Симона Наумовна Пустильник,

кандидат биологических наук, член Британского общества истории

Еретик от Медицины

"Независимая газета", 09.07.08 (приложение "НГ-Наука")

 

Физиологические возможности организма как саморегулирующейся системы до сих пор остаются загадкой.

 

Во многих российских аптеках на видном месте - средства для скипидарных ванн с примечанием - «По методу А. С. Залманова». Но кто это? Даже во врачебной среде его почти не знают. А вот за границей называют великим русским лекарем. Его труды были под запретом почти полвека. Имени Залманова нет в биографическом словаре деятелей естествознания. (Кстати, 20 июня был его день рождения.) Доктор медицины трех стран, член европейских академий, он был личным врачом Ленина и Крупской.

Посланный учиться за рубеж, он там и остался. Основал клиники в Германии, Италии и Франции. По его методу омоложения лечатся политики, члены королевских семей, спортсмены и звезды Голливуда. Применяли их Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин... Поехал ли он на Запад по собственной воле? Или его там оставили, чтобы не участвовал в лечении Ленина, которому стало значительно лучше после залмановских процедур?

 

Профессиональный «курортник»

Александр (Абрам) Залманов (1875-1964) - выдающийся русский врач-натуропат, ученый и философ, несомненно, принадлежал той яростной и бурной эпохе. Он и его поколение хотели осчастливить людей и подарить не только «дивный новый мир», но и бессмертие. Или по крайней мере долголетие. Интересны параллели с его современником, другим выдающимся российским мыслителем и философом Александром Богдановым (1873-1928). Оба медики по образованию, прошли через Первую мировую войну военными врачами - и невиданный размах насилия и человеческих страданий увел обоих далеко от мира разрушения и классовой борьбы. «Еретиком от марксизма» называли Александра Богданова. «Еретиком от медицины» называли Александра Залманова. Поступив на медицинский факультет Московского университета в 1893 году, через три года Залманов его оставил, неудовлетворенный преподаванием, и перевелся на юридический, где и учился до ареста в 1899 году. А далее его жизнь напоминает приключенческий роман.

После освобождения Залманов уезжает в Германию, в Гейдельберг, где и оканчивает медицинский факультет университета. Он получает диплом доктора медицины. Первый диплом. Ибо потом будет и второй, уже русский медицинский диплом, полученный в 1903 году в Харькове. И третий. После нескольких лет интенсивной работы в Германии он переселяется в Италию. Там получает третий медицинский диплом в 1911 году, работая директором санатория для сердечных и легочных больных.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Залманов, к тому времени уже известный врач, бросает все и устремляется в Москву. Оттуда выезжает на фронт в качестве старшего врача санитарных поездов. Потом он был главным врачом военных госпиталей, не прекращая научно-исследовательской работы. 1918 год. Новый поворот в судьбе. Залманова назначают начальником Главного курортного управления. Он создает Институт физиотерапии и курортологии, санатории, исследовательские центры. Его вызывают в Кремль для лечения Надежды Крупской и Марии Ульяновой. У Залманова - пропуск, выписанный Лениным, по которому он в любое время мог пройти в Кремль. За врачебными советами обращается и сам Ленин. И они ведут долгие беседы о будущем курортного дела в России - в голодающей и замерзающей стране...

С благословения Ленина в 1921 году Александр Залманов отправляется в зарубежную командировку в Германию для дальнейших исследований. Уезжал ненадолго, а оказалось - навсегда. Залманов до конца сохранил свой советский паспорт. Но все многочисленные прошения о разрешении вернуться оставались без ответа. Залманов закончил жизненный путь в Париже в возрасте 90 лет. Создав свой рецепт долголетия и победы над старостью.

 

Как наскипидаренный!

