С.С.Демидов

МАТЕМАТИКА В РОССИИ И СОЗДАНИЕ
"СОВЕТСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ"

 

Первая четверть XX века – время интенсивного роста математических исследований в России. Наблюдается чрезвычайная их активность в получившей к тому времени европейскую известность Петербургской математической школе, основанной П.Л.Чебышевым. Особенных успехов добиваются петербуржцы в области теории вероятностей, теории чисел, конструктивной теории функций, математической физики и теории дифференциальных уравнений (А.А.Марков, А.М.Ляпунов, В.А.Стеклов, Н.М.Гюнтер, И.А.Лаппо-Данилевский и др.). В число ведущих европейских математических центров начинает выходить Москва, где на базе успешных изысканий в области теории функций действительного переменного (Д.Ф.Егоров, Н.Н.Лузин) начинается стремительный рост исследований в самых разных направлениях (М.Я.Суслин, А.Я.Хинчин, П.С.Александров, Д.Е.Меньшов, П.С.Урысон, А.Н.Колмогоров и др.). Успешно идет работа в ряде провинциальных центров – в Харькове, Киеве, Одессе (С.Н.Бернштейн, Д.А.Граве, В.Ф.Каган и др.).

Разумеется, события Первой мировой войны и, особенно, революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны, серьезно затормозили развитие научных исследований в стране. Однако, импульс, заданный предыдущим развитием был столь силен, что исследования продолжались вопреки всему и, как только (в середине 20-х годов) появились признаки улучшения условий жизни, они начали развиваться с небывалой интенсивностью. К началу Великой отечественной войны СССР становится одной из ведущих мировых математических держав.

Успешному развитию математических исследований в СССР способствовал ряд факторов – как объективного, так и субъективного характера. Основанием этому росту послужило сформировавшееся в России к началу века замечательное математическое сообщество, результаты работы которого получили европейское признание. Оно не оказалось так сильно (как, скажем, философское) затронутым событиями революции и войны. Очень небольшое количество математиков пало их жертвами, очень невелико число эмигрировавших на Запад. Математические науки сравнительно мало (по сравнению даже с некоторыми другими естественно-научными дисциплинами, скажем с биологией) оказались затронутыми идеологизацией и связанными с ней репрессиями. Математикам удалось создать такую среду, ситуацию в которой контролировали ведущие ученые страны, а не идеологи типа Т.Д.Лысенко (а претенденты на эту роль имелись – достаточно вспомнить печально знаменитого Э.Кольмана). Важное значение имел и приток в университеты молодежи – выходцев из тех слоев общества, для которых получение высшего образование в царской России было затруднено (например, для молодежи из многочисленных еврейских местечек). Правда, этот процесс проходил на фоне развертывания дискриминационных мер против выходцев из "эксплуататорских классов". К счастью, последствия такой политики во многом умерялись действиями руководства математическим сообществом – Д.Ф.Егоровым, Н.М.Гюнтером, Д.А.Граве и др. – делавших все возможное для того, чтобы талантливые молодые математики "дурного" происхождения смогли получить образование и начать исследовательскую работу (см.биографии А.Н.Колмогорова, И.Г.Петровского, Н.Н.Боголюбова и многих других).

Важным объективным фактором, способствовавшим успешному развитию математики в стране, стала заинтересованность в ней государства, определявшаяся потребностями "социалистического строительства", в частностями успешного функционирования военно-промышленного комплекса.

Разумеется, судьба математических наук в СССР, сложившаяся в результате причудливого взаимодействия такого рода факторов, могла быть и совсем иной. Случись бы, к примеру, иной исход в "деле академика Н.Н.Лузина" (1936), и вместо всемирно признанной "советской математической школы" мы имели бы что-нибудь куда более скромное.

Отметим факт довольно низкой самооценки своего места в математическом мире советскими математиками 30-х годов. Они рассматривали себя в нем как своего рода провинцию. С такой ситуацией контрастируют настроения 50-х годов, когда они начинают ощущать себя одним из ведущих (наряду с французским и американским) мировых математических сообществ.

Хотя начавшаяся в 20-е годы в СССР идеологизация затронула математику в значительно меньшей степени чем другие естественные науки, она сказалась и на ней, и прежде всего на тематике проводимых исследований. Не могло быть и речи о свободных изысканиях в области философии математики, существенные ограничения накладывались и на те ее разделы, которые были связаны с философией. Так, в стране, где велась работа по всему спектру современной математики, почти отсутствовали труды по ее основаниям, с немалыми трудностями сталкивались математики, занимавшиеся математической логикой.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (коды проектов: №№98-03-04084, 99-03-19868).

 

 

Источник: С.С.Демидов. Математика в России и создание
"советской математической школы
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1998.
М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.287-289.

 

© С.С.Демидов