МАХОНИН ИВАН ИВАНОВИЧ /1895, Петербург, Россия - 09.07.1973, Франция/, инженер-изобретатель авиационной и транспортной техники, систем вооружения, дистилляции топлива.

По окончании высшего технического заведения основал в Петербурге в годы первой мировой войны собственное бюро изобретений. Занимался разработкой новых типов вооружения: реактивных снарядов, бронебойных пуль, авиационных торпед и т.п. После Октябрьской революции 1917 г. активно сотрудничал с советской властью, участвовал в восстановлении и реконструкции железнодорожного транспорта. М. был автором ряда проектов подвижного состава, некоторые из которых были реализованы при поддержке Президиума ВСНХ и лично наркома путей сообщения Ф.Дзержинского. В 1919 г. построил на Мытищинском заводе 3 мотовоза с дизелями, работавшими на сыром мазуте, с электрической передачей. Они эксплуатировались Николаевской железной дорогой. В следующем году по проекту М. на балтийском судостроительном заводе был построен оригинальный электропоезд, состоявший из 3-х вагонов с электродвигателями, тендеров с аккумуляторными батареями и обычных пассажирских вагонов. Он предназначался для регулярного сообщения между Москвой и Петроградом, был опробован, но оказался неэкономичным по сравнению с обычными электровозами и тепловозами. Вследствие этого, отношение к новаторским идеям М. изменилось. Разработанный им в 1921 г. проект гигантского дирижабля поддержки не получил, так же как и ряд других его изобретений. Это явилось одной из причин эмиграции М. Воспользовавшись своими связями в Наркомате путей сообщения, он вместе с женой в конце 1921 г. выехал во Францию.

В Париже М. предложил свои изобретения французскому правительству. Артиллерийское ведомство заинтересовалось проектами многоступенчатых ракет, а морское министерство - предложением организовать производство дистиллированного топлива из угля, которое было с успехом опробовано на торпедах, катерах и транспортных судах. Менее дорогой и пожароопасный, чем бензин, дистиллят М. заинтересовал и авиационное министерство. Получив государственную поддержку, изобретатель основал в Сен-Море под Парижем завод по дистилляции - " La Compagnie des Carburants Makhonine". Произведенное дистиллированное топливо нашло применение в наземном транспорте, а в июле 1926 г. начались его испытания на самолетах. Однако, несмотря на поддержку общественного мнения и прессы, завод М. был в следующем году закрыт из-за вредных выбросов и ядовитых выделений продукта. Инженер занялся разработкой экспериментальных самолетов.

В сентябре 1929 г. М. представил проект самолета с изменяемым размахом крыла. Внешние части консолей могли телескопически втягиваться внутрь корневых частей крыла. Благодаря этому при полете с большой скоростью существенно снижалось вредное сопротивление. Ранее самолеты подобной схемы не строились. Получив некоторую финансовую помощь, М. выполнил в Сен-Море в 1931 г. первый образец своего экспериментального самолета Мах-10. После 4-х лет испытаний он был значительно модернизирован и получил обозначение Мах-101. В период оккупации Франции немцами самолет был уничтожен летчиком-испытателем. Несмотря на давление оккупантов, М. отказался сотрудничать с ними в производстве дистиллированного топлива

.

По окончании войны М., пользуясь поддержкой авиационного министерства, построил в 1947 г. 4-местный самолет-разведчик Мах-123, основанный на тех же принципах, что и предшественник. Аппарат прошел испытания, но продолжить исследования изобретателю не удалось. В 50-60-х гг. М. вновь занимался опытами по дистилляции топлива. Всего во Франции им было сделано 24 изобретения, касавшиеся, преимущественно, транспортной техники и вооружения.

Лит.: Victor M. L,Avion a surface Variable I,ingenieur Makhonine //Les Ailes, 1931, N 531; Техника в ее историческом развитии. М., 1982.

В.Михеев