это дело в районе.

Мы не можем заглядывать в будущее, но уже сейчас нам следует об этом думать. Мы должны понять основные проблемы эколого-культурного воспитания в рамках, нами выделенных: что отомрет, что видоизменится, что закрепится.

Например, детские правонарушения. Они не отомрут, пока существует общество (рождаются новые люди, возникают новые проблемы), следовательно, нам необходимо искать способы снижения их до минимально возможных 2-4 процентов от общего количества правонарушений и стремиться к нулю.

В самое ближайшее время перед нами стоит задача выработки критериев духовности и разработки технологии их замеров.

Необходима разработка Концепции развития образования на 2000-2010 гг. с упором на воспитание экологической культуры школьников. Не менее важной является задача стопроцентного охвата учащихся разнообразной общественно полезной деятельностью. СМИ должны перейти на качественно новое освещение нашей жизни, в основе которой будет тесная связь экологии с психологией. Предстоит также выработать фундаментальные основы эко-психологических знаний.

Все это и многое другое позволит жителям района успешно адаптироваться к условиям XXI века и сделает нашу жизнь лучше.

 

Литература:

1. Лихачев Д. С. Избранное. Спб, 1997г.

2. Назаров А. Г. Экология, экопсихология, ноосферная реальность: мир образов и мир идей (настоящее издание, с. 26-103).