ВАТТЕР МИХАИЛ /03.08.1899, Рига, Латвия (входила в состав Российской Империи) - ?/, авиаконструктор, специалист по авиационным материалам.

В 1916 г. В. поступил в Рижский политехнический институт, находившийся в Иваново-Вознесенске. Вскоре перевелся в Московское Императорское техническое училище, где на механическом отделении можно было получить авиационную специальность. Учился у "отца русской авиации" - профессора Н.Е.Жуковского, что сыграло большую роль в его дальнейшей деятельности. Будучи студентом, получил возможность неоднократно летать на самолетах.

Во время гражданской войны в 1919 г. В. переехал из Москвы в Киев, где продолжил учебу в Политехническом институте. В следующем году эмигрировал в Италию и закончил там Туринский политехнический институт, прослушав дополнительный курс по проектированию летательных аппаратов. С дипломами доктора и авиационного инженера В. переехал в 1921 г. в США и поступил на работу в отдел аэродинамики фирмы "Кертис Аэроплейн энд Моторз". Через 2 года он был приглашен на должность главного конструктора на фирму "Чанс Воут" на Лонг-Айленде, где руководил разработкой и испытанием многоцелевых самолетов-бипланов "Корсар" 02U, 03U и Х04U, поставлявшихся в 20-30-х гг. крупными сериями в вооруженные силы США и других странах. Одновременно В. работал техническим редактором журнала "Аэро Дайджест", опубликовал ряд статей по аэродинамике и конструкции самолетов. С самого начала конструкторской деятельности получил права пилота и лично принимал участие в летных испытаниях своих самолетов.

В 1931 г. основал на Лонг-Айленде фирму "Уорриор Инжиниринг" по производству цельнометаллических военных самолетов собственной конструкции, однако время для бизнеса выбрано было не лучшее, поскольку в США в самом разгаре была Великая депрессия. Спустя 2 года конструктор уехал в Мексику, где по приглашению правительства этой страны построил самолет MWT-1 для предполагавшегося сверхдальнего перелета через Атлантику. К сожалению, перелет не состоялся из-за начавшихся в Мексике внутриполитических конфликтов. Вернувшись в США, В. начал работать на фирме "Апперку-Бурнелли Эркрафт" (штат Нью-Джерси), где участвовал в разработке оригинальных самолетов с несущим фюзеляжем.

В 1935 г. В. занял должность ведущего конструктора на фирме "Глен Мартин" в Балтиморе, где к тому времени уже работала большая группа русских инженеров-эмигрантов. В. принял участие в доработке бомбардировщика "Мартин В-10" и разработке сверхтяжелой летающей лодки "Мартин 170 Марс", но главным результатом его деятельности на фирме стала знаменитая летающая лодка "Мартин 162 Маринер" - лучшая машина своего класса в авиации Военно-морского флота США в годы второй мировой войны. В. являлся ведущим конструктором этого проекта.

Вскоре после первого полета "Маринера" В. был приглашен на должность главного конструктора расположенного в Филадельфии авиационного отделения фирмы "Бад". В нем он проработал 22 года. Фирма славилась своими железнодорожными вагонами-пульманами, а с началом войны ее руководство решило наладить производство самолетов, используя традиционно дешевую и хорошо налаженную технологию вагоностроения. В. прекрасно справился с задачей и построил в 1943 г. десантно-транспортный самолет "Бад RB-1 Конестога". Самолет был запущен в серийное производство, но в связи с окончанием второй мировой войны выпуск самолетов резко сократился.

С переходом на производство мирной продукции руководство фирмы "Бад" закрыло авиационное отделение, а В. получил должность управляющего научными исследованиями. Он занимался разработкой и освоением новых материалов и технологий, главным образом применительно к транспортному машиностроению, внедрял, развивал для этой отрасли методы научных исследований, принятые в авиации. Благодаря В., фирме "Бад" удалось нарушить монополию знаменитой компании "Пульман" в производстве железнодорожных пассажирских вагонов, внести вклад в повышение безопасности и комфорта автомобильного транспорта. Эмигрант из России оказался одним из пионеров разработки научных методов управления и планирования производства, организации труда, внедрения автоматизации технологических процессов.

Развитие аэрокосмической промышленности США во 2-й половине 50-х гг. поставило проблему перехода на новые конструкционные материалы и технологии. Большую роль в ее разрешении оказал В., по настоянию которого фирма "Бад" возобновила сотрудничество с аэрокосмической промышленностью. Для самолетов и космических аппаратов были разработаны узлы и изделия из новых сортов высокопрочных сталей, титана и "сандвичевых" конструкций. Деятельность в данной области В. продолжал и после официального выхода в 1961 г. на пенсию. Он получил приглашение стать старшим научным сотрудником Института оборонных исследований США в Вашингтоне. В. руководил в институте исследованиями, связанными с разработкой ракет малой, средней и большой дальности, способами их мобильного базирования, а также планированием программы космических, боевых действий.

За последние годы своей конструкторской деятельности В. неоднократно выступал с лекциями в университетах и докладами на научных конференциях, представлял промышленность США на международных форумах, состоял членом ряда научных обществ. Ему принадлежал 121 патент, более 40 публикаций в области проектирования самолетов, транспортной техники, автоматизации производства и технологии новых материалов.

Соч.: Joukowski,s Vortex Theory of Propellers // Aero Didest, 1930, vol. 16, N 4; Introducing the Budd RB-1 "Conestoga" // Aero Digest, 1944, May 15; Strength of Stainless Steel Structural Members as Function of Desing. Philadelphia, 1950 (совм. с A.Lincoln); A New Missile Material // Missiles and Rockets, 1958, March.

Лит.: Watter M., Linkoln A. Strength of stainless steel structural members as Function of Design. Philadelphia, 1950; Who is Who in Aviation. New York, 1943.

Арх.: Арх. Нац. Аэрокосмич. Музея США.

В.Михеев