А.В.Андреев

Всесоюзное общество по распространению
политических и научных знаний

 

Рассматриваются особенности возникновения Всесоюзного общества «Знание» (до 1963-го года – «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний») и соотношение естественнонаучной и идеологической составляющих в его деятельности. Показано, что Общество не было создано по «инициативе советской интеллигенции», что в основе деятельности Общества никогда не лежала популяризация научных достижений.

 

1. Малоизвестные особенности возникновения общества

Формально общество было создано в 1947 году. Но уже во многих выступлениях на заседаниях оргкомитета и учредительного собрания Общества (лето 1947 г.) можно обнаружить прямые свидетельства того, что Общество было создано не на пустом месте и не по инициативе «снизу», как впоследствии было принято писать в обзорах его истории (см., например, [1; 2]). Вот некоторые выборочные примеры из стенограмм. М.Б.Митин: проект устава «был разработан еще до организации нашего Оргкомитета»; С.И.Вавилов: «У нас будут большие средства. Во-первых, мы являемся наследниками Лекционного Бюро...» – [3, л.32]. С.И.Вавилов: «...наследство, которое мы получили от Лекционного Бюро, согласно правительственному постановлению, чрезвычайно ценное и добротное. Нам придется не столько менять, сколько расширять и дополнять уже ведущуюся работу» [3, л.4].

В самом деле, фонд Общества «Знание» ГАРФ открывается именно постановлением СНК от 31.VII.1943 г. о создании Лекционного бюро при Комитете по делам Высшей Школы при СНК СССР. Задача этого Лекционного бюро формулировалась следующим образом: «организация публичных платных лекций в г. Москве и по всей стране о международном положении, текущих военно-политических событиях, по историческим, военно-историческим и другим вопросам». За 4 года этим Бюро было организовано чтение более 10 тысяч лекций по указанной тематике. В январе 1947 г. – т.е. за четыре месяца до публикации «Обращения» о создании Общества – руководством Лекционного бюро было отправлено на имя Сталина и Молотова письмо с прямой рекомендацией преобразовать Бюро «в политико-просветительную организацию общественного типа – Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний». Таким образом, подлинными инициаторами создания Общества «Знание» оказываются не «широкие круги советской научно-технической интеллигенции», а партфункционеры высокого ранга (А.Я.Вы­шин­ский – руководитель Лекционного бюро; С.В.Кафтанов), военные историки (М.Р.Галактионов и Н.А.Таленский), философ (Г.Ф.Александров), экономист (Е.С.Варга) и специалист по теории машин (генерал инженерно-технической службы, академик-секретарь АН СССР Н.Г.Бруевич). Датой образования Общества также можно считать июль 1943 г.

 

2. Знания научные или знания политические?

Но, возможно, 1947-й год можно считать годом кардинальной перемены тематики Общества? Лекции на научно-популярную тематику потеснили обзоры международной ситуации?

В тексте опубликованного 1 мая во всех центральных газетах «Обращения ко всем деятелям советской науки, литературы и искусства, к научным, общественным и другим организациям и учреждениям Советского Союза» (из семидесяти человек, подписавших «Обращение...», более пятидесяти были академиками и профессорами) основанием для создания Общества объявлялась «поставленная товарищем Сталиным задача поднятия культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда». На заседании оргкомитета 23 мая 1947 г. будущий Председатель Правления Общества С.И.Вавилов также произносит важную фразу о планируемом перераспределении тем в пользу естественнонаучной тематики: «...в дальнейшем наша роль будет заключаться в том, чтобы довести эту область примерно до 50%. Тов. Лерер: В том же количестве, как на международные темы. Тов. Вавилов: В этом направлении предстоит самая большая работа» [3, л.68]. Подтверждение попытки смещения акцента в деятельности Общества на популяризацию естественных наук можно найти и в кадровой политике. По итогам первых полутора лет работы «Общества...», в течение которых численность членов увеличилась более чем в 10 раз (на 20 000 человек), «представители естественных и технических наук» составили свыше половины всех членов. При возникновении «Общества…» ему был передан журнал «Наука и жизнь» (принадлежавший перед этим Академии наук). Наконец, и сам тот факт, что Председателем Общества стал Президент Академии наук СССР физик Вавилов, говорит об особой роли, которая в деятельности Общества (или, по меньшей мере, в создании его образа в общественном сознании) отводилась науке и ученым.

Однако, хотя темпы, с которыми развивалось и укрупнялось Общество, действительно впечатляют, оно – вопреки звучавшим на самом высоком уровне громким фразам и планам С.И.Вавилова – так и не превратилось в организацию, занимающуюся в основном популяризацией естественных наук, оставаясь в первую очередь идеологическим инструментом. В фонде общества «Знание» в ГАРФ сохранились ежегодные статистические отчеты, которые содержат сведения о количестве и тематике прочитанных за год лекций [4]. Если статистически обработать эти данные, получается следующий довольно безрадостный общий итог.

При общем интенсивном росте суммарного количества лекций доля лекций на естественнонаучную тематику неуклонно снижалась. На протяжении первых трех лет деятельности «Общества…» она в целом упала приблизительно в четыре раза. Намерения первого председателя Общества С.И.Вавилова в отношении пропаганды естествознания остались, таким образом, лишь намерениями. Следующие два десятилетия доля естественнонаучной тематики незначительно колебалась около значения пять процентов: роль естествознания оставалась крайне незначительной. Если подвести «интегральный» итог деятельности Общества – сравнить суммарное количество лекций, прочитанных за период с 1948‑го по 1970‑й год, – то можно убедиться, что при впечатляющих общих цифрах (миллионы (!) прочитанных лекций по физико-математическим наукам, астрономии и т.п.) доля лекций по любой из естественнонаучных дисциплин не превышает одного-двух процентов от общего объема лекций. (Для сравнения: лекции по истории ВКП(б)/КПСС – 15,4%, лекции по международной тематике – 12,6%).

Общий итог можно сформулировать следующим образом. Благодаря пропагандистской кампании, мастерски проведенной при создании ВОПРПИНЗ (столь успешной, вероятно, еще и потому, что интерес к науке в послевоенном Советском Союзе был и в самом деле очень велик), удалось прочно увязать в общественном сознании деятельность Общества с распространением научных знаний. При этом подлинная сущность деятельности Общества всегда оставалась иной: в первую очередь оно было идеологическим инструментом, призванным вовлечь в пропагандистскую деятельность широкие слои образованного населения. Результаты поражают своими масштабами – десятки и сотни миллионов прочитанных лекций всевозможной тематики. Незначительность в этом «потоке» доли лекций на естественнонаучные темы (всего несколько процентов) – вполне естественна и не должна удивлять и разочаровывать.

 

Литература

1. Артоболевский И.И. Выдающийся советский ученый и общественный деятель Сергей Иванович Вавилов. М.: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, 1951. 48 с.

2. Чиненый А.И. Из истории Всесоюзного общества «Знание» // Методика и организация лекционной пропаганды. М., 1988. №7. 64 с.

3. Фонд Общества «Знание» в ГАРФ: ф.9547, оп.1, №7.

4. Фонд Общества «Знание» в ГАРФ: ф.9547, оп.1, №142, 306, 455, 620, 777, 985, 1035, 1060, 1088, 1112, 1145, 1166, 1205, 1258, 1350, 1423, 1584, 1679, 1762, 1846, 2006.

 

Источник: А.В.Андреев. Всесоюзное общество по распространению
политических и научных знаний // ИИЕТ РАН. Годичная научная
конференция 2003 г. М.: Диполь-Т, 2003, с.292-294.



© А.В.Андреев