Н.Петлянова. Интеллект становится невыездным

"Новая газета", 02.11.2009

 

В альма-матер Медведева и Путина вернули цензуру

 

Деканы могут выдать санкцию на публикацию, либо отправить работу на рецензирование комиссии по контролю экспорта. Комиссия может разрешить научную работу а может наложить на нее вето.

Преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета обязали испрашивать у руководства вуза разрешение на публикацию своих работ за границей и на выступления за рубежом.

Все научные труды, которые гипотетически мог/т выйти за пределы страны, а также планы обучения иностранных студентов в Петербурге теперь в обязательном порядке должны представляться в администрацию СПбГУ для проверки на предмет "вреда для национальной безопасности". Многие российские ученые расценивают новую ограничительную меру как шаг в советское прошлое – к тотальному контролю и повсеместной цензуре. Зарубежные СМИ прокомментировали эту новость однозначно: "В России возобновляется травля национального интеллекта".

В октябре ректор СПбГУ Николай Кропачев издал приказ N 1689/1. В служебном циркуляре перечислено то, что впредь необходимо направлять на проверку в университетскую комиссию. Администрация вуза намерена штудировать копии заявок на получение грантов от иностранных организаций, контракты с зарубежными юридическими лицами, образовательные программы для занятий с иностранными студентами, а также списки студентов-иностранцев, их учебные программы и т. д.

После изучения материалов деканы факультетов либо сами выдадут санкции на публикацию, либо, в сложных случаях, отправят работу на рецензирование комиссии по контролю экспорта, созданной при вузе. В нее войдут представители четырех инстанций: Управления научных исследований и инновационных программ Федерального агентства по образованию. Федеральной службы безопасности, отдела интеллектуальной охраны собственности и управления международной и внешнеэкономической деятельности СПбГУ. Комиссия также может разрешить научную работу, а может наложить на нее вето.

В ректорате СПбГУ "Новой" заявили, что приказ N1689/1 должен привести ситуацию в вузе в соответствие с требованиями закона об экспортном контроле от 1999 года.

– До принятия этого закона, – говорит первый проректор по учебной и научной работе СПбГУ Игорь Горлинский, – некоторые доведенные до нищеты ученые на протяжении 10 лет продавали иностранным покупателям стратегически важные технические знания. Каждый университет имеет право защищать свою интеллектуальную собственность и свои законные интересы.

– В больших вузах, тем более там, где ведется закрытая тематика, в штатном расписании университета всегда существовал так называемый первый отдел, осуществляющий некоторые государственные функции защиты информации, – говорит декан факультета филологии и искусств СПбГУ Сергей Богданов. – Часто работа этого отдела сводилась к формальным вещам, но первый отдел есть, поэтому всякие инструкции, необходимости согласования были все время.

Как отмечают студенты вуза, сейчас преподавательский состав СПбГУ раскололся на два лагеря. Одни не видят в приказе ничего сверхъестественного. Другие протестуют, утверждая, что это "неслыханная система для российских университетов и она может стать шагом навстречу расширению цензуры в академических кругах".

– Я не думаю, что подобная система существует где-то в других университетах. Разве что в Китае или в Иране, – отмечает доцент факультета международных отношений СПбГУ Вячеслав Морозов. – До сих пор около 70% наших студентов печатались и выступали за рубежом. Я опасаюсь, что из-за введения ограничения эта цифра существенно сократится.

– Скорее всего, новые правила будут применять избирательно, для наказания отдельных ученых: за то, что они вступают в конфликт с руководством университета, или за то, что в их работах содержится критика власти, – считает Дмитрий Дубровский, доцент Смольного института, входящего в состав СПбГУ. – Я думаю, теперь на легальных основаниях запретят все публикации, где выражается хоть какая-то озабоченность по поводу реальной ситуации в политической сфере и в области прав человека в нашем государстве.