А.Г. Назаров, Экологический центр ИИЕТ РАН, Институт «Открытое общество», Москва

 

МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА

 

К истории возникновения и развития малых городов

Понятие и научное определение малого города

К изучению проблемы развития малых городов

Литература

 

Среди множества проблем нашей жизни на одно из первых мест выдвигаются проблемы развития - развития личности человека и человеческих общностей, территории, сельской или городской, страны и мира. В России важнейшей проблемой развития страны, ее безопасности и приобретения устойчивого будущего, становится проблема развития малых городов - каждого города в отдельности и всех вместе.

Что такое «малый город России»? Равен ли он по значению и своему историческому предназначению «малым городам» Западной Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии, или чем-то существенно отличается от них? Имеют ли историческую преемственность современные малые города России с малыми городами Древней Руси, Московии, Российской империи, СССР и на каких исторических этапах развития российского государства малые города становились «малыми городами» как институциональными образованиями? Что такое образовательный комплекс малого города, и в чем заключаются новые тенденции и перспективы высшего образования в малых городах России? В чем состоит роль образовательного комплекса  в выработке наиболее эффективной системы управления малого города в целом и охватываемого им районного территориального пространства как жизнеспособного устойчивого муниципального структурно-функционального формирования современной России?

 Вопросы можно продолжить, но на многие из них нет научного ответа. Наука, прежде всего, фундаментальная, почти не коснулась проблемы малых городов. Еще нет научного осознания великости этой проблемы для настоящего и будущего России, для выхода страны из затянувшегося системного кризиса. Еще научно не определено место малого города в структуре российского территориального пространства, социально-экономического и эколого-культурного, предстоит еще выявить историческое значение и особенности развития малого города России как первичной культурно-образовательной ячейки современного общества.

К истории возникновения и развития малых городов

Малые города всегда играли большую роль в становлении и развитии Российского   государства. Прообразы будущих малых городов с оборонительными укреплениями, жилыми и хозяйственными постройками угадываются в облике древних поселений славян и протогородов 7-9 вв. К 10-12 вв. в Древней Руси была сформирована сравнительно обширная сеть малых городов. На территории Северо-Восточной Руси наиболее древними являлись Ростов (862 г.), Муром (862 г.), Углич (937 г. - 1148 г.?), Суздаль (1024 г.), Ярославль (1010-1071 гг.), Владимир (1108 г.), Торжок (1139 г.), Переяславль Залесский (1175-1176 гг.), Кострома (12 в.), Тверь (12 в.), Кашин (1238 г.), Галич (с 13 в.) и др. В Центральной России к древнейшим городам относятся Кашира (городище 7-4 вв. до н.э., город с 13 -14 вв.), Переяславль (1095 г., с 13 в. - столица Рязанского княжества, в 1778 г. переименован в г. Рязань), Тула (1146 г.), Москва (1147 г.). Елец (1148 г.), Серпухов (12 в.). Городец Мещерский (1152 г., с 14 в. - г. Касимов), Венев (1400 г.) и др.

В процессе развития все будущие большие города, включая Киев (860 г.), проходили             стадию малого города. И эта стадия определялась совсем не численностью населения города, как некоторые авторы полагают до сих пор, не опираясь на исторические факты. По показателю численности (5 -20, редко 50 -100, до 200 тыс.ч.) все без исключения крупные города, центры земель России, длительное время, до пяти, а некоторые до десяти столетий так бы формально и оставались малыми городами, что противоречило бы самой сущности крупного города, его функции в системе государственного устройства.

В действительности же многие «малые - будущие крупные города России» образовывали сложную взаимосвязанную историко-динамическую систему, переходили из одной категории в другую и обратно, менялись местами, вовсе сходили с исторической арены и вновь возрождались. Некоторые из них - в буквальном смысле слова, как Феникс из пепла.

Вспомним историческую судьбу многих известных русских городов. Один из древнейших городов Ростов в 10 веке был центром Ростово-Суздальского княжества, с 1207 по 1474 гг. - столицей самостоятельного Ростовского княжества, затем княжеские земли потерял, но с 12 по 17 вв. именовался Ростовом Великим, был одним из признанных центров православной культуры. Это был для всех русских крупный город, одна из древних духовных столиц, и никто бы не отнес Ростов к малому (в смысле - малозначительному) городу только лишь потому, что в нем проживало, по-видимому, не более 20 - 40 тыс. жителей, возможно, и меньше.

Но после 17 века, войдя в Ярославскую губернию и окончательно утратив территориальную самостоятельность и владение окружающими землями, Ростов постепенно превратился в типичный малый город, особенно в годы советской власти, с ее воинствующим невежественным атеизмом и разрушением духовных ценностей.

В настоящее время город постепенно возрождается, на его базе создан Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Количество жителей в нем сейчас превышает прежнее, когда Ростов по своему стуктурно-функциональному значению относился к крупным городам, но в обозримом будущем ему уже не стать крупным, и даже средним, городом. Он занял нишу малого города, в ней ему суждено расти и развиваться многие, многие годы.

