Подпись: ЖИЗНЬ  РЕГИОНОВ
 

 


Р.А. Гусева, руководитель группы по законодательству

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА[1]

1.Законы, регулирующие общие положения

II.Законы, регулирующие органиpационные аспекты

III.Законы, регулирующие экономические аспекты

IV. Законы, регулирующие состояние объектов охраны окружающей среды и воздействия на окружающую среду

V. Законы, регулирующие юридическую ответственность за экологические правонарушения

VI. Поправки в действующие законы

 

Современное состояние окружающей среды вызывает озабоченность специалистов. Поэтому в рамках соглашения между округом Халланд (Швеция) и Калининградской областной думой с 1 февраля 2000г. реализуется международный проект «ECOMAN», финансируемый программой TACIS. Целью проекта является выработка мер по обеспечению повышения эффективности деятельности органов власти, специально уполномоченных органов, общественных организаций и граждан в осуществлении экологической политики. Основные задачи - это формирование системного регионального экологического законодательства, отработка модели управления в сфере охраны окружающей среды и выработка системы взаимодействия всех участников экологической политики.

В соответствии с результатами анализа действующего экологического федерального законодательства и законодательства субъектов РФ был подготовлен проект программы законотворческой деятельности по вопросам охраны окружающей среды. Принятие законов, предложенных в программе является, на наш взгляд, необходимым для того, чтобы наше областное экологическое законодательство было полностью сформированным, отвечающим не только требованиям федерального законодательства, но и законодательству Европейского Союза. Программа состоит из шести частей:

1.Законы, регулирующие общие положения

Эта часть программы состоит из одного закона. Необходимость закона "Об охране окружающей среды" вытекает из системного подхода, так как он является основополагающим законом , регулирующим общественные отношения в сфере охраны окружающей среды .Кроме этого Закон РФ "Об охране окружающей среды" предписывает регулирование многих вопросов законодательству субъектов РФ.

2. Законы, регулирующие органиЗационные аспекты

Эта часть содержит 15 законов, регулирующих организационные аспекты. позволяющие повысить эффективность деятельности в сфере охраны окружающей среды.

v     Закон "Об экологической политике" является процедурным. Он прописывает процесс выработки региональной экологической политики, формализации ее в нормативном акте, принятия и контроля за ее исполнением. Закон также определяет полномочия органа, осуществляющего эту деятельность.

v     Закон "Об управлении в сфере охраны окружающей среды" должен прописать систему управления на региональном и муниципальном уровне, а также организацию охраны окружающей среды на предприятиях.

v     Определение основных направлений охраны окружающей среды прямо вытекает из полномочий субъекта РФ, определенных федеральным законодательством. Разрабатываются они в соответствии с процедурой. прописанной

v     в законе "Об экологической политике" и утверждаются законом.

v     Закон "Об экологических программах" должен описать виды экологических программ, требования к этим программам, как на областном. так и на местном уровне: критерии отбора приоритетных программ, их финансирование.

Наличие целевых экологических программ вытекает из федерального законодательства. Они разрабатываются на основе "Основных направлений охраны окружающей среды" и в соответствии с законом "Об экологических программах и проектах».

v     Закон «Об оценке воздействий на окружающую среду» случае экологического правонарушения, так как. даст механизм определения этого риска. Кроме этого, он даст возможность правомерного определения оценки риска для принятия управленческих решений органами власти.

v     Принятие законов "О региональной политике в сфере экологического образования" и

v      "О воспитании экологической культуры" также вытекает из федерального законодательства. Первый закон должен ввести обязательное экологическое образование в образовательных учреждениях в рамках региональной компоненты в соответствии с федеральным законом "06 образовании". Второй закон должен прописать организацию экологического просвещения.

v     Закон "06 экологической информации" также вытекает из федерального законодательства и должен прописать процедуру предоставления этой информации общественности и другим заинтересованным лицам. Закон даст возможность доступа общественности к докладу "О состоянии окружающей среды" и обяжет компетентные органы публиковать определенный перечень информации в СМИ.

v     В связи с усиливающейся ролью общественности в принятии экологически значимых решений у органов власти появилась насущная потребность прописать процедуру проведения общественной экологической экспертизы в спорных случаях. Правовое регулирование этого вопроса даст общественности инструмент отстаивания общественных интересов.

v     Закон "О транспортных средствах" должен идти в пакете

v     с законом "Об охране атмосферного воздуха". Необходимость принятия этих законов вытекает из сложившейся экологической ситуации в Калининграде, а также в соответствии с нормами законодательства ЕС. В настоящее время в области используются старые иномарки, не имеющие системы экологической очистки выхлопов, и наносящие вред окружающей среде.

v     Закон "О Красной книге" определяет меры по организации работы по выявлению исчезающих видов животных и растений на территории области и указывает органы, осуществляющие эту деятельность.

v     Закон "О планировании землепользования" определяет порядок использования земельных ресурсов, описывает процедуру планирования и типы планов.

II.Законы, регулирующие экономические аспекты

Законы, предложенные в этой части программы прописывают экономические механизмы, позволяющие обеспечить экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в осуществлении деятельности по сохранению, восстановлению и улучшению состояния окружающей среды.

Экологическое страхование позволит иметь дополнительные средства на проведение природоохранных мероприятий, а также производить возмещение экологического вреда гражданам и юридическим лицам за счет виновных лиц.

Организация проведения экологического аудита, позволит предприятиям объективно оценить состояние производственного процесса и определить меры по улучшению управления охраной окружающей среды.

Денежная оценка природных ресурсов позволит определить потенциал, которым обладает область, муниципальные образования, предприятия, что позволит наиболее эффективно его использовать при определении экономической политики, при принятии управленческих решений.

Экономическое стимулирование направлено на внедрение наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использование вторичных ресурсов и переработку отходов, поддержку предпринимательской и инновационной деятельности.

Организация экологического предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством, относится к полномочиям субъекта РФ. В связи с этим возникла необходимость правового регулирования данного вопроса на региональном уровне.

Процедура бюджетного кредитования должна осуществляться в соответствии с "Бюджетным кодексом РФ", но в рамках платежей, поступающих в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований. В связи с этим имеется необходимость урегулировать данный вопрос в региональном законе.

IV. Законы, регулирующие состояние объектов охраны окружающей среды и воздействия на окружающую среду

Законы, предложенные в этой части программы, определены в результате анализа имеющихся в области экологических проблем и анализа законодательства субъектов РФ и ЕС. Принятие этих законов направлено на улучшение состояния объектов охраны окружающей среды и приведение их состояния к международным стандартам и правовое регулирование воздействий на окружающую среду, обращение опасных веществ.

V. Законы, регулирующие юридическую ответственность за экологические правонарушения

В этой части предполагается принятие одного закона, в котором будут прописаны нормы прямого действия всех видов юридической ответственности в соответствии с федеральным законодательством, а также определены нарушения, за которые наступает та или иная ответственность.

VI. Поправки в действующие законы

В этой части перечислены действующие законы, в которые необходимо внести изменения вследствие изменения федерального законодательства или с целью соответствия регионального законодательства законодательству ЕС.

 

 

 



[1] Форматирование и штрифтовое выделение научного редактора журнала.