До сих пор неизвестные даже специалистам документы по истории генетики представлены на открывшейся выставке архива РАН

Москва, 24 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Александр Цыганов/.

 

Ряд неизвестных даже специалистам документов по истории советской генетики 1920-1930-х годов демонстрируются на открывшейся сегодня в выставочном зале Архива РАН документальной выставке «Личность в генетике: 20-30-е годы ХХ века». Она подготовлена в рамках выставочного проекта по истории Российской академии наук и отечественной фундаментальной науки.

Как отмечает глава академического архива Виталий Афиани, такая экспозиция организована впервые в истории. «Не только широкий зритель, но и специалисты впервые увидят большую часть представленных документов, – говорит он. – В частности, рукописи работ по евгенике и генетике животных и растений, большую научную переписку ученых, в том числе письма советских генетиков Моргану и его – нашим, дневник Кольцова и его письмо Сталину, личные дела  Вавилова, Костова и Меллера и другие».

Всего на выставке представлено около 300 экспонатов. В целом генетику здесь можно увидеть с неожиданной стороны, говорят организаторы, а именно через призму личностей самых известных и выдающихся представителей этой науки. «Ведь в 20-30-х годах был взрыв в биологии и генетике! – рассказывает Афиани. – Советская Россия стала тогда центром развития генетики. Можно сказать, что некоторые нобелевские лауреаты, тот же Томас Морган, если не учились у наших исследователей, то точно вместе работали».

В экспозиции выставлены документы о жизни и деятельности как, по словам директора архива РАН «основных трёх» – директора Института генетики Николая Вавилова, создателя Института экспериментальной биологии Николая Кольцова и выдающегося болгарского Дончо Костова, – так и других известнейших ученых. Среди них генетик-эволюционист Сергей Четвериков и его ученик Николай Тимофеев-Ресовский, директор Московского зоопарка Михаил Завадовский, биолог-эволюционист академик Иван Шмальгаузен и другие.

Экспозиция основана на документах из личных фондов Архива РАН, Мемориального Кабинета-музея Н.И. Вавилова, Научного архива Болгарской академии наук, частных коллекций.