 Схожая историческая судьба постигла и Суздаль. Находясь на реке Каменка в 26 км от Владимира, Суздаль боролась за свою территориальную самостоятельность. В 12 веке она - столица Ростово - Суздальского княжества, в 13 - 14 вв. - Суздальского княжества, но уже начиная с начала 12 в., по мере превращения Владимира в административный, культурный и религиозный центр Северо-Восточной Руси, постепенно утрачивает свои позиции, уступая более сильному близкому соседу.

Из крупного по значению города Суздаль переходит в категорию малых городов, но городов с накопленным столетиями культурным потенциалом. Другие малые города, пройдя почти тысячелетнюю историю развития, с падениями и разорениями до тла от вражеских и междоусобных набегов, сумели возродиться и укрепиться, стали крупными городами России, центрами обширного социо-культурного и экономического пространства.

В 16-18 вв. завершился процесс формирования большинства крупных и малых городов Российской империи. Возникают новые города-крепости на южных рубежах страны и торговые центры на Севере: Орел (1566 г.), Тамбов (1636 г.), Козлов (1636 г.), Иваново (1561 г.), Шуя (1539 г.), Липецк (1777 г.), Мценск (1778 г.), Михайлов (1778 г.), Ефремов (1779 г.) и многие другие. Все они начинались как малые города, но в процессе исторического развития в силу разных причин произошло расслоение на малые и крупные города. Но в отличие от предшествующих веков метаморфозы "большого - малого" в структуре российских городов стали чрезвычайной редкостью, и малые города России получили строго определенные "права гражданства".

Понятие и научное определение малого города

Понятие малого города исторически тесно связано с понятиями волости и уезда. Волость - древнейшая единица административно-территориального деления. В Древней Руси она первоначально означала всю территорию земель, принадлежащих тому или иному удельному княжеству. С конца 14 века волости входят под управление уезда. Вначале под уездом понималась совокупность волостей, тяготеющих к какому-либо одному центру, и в таком понимании уезд известен с 13 в. Управлялся княжеским наместником, а с 17 в. - воеводой. Реформами Иоанна IV во второй половине 16 в. в уездах, черных и дворцовых волостях введены выборные органы самоуправления (Земская изба).

Последующими реформами, связанными с отменой крепостного права, с 1861 г. волость утверждается сословной единицей крестьянского управления, и в этом качестве под началом уездов волости сохранились до советской реформы административно-территориального деления 1923 - 1929 гг.

Уезды прошли более сложный путь развития. Переходившие друг в друга крупные и малые города Руси и России нередко силой вынуждены были доказывать свое право владения землей и сельскими угодьями. И только к концу 17  - началу 18 вв., с образованием губерний, произошло размежевание полномочий: уездные - малые - города были включены в состав губерний. Но потребовалось еще полстолетия, чтобы утвердить основную правовую функцию уездов.

В 1755 г. уезд становится низшей административной, судебной и финансовой единицей административно-территориального деления России. Административные и полицейские функции осуществлялись исправником, распорядительные - уездным земским собранием (уездными гласными). Одним из таких уездных гласных в г. Моршанске Тамбовской губернии в течение 12 лет работал академик В.И. Вернадский.

Каждый уезд объединял в управлении несколько волостей. Реформа 1923 - 1929 гг. упразднила понятия уезда и волости, образовав вместо них районы, но по существу малые города сохранили свою прежнюю функцию, подготовленную столетиями своего предшествующего развития.

Они стали центрами районов, с входящими в район окружающими сельскими землями. Уезды сыграли большую роль в развитии начального образования в России. С 1803 г. открываются сначала двухлетние, а затем и трехлетние уездные училища, земские школы, народные библиотеки.

Позже наряду с системой классического образования (гимназиями и университетами) в столичных и губернских городах, в ряде уездных городов успешно действует система реального образования (общего среднего). Ряд глубоких мыслей об уездном и сельском образовании в России содержится в дневниках и переписке В.И.Вернадского [1-4].

Что же такое «малый город»?

Малый город - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения; в подавляющем большинстве случаев это город или (очень редко) поселок городского типа.

В указанной формулировке малый город имеет четкое положение в структуре территориальных образований - это город третьего уровня, но первый в том обширном пространстве сельских населенных пунктов, к которому стягиваются нити духовно-образовательной культуры всего района.

Малых городов - районных центров, прошедших многовековой путь исторического развития, около 2500, роль их и в экономическом, и в нравственном возрождении России чрезвычайно велика. Не случайно именно центры районов представляют сегодня точки роста образовательного процесса и развития гуманитарного знания. Здесь создаются филиалы, факультеты и отделения государственных «классических» и технических университетов, гуманитарных вузов, негосударственных образовательных учреждений. Собственный госуниверситет, подобный Елецкому, в районном малом городе - случай крайне редкий, преобладает же многообразие форм.

