П.А.ФЛОРЕНСКИЙ И МАТЕМАТИКИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

С.С.Петрова

 

Выдающийся богослов, философ и естествоиспытатель П.А.Флоренский (1882-1937) в 1900-1904 гг. учился на математическом отделении физико-математического факультета Московского университета. В дальнейшем, несмотря на предложение Н.Е.Жуковского и Л.К.Лахтина остаться на факультете, как тогда говорили, для приготовления к профессорскому званию, он избрал духовное поприще. Окончил духовную академию и посвятил себя богословию. Еще в гимназические годы его больше занимали проблемы философии, в которой математике отводилась важная роль средства для выработки собственного подхода к миропониманию. Так, например, предложенная им оригинальная геометрическая интерпретация комплексных чисел являлась важнейшим конструктивным элементом в его учении о двухслойном строении реальности (подробнее об этом см. [1; 2]).

В конце 20-х годов усилились гонения на духовенство. В 1928 г. Флоренский был арестован. Второй раз он был арестован в 1933 году по фиктивному делу, состряпанному ОГПУ. Его обвиняли как идеолога контрреволюционной организации, в которую входили в числе прочих Н.Н.Лузин и С.А.Чаплыгин (впрочем, об этом никогда не узнавших). После нескольких лет скитаний по лагерям 10 декабря 1937 года на Соловках Флоренский был расстрелян. Дата его смерти была установлена сравнительно недавно.

В связи с указанными трагическими обстоятельствами имя Флоренского было надолго вычеркнуто из отечественной литературы. В 60-е годы наблюдается возрождение интереса к творчеству Флоренского. В последние два десятилетия появился ряд исследований и публикаций, включающих материалы архива Флоренского, например, его переписку с Н.Н.Лузиным [3].

Они позволили по-новому взглянуть на раннюю историю знаменитой московской школы теории функций, в частности, была выявлена видная роль Флоренского в культивировании в Москве интереса к теории множеств Кантора и теории функций действительного переменного (см. [4]). В этих исследованиях были приведены также любопытные факты, относящиеся к студенческой жизни Флоренского, например, его деятельность по созданию студенческого кружка при Московском математическом обществе [5].

Скажем несколько слов о взаимоотношениях Флоренского с московскими математиками. В университете Флоренский становится учеником и последователем Н.В.Бугаева, развивавшего так называемую аритмологию-математику разрывных функций. Эта тематика играла особую роль в философских построениях Бугаева, касающихся «применения математики в ее полном объеме к изучению природы» [6, с.121]. Похоже, что тесных контактов с Бугаевым у Флоренского не было. Тему кандидатского сочинения (теперешнего диплома) он выбрал, хотя и в русле исследований Бугаева, совершенно самостоятельно. Формальное руководство осуществлялось Л.К.Лахтиным, оценившим эту работу высшим баллом – «весьма удовлетворительно».

В годы учебы Флоренского на кафедре чистой математики работали, кроме упомянутых Бугаева и Лахтина, профессора Б.К.Млодзеевский, П.А.Некрасов, К.А.Андреев, приват-доценты В.В.Бобынин, Д.Ф.Егоров, А.К.Власов. В недавно опубликованных письмах Флоренского к родителям очень живо описаны его впечатления от общения с многими из них, даны характеристики их как лекторов [5]. В эти годы у Флоренского сложились теплые неформальные отношения с Н.Е.Жуковским, возглавлявшим тогда кафедру прикладной математики, что явилось следствием их сотрудничества в студенческом кружке, председателем которого был Жуковский, а секретарем – Флоренский.

Пока еще у нас нет сведений о взаимоотношениях Флоренского-студента с Некрасовым и Егоровым – двумя крупнейшими московскими математиками того времени. Вполне вероятно, что Флоренский, интересовавшийся в это время геометрической интерпретацией комплексных чисел, посещал лекции Некрасова по теории функций комплексного переменного. Судя по всему, особых контактов с Егоровым в это время не было. Впоследствии, когда Флоренский стал признанным авторитетом православного мира, Д.Ф.Егоров нередко обращался к нему по вопросам, касающимся церковных дел [7]. В письмах Некрасова к Флоренскому обсуждались и события математической жизни, например, научные споры с А.А.Марковым.

В заключение напомним, что Флоренский в течение всей жизни имел большое влияние на Н.Н.Лузина, близким другом которого стал еще в студенческие годы.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда
(проект №01-03-00259а)

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова С.С., Сучилин А.В. О «мнимостях» П.А.Флоренского // Историко-математические исследования. М., 1993. Вып.34. С.153-163.

2. Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философские исследования. М., 1988. С.180-201.

3. Демидов С.С., Паршин А.Н., Половинкин С.М. О переписке Н.Н.Лузина с П.А.Флоренским // Историко-математические исследования. М., 1989. Вып.31. С.116-125.

4. Демидов С.С. Из ранней истории Московской школы теории функций // Историко-математические исследования. М., 1986. Вып.30. С.124-130.

5. Половинкин С.М. О студенческом математическом кружке при Московском математическом обществе в 1902-1903 гг. // Историко-математические исследования. М., 1986. Вып.30. С.148-159.

6. Демидов С.С. Н.В.Бугаев и возникновение московской школы теории функций действительного переменного // Историко-математические исследования. М., 1985. Вып.29. С.113-124.

7. Демидов С.С. Профессор Московского университета Дмитрий Федорович Егоров и имеславие в России в первой трети ХХ столетия // Историко-математические исследования. Вторая серия. М., 1999. Вып.4(39). С.123-156.

 

 

Источник: С.С.Петрова. П.А.Флоренский и математики Московского университета
в начале XX века // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2002 г. М.: Диполь-Т. 2002.



© С.С.Петрова