ФЛОРИН НИКОЛАЙ АНАТОЛЬЕВИЧ /19.07.1891, Боржоми, Грузия (входила в состав Российской Империи) - 1972 (?), Бельгия/, авиаконструктор.

Образование получил в Санкт-Петербургском институте путей сообщения, после окончания которого, работал в нем сначала в качестве лаборанта, а потом - преподавателя строительной механики. К получению профессорского звания Ф. готовился под руководством С.П.Тимошенко, но в начале первой мировой войны был призван в армию. По окончании ускоренного курса Михайловского артиллерийского училища в звании прапорщика с мая по октябрь 1916 г. служил командиром взвода в 33-й артиллерийской бригаде. В связи с расширением научно-исследовательских работ в области авиационной техники был отозван с фронта в распоряжение Технического комитета Управления Военно-Воздушного Флота Военного министерства. В интересах этого ведомства техник-специалист Ф. проводил лабораторные исследования по прочности конструкций, а для проверочных расчетов выезжал на авиазаводы. Весной 1917 г. он был произведен в подпоручики.

После Октябрьской революции Ф. находился на службе в Красной Армии. В июне 1918 г. он был назначен на должность начальника научного отделения Научно-технической части Главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота, а некоторое время исполнял обязанности помощника начальника Главного управления по научно-технической части. В то же время к новой большевистской власти Ф. относился отрицательно. В августе 1919 г., захватив с собой некоторые важные документы, он перешел к белогвардейцам, у которых служил в Отделе военных сообщений при Штабе Русских вооруженных сил Северной области. После разгрома Белого движения на Севере эмигрировал из Архангельска в Европу.

Обосновавшись в Бельгии, Ф. начал сотрудничать с авиационными и электротехническими фирмами и институтами. В 1926 г. он запатентовал в ряде стран оригинальную схему вертолета, вошедшую в историю как "схема Ф." В 20-е гг. в авиационных кругах бытовало мнение, что гироскопический момент вращающегося несущего винта может обеспечить вертолету устойчивость. В связи с этим конструкторы предпочитали строить вертолеты 1-винтовой схемы. Однако недостатком ее было то, что винты получались тяжелыми, ненадежными и сравнительно большого диаметра. При использовании 2-винтовых схем несущие винты можно было сделать меньшего диаметра, но они всегда делались попарно противовращающимися для взаимного уравновешивания их реактивных моментов. Гироскопические моменты винтов при этом взаимно уничтожались. Ф. предложил разрешить эту проблему, установив любое количество вращающихся в одну сторону несущих винтов с некоторым наклоном их осей в бок. Возникающие при этом горизонтальные составляющие тяг несущих винтов должны были уравновесить их реактивные моменты. Гироскопические моменты при этом полностью сохранялись.

Получив поддержку Бельгийской авиационной технической службы, Ф. приступил в 1927 г. к экспериментальным исследованиям несущих винтов и, спустя 2 года, построил первый экспериментальный вертолет "Флорин-1" с 2-мя несущими винтами, установленными продольно. Конструкция вертолета оказалась перетяжеленной, а трансмиссия ненадежной. В 1933 г. на средства Национального фонда научных исследований Ф. построил вертолет "Флорин-2", который оказался более удачным, на нем был совершен ряд испытательных полетов и достигнуты результаты, превосходившие официальные рекордные показатели. Однако жесткое крепление лопастей не обеспечивало надежности несущих винтов. У вертолета "Флорин-3" с обычным шарнирным креплением лопастей, построенного Ф. в 1939 г., устойчивость и управляемость оказались значительно худшими, чем у предшественника. Из чего конструктор сделал вывод о целесообразности этой схемы только при жестком креплении лопастей. Постройку следующего вертолета - "Флорин-4" - ему удалось начать только после окончания второй мировой войны. Вертолет должен был иметь 4 несущих винта небольшого диаметра с жестким креплением лопастей. Однако в послевоенной Бельгии добиться финансирования вертолетной экспериментальной программы не удалось. По одним сведениям, Ф. скончался в конце 40-х гг., по другим - дожил до 1972 г., ведя тихую жизнь государственного чиновника и преподавателя.

В.Михеев