КЛЫКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ /29.12.1898, Севастополь, Россия - США/, авиационный инженер, конструктор.

Родился в Севастополе. Родители: Александр Михайлович и Зинаида (урожденная Пиленко). По окончании севастопольской гимназии в 1916 г. поступил на кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института, вскоре ушел в армию, служил в инженерных войсках. После демобилизации в следующем году вернулся в институт. В 1919 г. эмигрировал в США, где первое время трудился рабочим. В 1923 г. окончил Массачусетский технологический институт с дипломом бакалавра по кораблестроению и судовым двигателям. К. поступил работать инженером на фирму "Эркрафт Девелопмент" в Дейтройте, где возглавил расчет и проектирование металлической оболочки для строившегося жесткого дирижабля ZM-2 и прорабатывавшихся перспективных проектов. В 1926 г. инженер получил американское гражданство и вскоре женился на В.Батч, от которой имел 2-х сыновей. С 1928 по 1929 г. участвовал в разработке летательных аппаратов легче воздуха на фирме "Вервиль Эркрафт", а затем возглавил отдел прочностного анализа фирмы "Детройт Эркрафт".

Последние свои исследования в области дирижаблестроения К. провел в 1931-1933 гг. на фирме "Металклэд Эйршип", где занимался разработкой оболочек для гигантских дирижаблей. По совместительству инженер читал лекции по летательным аппаратам легче воздуха в Детройтском университете. В Дейтройте он сдал экзамен на право быть пилотом воздушного шара и в 1927-1930 гг. принял успешное участие в проводившихся в США гонках аэростатов. Этим видом спорта К. увлекался всю жизнь.

В начале 30-х гг. интерес к летательным аппаратам легче воздуха стал ослабевать, большинство дирижаблестроительных фирм было закрыто. В 1933 г. К. поступил работать на фирму "Дуглас Эркрафт" (Санта-Моника, штат Калифорния) в качестве заместителя начальника отдела прочности и одновременно преподавал расчет летательных аппаратов на прочность в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене. Он принял непосредственное участие в создании большинства самолетов фирмы, в том числе и знаменитых DC-2 и DC-3. В эти же годы Департамент коммерции США создавал сеть отделений Управления гражданской авиации, и К. стал заместителем начальника ее Отделения по Западному побережью, которое в 1942 г. возглавил.

После второй мировой войны К. руководил отделениями Управления гражданской авиации в разных регионах США, в том числе и в Вашингтоне. Вышел на пенсию в начале 60-х гг., заведуя Отделением в Лос-Анжелесе. Он был членом и председателем Комитета по безопасности полетов NACA, читал лекции в авиационных учебных заведениях. К. внес огромный вклад в организацию воздушного движения в США. Ему принадлежали многочисленные заметки и статьи по проектированию и расчету летательных аппаратов тяжелее и легче воздуха, гидродинамике, надежности и безопасности воздушного транспорта.

Лит.: Who,s who in aviation. New York, 1943, 1958.

Арх.: Архив Национального Аэрокосмического музея США.

В.Михеев