Особое место занимают малые города федерального подчинения, "города без истории", не являющиеся районными центрами и существующие лишь в границах города. Это исключительно новообразования советского периода, имеющие оборонное значение. Большая их часть переходит в категорию наукоградов. Отделенность их от сельских районов (и от природы!), связанная с закрытостью оборонных городов, несомненно, оказалась ущербной и неизбежно способствовала медленной деградации города как целостного эколого-культурного и социально-экономического образования.

В настоящее время значительная их часть открыта, и занята поисками своего места на рынке труда и услуг. Те же "социалистические города", связанные с оборонной промышленностью, которые сравнительно давно, несколько десятков лет тому назад, вышли из закрытой зоны и стали районными центрами, ныне успешно развиваются  (малые города Подмосковья, особенно г. Ступино). В них создаются благоприятные предпосылки и перспективы полноценного развития образовательного комплекса, включая высшее образование.

Наконец, есть еще одна категория административных образований, которую ошибочно относят к малым городам. Это поселки городского типа (п.г.т.)  численностью до 10 - 12 тыс чел. Собственно городом в России по определению п.г.т не является. Для перехода в категорию города поселку городского типа требуется, кроме численности, выполнить ряд серьезных условий, связанных с качеством формируемой им городской среды. Значительная часть п.г.т. своим формированием обязана каким-либо местным фабричным или заводским производствам. Условий для развития высшего образования в них ожидать весьма проблематично. Таким образом, основой многочисленной категории малых городов являются на территории современной России районные центры. Именно на их базе и должна развертываться программа образования в малых городах.

В процессе развития системы образования в малых городах возникает немаловажный вопрос о месте образовательного комплекса среди других системообразующих и управленческих сфер города. Систематизирующая роль предполагает, хотя бы частично, и градообразующую, если речь идет о научном административном комплексе - университетском городке внутри малого города.

Анализ развития малых городов показывает, что системообразующая роль научного института или вуза, как будто заметная вначале, быстро сходит на нет, хотя и не исчезает совсем. Даже такие крупные по значимости «университетские» малые города как Дубна, Арзамас, Снежинок, Пущино, Черноголовка и мн. другие наукограды вынуждены развивать собственные градообразующие факторы в форме промышленных и/или оборонных предприятий, иначе они обречены на умирание. Елец не может и не должен быть исключением, как и другие малые города с древней историей.

В России едва ли удастся в обозримом будущем приблизиться к созданию типичных университетских городков типа Кембриджа или некоторых европейских научно - образовательных центров: они существуют большей частью на средства частного капитала.

К изучению проблемы развития малых городов

К проблеме развития малых городов исследователи государственно - территориальных образований обратились сравнительно недавно [5]. И нам неизвестны какие-либо серьезные наработки в этой области. Традиционно проблема малых городов изучается гражданскими историками, но массив полученных исторических данных требует освоения и осмысления.

Институтом "Открытое общество" разработана и уже действует Программа "Малые города России" [6]. Это одна из наиболее серьезных разработок и хороший пример успешно действующей программы. К сожалению, понятие малого города научно здесь не определено и взято совершенно произвольно по искусственному критерию численности в 50 тыс. жителей (не больше!). К малым городам отнесены и поселки городского типа. В качестве теоретической базы, по-видимому, использовалась модель сел и малых городов Европейского Совета  (ЭКОВАСТ), весьма далекая от российской действительности. Но в своей практической работе, к счастью, программа "Малые города" руководствовалась разумными подходами, и ее результаты и методологические разработки безусловно ценны и полезны.

Известными  нам попытками отразить специфику развития образования в малых городах служат разработки Елецкого госуниверситета, Ступинского образовательного комплекса и проводимая в течение нескольких лет поисковая работа в г. Находке (филиал ДВГУ).

Построить   университетский комплекс в условиях малого города - событие для России не просто неординарное, но совершенно исключительное, не имеющее близких исторических аналогов. Другое дело, что для Европы и Соединенных Штатов Америки исторически сложилось так, что это, скорее, правило, нежели исключение.

Завершая краткое введение в проблему изучения малых городов, хотелось бы еще раз подчеркнуть мысль, высказанную нами [7] более десятка лет тому назад: Будущее России принадлежит малым городам.

 

Литература

1. В.И. Вернадский. Письма Н.Е.Вернадской. 1886 -1889. М.: Наука, 1988;

2. В.И. Вернадский. Дневники. 1917 -1921. Киев, Hayкова Думка, 1984;

3. В.И. Вернадский. Дневники. 1926 -1934. М.: Наука, 2001.

4. В.И.Вернадский. Pro et Contra. СПб, 2000.

5. Материалы парламентских слушаний в Госдуме РФ по административно - территориальным  образованиям. М., Госдума РФ, 2000.

6. Малые города России. Институт «Открытое общество». М., 2000.

7. Назаров А.Г. Будущее России принадлежит малым городам // Мещерская новь, 1993. Он же: Ноосферная реальность и ноосферное образование // Ноосферное образование в России. (Материалы 9-й конференции, Иваново, 2-5 октября 2001 г.). Иваново: ИГУ, 2001.

На титульный лист журнала