И.А.Петропавловская

Россияне-выпускники Харбинского образовательного
центра (1920–1956 гг.) на исторической родине

 

Подробный экскурс в историю Харбинского образовательного центра был сделан нами ранее [1].

Освоение территории Северной Маньчжурии в Китае началось на основании «Семоносекского соглашения» (1895 г.) о передаче Российской империи юридического права на ряд концессий, прокладку, совместное владение и эксплуатацию железной дороги КВЖД в «полосе отчуждения» (ПО) сроком на 89 лет. Россияне укоренялись в землях Китая, с центром в, построенном русскими, городе Харбине, с жизненной установкой на возможность здесь длительного пребывания – «на век». В отличие от «рассеяния россиян» в странах Европы и США, в «русском Китае» было создано российское самостоятельное Муниципальное управление и Министерство образования
(с системой стипендий), которые не зависели в своей деятельности ни от метрополии, ни от китайских властей. Несколько волн переселенцев, беженцев и эмигрантов (после 1917 г. и 1921–1922 гг. вплоть до 1935 г.) увеличили население Россиян в одном только г. Харбине до 1,5 млн. россиян при 0,5 млн. китайцев [1; 2].

За период до 1945 г. в крае были открыты более 30 средних (с 1898 г.) и высших учебных заведений различного профиля, работали многие издательства, выпускались журналы академического характера. Среди них широко известными во всем мире стали Харбинские политехнический и медицинский институты (ХПИ с 1921 г., ХМИ с 1922 г.), Университет им. Святого Владимира, Алексеевское и 1-е Харбинское Русское Реальное училище (ХРРУ) и другие реальные училища. Использование программ и Устава российских университетов и классической системы обучения в этих учреждениях сделало Харбин крупным русским техническим и научно-образовательным центром в Китае, успешно конкурировавшим с центрами во французских и английскиих факториях [2; 3].

К 2002 г. в 6-миллионном Харбине осталось 12 русских стариков, из тех 900 русских, так и не покинувших к 1956 г. Маньчжурию,  из которых 200 православных верующих составляли китайцы [2]. Куда исчезли русские? Каковы исторические причины этого явления? Как сложились судьбы россиян, выехавших из Китая в СССР? Все эти вопросы, как и «тема Харбина» и у нас в стране, и в Китае, оставались долгое время закрытыми.

Преимущества функционирования, бывшего однородным, с точки зрения языка и вероисповедания, объединения россиян в Китае продемонстрированы результатами их практической деятельности, превратившей Северную Маньчжурию в процветающий край. Но очевидна также и историческая уязвимость этого целостного образования в этом крае, ставшим средоточием интересов СССР, Японии и самого Китая. В узловые для истории этого региона годы: в 1929 г. – год китайско-советского конфликта, когда войска Красной Армии и НКВД (во главе с Уборевичем) вывезли часть россиян в СССР как врагов народа, затем в 1931–1944 гг. – годы оккупации Японией Маньчжурии и в 1935 г.– год передачи управления и эксплуатации КВЖД местным властям и отъезда многочисленных служащих дороги, бывших советскими гражданами (в силу договора о ненападении между Японией и СССР), количество россиян в крае значительно сократилось. В 1945 г. – т.е. в год, когда в Харбин вошли части Красной Армии и отделы СМЕРШа – до 300 тыс. человек были ликвидированы или отправлены в поездах в лагеря в СССР (по обвинению в шпионаже в пользу Японии).

После победы над Японией советские власти пытались закрепить за собой сферу влияния на россиян в Маньчжурии. В Харбине работало советское Консульство, многие русские получали советские паспорта, были созданы ряд организаций, в том числе «Союз советской молодежи» (ССМ), издавался журнал «Советская молодежь» (1947–1954 гг.), открыты школы, работавшие по советским программам. В ХПИ до середины 1960-х гг. преподавание велось на русском языке.

Первая волна (1947–1951 гг.) репатриантов из Китая столкнулась в СССР совсем не с той жизнью, которая им представлялась. Им разрешалось жить вне столиц, Москвы и Ленинграда, в основном в Сибири, в городах Свердловске, Челябинске, Омске и т.п. По отношению к ним проводилась определенная политика: ставка делалась на молодых, которых можно было еще воспитать в духе советской идеологии. Взрослые репатрианты, практически все мужчины, например, из так называемого «шанхайского дома» в Свердловске, были отправлены на лесоповал в Магадан. Исключением был лишь ученик техникума, сын настоятеля Харбинского (1924–1926 гг.), затем Свердловского собора (с 1951 г.) В.Н.Синайского – Юрий [4, с.15].

Массовый отток россиян в различные страны начался с 1952 г., когда СССР передал Китаю КВЖД, Порт-Артур и Дальний. Отношения с Китаем начали ухудшаться. Лозунг «Китай для китайцев» привел к тому, что к 1953 г. учиться россиянам в Китае стало практически негде, не было русских учителей, невозможно было найти работу без китайского языка.

Вторая волна (1954–1956 гг.) уже массового оттока русских в СССР началась с июня в переломный 1954 год, после смерти Сталина. Тогда в Харбине еще проживали 9 тыс. русских. На «освоение целинных земель» из Китая уходили эшелоны с россиянами [4].

За прощедшие более чем 100 лет в «харбинистике» накоплен богатый материал об активной деятельности россиян в Китае. Судьбы россиян-выпускников ХПИ, ХМИ, лицеев и реальных училищ из Китая на их исторической родине складывались по-разному. Многие из них ряд лет провели в ГУЛАГе. Так сложилась судьба Л.П.Маркизова, закончившего в 1937 г. ХПИ (звание инженера-путейца), а в 1939 г. – Северо-Маньчжурский университет (диплом инженера-строителя). После лагеря он лишь с 1951 г. начал работать в гражданских организациях: занимал должность зам. главного инженера в г. Воркуте, в 1972 г., защитив диссертацию, стал старшим научным сотрудником и затем до 1994 г. работал в Главстрое и в ОАО «Комистроя» [5; 6].

Интересны судьбы выпускников ХПИ И.Маркоса, закончившего Алма-Атинский госуниверситет, ставшего доцентом Кустанайского университета, а в большом спорте - Арбитром, а затем и судьей международной категории (FIBA), и В.М.Шишова, работавшего в Омске, затем ставшего доцентом Челябинского политехнического института.

Для данного исследования важной базой различных сведений и документов о россиянах из Китая стали публикации россиян, выехавших из Китая, в ряде периодических выпусков Ассоциацией «Харбин», изданных в различные годы в городах Свердловске, Челябинске, Омске и за границей – в Сиднее (Австралия).

 

Литература

1. Петропавловская И.А. Российские научные и образовательные центры в Китае (конец XIX – 50-е гг. XX вв.) // Науковедение. 2001. №2. С.182–197.

2. Известия. 2002. 2 сент. С.4.

3. Справочник по Северной Монголии КВЖД. Харбин: Экономическое бюро КВЖД, 1927. 62 с.

4. Русская Атлантида / Глав. ред. Н.П. Разжигаева. Челябинск, 2002. №8. 77 с.: ил.

5. Русская Атлантида / Глав. ред. Н.П. Разжигаева. Челябинск, 2001 . №5. 77 с.: ил.

6. Русская Атлантида / Глав. ред. Н.П. Разжигаева. Челябинск. 2000. №4. 77 с.: ил.

 

Источник: И.А.Петропавловская. Россияне-выпускники Харбинского
образовательного центра (1920-1956 гг.) на исторической родине
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2003 г.
М.: Диполь-Т, 2003, с.535-537.



© И.А.Петропавловская