П.Образцов. Два в одном

"Известия" (приложение "Московская неделя"), 07.11.2008

 

Лев Давидович Ландау действительно был, как говорится, "не подарок", мог легко обидеть собственного студента или аспиранта, был возмутительно откровенен насчет своих любовных связей - причем с собственной женой. Будучи уже хорошо обеспеченным человеком, мог отказать родственникам в элементарной помощи. Говорят, что он не только не "продвигал" своего почти единственного друга Евгения Лифшица в академики, но чуть ли не мешал его избранию.

Однако справедливо и обратное. Количество учеников, которым Ландау буквально раздаривал свои физические идеи, а те делали из этих идей свои знаменитые статьи или диссертации, исчисляется многими десятками. Причем Дау, как принято было называть академика, чаще всего отказывался быть соавтором этих работ. А насчет денег... Ландау помогал, и часто тайно, очень многим своим коллегам, и вот уж кого нельзя обвинить в корыстолюбии - в бытовых вопросах Дау был почти ребенком и в материальной стороне жизни мало что понимал. А Евгений Лифшиц останется в истории физики прежде всего потому, что Ландау именно его выбрал в качестве соавтора знаменитого и бесценного учебника "Курс теоретической физики". Как в англоязычной литературе Библию называют просто Книга (The Book), так и этот учебник будущие физики называют просто Курс (а шутливо - "Ландавшиц"), который постоянно переиздавался и при жизни Ландау, и после того, как зимой далекого 1962 года на скользкой дороге машину Л Д. занесло и она врезалась в грузовик.

В такой же январский день 1908 года в южном городе Баку, где никакого гололеда почти никогда не бывает, родился будущий гений, который в 13 лет уже закончил школу, а в 19 - университет. Затем командировка в Европу, работа у Нильса Бора, знакомство с Гайзенбергом и другими великими физиками. А потом - СССР и собственная физическая школа, где экзамены устраивал сам Дау. Почему Дау? По-французски "л'ан" - это "осел". Так Ландау и говорил: я - осел по имени Дау. Теоретик Ландау внес огромный вклад в теорию излучения звездных систем, рассеяния света, природы магнетизма, теорию фазовых переходов вещества и квантовую теорию поведения свободных электронов в магнитном поле. А Нобелевскую премию он получил за объяснение парадоксальной сверхтекучести жидкого гелия. Эта жидкость проникает сквозь мельчайшие отверстия, игнорирует силу тяготения и поднимается по стенкам сосуда. И в то же время вязкость у нее есть.

Ландау придумал, что жидкий гелий при температурах вблизи абсолютного нуля (минус 273 градуса по Цельсию) представляет собой - одновременно! - две жидкости, одна из которых ведет себя как сверхтекучая, а другая как "нормальная". Эксперименты подтвердили теорию, но представить себе эту "двойную" жидкость невозможно.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Л.Д. Ландау. Его именем назван академический Институт теоретической физики. Тираж "Ландавшица" составляет небывалую для физических трудов величину - сотни тысяч экземпляров на десятке европейских и азиатских языков. И жидкий гелий течет по правилам Ландау.