«КУЛЬТУРНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ РОССИИ ПОШЛО В XX В. ЧЕРЕЗ РАССЕЯНИЕ» (П.Е.КОВАЛЕВСКИЙ)

З.С.Бочарова

 

Значение деятельности П.Е.Ковалевского в истории российской эмиграции трудно переоценить. Ренэ Герра, профессор-славист, известный французский коллекционер, с 60-х годов собирающий и исследующий литературный архив российской эмиграции, а с 70-х – произведения изобразительного искусства, созданные русскими художниками за рубежами России, говорил, что знал только двух человек, которые до конца поняли всю ценность и значение творческого наследия эмиграции. Помимо Ю.Терапиано он называл П.Е.Ковалевского, несмотря на хрупкое здоровье и преклонный возраст до конца дней своих собиравшего материалы, относящиеся к эмиграции. Р.Герра отмечал, что главное чувство, которое он вынес из встреч с Ковалевским – появившееся желание спасти и сохранить культурное наследие российской эмиграции'. В эмигрантской среде над П.Е.Ковалевским посмеивались, относились к нему снисходительно, как к чудаку, но он сделал очень многое для увековечения достижений российской эмиграции.

Петр Евграфович Ковалевский родился 16 декабря 1901 г. в Санкт-Петербурге. Среднее образование получил в Училище при Реформаторских Церквах по классическому греко-латинскому отделению. В России началась его церковная работа: прислуживание, пение и чтение в церквах.

В феврале 1920 г. Ковалевский эмигрировал во Францию, где в июле выдержал экзамен в Комиссии при Российском посольстве, утвержденной французским Министерством народного просвещения, и получил аттестат зрелости. В октябре того же года он поступил на историко-филологический факультет Парижского университета, по окончании которого в 1922 г. был оставлен на кафедре русского языка и словесности постановлением Академической группы. Кроме занятий на историко-филологическом факультете Ковалевский слушал лекции и работал отдельно с профессорами Русского юридического факультета при Парижском университете, был слушателем высших педагогических курсов и русских богословских курсов в Париже. В 1924–1925 гг. он писал докторскую диссертацию и одновременно учился в Школе восточных языков. В Парижском университете 30 января 1926 г. состоялась защита его диссертации на соискание ученой степени доктора историко-филологических наук на тему «Лесков, недооцененный бытописатель русской жизни»; книга под тем же названием была издана в 1925 г.2 В апреле 1925 г. Ковалевскому было поручено преподавание латинского языка в только что основанном православном Богословском институте в Париже, будучи профессором которого он работал также на высших женских богословских курсах. В октябре 1926 г. он получил назначение на место преподавателя русского языка, литературы, истории и географии России во французском государственном лицее Мишле, которое занимал до 1941 г. В 1936 г. за десятилетнюю успешную работу П.Е.Ковалевский получил похвальный лист от Парижского учебного округа. Осенью 1930 г. его пригласили для чтения лекций по русской литературе на Русском историко-филологическом факультете при Парижском университете, а в 1934 г. – в Славянский институт Женевского университета для чтения лекций о Лескове и Мельникове-Печерском. Начиная с 1935 г. по приглашению профессорских объединений читал лекции (по-французски) в Ажене, Бордо, Гавре, Дижоне, Лионе, Меце. Он был генеральным секретарем Союза русских педагогов.

Наряду с преподавательской деятельностью П.Е.Ковалевский продолжал большую работу в церкви, а также просветительную и общественную. В 1921 г. он возглавил первое православное братство, основанное в Париже – братство св. Александра Невского, объединившее церковную молодежь. Все 50 лет существования братства его возглавлял П.Е.Ковалевский. Кроме того, он вел активную работу в сокольском движении, национальной организации витязей. Им были прочитаны многочисленные доклады на исторические и литературные темы, по россиеведению.

В 1924 г. за рубежом впервые отмечался День русской культуры, приуроченный к 125-летию со дня рождения А.С.Пушкина. К 1927 г. для координации работы местных комитетов был создан Центральный комитет Дней русской культуры, постоянным членом которого являлся П.Е.Ковалевский.

