ЗАХАРЧЕНКО КОНСТАНТИН ЛЬВОВИЧ /17.01.1900, Люблин, Польша (входила в Российскую Империю) - 1987, США/, авиаконструктор.

В 1916 г. окончил киевскую гимназию и поступил в Морской кадетский корпус в Петрограде. Летом 1917 г. в качестве корабельного гардемарина принял участие в боевых действиях Флотилии Северного Ледовитого океана. Осенью того же года вместе с другими учащимися Кадетского корпуса был направлен для продолжения учебы во Владивосток. Октябрьская революция 1917 г. застала его в составе экипажа вспомогательного крейсера "Орел" в Тихом океане. Во время большевистского бунта гардемарины разоружили восставшую команду и выступили против советской власти. В годы гражданской войны служил в колчаковском военно-морском флоте. За заслуги был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. По окончании Морского кадетского корпуса З. был произведен в чин мичмана. После поражения Колчака "Орел" ушел в Средиземное море, а часть его команды, в том числе и З., высадилась в Калькутте. Оттуда он перебрался в Нью-Йорк, где получил помощь в Морской миссии при Российском посольстве. В 1921 г. З. поступил на авиационное отделение Массачусетского технологического института. Будучи студентом, он сотрудничал в разных авиационных фирмах, начав свою трудовую деятельность в этой отрасли с должности чертежника. Получив в 1925 г. диплом инженера по аэронавтике, З. работал ведущим конструктором на фирмах "Кейз Эркрафт Корпорейшн" и "Райт Аэронаутикал Корпорейшн". В 1928 г. он вместе со своими бывшими однокашниками по институту - Дж.Мак-Доннелом и Дж.Коулингом - создали собственную фирму, в которой построили легкий 2-местный спортивно-туристический самолет "Мак-Доннел Дудлибаг". Однако из-за разразившегося вскоре Великого кризиса фирму пришлось закрыть.

В 1934 г., когда З. работал заместителем главного конструктора Б.В.Корвин-Круковского в фирме авиационного оборудования "ЭДО" в "Колледж Пойнт", к нему обратились представители китайской провинции Кантон с предложением организовать у них авиационное конструкторское бюро и серийный самолетостроительный завод. Летом того же года конструктор приехал в Южный Китай и приступил к проектированию заказанного кантонским правительством тяжелого бомбардировщика. Однако вскоре ему стало очевидным, что создание такого самолета не под силу промышленности Китая. Поэтому вместо бомбардировщика З. разработал в 1936 г. легкий 2-местный учебно-тренировочный биплан "Фушинг" и, несмотря на сложную внутриполитическую обстановку, а также отсутствие оборудования и квалифицированных кадров, наладил его серийное производство.

В 1933 г. З. перебрался на авиазавод в Шанхай, где для Центрального китайского правительства серийно строились истребители "Кертисс". Работа в Шанхае продолжалась недолго. Начавшаяся война с Японией вынудила эвакуировать завод в горную провинцию Куньмин, где он был размещен в пещерах под землей. В 1940 г. З. был назначен на должность технического советника и члена Бюро по аэронавтике при правительстве Чан Кай Ши и вскоре награжден высшим орденом "Слава Китая". В последние годы своего пребывания в этой стране он занялся разработкой ракетного оружия.

В начале второй мировой войны Дж.Мак-Доннел воссоздал свою авиастроительную фирму и не замедлил разыскать своего институтского товарища. З. откликнулся на его предложение и в 1943 г. переехал в Сен-Луис в США, где занял должность главного конструктора Научно-исследовательского отделения по вертолетам и двигателям "Мак-Доннел Эркрафт Корпорейшн". Под его руководством в 1946 г. был построен первый заграничный 2-моторный вертолет "Мак-Доннел-37 Уайлэвей", в ходе испытаний которого конструктору удалось решить ряд сложнейших проблем, характерных для аппаратов 2-винтовой поперечной схемы. Воздушный гигант оставался самым большим вертолетом в мире вплоть до осени 1948 г., когда с участием другого выходца из Российской Империи - Якова Шапиро - в Великобритании был построен 3-винтовой гигант "Сиерва W-11 Эр Хорс".

Кроме тяжелого гиганта "Уайлэвей", З. построил в 1947 г. и "Мак-Доннел-38 Литл Генри" - первый в мире вертолет с реактивным приводом несущего винта посредством прямоточных воздушно-реактивных двигателей, установленных по концам лопастей. Относившийся к классу сверхлегких 1-местных "воздушных мотоциклов" аппарат завершил размерный ряд вертолетов. Затем был построен его 2-местный вариант. Параллельно с постройкой вертолетов З. продолжил исследования по ракетной технике и реактивным двигателям, сотрудничал с Корнелевской аэродинамической лабораторией. В годы работы на "Мак-Доннел" конструктор женился и принял в 1947 г. американское гражданство.

В 1949 г. З. расстался с фирмой "Мак-Доннел". Он переехал в Вашингтон, где после непродолжительной работы советником Национального бюро стандартов, в 1950 г. стал техническим директором экспериментального подразделения Бюро военно-морского флота по артиллерийскому и материально-техническому снабжению. В Бюро З. занимался разработкой методов управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по управляемому ракетному оружию. В 1956 г. он был награжден медалью "За отличную гражданскую службу в военно-морском флоте". В 1956-1976 гг. З. работал консультантом правительственного Агенства по заказам ракетной техники, а также ряда государственных организаций, включая Министерство обороны и Библиотеку Национального конгресса.

Всю свою жизнь он продолжал интересоваться русской историей, внимательно следил за развитием техники и событиями в СССР.

Лит.: Berry H. Development of the Mc Donnell XHYD-1 // American Helicopter, 1950, N 8; Francillon R. Mc Donnell Douglas Aircraft since 1920. London, 1979.

Арх.: National Air Space Museum,s Archive, USA.

В.Михеев