А.Богомолова. Спасти дом Быкова

"Газета", 20.11.2009

 

Памятник русского модерна может не пережить зиму

 

Защитники московской архитектуры обратились с письмом к президенту Российской академии наук (РАН) с просьбой защитить от разрушения горевший в сентябре памятник русского модерна – дом купца Василия Быкова постройки начала XX века.

Если здание не будет законсервировано должным образом, его окончательно погубят зимние холода, утверждают представители движения "Архнадзор", собравшиеся в четверг, 19 ноября, на пикет в центре Москвы.

Защитники московского наследия пытаются обратить внимание властей и общества на состояние дома купца Василия Быкова, памятника архитектуры. Активистов возмущает тот факт, что за прошедшие со дня пожара два с половиной месяца не принято никаких мер для защиты здания от зимних холодов.

Кроме того, до сих пор неизвестны какие-либо результаты расследования причин пожара. Напомним, памятник русского модерна начала XX века горел в Москве 16 сентября. Ранее защитники архитектуры пытались уберечь здание от застройщиков, которые хотели превратить его в офисный центр.

Представители общественного движения "Архнадзор" собрались на тротуаре напротив дома купца Быкова на улице Юлиуса Фучика. Проводить акцию общественникам чиновники разрешили лишь здесь. Сначала организаторы планировали собраться на Триумфальной площади, под окнами Москомархитектуры, однако городские власти ответили, что заявки на мероприятия на этом месте подают многие организации, поэтому придется слишком долго ждать.
Высказаться против возможного разрушения дома пришли 15 человек. Все они были одеты в красные плащи и каски, изображая пожарных. В руках люди держали плакаты с лозунгами "Спасите дом Быкова!", "Москомнаследие, где ваши инспекторы?", "Москва, спаленная пожаром, инвестору сдана?", "Собственник обязан отвечать за сохранность памятника", "Сколько шедевров готова потерять столица?".

Некоторые пикетчики демонстрировали фотографии других практически разрушенных городских памятников архитектуры. Среди них дом архитектора Матвея Казакова в Малом Златоустинском переулке (сгорел в 2003 году), палаты Левашовых постройки XVII века в Староваганьковском переулке (сгорели в середине 1990-х), дом на Остоженке, где в конце XIX века жил художник Василий Суриков (сгорел в 2002 году), и многие другие памятники архитектуры. Все они повреждены огнем, не восстановлены должным образом и находятся под угрозой сноса.
Фото горящего дома купца Василия Быкова участники пикета по очереди тушили из игрушечной пожарной машинки. Именно так (но используя реальную технику), по мнению Сергея Бреля, представителя "Архнадзора", должны поступать городские чиновники, отвечающие за сохранность памятников архитектуры.

Представители "Архнадзора" раздавали прохожим листовки с информацией об уникальном доме, его истории и требованиях движения. Некоторые горожане, проходившие мимо, соглашались подписать письмо в. адрес президента РАН (на балансе которой находится здание) с просьбой выделить деньги и обеспечить проведение консервационных работ, чтобы дом мог пережить зиму.

Горевшее здание располагается на пересечении 2-й Брестской и улицы Юлиуса Фучика. В нем находится Институт автоматизации проектирования РАН и Российско-индийский центр компьютерных исследований РАН.

Дом представляет собой целый ансамбль соединенных друг с другом зданий постройки начала XX века. Часть, в которой произошел пожар (строение 1), была возведена в 1909 году архитектором Львом Кекушевым и считалась одним из наиболее сохранившихся памятников русского модерна.

Другую часть дома (строение 4) также создал Лев Кекушев, перестроив более старый корпус. В начале прошлого века здесь располагался доходный дом купца Василия Быкова.
В течение последних лет строение 1, в котором сохранились подлинные авторские элементы, пустовало. Здесь можно было увидеть авторские оконные переплеты и маску льва на арке ворот дома – это автограф Льва Кекушева, знак его имени. Московские специалисты архитектуры рассчитывали, что здание удастся сохранить.

До пожара за судьбу здания боролись несколько московских архитекторов. Дом был срочно заявлен на внесение в реестр недвижимого культурного наследия Москвы после того, как стало известно, что хозяин всего участка, Институт автоматизации проектирования РАН, совместно с инвестором намерен снести тыльную часть здания и построить во дворе многоэтажный дом, оставив от ценного строения только фасады.

Разрешение на разработку предпроектной и прочей документации было получено в 2007 году, тогда же в тексте распоряжения московских властей был назван инвестор – ООО "Финансист". Контракт с инвестором институт заключил в 2005 году.

Включение здания в реестр недвижимого культурного наследия означает, что его нельзя разрушить, а на проектировщика прилегающей территории ложатся обязательства по его реставрации.

 

*   *   *

 

СПРАВКА ГАЗЕТЫ

Из письма президенту Российской академии наук Юрию Осипову: "Здание сохраняло и частично сохраняет после пожара уникальные элементы оформления: лепной декор, двери, металлические ограждения лестниц, деревянные оконные переплеты авторского рисунка. Пожар в доме Быкова привлек большое внимание общественности и средств массовой информации. Увы, бытует версия поджога, основанная на том, что придание дому охранного статуса в 2008 году нарушило планы института и его инвестора – ООО "Финансист". Подозрения усугубляются тем, что за два месяца, прошедшие со дня пожара, правообладатель не осуществил консервацию памятника, оставшегося без крыши. (...) Просим Вас, многоуважаемый Юрий Сергеевич, срочно выделить из бюджета Российской академии наук средства для консервации здания. Просим обязать Институт автоматизации проектирования РАН провести консервационные работы на памятнике, не дожидаясь весенне-летнего сезона".