Он стал активным организатором студенческого дела в Париже, с 1924 по 1939 гг. возглавляя Национальный студенческий союз во Франции. Когда в 1929 г. организации русских студентов в Париже объединились в Федерацию, председателем ее был избран П.Е.Ковалевский. Кроме того, он являлся представителем Объединения русских эмигрантских студенческих организаций (ОРЭСО) на различных международных съездах и собраниях. С 1924 г. ученый принимал участие в работе ЦК по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей (Федоровский комитет) вначале как его член, а с 1926 по 1930 г. как его генеральный секретарь. Студенческие кружки, просветительные учреждения и объединения за рубежом были в поле зрения П.Е.Ковалевского. С 1922 г. он стал инициатором создания христианских и православных кружков, объединившихся в Русское студенческое христианское движение (РСХД).

С июля 1925 г. П.Е.Ковалевский состоял членом, а с марта 1933 г. секретарем Русского эмигрантского комитета, объединявшего свыше 300 русских организаций во Франции, деятельность которых распространялась на все Русское Зарубежье.

В годы второй мировой войны П.Е.Ковалевский не прервал педагогическую, научную и церковную деятельность. Несмотря на то, что многие преподаватели разъехались, он остался работать в православном Богословском институте. Еще в 1934 г. после ряда бесед с отдельными профессорами и специалистами Ковалевский решил пересмотреть некоторые материалы, относящиеся к различным периодам русской истории и соотнести их с событиями, происходившими на Западе, а также воспользоваться теми данными, которые дают история языка, литературы, искусств, археологии. Весной 1939 г. первая часть его работы под названием «Исторический путь России» была отпечатана на ротаторе и разослана всем специалистам по русской истории. В начале 1943 г. впервые все главы были собраны вместе и выпущены в исправленном, дополненном виде. Вторая часть, представляющая собой библиографию, составлялась летом 1944 г. в обстановке, мало способствовавшей научным занятиям – тогда нередко были воздушные тревоги и бомбардировки. Автор был лишен возможности посещения библиотек для проверки необходимых данных. Естественно, что «Исторический путь России» дорабатывался и переиздавался после войны. Всего с 1939 по 1949 гг. вышло пять изданий книги. П.Е.Ковалевский ограничил изложение истории России 1922 г., отметив в предисловии, что СССР не вошел в историю, представляя собой незаконченный период русской жизни. Что касается Зарубежной России, то она, по мнению автора, является продолжением дореволюционной русской истории и может рассматриваться как его завершение3. Основу развития России, считал Ковалевский, составляет борьба исконной самобытности с вредным западничеством. Русской жизни было присуще соборное начало с самых первых веков ее существования. Оно проявилось как в отношении государственной власти к народу, в правлении князей «в согласии с землею» и системе земских Соборов, так и в жизни церковной. Далее он писал, что Россия издревле находилась на рубеже двух миров и двух миропонимании, которые она синтезировала; крен же в развитии как в сторону чисто западной государственности и церковности или чисто восточной, так и к национальной обособленности всегда приводил ее к отклонению от исторического пути. Россия XIX в. рисовалась П.Е.Ковалевскому как сила «мира и равновесия в Европе и Азии» с синтетической культурой и объединяющей силой языка. В противовес евразийцам автор подчеркивал, что Россия всегда была страной озерной – речной и лесной, а не степной, и степь была для нее разорителем, распространение же на Восток – «народным и стихийным». В этой схеме автор сыскал место и роль эмиграции: культурное распространение России в XX в. пошло через искусство и, наконец, – через Рассеяние4.

В период войны П.Е.Ковалевский активизировал экуменическую деятельность, а в 1947 г. – стал одним из инициаторов встреч между православными и католическими богословами, продолжив работу, начавшуюся в военные годы. В послевоенный период оживилась научная, издательская и преподавательская деятельность историка.

По предложению издателя Г.Пайо, П.Е.Ковалевским был написан университетский «Курс русской истории», который вышел на французском языке в 1948 г. в Париже и был принят как руководство во многих высших школах Западной Европы. Этот курс был премирован Французской Академией Моральных и Политических наук, а его автору присвоили звание Лауреата Академии. В 1947–1948 гг. П.Е.Ковалевский читал на вечерних курсах лекции по русской духовной культуре при Богословском институте, а в 1949 г. – серию лекций о русской культуре в Центре изучения цивилизации и духовной жизни народов (на французском языке). С весны 1950 г. на Высших женских богословских курсах в Париже можно было прослушать его лекции по агиологии, а с 1951 г. – по истории русской церкви. На французском языке оба эти курса звучали в стенах Православного института св.Дионисия. В 1966 г. П.Е.Ковалевский стал деканом названного института. Его приглашали университетские центры не только Франции, но и Бельгии, Германии.

