ЮРКЕВИЧ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ /1885, Москва, Россия - 13.12.1964, Нью-Йорк, США/, инженер-кораблестроитель.

Образование получил на кораблестроительном отделении Санкт-Петербургского политехнического института (1903-1909). Трудовую деятельность начал в Кронштадтском порту в должности корабельного инженера. Вскоре Ю. был направлен в Ревель, где занимался проектированием морских судов, в частности, подводных лодок. Затем молодому инженеру предложили занять ответственную должность руководителя Балтийского завода в Николаеве. Находясь при этом на действительной военной службе, Ю. получил в 1914 г. чин штабс-капитана. Активно содействовал организации в Петербурге в 1915 г. Союза морских инженеров, став впоследствии его секретарем.

Привлеченный перед первой мировой войной в отдел кораблестроения Морского генерального штаба Ю. был одним из авторов проекта 4-х супердредноутов: "Бородино", "Кинбурн", "Измаил" и "Наварин". В процессе разработки им были предложены новые линии обводов для корпуса корабля, что дало отличные результаты при макетных испытаниях. Начавшаяся революция помешала строительству кораблей. Заслуги Ю. были отмечены орденами Станислава 3-й степени (1913) и Анны 3-й степени (1915).

После Октябрьской революции Ю. покинул Россию. Преодолев обычный для белых офицеров маршрут Крым: Черное море - Турция, он в конце концов добрался до Парижа. Найти работу во Франции оказалось непросто, но после продолжительных поисков Ю. получил место чертежника на автомобильном заводе "Рено". Со временем появилась возможность вернуться к работе по судостроительной специальности. Благодаря рекомендации адмирала Погуляева, Ю. познакомился с директором верфей "Пенхоэт" - Фульдом. Русский инженер включился в разработку проекта большого пассажирского океанского лайнера для трансатлантических маршрутов, предложив оригинальный профиль корпуса корабля, имевший своеобразные "бульбообразные" обводы. Опытные испытания модели в гамбургском бассейне подтвердили высокие ходовые качества конструкции. Из более чем 20 представленных вариантов проект Ю. оказался лучшим и был положен в основу при создании парохода "Нормандия". Построенный в конце 20-х - начале 30-х гг. этот лайнер стал одним из самых больших (водоизмещением 83400 т), быстроходных и комфортабельных судов. После первого рейса в 1935 г. лайнер стал обладателем приза "Голубая лента Атлантики", установив рекорды наименьшей продолжительности перехода и наивысшей средней скорости.

Несмотря на шумный успех парохода "Нормандия", имя автора важнейших расчетов конструкции осталось по существу в тени. Не находя новых интересных предложений в Европе, Ю. в 1937 г. уехал в Америку. С 1940 г. работал техническим консультантом Управления морского флота США. В этой стране, гражданство которой он принял в 1941 г., Ю. провел последний период своей жизни.

 

В.Борисов