Александр Залманов считал, что мудрее природы и Творца быть никому не дано - даже врачу. Физиологические возможности организма как саморегулирующейся системы намного больше, чем ограниченные возможности медицины. Задача же врача - создать условия для самоизлечения, для восстановления энергетического баланса. Начались поиски... В Германии он знакомится с монографией нобелевского лауреата А. Крога о роли капиллярного кровообращения.

В течение восьми лет Залманов методично работает в госпиталях и медицинских клиниках Берлина. Его упорство внушает уважение - каждые три месяца ученый меняет клинику, добираясь до сути идей и осваивая методики.

Он обобщает свои исследования по капиллярам. По Залманову, здоровье человека - это здоровье его капилляров - наиболее уязвимой части нашего организма. Нет локальной болезни, и нет локального лечения. Болен человек в целом, больны его капилляры. Значит, надо найти способ воздействия на сто тысяч километров капилляров (именно такова суммарная протяженность капилляров в организме человека)! «Наладьте кровообращение - орган сам излечится», - писал Залманов.

Так родилась капилляротерапия - наука о глубинном воздействии на обменные процессы в капиллярах. Блестящий знаток курортологии в качестве универсального средства воздействия на капилляры предложил лечебные скипидарные ванны. (Живичный скипидар - терпентинное масло, получаемое перегонкой из сосновой смолы, давно использовали в народном целительстве, но чистый скипидар оказывает сильное раздражающее действие и не растворяется в воде.)

 

Целитель Абрам Соломонович

Залмановские ванны давали поразительный лечебный эффект, даже при заболеваниях, считавшихся неизлечимыми. Но Залманов пошел дальше. Мы должны, и мы могли доживать как минимум до 100 лет, оставаясь сравнительно молодыми и деятельными - такой вывод делает Залманов. Заманчиво, не правда ли? В то время он уже был в Париже. Очередь в кабинет «врача капилляров» растянулась на два года. Прибегали к его методам и вожди Третьего рейха, несмотря на то, что целителя звали Абрам Соломонович.

В 1958 году во Франции выходит его первая книга - «Секреты и мудрость тела», много раз переиздававшаяся. Он тут же посылает ее в Москву, в президиум Академии медицинских наук СССР. Просит перевести на русский язык, а также прислать к нему на стажировку молодых врачей, чтобы передать безвозмездно свой опыт. Ответа он так и не получил.

И все-таки его книга проникла в Россию. Сначала французское издание - прямиком... в ведомственную поликлинику Академии наук СССР, к врачу одного из пациентов. Результаты при лечении были настолько удивительные, что его последователи стали бороться за издание книги в России. Она выходит только в 1966 году под названием «Тайная мудрость человеческого организма. Глубинная медицина», когда Залманова, так мечтавшего о признании на родине, уже не было в живых.

А в кремлевских поликлиниках омолаживающие ванны использовали вовсю... Потихоньку в Центральном институте физиотерапии и курортологии (том самом, который он основал) стали применять залмановские ванны, несмотря на сопротивление руководства. В самые застойные годы военный врач-терапевт Ю. Каменев защитил диссертацию по методике Залманова и начал внедрять эту терапию на базе кафедры терапии усовершенствования врачей Петербургской военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. (Как он позже вспоминал, его спасало лишь то, что он служил в Вооруженных силах и был неподвластен Минздраву.)

В 1972 году жена и сын Залманова, выполняя его посмертную волю, обратились в Военно-медицинскую академию с просьбой принять в дар архив и библиотеку Залманова. Эта эпопея заняла семь лет. Разрешения долго не давали. Оказалось, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС хотел получить подлинные документы, подписанные Лениным: удостоверение Залманова и его пропуск в Кремль. Наконец, архив прибыл из Парижа - сначала в Москву, в Институт марксизма-ленинизма, а затем был передан в Военно-медицинскую академию, где был создан Фонд А. С. Залманова, а сейчас - его музей. Он еще ждет своих исследователей, ведь документы залмановского архива охватывают без малого столетие, с 1906 по 1973 год.