Вместе с профессором Католического института И.В.Пузино П.Е.Ковалевский основал в 1953 г. Парижский научный институт, который до трагической кончины директора института в I960 г. работал под покровительством Русской академической группы в Париже. После смерти И.В.Пузино директором стал П.Е.Ковалевский, но из-за его болезни институт вскоре прекратил свое существование.

П.Е.Ковалевский продолжал активно печататься. Им были опубликованы «Краткая история рода Ковалевских» (1951–1954) по-русски и по-французски; «Культурный и исторический атлас России и славянских стран» (1961, французское, немецкое и голландское издание) – это большой альбом с 600 иллюстрациями и 220 страницами текста; «История Церкви (общая и русская)» (1958) по-русски; «Св.Сергий и религиозная жизнь русского народа» (1958, 1969) по-французски и по-испански (1962); а также очерки о православной Церкви в испанском католическом словаре, и история православного монашества (Лозанна, 1969)5. Кроме того, он отредактировал по просьбе автора литературно изложенную Т.И.Манухиной (1885–1962) по рассказам митрополита Евлогия его биографию, названную «Путь моей жизни», в которой сведения о жизни Церкви как в России, так и за рубежом изложены со слов очевидца. С 1954 г. П.Е.Ковалевский являлся постоянным сотрудником католического журнала «Иреникон», в котором вел отдел библиографии исторических трудов, а также сотрудничал в газете и журнале «Возрождение», в газете «Русская мысль», в «Церковном вестнике» и других периодических изданиях. Им были опубликованы серия статей о православных святынях Франции, ряд очерков по сравнительному богословию, по истории Русского Зарубежья6. К сожалению, у нас в России его работы почти не сохранились, хотя и посылались как в Российскую государственную библиотеку, так и в Академию наук7.

В 1961–1965 гг. П.Е.Ковалевский тяжело болел. Мучивший его с ранней молодости туберкулез позвоночника заставил прекратить всякую работу. К активной деятельности он вернулся лишь с августа 1967 г. Возобновились его лекции в Центре восточных языков, началось их чтение на ежегодных двухнедельных курсах для студентов и преподавателей русского языка в Кенигштейне в Германии. В 1970 г. вышел университетский курс «Истории России и СССР» (на французском языке), рекомендуемый в качестве пособия для университетов и высших школ Франции.

В 1968 г. П.Е.Ковалевский стал председателем Общества охраны русских культурных ценностей, основанного Д.П.Рябушинским (1882–1962) в 1945 г., сменив С.М.Лифаря. В начале 1960 г. была создана комиссия по сбору материалов для «Золотой книги» Русского Зарубежья, в которую вошли, кроме председателя Д.П.Рябушинского и генерального секретаря П.Е.Ковалевского, Е.А.Вечорин, Г.С.Давидов, М.Н.Кржижановский, А.Б.Серебряков и Г.В.Чижов8. В 1962 г. создали Комитет по изданию книги, во главе которого после смерти Рябушинского и обострившейся болезни Ковалевского встал кн. Н.С.Трубецкой. П.Е.Ковалевский еще до войны собирал материалы о культурной роли Зарубежья и по истории Зарубежной России. Посвятил этим вопросам отдельную главу как в своей книге «Исторический путь России», так и в «Курсе русской истории». В 1951 г. напечатал сводку материалов, озаглавленную «Краткая история русского рассеяния и его культурной роли», на французском языке, которая широко разошлась по многим странам. Вместе с В.К.Абданк-Коссовским и Т.И.Алексинской опубликовал серию статей-обзоров к 35-летию Зарубежной России (1920–1955) в журнале «Возрождение» за 1955/56 гг., посвященных всем областям деятельности русских за рубежом9.

О необходимости создания книги-памятника российской эмиграции писал Г.Адамович. Он считал, что именно на ниве культурной работы эмиграции удалось реализовать свое предназначенье:

«Спасибо, что тысячи русских людей в эти трагические дни использовали свои силы, дарования и ставшую их уделом свободу для творчества, которое бесследно развеяться в воздухе не могло и которое войдет когда-нибудь в «золотой фонд» русской культуры!»10. Актуальность сохранения культурного наследия российской эмиграции возрастает тем более, что именно ей предназначено представлять Россию в области литературы, искусства, права, ибо на родной земле, по мнению Г.Адамовича, дух созидания в этих сферах более всего был заглушен. Такая книга должна явиться как можно более полным и убедительным свидетельством того, что русские люди, оставив родину в тяжелые для нее годы, времени не потратили даром, не превратились в Иванов-Непомнящих. Такая книга должна быть доказательством, «что великая одаренность русского народа, его жизнеспособность, энергия, его стремление к творчеству проявились в ней полностью, несмотря на условия, которые лишь в исключительных случаях были благоприятными»11. Эту цель и преследовал П.Е.Ковалевский в своем творчестве.

До болезни он успел опубликовать первую часть своей работы, озаглавленную «Наши достижения, роль русской эмиграции в мировой науке» (два изд. в Мюнхене, 1960–1961). По его просьбе Юрий Анненков написал о русских в мировом кинематографе, Александр Серебряков – о русских художниках и скульпторах во Франции, Юрий Терапиано – о русской зарубежной поэзии, Мария Давыдова – о русской опере на Западе, Сергей Лифарь – о русском балете.

После того, как П.Е.Ковалевский оправился от болезни, он подготовил к печати всеобъемлющий труд, ставший итогом многолетней работы «Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа Русского Зарубежья за полвека. 1920–1970» (Париж, 1971). Это было настоящим подвигом. В апреле 1971 г. он писал В.Т.Пашуто: «Архивные фонды организаций, журналов и отдельных деятелей сохранились, к сожалению, только частично. Так, большой архив ЗЕМГОРа был сожжен при приходе немцев. Большинство материалов об эмиграции погибло во время пожара замка в Венсенне, где они хранились. Много гибнет каждый месяц, несмотря на отчаянные усилия как меня лично, так и немногих собирателей и хранителей исторических материалов. Архивы отдельных организаций еще существуют, но с каждым месяцем все уменьшаются, так как повальный мор (от старости) эмиграции сокращает все больше и больше ряды культурных людей, а молодое поколение этим не интересуется»12. Поэтому очень важно было сохранить для будущих поколений историю Зарубежья и рассказать о том, где сосредоточены материалы о жизни и творчестве русских вне России. Книга нашла широкий и в целом благожелательный отклик в эмиграции. Многие деятели Зарубежья прислали дополнения, исправления, критические замечания. В связи с этим в 1973 г. вышел новый доработанный выпуск этого издания. Сегодня без этой своеобразной малой энциклопедии эмигрантской жизни невозможно представить историю Российского Зарубежья, тесно связанную с деятельностью самого П.Е.Ковалевского. Как писала З.Шаховская, его самоотверженность и энергия не только влились в общий поток культурно-просветительной и научной деятельности российской эмиграции, но и сделали возможным познакомиться с ней потомкам.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Они унесли с собой Россию... Русские художники-эмигранты во Франции. 1920–1970-е. Каталог выставки. М., 1995. С. 12.

2. См. рецензию Н.Сергеевича на работу П.Е.Ковалевского. Современные записки. 1926. №29. С.482–485.

3. Ковалевский П.Е. Исторический путь России. Париж, 1946. Ч.II. С.49.

4. Там же. Париж. 1948. ч.I. С.95.

5. XX лет П.Е.Ковалевского. Библиография. Париж, 1972. С.30.

6. См.: Там же. С.38–98.

7. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М. 1992. С.260.

8. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа Русского Зарубежья за полвека. 1920–1970. Париж, 1971. C.117.

9. См.: Ковалевский П.Е. Русские ученые за рубежом // Возрождение. Париж. 1955. №44. С.5–30; 1956. №56. С.120–134; Алексинская Т.И. Эмигрантская печать и писатели-эмигранты // Там же. 1957. №70. С. 33–58; Абданк-Коссовский В.К. Русская эмиграция. Итоги за 35 лет // Там же. 1956. №51, 52, 54 и др.

10. Адамович Г. Вклад российской эмиграции в мировую культуру. Париж. 1961. С.9.

11. Там же. С.15.

12. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М. 1992. С.262.

 

Источник: З.С.Бочарова. «Культурное распространение России пошло в XX в.
через рассеяние» (П.Е.Ковалевский) // Культурная миссия Российского Зарубежья.
История и современность. М.: Российский институт культурологии, 1999. С.108–114.



© З.С.Бочарова